СВОБОДА Дмитрий Георгиевич родился 19 октября 1949 года,
и, не достигнув ещё и 20-летнего возраста, приступил к работе
на кафедре Радиовещания и электроакустики МТУСИ. Круг научно-педагогических
интересов Дмитрия Георгиевича включает прикладную психоакустику,
методы оценки качества звучания звуковых трактов, практические
работы по архитектурной акустике и звукорежиссуре. Д.Г. Свобода
несёт ответственность за создание в МТУСИ экспериментальной
студии звукозаписи и организацию обучения дикторских групп
для службы времени.
В 1991 году Д.Г. Свобода стал руководителем Акустического центра, в спектр работ
которого входят сертификационные испытания и экспериментальная разработка громкоговорителей
и акустических систем, проведение субъективно-статистических экспертиз.
С 1998 года активно участвует в автозвуковых соревнованиях, начиная с самых первых.
Обладатель уникального диплома пожизненного судьи по объективным измерениям.
С 2001 года, после внедрения метода FSQ, стал председателелем Координационного
совета Лиги Автозвуковых Соревнований (ЛАС).
В 2002 году избран руководителем направления акустической метрологии российской
(московской) секции Международного общества инженеров-акустиков (AES RU).
И ещё одна сторона деятельности Д.Г. Свободы: уже немало лет он — бессменный
организатор и вдохновитель ежегодной выставки «Российский Hi-End».
ОБ АВТОРЕ
(опыт официальной биографии)
От автора
ВЫ, НАВЕРНОЕ, ЗАМЕТИЛИ, ЧТО люди, полностью удовлетворенные
звучанием своей техники, встречаются не так уж часто. Всегда
что-то не так, как хотелось бы, из-за чего невольно приходится
выслушивать советы друзей и сочувствующих. Но восприятие
звука дело субъективное и сугубо индивидуальное, так что
следовать таким советам бессмысленно. Результат может быть
парадоксален — поменяв компоненты на другие, как правило,
более дорогие, вы не получите желанного успокоения. Поэтому
лучше всего разобраться со своими проблемами самому, и при
грамотной постановке задачи можно добиться успеха.
Как известно, главное в лечении любой болезни — правильный
диагноз. Подбор нужных лекарств, снадобий и прочая — будет
уже потом. Если действительно хочется получить наслаждение
от музыки в домашних условиях, диагноз звукового образа в целом
важен так же, как и в медицине. Под выражением «в целом» мы
имеем в виду общее восприятие музыки, зависящее как от подбора
аудиоаппаратуры, кабелей и дисков соответствующего качества,
так и от акустических свойств самой комнаты.
Не секрет, что самая прекрасная аудиоаппаратура дома может
и не зазвучать. В то же время в хорошем, акустически выверенном
помещении процесс подбора компонентов и их правильной настройки
существенно упрощается.
Тестовый диск «Аудиодоктор FSQ» облегчит диагностику и правильную
настройку домашнего тракта. Методика FSQ разработана специально
для проведения объективных и субъективных акустических испытаний.
Мы подробно опишем все треки и расскажем, что вы должны услышать.
И, разумеется, проведем курс лечения, если со звуком не всё
в порядке.
Дмитрий СВОБОДА
От автора
Субъективно-статистический метод «Fast Sound Quality» (FSQ)
разработан в Акустическом центре кафедры Радиовещания и электроакустики
МТУСИ для проведения профессиональных субъективно-статистических
экспертиз (тестирования) по оценке качества звучания звукового
тракта. Он позволяет получать высокую достоверность результатов
при малых затратах экспертного времени. Метод включает в
себя оптимальную выборку объективных и субъективных параметров,
определяющих качество звучания, тестовый диск со специально
подобранными и записанными фонограммами и методическую разработку
проведения прослушивания.
В 2001 году метод был адаптирован для проведения оценки качества
звучания (КЗ) в салоне автомобиля. Был разработан оригинальный
экспертный (судейский) протокол и издан тест-диск «Car Audio
FSQ». В МТУСИ началась подготовка квалифицированных экспертов,
способных проводить прослушивания (судейства) звука в автомобилях.
В 2002 году метод был подробно изложен на 21международной конференцией
AES (Международное общество инженеров-акустиков), и на следующий
год в AES организовалась секция Car Audio.
В 2003 году метод FSQ стал применяться для оценки КЗ мультимедийных
аудиосистем и студийных профессиональных мониторов ближнего
поля со своим тестовым диском «Multimedia FSQ» и экспертным
(судейским) протоколом.
ДЛЯ СПРАВКИ
МЕТОД FSQ РАССЧИТАН НА ПРОфессиональных экспертов, однако
доступность позволяет использовать его и опытным слушателям.
Главное, внимательно изучите входящие в диск фонограммы и
подход к оценке их звучания. Не расстраивайтесь, если с первого
раза не уловите на слух всей звуковой информации — поначалу
это действительно не так просто. Самое важное, полностью
сосредоточьтесь на музыкальном материале, не стесняйтесь
повторить не совсем понятный для вас фрагмент несколько раз.
Теперь о том, что и как мы будем слушать.
Что — понятно, вашу аудиосистему и именно в том месте в комнате,
где вы обычно находитесь. Подчёркиваем это специально, поскольку
звуковое поле в помещении неоднородно, возможны места, где
возникают гудение и перекрёстные отражения.
А вот о том, как слушать, мы расскажем подробно.
Поскольку физической величины, однозначно описывающей качество
звучания, в природе не существует, специалисты пользуются разного
рода терминами. От самых простейших и неконкретных «лучше»,
«хуже» до более точных «чёткий», «размытый». Более верно эти
словечки называются субъективными критериями. Их более 100
и многие из них неконкретны или дублируют друг друга, что здорово
усложняет акустические экспертизы и иногда даже нивелирует
результаты. Попытки унифицировать терминологию проводятся во
всём мире уже не один десяток лет, но до сих пор так и не увенчались
успехом.
В методе FSQ чётко регламентированы основные и второстепенные
субъективные критерии оценки качества звучания. К основным,
которые будут фигурировать в тестовом диске «Аудиодоктор FSQ»,
относятся:
Запас по неискажённому уровню громкости.
Правильность фазировки стереофонического звукового тракта.
Неравномерность амплитудно-частотной характеристики (АЧХ).
Микродинамика звукового тракта.
Макродинамика звукового тракта.
Натуральность тембрального баланса.
Натуральность музыкального баланса.
Способность к линейному воспроизведению нижних частот.
Наличие шумов и помех.
Линейность стереокартины по ширине звуковой сцены.
Ширина и высота звуковой сцены, её положение (ориентация) в
горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Глубина звуковой сцены (эшелонирование).
Натуральность передачи музыкальной атаки.
Линейность стереокартины на разных уровнях громкости.
Способность звукового тракта к передаче полифонии.
Солидный перечень, но всё не так сложно, как кажется. Фонограммы,
по которым эти оценки будут выноситься, весьма доступны для
восприятия. Не стесняйтесь того, что поначалу вам придётся
часто останавливаться и переслушивать фрагменты «Аудиодоктора
FSQ». Практика показывает, что уже после четырёх-пяти прослушиваний
большинство затруднений исчезают.