#03/2005 • сильное
звено
Николай ЕФРЕМОВ
НАСТОЯЩЕЕ СОВЕРШЕННОЕ
Present Perfect, настоящее совершенное время, выражает связь прошлого
с настоящим.
Учебник английского языка
СТРАННЫЕ ЛЮДИ ЭТИ АУДИОФИЛЫ. КАЗАЛОСЬ БЫ, ЖИВИ И РАДУЙСЯ — ВНЕДРЯЮТСЯ
НОВЫЕ ФОРМАТЫ, МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ, ДВАЖДЫ В ГОД ОБНОВЛЯЮТСЯ ЛИНЕЙКИ,
ДИЗАЙНЕРЫ В ПОСТОЯННОМ ПОИСКЕ ФОРМЫ И ЦВЕТА... А НЕТ, НАСТОЯЩИЙ МЕЛОМАН
ИЩЕТ СТАРУЮ ТЕХНИКУ, ПРОШЕДШУЮ ПРОВЕРКУ ВРЕМЕНЕМ. ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО
ЛЕТ ЦЕНЫ НА ВИНТАЖ РАСТУТ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ НА НЕФТЬ. ЗАЙДИТЕ ИНТЕРЕСА
РАДИ НА E-BAY.DE, ПОИНТЕРЕСУЙТЕСЬ, ЗА КАКИЕ ДЕНЬГИ УХОДЯТ С АУКЦИОНА
«РЕВОКСЫ», «АКАИ», «КЕНВУДЫ» И «ТЕКНИКСЫ» 20 — 30-ЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ.
НЕСОМНЕННО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, УНИФИКАЦИЯ И конкуренция имеют и обратную
сторону. Да, техника становится все доступнее, и все больше народа
способно приобщиться к прекрасному, но в этой радостной симфонии
жизни все чаще проскакивают грустные нотки. Навязчивое серебристо-голубое
изобилие вызывает ностальгию по тем временам, когда динамики были
бумажными, усилители тяжелыми, а индикаторы — стрелочными. Признаюсь,
что сам недавно стал обладателем пары аппаратов «из прошлой жизни»
и был несказанно удивлен и качеством исполнения (литые шасси, блоки
питания с внешними теплоотводами, огромные трансформаторы, прецизионная
механика — никакой штамповки!), и их звучанием*. Причем это были
пусть и топовые, но все же серийные модели крупных брэндов.
И хотя процент несогласных с лозунгом «Новое — значит лучшее» не
так уж велик, вторичный рынок и, в частности, комиссионная торговля
расцветают буквально на глазах.
Но она, к сожалению, не панацея. Если найти винтажный усилитель в
приличном состоянии довольно просто, то с источниками проблема —
после приобретения может обнаружиться износ головок и деталей привода,
выработка ресурса лазерной головки, потеря эластичности у пассиков
и т.д. Хуже всего дела обстоят с акустикой — коробление диффузоров
и выкрашивание подвеса вообще не лечится. Найти же «родные» динамики
на замену, даже если вы регулярно бываете за границей, нереально,
говорю по собственному опыту. Это абсолютно невосстанавливаемые ресурсы.
Грамотно среагировала на ситуацию небольшая фирма Classic Audio Reproduction
из г. Брайтона, штат Мичиган. Она соблазняет аудиофилов не бывшим
в употреблении винтажом и аксессуарами — это рупоры для СЧ и ВЧ-драйверов,
деревянные корпуса и лицевые панели, переключатели, потенциометры
для ранних моделей Marantz и McIntosh и прочая мелочевка. Но самое
главное в ее ассортименте — акустические системы, выпускавшиеся в
золотой век аудио. Это реплики, т.е. точные копии, изготовленные
из тех же материалов и на аутентичных головках, либо чудом сохранившихся
на складах (т.н. new old stock), либо по сей день выпускающихся крошечными
партиями. В один и тот же корпус могут устанавливаться разные драйверы
— те, что пожелает заказчик, поэтому стоимость такого проекта может
колебаться в очень больших пределах.
Модель Project T-5.5 (российский ритейл $19200 за пару) построена
на излучателях TAD. Technical Audio Devices — рудиментарное подразделение
международного гиганта Pioneer, выпускающее акустические компоненты
профессионального и аудиофильского класса. Как вы увидите, отпускные
цены вполне соответствуют штучному производству.
В верхней части установлен твитер ET-703 ($995) с бериллиевой диафрагмой
весом 0,07 г и кобальтовым магнитом. Звуковая катушка намотана алюминиевым
проводом с особым покрытием. Головка воспроизводит частоты 5000 —
45000 Гц при чувствительности 107 дБ/Вт/м. Ее необычная конструкция
обеспечивает оптимальную дисперсию в обеих плоскостях и предусматривает
два типа установки — в горловине рупора или на панели, как в нашем
случае.
В рупорном оформлении у нас работает среднечастотник TD-4002 ($1490).
Он отвечает за диапазон 600 — 20000 Гц, и чувствительность его чуть
выше, чем у твитера — 110 дБ/Вт/м. Стекловолоконный рупор TH-2002
($740) конфигурации APAXIAL (Asymmetrical Pattern, Axis & Level)
был разработан для студийных мониторов. Асимметричный он потому,
что диаграмма направленности у него разная по плоскостям — однородное
поле гарантируется при отклонении в 60 град. от оси по горизонтали
и 30 — по вертикали. Кроме того, удалось в значительной степени избавиться
от характерной рупорной окраски и отражений звуковой волны от передней
плоскости корпуса.
Два 11-дюймовых вуфера TL-1102 ($570 каждый) имеют диффузоры из бумажной
пульпы с особым влагоотталкивающим покрытием. Конструкция солидная
— литая корзина, магниты алнико, звуковая катушка диаметром более
6 см и как следствие — вес 6,3 кг. Нижняя граница рабочего диапазона
проходит возле 31 Гц при чувствительности 94 дБ/Вт/м.
Ну и как вам комплектик? Одних динамиков почти на $9000, а к ним
— неподъемный корпус ручной работы, отделанный натуральным шпоном
(брутто более 100 кг). Колонки можно передвинуть по комнате в одиночку
исключительно благодаря роликам, утопленным в основание. На задней
стенке две пары клемм и проволочные потенциометры для регулировки
уровня ВЧ и СЧ-каналов.
Раз уж мы заговорили о золотом веке аудио, будем последовательны.
Усилитель у нас Antique Sound Lab Leyla 845 ($3000), китайский однотактник
на одноименном триоде. Внешне он выглядит несколько странно, но двухпалубная
архитектура имеет определенные преимущества. Чувствительный к наводкам
и вибрациям тракт предварительного усиления на 6SN7 с коммутатором
входов, собранный на верхнем шасси, отнесен подальше от силовой части.
845-я лампа считается сложной для раскачки, и в «Лейле» эта проблема
решена пусть и не самым дешевым, но эффективным способом — с помощью
межкаскадного трансформатора. Хорошая линейность и относительно невысокое
внутреннее сопротивление выходных ламп позволило обойтись без общей
обратной связи.
«Машинное отделение», с сетевым и выходными трансформаторами, надежно
упрятано в нижнем отсеке с толстыми стенками из фрезерованного алюминия.
Там же — мощные клеммы, рассчитанные на подключение акустики сопротивлением
4, 8 и 16 Ом. Предусмотрено ДУ (регулятор громкости с электроприводом)
и мониторинг тока выходных ламп по цифровому дисплею. Весит этот
дабл-декер более 30 кг и отдает в нагрузку 2 х 22 Вт в чистом классе
А. При довольно высокой чувствительности испытуемых колонок этого
должно хватить.
Проигрыватель Audio Aero Capitole 24/192 MK II тоже вписывается в
нашу концепцию. По мнению создателей, он должен служить наглядным
свидетельством того, что нет никакого смысла искать утешения в SA-CD
и DVD-A, пока не исчерпаны все резервы компакт-диска. По-моему, именно
с этой мыслью разрабатывался каждый узел аппарата. Привод Philips
CDPRO2 с верхней загрузкой — один из лучших по точности считывания,
надежности и минимуму вибраций. Загрузочный отсек открывается вручную
— никаких двигателей, червячных передач или шестеренок. Цифровой
сигнал обрабатывается 32-битовым процессором SHARC, в который заложен
алгоритм STARS (Solution for Time Abstraction ReSampling), разработанный
швейцарской фирмой Anagram Technologies. Сначала данные пересчитываются
из 44,1/16 в 24/192, и уже в этом формате осуществляется цифровая
фильтрация и преобразование в аналоговую форму ЦАПами AD1853. Для
снижения джиттера в схему введен образцовый клок-генератор с частотой
6,144 МГц. Балансная аналоговая часть с прецизионным регулятором
уровня построена на субминиатюрных лампах. Весит аппарат 15 кг.
От акустического кабеля зависит многое, и для связки Leyla — Project
T-5.5 мне порекомендовали XLO Signature2. По идее, чистая (лабораторная,
как сказано в описании) медь в тефлоне без всяких конструктивных
изысков не должна вносить заметной окраски в звучание.
Система, не считая источника (с винилом, мне кажется, вышел бы перебор),
получилась ностальгически-богемной, и музыкальный материал для прослушивания
подобрался легко. Сборник Creedence Clearwater Revival [1] хорошо
записан, это тот редкий случай, когда цифровой ремастеринг не убил
дух 70-х. Удалось ли сохранить его при воспроизведении? По большей
части да. Звучание легкое, открытое и при этом довольно точное. Не
слышно интерференции между НЧ и СЧ-полосами колонок — голоса не меняются
тембрально при вступлении бас-гитары и большого барабана. Правда,
удар несколько затянут, иногда появляется ощущение, что система играет
немножко медленнее, чем хотелось бы. Слегка не хватает «мяса», оттяга,
хотя ни бубнения, ни гулкости в звучании нет. Такую сдержанность
можно с уверенностью отнести на счет усилителя, но тут же должен
оговориться, что демпфирование у этого однотактника просто феноменальное.
Бас очень хорош, он не ватный и не резиновый, а примерно такой же,
как у JBL ранних студийных серий. Кстати, одной из первых реплик
Classic Audio Reproduction была джи-би-элевская модель Hartsfield
(выпускается до сих пор в первозданном виде), отсюда, очевидно, и
пошла звуковая порода.
«Гимны» Лайбаха [2] — краш-тест для любой акустики. Да, реального,
резкого и сильного удара нет, но есть много музыки и легких, ненавязчивых
подробностей. Разрешение очень высокое, опять же минимум интермодуляции
и далеко уходящая в глубину сцена. Для таких жанров я бы, конечно,
посоветовал другой усилитель — транзисторный, с более высокой макродинамикой.
Впрочем, и лампы этой акустике отнюдь не противопоказаны. Она способна
передать всю прелесть джазовых записей, сделанных «с лету», без наложений
и пересведений. В аналоговой студии любая перезапись ухудшала качество,
поэтому звукоинженеры предпочитали записать лишний дубль, чем что-нибудь
исправлять впоследствии. Особенно это чувствуется на записи Гетца
[3] — минимум пространственных эффектов (да они и не нужны при такой
сцене), но насколько цельно и бережно предается музыкальная картина.
Контрабасист немного позади, однако его игра рельефно выделяется
на фоне других инструментов. Щетки ударника рассыпчаты, без песка
и лишней шероховатости. Но главное здесь — общий настрой, немного
расслабляющий и располагающий к каким-то ленивым размышлениям. Правда,
это не значит, что у колонок проблема с динамикой — как раз нет.
Просто она настолько естественна и ненавязчива, что на нее как-то
не обращаешь внимания. Это очень любимое мною свойство легких чувствительных
динамиков с бумажными диффузорами.
Что еще понравилось — отсутствие рупорной окраски в голосовых регистрах.
И женский, и мужской вокал [4], [5] звучит живо и естественно, с
характерной для старой акустики теплотой. Нет ощущения электрической
подзвучки, микрофон как посредник почти исчезает. Можно считать,
что искажения всего тракта (в основном, конечно, «Лейлы») невелики,
а те, что есть, распределились по спектру довольно удачно. Конечно,
с системой еще можно было бы повозиться — попробовать другой усилитель,
особенно если вы любите рок, поиграть с кабелями. Не исключено, что
посеребренная медь смогла бы немного добавить «серебра» и в звучание,
но это уж кому как нравится. n
* Разумеется, сказанное не относится ко всей старой технике, было
много и неудачных с точки зрения звука моделей.
Паспортные характеристики Project 5.5
Диапазон воспроизводимых частот, Гц 37,5 — 24300
Чувствительность, дБ/Вт/1м 96
Номинальное сопротивление, Ом 8
Максимальный уровень звукового давления, дБ/1м 120
Крутизна фильтров, дБ/окт 12
Рекомендуемая мощность усилителя, Вт 10 — 150
Масса, кг 82,5
Музыка, которую мы слушали
1. Creedence Clearwater Revival. Fantazy, 2000.
2. Laibach, «Anthems». 2 CD Mute, 2004.
3. Stan Getz, «Reflections». Verve, 2003
4. Ella Fitzgerald & Louis Armstrong, «Porgy & Bess». Verve,
1958.
5. Cassandra Wilson, Traveling Miles. Blue Note, 1999
Тракт, который мы слушали
CD-проигрыватель
Audio Aero Capitole 24/192 MK II $10000
Полный усилитель
Antique Sound Lab Leyla 845 DT $3000
Акустические кабели
XLO REFSA-8, 8-футовая пара $1140
|