#02/2005 • сильное звено

Николай ЕФРЕМОВ

АТМОСФЕРА САТУРНА

ВЫПУСК 200-КИЛОГРАММОВОГО САБВУФЕРА — ПРИСТУП ГИГАНТОМАНИИ ИЛИ ЖЕЛАНИЕ ПОПАСТЬ В КНИГУ РЕКОРДОВ? НИ ТО, НИ ДРУГОЕ. SATURN 55 — ОДОМАШНЕННЫЙ ВАРИАНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БАС-МАШИНЫ, УЖЕ БОЛЕЕ 20 ЛЕТ РАБОТАЮЩЕЙ В ОДНОМ ИЗ САМЫХ ПРЕСТИЖНЫХ ПАРИЖСКИХ ТЕАТРОВ.

СОСТАВ СИСТЕМЫ

CD-проигрыватель Accuphase DD-85 €13450

Предусилитель Accuphase C-2400 €8850

Усилитель мощности Accuphase A50-V €15850

Сателлиты Cabasse Baltic €6600 пара

Кабели

- межблочные

Acrotec 6N-A2010 €50 за 1 м

- акустические

Acrotec 6N-S1100 €50 за 1 м

Стойка TAOC SC-4D €2900

Музыка, которую мы слушали

1. Петр Чайковский, «Увертюра 1812». Arte nova Classics/Loewe Systems. DDD, 1997.

2. «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997.

3. Larkin, «O’Cean». Enso Records, 20 bit mastering, 1997.

4. Classics of jazz vol. 3. Chesky Records, 1994.

5. ZZ top, «Rhythmeen». BMG, 1996.

В 1985-М ЕЩЁ МОЛОДАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ФИРМА Cabasse взялась за весьма рискованный для того времени проект — озвучить зал «La Geode» площадью более 1000 квадратных метров. В числе прочей акустики в нем было установлено несколько сабвуферов Saturn Pro объемом 3 кубических метров и весом около тонны каждый. Основу этой уникальной системы составляли басовые драйверы с многослойными 55-сантиметровыми диффузорами. При огромной площади они обладали необходимой жесткостью, поэтому не деформировались при больших амплитудах. Появлению на свет этих монстров предшествовали несколько лет экспериментов с различными материалами и измерений в самой большой безэховой камере Франции.

ДЛЯ САБВУФЕРА, СПОСОБНОГО ВОСПРОИЗВОДИТЬ БАС ОТ ДО 20 ГЦ, СТАНДАРТНЫХ РЕГУЛИРОВОК НЕДОСТАТОЧНО

Пару лет назад компания решила использовать этот опыт, адаптировав головки и акустическое оформление сабвуфера для домашних условий. К ноябрю 2003-го уже был создан прототип Saturn 55, который мне удалось послушать во время посещения офиса Cabasse (см. www.salonav.com/arch/2004.02/ htm/042-047.htm). Это было еще довольно сырое изделие, но даже в таком виде оно производило очень внушительное впечатление. То, что вы видите на фото справа внизу, — четвертая, серьезно усовершенствованная версия первоначального прототипа.

Поскольку сама головка имела очень низкий уровень искажений (о ней см. отдельный бокс на следующей странице), того же пришлось добиваться и от усилителя. Благодаря улучшенной схемотехнике Tripath и огромному тороидальному трансформатору при номинальной выходной мощности 1000 Вт удалось получить 0,1%, что очень неплохо даже для аналогового усилителя. Но что самое важное, уровень искажений незначителен и на малых уровнях сигнала. Еще одна проблема, которую пришлось решать — шумы. При чувствительности драйвера 97 дБ даже несколько милливольт помехи или фона будет слышно, поэтому пришлось оптимизировать трассировку печатных плат, особенно сильноточных шин.

Для сабвуфера, способного воспроизвести бас от 20 Гц, стандартных регулировок недостаточно. Чтобы исключить гудение и бубнение при установке в относительно небольшой жилой комнате, в аудиотракт был добавлен параметрический эквалайзер. Он работает в диапазоне 20 — 200 Гц, а ширина полосы может меняться от 1/6 до 2 октав.

Прототип «Сатурна» нам удалось послушать в офисе Cabasse еще полтора года назад. С помощью герметика на диффузоре определялась оптимальная масса подвижной системы

Кроме плавно перестраиваемого ФНЧ, имеется еще и фиксированный, с крутизной 12 дБ/окт. и центральной частотой 200 Гц. При совместной работе с «Балтиками» в стереосистеме (т.е. конкретно наш случай) рекомендуется включать оба фильтра, причем первый нужно настроить на 80 Гц. Тогда в диапазоне 80 — 200 Гц получится спад с крутизной 12 дБ/окт., а выше АЧХ будет падать более резко, 24 дБ/окт. При таком обилии настроек на слух получить искомый результат очень сложно, поэтому Кристоф Кабасс советует при инсталляции пользоваться измерительными приборами.

Корпус объемом около 500 л укреплен внутренними стяжками. Усилитель и фильтры смонтированы в изолированном отсеке, чтобы исключить влияние вибраций. Два фазоинверторных порта расположены симметрично и выведены вперед. Они расширяются с двух сторон, подобно рупору, и снаружи покрыты слоем свинцово-битумной мастики.

ТО, ЧТО ВЫ ВИДИТЕ НА ФОТО — ЧЕТВЕРТАЯ, СЕРЬЕЗНО УСОВЕРШЕНСТВОВАННАЯ ВЕРСИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ПРОТОТИПА

200-килограммовая конструкция покоится на конических ножках диаметром почти 10 см. Они выточены из алюминия и состоят из двух частей, между которыми имеется изопреновая прокладка. Этим обеспечивается развязка сабвуфера от пола — даже если последний начнет вибрировать под действием акустических колебаний, это не повлияет на электронные схемы «Сатурна». Другими словами, устраняется акустическая обратная связь между сабвуфером и окружающей средой. Чтобы продемонстрировать эффективность демпфирования, Кристоф проделал на парижской выставке «Haute Fidelite» такой эксперимент. Поставив вертикально на верхнюю плоскость сабвуфера 3-сантиметровую булавку с плоской головкой, он врубил техно-музыку с уровнем 124 дБ/м. Булавка даже не покачнулась.

Снаружи корпус отделан натуральным шпоном (santos, wild cherry, glossy black) и защищен с двух сторон: спереди — съемной решеткой, а сзади — скобами. Последние нужны, чтобы не повредить при установке теплоотводы усилителя и дорогие акустические разъемы WBT.

С сателлитами Baltic мы знакомы давно. Но поскольку сегодня на них ляжет основная музыкальная нагрузка, не лишне будет кое-что вспомнить. Эти триаксиальные сферические излучатели чувствительностью 93,5 дБ/Вт/м способны воспроизводить частоты от 80 до 22000 Гц. Внутри шара диаметром 27 см, изготовленного из сложного композита, три коаксиально расположенных излучателя и кроссоверы с частотами раздела 600 и 3800 Гц. Конструкция запатентована под названием Spatially Coherent Source, поскольку излучение такого источника действительно приближено к когерентному. При этом фронты волн любой длины приходят к слушателю одновременно, что обещает точную локализацию кажущихся источников звука и правильную звуковую сцену.

Сабвуфер мы включили по «горячим» входам, параллельно «Балтикам». Комната у нас на сей раз скромная, не более 20 метров, так что условия приближены к реальным.

Подбираем уровень саба таким образом, чтобы его вклад был не слишком заметен. Симфонический оркестр [1] играет широко, масштабно, с почти реальным динамическим диапазоном, хотя громкость, конечно, не та, что в концертном зале. И все равно как-то не верится, что играют шары столь небольшого объема. Несоответствие между видимым и слышимым приводит в легкое замешательство. Никогда не слышал, чтобы Baltic так хорошо звучали. Tutti на 40-й секунде сборника [2] ощущается как мощный удар с очень широким спектром и отчетливой реверберацией. По всей видимости, «Сатурн» создает не только басовый фундамент, но и ощущение большого зала. Должно быть, работая как поршень, диффузор способен перемещать большую массу воздуха. Выключаю сабвуфер, и атмосфера тут же меняется. Даже сцена кажется какой-то плоской.

Диск [3] — идеальный тест для системы такого класса. На нем записана флейта, звуки, издаваемые китами, и океанский прибой (полностью он называется «Flute Music With Humpback Whale Sounds»). Впервые я услышал на записи ту самую инфранизкую составляющую, что обязательно присутствует во время настоящего шторма. И что самое ценное, нижний регистр не влияет на тональный баланс во всех остальных — флейта на фоне ошеломляющего шума океана передается абсолютно достоверно, без малейшей интермодуляции или окраски. Кроме того, сабвуфер заметно разгружает усилитель — даже на динамических пиках цифровой индикатор отдаваемой мощности на A50 показывает не более 5 Вт. Эквалайзер выставить на слух оказалось практически невозможно, при попытке убрать некоторые резонансы комнаты неизбежно терялась и полезная информация. Действительно, нужен прибор, чтобы точно измерить центральную частоту резонансного горба.

Звуковая сцена на джазовых композициях [4] разделена по планам в глубину, локализация инструментов правильная и почти не зависит от громкости. Контрабас имеет вполне адекватный размер, атака струны не затянута, затухание колебаний плавное и естественное. Сабвуфер быстр, несмотря на большую массу диффузора. Демпфируется он хорошо, это заметно по тому, что купол после резкого импульса останавливается моментально. В придачу нижний регистр очень информативен: бас имеет массу тембральных и динамических оттенков. А скорость чувствуется по атаке большого барабана на тяжелом блюзе [5], удар получается весьма чувствительный. Корпус абсолютно мертвый, не ощущается даже легкой вибрации стенок. Первый признак, что сабвуфер сделан и настроен правильно: его слышно не в той комнате, где он стоит, а в соседней. И второй, самый ценный — без него слушать музыку уже просто невозможно. n

 

Паспортные характеристики Saturn 55

Диапазон воспроизводимых частот, Гц 21 — 120

Максимальный уровень звукового давления, дБ/1м 135,5

Мощность встроенного усилителя, Вт

- номинальная 1000

- пиковая 2900

Диапазон регулировки ФНЧ, Гц 40 — 120

Крутизна ФНЧ, дБ/окт. 24

Габариты, см 960 х 860 х 780

Масса, кг 200

Цена €13650


СЕРДЦЕ САБВУФЕРА

Уникальная 21-дюймовая головка 55ND46 весом 27 кг. Ее диффузор имеет такую же слоистую структуру, что и Duocell, но внутренний слой своим строением напоминает пчелиные соты. Они запрессованы между двух тонких, но очень плотных мембран, что дает необходимую жесткость диффузора при наименьшем весе. Обратносферическая форма была выбрана экспериментально (я сам видел в дизайнерском бюро Cabasse несколько образцов самой разной конфигурации) по минимуму интермодуляции. Чтобы получить более низкую частоту резонанса, пришлось снизить чувствительность головки до 97 дБ/1 Вт (у Saturn Pro было 101 дБ). Масса подвижной системы — 260 г, диаметр звуковой катушки — 75 мм. Каптоновый каркас выдерживает температуру до 300 град., и это реально проверено во время краш-тестов в специальном подземном бункере. Фото сделано как раз в момент измерения температуры в катушке при подаче сигнала от киловаттного усилителя. Колебание почвы при этом ощущалось на расстоянии нескольких метров от бункера.

Магнитная система просчитывалась методом конечных элементов* и состоит из двух керамических магнитов, обеспечивающих индукцию в зазоре порядка 1,5 Тл.

* Метод конечных элементов (МКЭ) является численным методом решения дифференциальных уравнений. Инженеры Cabasse применяли его для анализа магнитного поля, описываемого уравнениями Лапласа или Пуассона. Сейчас МКЭ часто применяется при проектировании громкоговорителей, поскольку современные компьютеры позволяют быстро и с достаточной точностью смоделировать процессы, происходящие в подвижной системе.

ВПЕРВЫЕ Я УСЛЫШАЛ НА ЗАПИСИ ТУ САМУЮ ИНФРАНИЗКУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ, ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИСУТСТВУЕТ ВО ВРЕМЯ НАСТОЯЩЕГО ШТОРМА

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"