#02/2005 • ТЕСТ • Hi-Fi усилители

Antique AQ-1001 $1500 • Arcam FMJ A32 $1900 • Exposure 3010 Integrated Amplifier $1480 • Musical Fidelity X-PRE V3/X-P200 $2200 • Myryad MXI2080 $1700 • Naim NAIT 5i $1400 • Onkyo A-1VL $1800 • Orelle SA100evo $1260 • СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ

После нескольких замеров мы отказались от идеи снимать АЧХ усилителей. Все модели, за редким исключением, имеют настолько незначительные отклонения в диапазоне 20 Гц — 20 кГц, что о них даже говорить не стоит. А исключения всего два — ламповый Antique AQ-1001, у которого присутствует легкий завал на краях диапазона, и Arcam FMJ A32 со встроенным темброблоком. Для него частотные характеристики в нулевых и крайних положениях регулятора тембра показаны на отдельном графике:

- темброблок отключен (горизонтальная линия вблизи 0 дБ);

- bass min/max (красная кривая);

- treble min/max (синяя кривая).

Спектр искажений снимался при максимальной выходной мощности (при КНИ 2%, т.е. при самом начале клиппинга на эквиваленте нагрузки 4 Ом. Именно такое сопротивление у большинства колонок, имеющихся на рынке. Уровень искажений (не взвешенный) оценивался при выходной мощности 0,1 от максимальной на частотах 1 и 4 кГц. Поскольку Antique AQ-1001 может работать в двух режимах, спектр этого усилителя приводится в обоих положениях переключателя pentode/triode. Пред и оконечник Musical Fidelity X-PREV3/X-P200 рассматривались как одно целое.

РЕАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ УСИЛИТЕЛЕЙ
Производитель Antique SL* Arcam Exposure Musical Fidelity Myryad Naim Onkyo Orelle
Модель AQ-1001 FMJ A32 3010 X-PREV3/X-P200 MXI2080 NAIT 5i A-1VL SA100evo
Выходная мощность одного канала на нагрузке 4 Ом и искажениях 2%, Вт 37,8/20,3 158,8 165,1 152,5 123,2 88,4 163,8 125,4
Коэффициент гармоник при 0,1 от номинальной мощности (1 кГц), % 0,39/0,17 0,021 0,015 0,005 0,006 0,013 0,14 0,013
Коэффициент гармоник при 0,1 от номинальной мощности (4 кГц), % 0,38/0,2 0,024 0,039 0,09 0,004 0,015 0,72 0,015
* Параметры этого усилителя приводятся слева для пентодного включения, справа — для триодного.

Antique AQ-1001

пектр искажений Antique AQ-1001 №0504001019574

(пентодный режим)

Картина нетипичная для двухтактного усилителя — уровень 3-й гармоники ниже 2-й (пики на 3 и 2 кГц соответственно). Скорее всего, выходной каскад недостаточно хорошо сбалансирован, но не исключено, что это сделано преднамеренно, чтобы добиться наиболее приятного, «однотактного» звучания. Общий уровень искажений при мощности 0,1 от максимальной (в данном случае около 4 Вт) выше, чем у остальных участников теста, но дело не в абсолютном значении, а распределении гармоники по спектру. Здесь составляющие высших порядков вообще отсутствуют, в чем и заключается основное преимущество ламповых усилителей перед транзисторными.

Спектр искажений Antique AQ-1001 №0504001019574

(триодный режим)

Спектр здесь примерно такой же, но общий уровень искажений снижен более чем вдвое. Правда, снизилась и выходная мощность — с 39 до 20 Вт, но за все в этом мире нужно платить. Зато у вас есть выбор (а это всегда приятно), причем не только режима усиления, но и характера звучания. Поскольку регулировка тока покоя выходных ламп выведена на верхнюю панель, легко изменить соотношение между 2-й и 3-й гармониками, т.е. плавно перейти от «двухтактного» звука к «однотактному». Но будьте внимательны — стрелка контрольного прибора при этом не должна заходить в красный сектор.

АЧХ Antique AQ-1001 №0504001019574 (оба режима)

Вот вам и еще одна разница между триодным и пентодным (точнее, ультралинейным) усилителем. Но заметить ее на слух будет непросто — в первом случае завал круче на НЧ (синяя кривая), а во втором — на ВЧ (красная). А вообще, характеристика у этого аппарата удивительно ровная. Для лампового, разумеется.

Arcam FMJ A32

Спектр искажений

Arcam FMJ A32 №S230-48202

Классический спектр грамотно спроектированного двухтактника — уровень 2-й гармоники ниже 3-й, а составляющие высших порядков просматриваются с трудом. Последнее обстоятельство наверняка благоприятно скажется на звучании верхнего диапазона. Общий уровень искажений и собственных шумов 0,021% при мощности около 16 Вт. Похоже, этот аппарат совмещает в себе все прелести транзисторного (большая мощность, малые искажения) и лампового (отсутствие грязи на ВЧ) звучания. Кое-кому оно может показаться слишком нейтральным, но холодным — вряд ли.

АЧХ

Arcam FMJ A32 №S230-48202

Тембр в этой модели регулируется в очень широких пределах: +22,5/-14 дБ по НЧ и +15/-13 дБ по ВЧ. Для современного аппарата это не характерно, но зато позволяет скорректировать неравномерность суммарной АЧХ при работе с полочной акустикой. При отключении темброблока получается завал -2 дБ на 20 кГц, так что лучше его все-таки оставить, введя минимально необходимую для вашей системы коррекцию.

Exposure 3010

Спектр искажений

Exposure 3010 №0000258SC

Самый могучий аппарат из всех испытуемых. Спектрограмма снималась на 17 Вт, что близко к оптимальной мощности для жилых помещений и не очень чувствительной акустики. Виден плавный спад гармоник от низших порядков к высшим, что говорит о правильном музыкальном балансе усилителя в СЧ-диапазоне. Пики на 2 и 3 кГц почти одинаковы по высоте, общий уровень искажений всего 0,015%. Зато начиная с 3 кГц в спектре появляется весьма плотный шум, который может дать окраску и интермодуляцию на голосовых обертонах.

Musical Fidelity X-PREV3/X-P200

Спектр искажений

Musical Fidelity X-PREV3/X-P200 №XEO-0002/X2G-0064

Такой спектр — мечта любого разработчика. При мощности 15 Вт основные составляющие (2-я и 3-я) не превышают -70 дБ, а все остальные и вовсе теряются в шумах, лежащих ниже отметки -90 дБ. Результат — КНИ порядка 0,005%, и это суммарное значение для преда и оконечника, включенных последовательно. Вполне возможно, что звучание будет холодноватым, но за чистый верхний диапазон и высокое разрешение можно ручаться. В мостовом включении 2-я гармоника увеличится, но незначительно, зато мощность повысится ровно вдвое.

Myryad MXI2080

Спектр искажений

Myryad MXI2080 №105806

Еще один усилитель с прекрасно продуманной схемотехникой. Вторая гармоника выше третьей, и хотя их уровень очень мал, соотношение может повлиять на звучание. Доминирование главной нечетной составляющей выделяет из общей звуковой картины голоса солистов и некоторые музыкальные инструменты, в частности, деревянные духовые. Общий коэффициент искажений на 12 Вт всего 0,006%, составляющие высших порядков отсутствуют, а вот спектр шумов довольно плотный в диапазоне 4 — 20 кГц. Обусловлены они, конечно, не отношением сигнал/шум, а возникновением комбинационных составляющих при наличии ООС. Из-за этого возможна легкая окраска, но жесткости, скорее всего, не будет. Кстати, это единственный усилитель, у которого искажения на 4 кГц ниже, чем на 1 кГц.

Naim NAIT 5i

Спектр искажений

Naim NAIT 5i №206358

А вот здесь шумов в ВЧ-области почти не видно, отсутствуют и составляющие высших порядков. Похоже, в этом аппарате общей ОС нет или она очень неглубока. Об этом косвенно свидетельствует и более высокий, чем у двух предыдущих испытуемых, КНИ — 0,013% на 9 Вт. Схема симметричная, хорошо сбалансированная, о чем говорит почти незаметный пик 2-й гармоники. Зато хорошо видны 4-я и 5-я, что избавит звучание от равнодушной аналитичности. У этого усилителя есть одна интересная особенность — с ростом отдаваемой мощности искажения падают, так что качество звучания будет зависеть от положения регулятора громкости и чувствительности акустики.

Onkyo A-1VL

Спектр искажений

Onkyo A-1VL №1470910180

И по конструктиву, и по звуковой идеологии этот аппарат является диаметральной противоположностью предыдущего. Спектр искажений у него очень плотный, а суммарный коэффициент гармоник на порядок выше, чем у остальных транзисторных одноклассников. Усилитель цифровой, отсюда и такая картина. Составляющие от 2-й до 10-й имеют очень высокую амплитуду, а выше она заметно падает. Связано это с фильтрацией ВЧ-составляющей в импульсном выходном каскаде. Какое будет звучание, сказать трудно, но только не нейтральным. Посмотрите: даже вблизи основного тона 1 кГц с обеих сторон видны выбросы, происхождение которых объяснить довольно сложно.

Orelle SA100evo

Спектр искажений

Orelle SA100evo №02-031

Вот вам еще один «ламповый однотактник» с доминирующей 2-й гармоникой. Это уж точно сделано специально, чтобы придать звучанию «бархатность» и теплоту. При этом общий уровень искажений довольно мал, а распределение составляющих по спектру говорит о высоком уровне схемотехники и тщательной настройке аппарата. Пики правее 6 кГц не выходят за уровень шумов, который лежит ниже линии -90 дБ. По-видимому, глубокой обратной связи здесь нет, но как при этом удалось добиться столь малого КНИ — непонятно. Но в этом и заключается мастерство разработчиков.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"