Как-то сидел я в гостях у Луши Баснер с одним известным
питерским кинокомпозитором. Зашел спор об актуальности классической
музыки в наше динамичное время.
Скажу честно, послушать целиком симфонию от начала до конца,
не отрываясь на звонки или беспокойных домочадцев, не удается
уже много месяцев. Единственный выход – это сбегать изредка
в концертный зал и отключать почаще мобильник. Но для кого
тогда я издаю и, главное, кому продаю симфонии Шостаковича,
Бетховена, Гайдна? Кто вообще покупает сегодня диски из нашей
дважды отмеченной дипломами IFPI серии «Галерея Классической
Музыки»?
Как ни странно, согласно опросам, люди от 15 (!) до 30
лет!
Люди с разным образованием, интересами и жизненным опытом.
Что же их заставляет ее покупать и, видимо, слушать?
Мой маститый собеседник, последнее время тратящий глыбы
своего таланта на написание музыки к бесчисленным сериалам
на одну заданную тему, резонно считает главным искусством
наступившего столетия искусство эпатажа в короткой форме
рекламного клипа. Да, соглашаюсь я, и многие классические
мелодии, написанные его коллегами столетия назад, неплохо
вписываются в короткие звонки мобильных телефонов…
Но от этого они не становятся хуже, сами мелодии, страдают
только люди, не ведающие их другого исполнения. Это все равно,
что жертве «Макдоналдса» объяснять, что есть и нормальная
пища, он все равно не поймет и, пока сам не попробует, будет
свято уверен, что то, что он ест - это и есть Еда…
Но это их жизнь, их выбор. Я уверен, что никакая калька
не заменит настоящее, что плохая пародия не убьет оригинал.
И миллионы людей будут жить настоящими переживаниями, своими,
а не кривляньями гуттаперчевых героев бессмысленных сериалов.
Да, я верю в настоящее и будущее музыки. Какие бы новые
формы ни приходили на смену старым, какие бы супермощные
компьютеры ни заменяли живое исполнение, за всем этим всегда
будет цениться личность человека, многое пережившего, переживающего
и способного в лаконичной форме передать часть своей живой
души другим людям.
Проверенные формы классической музыки, от фортепианных
миниатюр романтиков XIX века до крупных симфонических полотен
их маститых предшественников будут звучать вечно…
И полные концертные залы, и миллионы продаж компакт-дисков
тому подтверждение.
Искренне ваш, Олег Грабко ("Бомба-Питер")
ГАЛЕРЕЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ. Бранденбургский концерт №2 фа
мажор. I часть. Allegro.
ЖАК НИКОЛЯ ЛЕММЕНС. Фанфары.
АНТОНИО ВИВАЛЬДИ «Четыре времени года,
скрипичные концерты». "Зима".
II часть. Largo.
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ Симфония No.
40 соль минор, К 550, I. Molto allegro.
ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН. Лунная соната, часть
1.
ФРЕДЕРИК ШОПЕН. Вальс ля бемоль мажор.
ИОГАННЕС БРАМС. Симфония № 4 ми минор.
I часть. Allegro non troppo.
ЭДВАРД ГРИГ. Сюита No.1 из музыки к драме
Г.Ибсена «Пер Гюнт». "Жалоба Ингрид".
М. И. ГЛИНКА. Арагонская хота
П. И. ЧАЙКОВСКИЙ. Ария Гремина из оперы "Евгений
Онегин"
С. В. РАХМАНИНОВ. Прелюдия фа-диез минор.
П. И. ЧАЙКОВСКИЙ "Времена года". "Декабрь:
Святки"
ГАЛЕРЕЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
Шесть Бранденбургских концертов входят в весьма короткий ряд произведений
великого Иоганна Себастьяна Баха, созданных им специально для оркестра.
Рукописи концертов были преподнесены Бахом в подарок маркграфу
Бранденбургскому - отсюда и название, появившееся позже. Согласно
легенде, при распродаже библиотеки маркграфа ноты пошли с молотка
и сохранились лишь благодаря одному из учеников композитора...
Приподнятость, торжественность тематизма, широта художественного
замысла и «прочность» композиционных конструкций – эти черты словно
воссоздают в звуке пышность и основательность архитектуры барокко.
Во II концерте (фа-мажор) выделена группа концертирующих инструментов:
труба, флейта, гобой, скрипка. Их звучание максимально приближено
исполнителями к аутентичному, что позволяет почувствовать разницу
между современным и баховским оркестром.
Вивальди, пожалуй, самый «хитовый» композитор прошлого, чьи произведения
лидируют по количеству переаранжировок и обработок на современный
лад. И все-таки, как любую классику, творения Вивальди лучше воспринимать
в «натуральном» виде. Его «Времена года» – один из ранних образцов
программной музыки. Под гибкую, певучую мелодию солирующей скрипки
на фоне легчайшего пиццикато («Зима». Largo) нетрудно представить
себе неспешное кружение снежинок или тихий перезвон колокольчиков
в рождественскую ночь... Полный эффект присутствия создается не
только благодаря выразительной игре инструменталистов (скрипач
Михаил Вайман и Камерный оркестр Санкт-Петербургской филармонии
п/р Льва Шиндера), но и благодаря тонкой звукорежиссерской работе
(Феликс Гурджи), передавшей все нюансы исполнения.
Пышные «юбиляции» органа, ясные трезвучные гармонии, призывные
фанфарные интонации – разве это не сочинение эпохи барокко?
Но нет, это талантливая стилизация, принадлежащая перу бельгийского
композитора Жака Николя Лемменса, творившего в эпоху позднего
романтизма. Черпая вдохновение в музыке более ранних эпох,
романтики
искали и новые, необычные тембры – таким для них стал «забытый»
орган. Светлая, блестящая звучность «короля инструментов» кажется
здесь сказочной, волшебной.
Хрестоматийная 40 симфония Моцарта - произведение, которое мы
порой воспринимаем едва ли не как "музыку для детей".
Однако это сочинение - одно из самых драматичных у "солнечного
гения", оно полно душевных переживаний и внутренних коллизий,
заложенных уже в самой главной партии с ее интонациями нежной,
но настойчивой просьбы. Безусловно, открыть в сверхпопулярном произведении
что-то новое, показать его собственное видение - задача для исполнителя
весьма сложная. Но это удается дирижеру Александру Канторову (Государственный
симфонический оркестр "Классика"), в интерпретации которого
знаменитая 40-я звучит свежо и гармонично.
14 соната Людвига ван Бетховена входит в так называемый "черный
список" для исполнения студентами фортепианных отделений музыкальных
училищ и вузов. Считается, что по-настоящему понять, прочувствовать
и достойно исполнить ее может лишь подлинный мастер, сформировавший
собственный стиль, свою трактовку этого знаменитого произведения.
Первая часть сонаты, прозванной поэтом Рельштабом "Лунной" -
образец нового романтического стиля, мистически прекрасная музыка,
в которой слились медитативная пейзажность и философское раздумье
- и именно эту двойственность подчеркивает исполнение Игоря Лебедева.
Фредерик Шопен – великий романтик, вдохновенный лирик, новатор
фортепианного стиля. Технические сложности, которыми всегда полны
его произведения, никогда не затмевают главного – одухотворенной
красоты и чувственности музыки. Популярный бальный танец в прочтении
Шопена превращается в развернутую виртуозную концертную пьесу,
пусть и несущую дух салонности. Искрящиеся пассажи в верхнем регистре
похожи на россыпи брильянтов, а знаменитое шопеновское rubato кружит
голову не меньше, чем шампанское.
Иоганнеса Брамса называют самым "классическим" из композиторов-романтиков.
Порывистость, горделивость и страстность сочетается в его музыке
с уравновешенностью, сосредоточенностью и необыкновенной лиричностью,
импровизационность – с классической ясностью гармонии и формы.
Симфония №4 (ми-минор), которую исследователи считают одним из
высших достижений симфонизма второй половины XIX века, своим тематизмом
и внутренним содержанием близка моцартовской 40-й - та же трепетность,
те же гибкие, певучие, словно вопрошающие интонации струнных. Но "романтический
вопрос" Брамса требует совсем иных ответов... Концертная запись
I части 4 симфонии (Allegro non troppo) достоверно и точно передает
“живую” атмосферу: прозрачная и объемная “аналоговая” звуковая
картина позволяет расслышать малейшие детали партитуры, дыхание
зала.
Две оркестровые сюиты из музыки к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт" норвежского
композитора Эдварда Грига входят в сокровищницу мировой симфонической
классики. Красочные сцены, выпуклые, блестяще оркестрованные темы,
впитавшие в себя образы древних народных легенд и сказаний, сами
по себе глубоко театральны, визуалистичны. "Жалоба Ингрид" -
остроэкспрессивный, дерзкий, насыщенный драматическими эмоциями
танец покинутой возлюбленной Пера. Страдание и боль, желание вернуть
любимого и отчаяние переданы изломанной темой струнных, диссонантными
гармониями и яркими динамическими контрастами.
Свои «испанские увертюры» – «Арагонскую хоту» и «Ночь в Мадриде»
– Михаил Иванович Глинка создал под впечатлением от поездки в Европу.
Основоположник русской музыкальной классики, считавший «началом
всех начал» народное искусство, был очарован самобытностью и страстной
южной красотой испанской традиции. Один из записанных им в Испании
мотивов и лег в основу увертюры. Сумрачное, торжественное вступление
вдруг сменяется кокетливой, прозрачной темой хоты в сопровождении
кастаньет. Колоритная инструментовка, пестрая вереница "ответвлений" основной
темы, шутливый тон и захватывающая стихия танца – устоять перед
брызжущей солнцем и карнавальным весельем «Арагонской хотой» невозможно.
Ария Гремина из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» - азы
репертуара оперных басов. Степенная, размеренная, но не лишенная
внутренней импульсивности вокальная тема рисует образ человека
благородного, надежного и... влюбленного. Гремин – тот самый «закаленный
судьбой боец с седою головой», окруживший Татьяну заботой, любовью
и роскошью, которых та достойна. Глубокий и богатый обертонами
голос как нельзя более соответствует этому оперному герою.
Музыку Сергея Рахманинова невозможно перепутать ни с какой другой
– она русская до глубины души, до мозга костей, до последней ноты.
24 фортепианные прелюдии – это энциклопедия (пусть и в миниатюре)
настроений, душевных состояний и эмоций. В фа-диез минорной Прелюдии
господствуют краски осени, чувства щемящей тоски и неизъяснимой
печали. Мелодия, изливающаяся откуда-то сверху, бесхитростная и
хрупкая, постепенно наполняется соками, но вскоре никнет, лишается
жизненных сил...
«Времена года» Петра Ильича Чайковского – продолжение традиции
«сезонной музыки», заложенной когда-то Вивальди. Но как весна,
лето, осень и зима – не только суть времена года, но и этапы человеческой
жизни, состояния души, так и музыка прославленного русского композитора
рисует не только пейзажи или жанровые сцены - она глубоко психологична,
интимно-лирична. «Декабрь. Святки». Волшебный нежный вальс. Кружение
пар при свечах, порхание снежинок за окном. Скорее воспоминание
о танце, мысли о танце, чем сам танец. Ожидание праздника, чуда
и света...