Ничто не вечно под Луною, и даже сверхпопулярный проект Enigma приказал
долго жить. Его «крестный отец» Франк Петерсон еще в начале 90-х
приготовил себе запасной плацдарм — Gregorian. Для справки: Григорий
I — это такой папа (римский), которому и приписывается большинство
этих самых хоралов (средневековых литургических песнопений), которых
он на самом деле не сочинял. Но не суть. Важно то, что в конце ХХ
века на этих хоралах прямо-таки помешался массовый слушатель, которому
попса надоела до чертиков и захотелось чего-то большого, чистого
и желательно антикварного. Вечных то бишь ценностей. Петерсон это
дело просек еще в «Энигме» и стал потчевать аудиторию латынью, органами
(хотя в реальности орган тогда еще только-только собирались изобрести)
и унисонными мужскими хорами, адаптированными к стилю нью-эйдж. Потом
(см. выше) ему пришлось немного сменить картинку. «Монахи» теперь...
мочат рокешник! Gregorian — это всё те же аскетические унисоны, торжественные
аккорды органа, много-много ревера, плюс тяжелые гитары (сам Петерсон,
кстати, скромно поигрывает тут на басу) и мощные барабаны, а главное
— это не авторская музыка, а перепевки известных рок-хитов! Казалось
бы, стопроцентно успешный продукт. Но, увы, большинство рок-песен
(Nine Inch Nails, Evanescence, Aphrodite’s Child, Sisters Of Mercy,
Ozzy Osbourne & Lita Ford, Nick Cave, The Doors (!) и др.), будучи
переложенными на язык григорианского хорала с его скромными интонационными
возможностями, звучат как-то жалостливо и просительно, а отнюдь не
внушительно и возвышенно. Во-вторых, некоторые первоисточники не
очень известны, а следовательно, юмор, проистекающий из факта их
перелицовки, не совсем непонятен. В-третьих, настоящей, сурово-инфернальной,
ядреной «готичности» Gregorian достичь не могут (насмотря даже на
«Ave Satani» — одну из собственных, и, кстати, наиболее соответствующих
духу средневековья вещей на диске). Все-таки Enigma с ее утрированной
серьезностью и установкой на медитативность была как-то душевнее
и достовернее. А главное, оригинальнее.
PAIN OF SALVATION
«BE»
InsideOutMusic*
«Быть или не быть?» — вечный вопрос, который шведская группа Pain
Of Salvation, несмотря на свой печальный облик, решает утвердительно.
По своему размаху и глубине новое творение одного из ведущих мировых
прогрессив-рок-коллективов тянет на мессу и диссертацию одновременно.
В буклете вместо текстов — сравнительный анализ различных теорий
происхождения видов (от христианства до дарвинизма), названия композиций
на псевдолатыни... Концепция этого альбома, которую Дэниэл Гилденлёв
вынашивал почти десять лет, возникла не на пустом месте: список
изученных им (в том числе на различных философско-культурологических
курсах) первоисточников приведен в «списке литературы». История
человечества, войн и катаклизмов, вопросы морали и самоопределения,
взаимоотношения мужчины и женщины, человека и Бога, — всё это складывается
в гигантскую многоуровневую картину, сходящуюся концентрическими
кругами к персоне главного героя. Разумеется, столь масштабный
замысел потребовал и адекватных средств выражения: 76 минут звучания,
несколько солистов-вокалистов, камерный оркестр (использующийся
не как фон, а как самостоятельное действующее лицо, играющее в
общей партитуре одну из важнейших ролей), впечатляющий охват жанров.
Помимо «традиционного» прог-метала Pain Of Salvation обращаются
к... рэпу, кельтской музыке и даже спиричуэл! Эмоции и образы от
жесткой атакующей мощи до всепроникающей космической печали, от
мрачного сарказма до чистейшего света, — всё подвластно Pain Of
Salvation. Переход к различным уровням этой глобальной музыкально-поэтической
«системы» осуществляется с помощью нарративных вставок. Самый потрясающий
эпизод — «хор» молитв, просьб и прочих обращений к Богу (кстати,
вполне реальных — они были записаны по просьбе POS их фэнами на
автоответчик): разные голоса, разные люди высказывают самые искренние,
самые интимные свои желания, и чистая, нежная мелодия флейты словно
олицетворяет возможность их осуществления. А потом, перебивая друг
друга, бесстрастные голоса дикторов радио и ТВ «докладывают» нам
об очередных катастрофах, эпидемиях, терактах — и мощные аккорды
органа звучат как эпитафия всему человечествуЕ Но основной настрой,
«пафос» альбома, как уже говорилось, позитивный: через все тернии
к звездам, из бренной оболочки — к вечному духу. Общее впечатление
от альбома — глыба, титанический труд, новый «краеугольный камень»
в истории прогрессив-рока со времен «Стены» Pink Floyd. Значение
этой работы не только в том, что она знаменует собой новую вершину
в творческом развитии самих Pain Of Salvation, но и в подтверждении
творческого потенциала жанра в целом (который, как это ни парадоксально,
сегодня скорее регрессивен, чем прогрессивен). Да и не только прогрессива,
но и рока вообще — как музыки, способной заставлять думать и переживать,
а не только услаждать и развлекать.
JOJO
«JOJO»
Edel/«Танцевальный рай»**
Даже по одному лишь взгляду на обложку можно определить, какую
музыку исполняет юная певица ДжоДжо. Ну конечно, r’n’b — и прослушивание
эту догадку подтверждает. Господи, ну где у тебя находится питомник
этих девочек-припевочек, чистых и невинных, с хорошими голосами
и послушным характером, во всем следующих рекомендациям своих продюсеров
и в конечном итоге выдающих вроде бы качественный, но совершенно
безликий продукт? Скажи мне, где, я попрошу, чтобы на Россию тоже
выделили парочку. Хотя наша держава сильна иным — у нас есть «Тату»,
и большего нам не надо (кстати, ДжоДжо действительно похожа на
Лену Волкову, или у меня глюк?) Хотя к чему всё это... ДжоДжо поёт
замечательно, старается изо всех сил, по количеству выпетых нот
на единицу времени опережая даже Кристину Агилеру; сэмплированные
ударные и электронные грувы в аранжировках, — всё по последнему
слову моды. И сама девушка вполне приветлива: в первой композиции
даже представляется — ДжоДжо, мол, запомните меня такой. Трудно
запомнить, очень трудно. Пройдет еще очень много времени, прежде
чем ДжоДжо станет прожженной стервой и научится исполнять настоящий
соул. Если, конечно, научится. Поэтому лично я предпочитаю Нору
Джонс — та, по крайней мере, не безнадежна.
DURAN DURAN
«ASTRONAUT»
Epic
Есть такая популярная (в особенности благодаря некоторым радиостанциям)
форма проведения досуга, как «Дискотека 80-х»: одежда ярких расцветок,
немыслимый мэйк-ап, прически а-ля «взрыв на макаронной фабрике»,
броские украшения и, конечно же, старая добрая «волна» во всех
ее ипостасях. Достопочтенные «Дюран Дюран», без сомнения, легко
могли бы возглавить какое-нибудь из подобных мероприятий, да вот
только давненько от них не было вестей. Но почему, собственно,
те же A-ha могут занимать места в хит-парадах, а Duran Duran нет?
Что характерно, коллектив в 90-е исправно выпускал альбомы, но
последние «громкие» хиты остались в 1993-м (альбом «Duran Duran»).
Сегодня одни из основателей и сподвижников new wave выглядят столь
же актуально, сколь и старомодно: попытки соответствовать веяниям
времени при помощи активного заимствования приемов и звуков из
арсенала современной электронной музыки сочетаются с абсолютным
консерватизмом подачи и аккуратной скучностью исполнения. Хаус,
фанк, чистокровное диско, немного «легкого рока» — казалось бы,
должно колбасить, но нет же — только плющит. Куда-то улетучился
присущий Duran Duran пламенный драматизм, а хиты уровня знаменитого
«Нотариуса» (он же «Notorius») отсутствуют напрочь. Как и просто
запоминающиеся вещи. Главное достоинство альбома — прозрачность
звучания: на уши не давит, можно насладиться всеми деталями аранжировок.
Но для «зажигания» на «Дискотеке 80-х» этого, пожалуй, маловато...
FAIRPORT CONVENTION
«OVER THE NEXT HILL»
Compass
Еще один легендарный коллектив, в конце 60-х — флагман британского
фолк-рока, в интерпретации Fairport Converntion органично впитавшего
элементы арт- и хард-рока. Судьба этой группы была трудной и запутанной,
участники покидали ее и возвращались, несколько отцов и матерей-основателей
(увы, увы) уже покинули этот бренный мир, в конце 70-х команда
распалась, чтобы в 80-е возродиться вновь... Однако, несмотря на
передряги, в группе сегодня участвуют замечательные музыканты «золотых»
составов: один из оригинальных вокалистов Саймон Никол, басист
и ключевой автор Дэйв Пэгг, долгие годы параллельно игравший с
Jethro Tull, но в 1995 году сделавший окончательный выбор в пользу
своей «первой и единственной любви» — Fairport Converntion, «старейший»
барабанщик Джерри Конвей, а также скрипач Рик Сандерс, работающий
с командой с 1985 года. Музыка, к счастью, всё так же прекрасна
— это добрый и позитивно заряженный фолк-рок. В нынешней инкарнации
музыканты сделали ставку на кельтскую составляющую и не промахнулись:
учитывая популярность этой национальной традиции во всем мире,
можно ожидать, что к Fairport Convention снова потянутся люди.
Чудесные аранжировки со скрипкой и многочисленными струнными щипковыми,
полупрозрачные, но вместе с тем весьма энергетически насыщенные,
с явным танцевальным запалом — только становись в шеренгу и притопывай
ногами! Помимо собственно фолка в альбоме имеются несколько «просто»
рок-песен, а последняя композиция (кавер столь любимого музыкантами
Боба Дилана) очаровательно исполнена на французском языке. Прелесть,
да и только.
EUROPE
«START FROM THE DARK»
SPV*
«We're leaving together, But still it's farewell...» — для поколения
конца 80-х песня «The Final Countdown» шведской группы Europe стала
чем-то вроде «Травы у дома» для молодежи 70-х. Клип на эту композицию
с красавцем Джоем Темпестом, эффектно потрясавшим русыми кудрями
и микрофонной стойкой, упорно транслировало даже наше ТВ, девственно
чистое в ту пору на предмет рок-музыки. Безумная популярность во
всех уголках планеты, первые места в хит-парадах, сонмы поклонников
и поклонниц... и испытание славой, которого, увы, не выдержали
совсем еще юные тогда музыканты. После 1992 года, когда «Европе»
суждено было развалиться, ее участники пытались найти себя самостоятельно:
гитарист-хард-рокер Джон Норум и барабанщик Ян Хогланд играли у
самого Гленна Хьюза, а симпатяга Темпест пробовал завоевать сердца
более попсовой публики сольными альбомами. Но мода на камбэки не
обошла и Europe: срочный сбор состава (впрочем, не первый — «Европа»
уже собиралась для «живого» выступления в 1999 году) и запись нового
альбома подавались как сенсация, призванная взбудоражить ностальгические
чувства в фэнах. Так оно, безусловно, и произошло, только вот нынешнее
творчество шведов разочаровывает: это попытка сделать нечто на
стыке традиционного хард-н-хэви и «модного» тяжелого гитарного
звука, довольно скучная и унылая. А главное — никаких вам зажигательных
клавишных «позывных», никакой «хуковости», и даже голос Темпеста
звучит депрессивно и скованно. Одним словом, не подо что трясти
хайрами, благо что Джой их давно уже остриг. Так стоила ли овчинка
выделки?
MEGADETH
«THE SYSTEM HAS FAILED»
Sanctuary Records
Шел, упал, очнулся — гипс. И, хотя официальная версия гласит —
Дэйв Мастейн заработал серьезное неврологическое заболевание, мы-то
знаем: Рыжий просто «отлежал» руку по пьяной лавочке. Играть на
гитаре по этой причине он не мог, и за два года, проведенных в
общении с докторами и собственной семьей, передумал многое. От
мыслей этих Мастейн не только не подобрел, но, напротив, налился
злостью и желчью, чтобы обрушиться на весь мир с новой силой. Досталось
всем: бывшим коллегам по группе Metallica (о чем недвусмысленно
говорит вещь под названием «Of Mice And Men»), террористам, политикам
от Гитлера до Хуссейна, наркодилерам и этому самому жестокому миру,
благо в нем постоянно что-то рушится. Выход диска был фактически
приурочен к годовщине американской трагедии, но и безо всяких дат
понятно, о чем в нем идет речь. Разрушен «до основанья» был и Megadeth:
судебные разборки с сооснователем группы басистом Дэйвом Эллефсоном
из-за названия и авторских отчислений, начавшиеся срезу после заявления
о распаде в 2002 году, а также уход гитариста Эла Питрелли в «родные
пенаты» (то есть в Savatage) — всё это заставило искать новых музыкантов.
Альбом записан при помощи крепких профессионалов — ударника Винни
Колайута (Vinnie Colaiuta) и басиста Джиммми Ли Слоуса (Jimmy Lee
Sloas) при гостевом участии гитариста Megadeth первого состава
Криса Поланда. Получился жесткий трэшевый замес, оглушающий сверхдинамичный
поток «металлической» лавы, где что ни рифф — то литой болт в самое
сердце, что ни мелодия — то «тяжелый» хит. Гитарные партии, нередко
противоречащие всякой здравой логике, производят впечатление непреодолимой
силы и невиданной мощи. С композиционной точки зрения новое творение
Megadeth на первый взгляд может показаться слегка запутанным и
неоднородным, но Мастейн никогда не стремился к «разжевыванию»,
да и через несколько прослушиваний всё становится на свои места.
В целом альбом — подлинный шедевр. Слава Богу, жив, здоров и непотопляем
великий Рыжий, способный отстоять поруганную (ясно кем) честь трэш-металла
и почтить память всех жертв системы...
ROBERT FRIPP & BRIAN ENO
«THE EQUATORIAL STARS»
Discipline Global Mobile
В 1972 году композитор, продюсер, вокалист и мультиинструменталист
Брайан Ино пригласил гитариста Роберта Фриппа в свою домашнюю студию,
чтобы продемонстрировать коллеге возможность создания музыки с
помощью системы двух магнитофонов, «закольцованных» общей пленкой.
Результатом стали долгие импровизации и два совместных альбома,
послуживших «отправными пунктами» минимализма в рок-музыке вообще
и важными вехами в творчестве обоих артистов. Фрипп тогда увлекся
разработкой системы устройств и методов генерации звуковой ткани,
позже известных под названием «фриппертроника», Ино — творил новые
звуки и претворял в жизнь свои идеи прикладной музыки. Позже музыканты
неоднократно «гостили» друг у друга на сольных альбомах, но вот
до очередного совместного диска дело дошло только сейчас. И это,
безусловно, событие — великолепный тандем, содружество равных талантов,
конгениальных мыслителей, блестящих музыкантов. Магистр гитары
Фрипп и великий электронщик Ино по-прежнему делают музыку неземной
красоты (недаром в названиях композиций «светят» звезды), в которую
надо погружаться, как в медитацию, или, если хотите, как в теплое
море (звёзды-то экваториальные). Причем красота эта, хоть и ирреальная,
но в то же время куда более человеческая, чем 20 лет назад: на
фоне «облаков» электроники, то легких, как бриз, то сгущенных,
как предгрозовые тучи, гордо реют импровизации гитары, в которые
Маэстро — и это чувствуется — вложил немалую часть своей загадочной
души. И если раньше основным методом развития служил повтор с обновлением,
то ныне звуковая материя постоянно изменяется, развивается. Разумеется,
техническое обеспечение, приёмы и саунд самые что ни на есть современные:
тут есть чему поучиться и молодым хаусмейкерам, и вполне зрелым
дельцам-синтезаторщикам. Хотя самим Фриппу и Ино, вероятно, на
это наплевать — они просто приятно и с пользой провели время, как
и двадцать лет назад.
НЕБО ЗДЕСЬ
«МЕРТВЫЙ СЕЗОН»
Indie-Go!
Четыре года назад «альтернативный металл» был для нашей сцены
явлением безусловно новым. Поэтому группу «Небо здесь» восприняли
настороженно — уж слишком хорошо освоили они западную традицию
в лице Soundgarden, Korn, Tool, Deftones, слишком качественный,
«нерусский» какой-то накрутили звук, да еще и объявили кришнаитами
и гуманистами (участвовали в организации «Врачи без границ»). Последнее
определило некий дидактико-морализаторский настрой их песен: сплошные
истины-призывы вроде «не торгуй собой», «слезь с иглы», «не убий»
вместо водки, колбасы и селёдки. Чуждо это нам, господа-товарищи.
Несвоевременность плюс различные внутренние причины (изменение
состава, переосмысление собственного творчества) вынудили группу
«Небо здесь» на целый год уйти в подполье и начать заново со вторым
альбомом. Результат: предельное ужесточение звука, более самостоятельный
и при этом более «доступный» музыкальный материал и — главное!
— несколько показное «обрусение» группы. Что ж, мрачно-страдательные
протяжные мелодии (обработки народных песен про черного ворона
и про лучину) под аккомпанемент тяжелых вязких гитар звучат вполне
убедительно, но кому-то доморощенный кришнаизм дебютника был милее.
Хотя в целом настроение нового диска более позитивное, а кое-где
и лирико-романтическое — ребятам удаются и мажорные (в смысле сочиненные
в мажоре), оптимистичные песни. Cаунд — выше всяких похвал. Так
плотно «вваливать» на гитарах, не теряя при этом ясности и осмысленности,
у нас умеют немногие (интересно, что весь альбом писался «live
in studio»). Грамотно обработанный вокал довершает картину. Если
раньше команда была, в общем-то, мастерской калькой с лучших западных
образцов, то теперь она своя, наша, и даже успех на небезызвестном
радио это подтверждает. Хочется верить, что группа больше не исчезнет
и будет радовать нас концертами и альбомами.
НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ
«SMS»
Real Records***
Обложка нового альбома «Снайперов» потрясает своей нелепостью:
непонятно, что девушка с собой такого сделала, чтобы выглядеть,
как среднестатистическая поп-звезда. Даже имя свое пришлось приплюсовать
к названию группы, чтобы никто не ошибся: да-да, та самая прекрасная
Диана. Когда-то две «снайперши» выступали в малюсеньких трещащих
по швам клубах под аккомпанемент акустической гитары и скрипки
и не проходили на мейджоры ввиду музыкальной неформатности, не
говоря уже о расплывчатой сексуальной ориентации. А затем совершили
головокружительный скачок и оказались на стадионах, поддержанные
мощным электрическим бэкграундом. И тогда было ощущение: наш шоу-бизнес
все-таки не самый плохой в мире, раз умеет распознавать настоящую,
искреннюю, ни на что не похожую музыку. Дальше был триумф, раскол
и форматизация. Альбом «SMS» — где-то уже на спаде волны былого
драйва, на исходе волны, за которым группе придется изрядно поднатужиться,
чтобы доказать свое «право на культ». С уходом Светланы Сургановой
команда потеряла как минимум половину своего обаяния, а музыка
без ее чувственно-разудалой скрипки обеднела так, что зияющую брешь
не скроешь ни стилевыми изысками, ни горделивой осанкой единоличной
фронтвумен. Кстати, о стилевых изысках. Некоторые из них можно
признать сколь смелыми, столь и удачными: например, «смачные» электронно-r’n’b’шные
штучки в «Юго-2» — эдакий Gorillaz, скрещенный с довоенным Гарлемом.
А вот налет «эстрадного» ретро плохо увязывается с драматическим
рок-имиджем «Снайперов»: да, Жанна Хасановна, цитируемая в песне
«Осень ну и что?» (кстати, старой, из тех самых «подпольных» времен)
— наш всеобщий кумир, но стоит ли становиться клоном «Браво»? Тут-то
и понимаешь, что же ушло из музыки «НС» — вот этот самый фатализм,
ощущение прорыва и безудержного полета, за которым — всё что угодно,
только не жизнь на этой земле... Арбенина считает своё теперешнее
творчество «светлым и умным», но вызывает оно в основном чувство
тоски, усталости и деструктуризированности. О каком, спрашивается,
месседже идет речь в названии? Справедливости ради отметим, что
в альбоме есть превосходные вещи — такие, как наполненная безумной
нежностью «Страханет» (sic!), очаровательная в своей жеманности
«Не ищу» и даже слезоточивые «Сенбернары». Но в целом... в целом
жаль, что, кажется, прошла в нашем роке еще одна эпоха — эпоха
искренности и безрассудного таланта. Да и вообще рок кончился.
Начался секс по смс...
Диски предоставлены:
* «Союз Music»;
** «Танцевальный Рай»; *** Real Records.