#01/2005 • С МЕСТА
СОБЫТИй
Николай ЕФРЕМОВ
ДЕСЯТАЯ И... ПОСЛЕДНЯЯ?
МИНУВШЕЙ ОСЕНЬЮ В МТУСИ ПРОШЛА ЕЖЕГОДНАЯ, ДЕСЯТАЯ ПО СЧЕТУ ВЫСТАВКА
«РОССИЙСКИЙ HI-END». И ЭТОТ ЮБИЛЕЙНЫЙ СЛЕТ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УМЕЛЬЦЕВ,
СКОРЕЕ ВСЕГО, СТАЛ ПОСЛЕДНИМ. ПОЧЕМУ? НЕ ТОТ ВОПРОС. СПРОСИТЕ ЛУЧШЕ,
КАК НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПО СУТИ МЕРОПРИЯТИЕ ВООБЩЕ СМОГЛО ПРОЖИТЬ ТАК
ДОЛГО.
И Я ВАМ ОТВЕЧУ — ЗА СЧЕТ ЭНтузиазма организаторов, и прежде всего,
Дмитрия Свободы, руководителя Акустического центра МТУСИ. Площади
под выставку традиционно предоставляются руководством университета
бесплатно, но ведь есть и другие расходы: аренда стендов и их монтаж,
акустическое оформление зала прослушивания, охрана, печать брошюр,
изготовление значков, транспорт и т.д. Символические взносы участников
покрывают лишь частично аренду, а вход на выставку, как вы знаете,
свободный. Вот и приходится Дмитрию Георгиевичу деньги, заработанные
за год измерениями в акустической камере, тратить на организацию
«Росхайенда», т.е. фактически оплачивать ее из собственного кармана.
Немаловажно еще и то, что ректор МТУСИ, В.В. Шахгильдян всячески
поддерживал отечественное творчество и даже лично открыл юбилейную
выставку. Но будет ли это и дальше? Можно, конечно, найти Генерального
Спонсора, но ведь он захочет «отбить» свой интерес, тогда прощай
демократия и неангажированность, а без этого выставка будет совсем
другой, и не факт, что она вообще станет кому-то нужна.
Выход есть — создать автономную некоммерческую организацию из пяти-шести
сильнейших фирм-участниц, которые бы скромно разделили расходы с
Акустическим центром, а наш журнал смог бы обеспечить информационную
поддержку, в т.ч. и в Интернете. Но сколько мы ни говорим об этом,
дело с мертвой точки не трогается. Так что если в следующем году
«Российский Хай-Энд» не соберется, виноваты будем только мы сами.
Хотя мне кажется, что выставке нынешний формат уже тесен. Во-первых,
показать все, что хочется, не удается из-за ограниченной площади
зала. В этот раз пришлось отказать таким монстрам, как «Валанкон»,
«Эррол Лаб» и «Лаборатория Губина» — у них и так дела идут неплохо,
молодым фирмам раскрутка нужнее. Во-вторых, одна неделя в год мало
что дает — нужна постоянно действующая и регулярно рекламируемая
экспозиция. Лишь в этом случае «РХЭ» вырастет из коротких штанишек
и станет хоть сколько-нибудь заметен на рынке. Но здесь опять все
упирается в ресурсы — финансовые и человеческие, и выхода из замкнутого
круга пока не видно.
Все это жутко обидно, ведь вещи делаются неплохие, и самое главное,
нужные, на которые есть устойчивый спрос. Но прежде чем мы начнем
их разглядывать, должен сделать одно дежурное замечание. Оценивать
звучание экспонатов не буду — присутствовать на всех прослушиваниях
в зале я не смог (это как минимум четыре дня жизни), а выделять кого-либо
считаю некорректным.
Тульская фирма «Арт Аудио Лаб» сумела поставить производство ламповых
усилителей на твердую коммерческую основу. Этому способствует
их постоянная демонстрация в салоне «Палиха» и активное продвижение
в Интернете.
На смену популярной модели M25 пришла улучшенная версия SE25. При
той же схемотехнике аппарат комплектуется лампами EL34 производства
RFT или Tesla, а конденсаторы изготовлены из полипропилена, обработанного
в ускорителе элементарных частиц (!). Внешняя отделка — традиционное
дерево и рояльный лак. Желающие могут поменять М на SE с некоторой
доплатой.
Недавно туляки решили заняться фонокорректорами. На основе преда
Audio Note M2 RIAA было создано два варианта — на пальчиковых и
октальных лампах. По звучанию последние оказались лучше, но пришлось
отбирать их по минимуму микрофонного эффекта, а плату подвесить
на резиновых амортизаторах. В базовой комплектации устанавливаются
отечественные 6Н9С и 6Н8С, но принимаются заказы на любые фирменные.
Скоро появятся моноблоки на 300В по схеме Нобу Шишидо с трансформаторами
Tango, Tamura и т.д.
Чистым питанием для аудиокомпонентов занимаются немногие, а зря.
Мониторинг сети, проведенный на выставке специалистами «Спектр-Электро»
(Москва), показал значительные колебания напряжения и коэффициент
гармоник свыше 4%. На выходе он-лайнового источника питания MGE
UPS искажения были уже 1,2%, при этом отсутствовали выбросы и
помехи от работающей в зале аппаратуры. Такой эффект достигается
двойным преобразованием входного напряжения, которое сначала
выпрямляется, а затем мощными инверторами снова превращается
в переменное. При перебоях в сети инверторы переходят на аккумуляторное
питание так быстро, что потребитель не успевает ничего почувствовать.
Стоят такие устройства значительно дешевле, чем их зарубежные
аналоги — малыш мощностью 700 ВА обойдется в $600, а на 2,2 кВА
— около 1300. Самый мощный источник на 4,5 кВА постоянно находился
в зале прослушивания, и все участники могли питать свою технику
либо через него, либо непосредственно от сети. В результате почти
все предпочли первый вариант — разница была ощутима, особенно
при питании CD и LP-проигрывателей.
«Аудиоинструмент», самостоятельное подразделение, недавно отпочковавшееся
от «Электронкомплекса», теперь специализируется исключительно
на звуковой продукции. Основную часть ассортимента составляют
дроссели, выходные, межкаскадные и силовые трансформаторы. Кстати,
почти во всех усилителях, показанных на выставке, можно было
увидеть моточные изделия этого московско-новгородского предприятия.
Отделение от головного офиса, далекого от аудиофильских проблем,
дало свои плоды. В частности, радикально удлинилась линейка усилителей
и наборов для самостоятельной сборки. Теперь есть любые — однотактные
и двухтактные от entry level до элитных моделей в медных корпусах
и даже линейный буфер на 6Н23П, придающий «ламповое» звучание транзисторным
аппаратам. Недавно появились фильтры для чистки сетевого напряжения,
которые ставятся после квартирного распределительного щитка.
Вот что значит настоящая увлеченность — Евгений Демидов («DIZAK
Аудио») привез эти «Магелланы» из Красноярска! Их центральный
блок представляет собой самостоятельную АС с головками Scanspeak
и качественными комплектующими в кроссоверах. НЧ-блоки здесь
попроще, на доработанных калужских динамиках.
Рядом — колонки из саянского мрамора, но даже они — не самые экзотические.
Как вам корпус из сибирской лиственницы, спиленной в районе падения
Тунгусского метеорита? Фильтры в этих колонках простейшие: НЧ-драйвер
подключается напрямую, а пищалка — через емкость. Чтобы снизить
отражения от корпуса, последнюю пришлось подвесить на резиновых
шнурах в вырезе фронтальной доски. Колонки рассчитаны на работу
с ламповыми усилителями, поэтому в них предусмотрена регулировка
коэффициента демпфирования. При весе около 60 кг АС устанавливались
на титановые опоры «DIZAK Аудио», которые их запросто выдерживали
(максимальная нагрузка на один шип — 50 кг). Фирма выпускает и
аудиотаблетки в виде двух титановых пятачков с прокладкой между
ними. Как оказалось, они особенно хороши для виброизоляции виниловых
проигрывателей и ламповых усилителей, поэтому к концу выставки
были раскуплены подчистую.
Пожалуй, никто не относится к проектированию колонок так серьезно,
как Акустический центр МТУСИ. Чтобы довести прототипы до ума,
команда Д.Г. Свободы не единожды прогоняет их в безэховой камере,
добиваясь правильного тонального баланса и идентичности АЧХ каждой
пары. В третьей модификации очень популярных «Топазов» все головки
отечественные, но серьезно модифицированные. В твитере доматывают
звуковую катушку, дополнительно демпфируют купол, а для повышения
мощности зазор заполняют магнитной жидкостью. Среднечастотник
расположен сверху, и благодаря сложному оформлению имеет очень
широкую диаграмму направленности. В результате его доработки
неравномерность АЧХ уменьшилась с 14 до ±1,5 дБ. Колонки 8-омные,
очень чувствительные, поэтому могут работать с маломощными усилителями.
Фазоинвертор выведен вниз, и за счет изменения высоты шипов бас
подстраивается под конкретное помещение — без резонансов и бубнения.
У модели «Рубин» тот же тракт СЧ/ВЧ, но басовая секция поменьше.
В новых разработках отказались от внутренних перегородок, т.к.
измерения в камере показали наличие нежелательных мод, поэтому
корпуса теперь укрепляются круговыми обечайками.
Для любителей «колбасного баса» (я цитирую Свободу) и больших помещений
спроектированы АС на базе 75ГДН с катушкой, перемотанной на полиамидном
каркасе. Резонансная частота головки около 22 Гц, поэтому для получения
«бархатных» низов пришлось рассчитать щелевой фазоинвертор.
Фонокорректор «Рифей» (Екатеринбург) полностью балансный, с выносным
источником питания. В первом каскаде — нувисторы (металлокерамические
лампы с малым уровнем шумов), а на выходе стоят мощные триоды
6Н5С с трансформаторной нагрузкой. Поэтому работать корректор
может не только в линию, но и на высокоомные головные телефоны.
Серьезная цена в $1500 обусловлена применением трансформаторов
на тороидальных сердечниках из аморфного кобальта, а также комплектующих
от Black Gate, Hovland и Riken Ohm. Но ценник как-то не очень
смущал любителей винила — после демонстрации этот экземпляр «ушел»
прямо с выставки, и были получены заказы еще на несколько штук.
Леонид Белебашев (Helium, Москва) занимается конструированием акустики
15 лет, и на «Росхайэнде» традиционно показывает системы с коаксиальными
излучателями. На этот раз он серьезно доработал конструкцию основного
низкочастотника. Динамики калибра 12, 10 и 8 дюймов Леонид делает
сам: покупает литую корзину, а подвес штампует из ткани (резина
применяется только в дешевых системах). Поскольку для пары АС
нужны близкие характеристики, диффузоры подбираются по весу.
Катушка басовика мотается вручную, она по высоте вдвое меньше
магнитного зазора, что значительно улучшает линейность.
У твитера керновый магнит и плоская мембрана, поскольку под ней,
в отличие от купола, воздух не резонирует. Вкладыш, очень важный
элемент коаксиальной системы, обеспечивает оптимальное согласование
ВЧ и НЧ-излучателей, уменьшая окраску звучания.
Общая неравномерность АС в диапазоне 30 Гц — 16 кГц не превышает
±2,5 дБ, и прежде всего, за счет согласования корпуса с динамиками,
т.е. подъемы и провалы АЧХ взаимно компенсируются. Главное — удалось
добиться баса, а это большая проблема для рупорной акустики. При
доводке конструкции, помимо измерений в безэховой камере МТУСИ,
проводились субъективные прослушивания с привлечением «нетехнической»
аудитории.
На фото хорошо видно оформление НЧ-головки. Это два рупора, параболический
и экспоненциальный, работающие в разных диапазонах. Они тоже проектируются
эмпирическим путем, причем для каждого калибра головок нужна собственная
конфигурация.
Компания Aleks Digital Technology Inc. теперь американская, но
по традиции участвует в «Российском Хай Энде» (впрочем, сейчас
без нее ни одна выставка не обходится). Если кто помнит, начинала
она здесь, в МТУСИ с «поющего дерева», а сейчас под маркой Aleks
в России и Китае выпускается буквально все — от акустики до плазменных
панелей.
Новую серию колонок Gold придерживали год, доводя до ума дизайн
и конструкцию. Головки родом из Калуги, сборка идет на фабрике
в Очаковe, где также производятся рупорные системы Maestro. Корпус
из плотного МДФ покрыт 0,5-сантиметровым шпоном из натурального
бука, вишни или ореха. Внутри — деревянные стяжки, фильтры первого
порядка и разводка фирменным проводом из 525 жил в двойной изоляции.
Звукопоглощение обеспечивается натуральным мехом или ватином. Пищалки
работают вплоть до 25 кГц, чего вполне достаточно и для музыки,
и для домтеатра. Цены такие: $1000 за пару фронтов, центр и сателлиты
стоят $800, а полный комплект обойдется в 1500.
На втором фото — DVD-проигрыватель DV-101 на новейшем чипсете с
полным разделением аудио- и видеотрактов. Скажите, много вы видели
аппаратов, воспроизводящих SA-CD и DVD-Audio и с такой начинкой,
за $550?
Саратовский «Рефлектор» продолжает выпуск линейки пентодов 6L6/EL34/KT88/6550.
Недавно появились 6922 с позолоченными ножками, аналог Siemens
Е88СС, и новое семейство кенотронов 5AR4/5Y3. Но вся эта красота
идет за границу, на внутреннем рынке новые лампы — страшный дефицит.
Выставка, пожалуй, единственная возможность купить что-нибудь
из этого ассортимента.
Хотя есть хорошая новость и для нас — телевизионный пентод 6П44С
поставлен на стандартный октальный цоколь, исчез анодный вывод
сверху. Лампа очень линейна, держит большие импульсные токи, хорошо
работает в двухтактных усилителях, особенно в триодном включении.
Правда, необходимость подвода высокого напряжения на купол баллона
ограничивала ее применение в открытых конструкциях. Отпускная цена
завода на 6П44-М будет около 100 р., а уж как она подскочит в рознице,
не знает никто. Вполне возможно, что в ближайшем будущем появится
и октальная версия 6П45С.
«Виртуальная акустика» (Москва) делает акцент на максимальное разрешение
и выверенный тональный баланс. Специально для этого Сергей Бать
придумал систему отбора динамических головок по соотношению ускорение/масса
диффузора. Состав испытуемых довольно разнообразен: Scanspeak,
Peerless, Morel и эстонские Audes, а в очень дорогих моделях
устанавливаются Audax. Пищалки Vifa серьезно дорабатываются московскими
специалистами.
Плоские колонки закрытого типа серии У (универсальные) производятся
в Эстонии на норвежских головках Seas. Универсальные они потому,
что могут устанавливаться на обычных стойках или встраиваться в
стену. Поскольку срез по НЧ получается где-то на 60 — 70 Гц, потребуется
сабвуфер, который тоже есть в линейке. Инсталляторы любят эту акустику
еще и за то, что грили легко красятся в любой цвет или расписываются,
как картина.
Интересен и гибридный усилитель — в первом дифкаскаде работает
лампа, а остальной тракт собран на биполярных транзисторах. Благодаря
тщательному отбору элементной базы и отсутствию ООС коэффициент
гармоник не зависит от частоты, и это при малосигнальной полосе
500 кГц!
Помимо двухполосного усилителя «Три В», о котором мы уже рассказывали
в Brand News, Владимир Стародубцев привез из Таганрога акустику
открытого типа. Эта идея пришла после экспериментов с электростатами,
от которых так и не удалось добиться нужных динамических характеристик
и глубокого баса. Новые системы трехполосные, с басовой секцией
на старых добрых 6ГД2, поэтому без проблем воспроизводят частоты
начиная с 35 Гц. Колонки заточены под bi-amping (оцените кроссоверы
с дросселями на железе ТС-180), но могут работать и с широкополосными
усилителями.
КБ звукотехники не чурается и транзисторных схем, но спектр искажений
нового однотактника на мощных полевиках, подгоняли все же под ламповый.
При 15 Вт мощности в звучании почти не осталось характерной жесткости,
но динамика и драйв не пострадали. Цену на этот аппарат объявили
$750, но учтите, что в нем дорогая импортная элементная база и
вся проводка, включая сетевой шнур, сделана литцендратом.
Андрей Маркитанов (Markan) продолжает «вылизывать» ЦАПы на TDA
1541, а в дальнейшем собирается вообще обойтись без чипа, собрав
преобразователь полностью на дискретных элементах. При этом он
рассчитывает собственную, «наиболее правильную» идеологию.
Ну а пока — новая версия ЦАПа на 1541. Он питается уже от 6 сетевых
трансформаторов и 22 стабилизаторов, имеет входы Coax/Toslink и
даже схему отсечки постоянной составляющей сетевого напряжения.
Преобразователь ток/напряжение выполнен на быстродействующих ОУ
AD811, а выходной усилитель — на OPA627. Должен добавить, что этот
ЦАП ценой $650 был прослушан в редакции и по звучанию не проиграл
некоторым именитым и дорогим конкурентам.
Молодая московская фирма МР34 выросла из звукозаписи, поэтому проектирует
акустику для мастеринга и сведения фонограмм. Основной акцент
делается на достоверность воспроизведения живых инструментов
и певческих голосов. Прорези в задней части корпуса — не щелевой
фазоинвертор, как можно подумать, а попытка смоделировать звучание
открытой АС в относительно небольшом корпусе. Дело в том, что
полноценную открытую систему трудно использовать в обычных жилых
условиях, поскольку их приходится ставить далеко от задней стены.
Корпус колонок отделан под Grand Piano, в нем установлены головки
АСА из Калуги, прошедшие строгий отбор. При такой солидной внешности
и сложной конструкции корпуса пара, которую вы видите на фото,
продавалась всего за $900.
Потрясающие моноблоки на ГМ 70 (см. фото в самом начале статьи)
приехали из Новгорода. Делает их семейное предприятие TAD Audio
от начала до конца, т.е. от фрезерования корпусов из нержавейки
до намотки трансформаторов, причем исключительно на Ш-железе.
Это настоящий High End без всяких компромиссов и скидок — вес
усилителя 90 кг, цена за пару $10000. Связь между каскадами трансформаторная,
так что при необходимости повысить выходную мощность можно зайти
в область сеточных токов (класс А2). При этом полезно контролировать
режим выходной лампы по стрелочному прибору на лицевой панели.
Для раскачки используется относительно низковольтный триод 6С3П,
что у меня, например, вызывает некоторое недоумение. Ведь драйвер
должен иметь запас по амплитуде как минимум 3 дБ, а ГМ70 требует
на сетке не менее 100 В.
Маленький по меркам TAD Audio однотактник на 300B с кенотронным
питанием собран на гнутом шасси, весит 36 кг и стоит $3000.
На стенде Алексея Сиволобова почему-то вспомнились народные усилители
Губиных. Правда, у них продукция исключительно ламповая, а здесь
транзисторно-микросхемная, но разрабатывается она на любой кошелек,
под любые музыкальные жанры и любую акустику. Помимо бюджетных,
есть и модели класса Hi-Fi с выносными источниками питания и
хорошими конденсаторами.
Базовый дизайн вы видите на снимке, но за отдельную плату можно
добавить деревянные накладки на боковые стенки корпуса. Большинство
усилителей собрано на гибридных чипах серии STK с тщательно подобранными
режимами. В ближайшее время Алексей намерен выпустить пробную партию
на дискретных транзисторах, полевых и биполярных.
НПП «Конграф», в буквальном и переносном смысле зеркало белорусского
хай-энда, на московской выставке впервые, хотя фирме уже 8 лет.
Начинала она с ламповых усилителей, имеет опыт их серийного производства
в Германии. С недавнего времени минчане решили заняться и ЦАПами,
и вот последнее достижение — модель Amadeo 811 ($800). Цифровой
приемник и ЦАП выполнены на чипах CS8420 и CS4397 с разрешением
24/96. Для снижения джиттера в схеме установлен точный тактовый
генератор, а питается аппарат от 10 стабилизаторов напряжения.
Ламповая техника представлена бюджетным усилителем HS-1500. За
двухтактник мощностью 2 х 30 Вт на параллельных EL34 в триоде по
нынешним меркам просят не так уж много — $500.
Как вы, наверное, уже заметили, калужские головки АСА Lab любят
многие производители. При таком ассортименте, конечно, грех не
выпускать собственную акустику. Пока налажено производство двух
моделей — двухполосной Muse (на фото) и трехполосной Atlant чувствительностью
88 и 91 дБ соответственно. Собираются они вручную, причем на
каждом этапе соблюдение технологии очень жестко контролируется.
Внешняя отделка предусматривает 12 видов натурального шпона,
возможны варианты на заказ.
На мой взгляд, все хорошо продумано, кроме названия фирмы — смешение
кириллицы и латиницы сбивает с толку. Как читать — «АСА» или «АКА»?
Акустика Crystalvox Stranger2 может служить примером вдумчивого
подхода и применения высоких технологий в отечественной технике.
Диффузор среднечастотника трехслойный — алюминиевая основа с
напылением керамики и наружным слоем полимера. Неодимовый магнит
настолько мощный, что оторвать его от металлической стойки довольно
трудно. Изготавливается драйвер по спецзаказу на фирме «АСА».
Обратите внимание, что для снижения интерференции он установлен
на выдающейся сферической платформе.
8-дюймовый басовик с невысокой добротностью работает в малом объеме,
при этом он лучше согласуется с фазоинвертором. Бубнение предотвращает
особый кроссовер, который в придачу убирает комнатные резонансы
в области мидбаса (это звено отключаемое). От проникновения СЧ
через порт удалось избавиться с помощью матов с разными частотами
поглощения, подвешенных внутри на некотором расстоянии друг от
друга. Треугольная форма корпуса тоже убивает отражения, а три
точки опоры дают устойчивость на любой поверхности и меньше передают
вибрации. Продаются эти колонки за $1450.
В Лаборатории Гришина создан «усилитель будущего» — интегральник
с входом на вакуумном триоде 6С2С и однотактным мощным каскадом
на одном полевом транзисторе. По тембру звучания он практически
не отличается от лампового, но не чувствителен к сопротивлению
нагрузки, которое может быть от 2 до 16 Ом, и имеет полосу пропускания
10 Гц — 100 кГц. Вещь для тонких ценителей, при мощности 2 х
8 Вт стоит $1600. Но мощность можно повысить в пять раз — достаточно
поставить другой MOSFET и поднять питание.
В.А. Гришин усовершенствовал свой популярный однотактник на 6С33С,
убрав из него один каскад и обратную связь. Поскольку усилитель
предназначен для акустики Crystalvox Mistral с активной басовой
секцией, он имеет выходное сопротивление 120 Ом. можно говорить
о токовом управлении 8-омной СЧ/ВЧ секции. Для баса — 50-ваттные
усилители и 5-полосные басовые эквалайзеры, чтобы убрать комнатные
резонансы.
Олег Разин улучшил свой прежний результат, увеличив мощность усилителя
«Антрацит» (двухтактный, на 6С33 в классе А, с 30 до 40 Вт),
изменив дизайн и по просьбе многих пользователей, добавив релейный
селектор на 4 входа. Обратите внимание на качество монтажа и
трансформаторов.
Для тех, кто хочет приобщиться к ламповому звуку, но не имеет средств
на настоящий хай-энд, разработан бюджетный усилитель «Фианит».
Это двухтактник горизонтальной компоновки на EL84 с возможностью
переключения пентод/UL/триод и неглубокой обратной связью (6 дБ).
В плече работают по две лампы в параллель, что дает 20 Вт на канал.
Вторичные обмотки выходных трансформаторов коммутируются на 4 —
8 и 8 —
16 Ом, что позволяет подобрать оптимальный режим для любой акустики.
Усилитель в базовой комплектации за $650 — хорошее поле для любого
апгрейда.
Кабели Сергея Павлова столь бурно обсуждаются в форумах, что уже
одним этим вызывают к себе интерес. Концепция Сергея такова:
межблочник должен иметь минимальную емкость, а акустический —
минимальную индуктивность. Все изделия изготавливаются вручную
из отечественного литцендрата и имеют разное количество жил.
Старшие модели набираются из нескольких диаметров, поэтому один
экземпляр делается несколько дней. Акустический — тоже литц,
одного или двух диаметров. Если присмотреться, на интерконнектах
видны специальные проставки. Разнос проводников на несколько
сантиметров снижает погонную емкость до 30 пФ/м, в то время как
у многих зарубежных образцов она достигает нескольких сотен пикофарад.
Цены вполне божеские — от $60 до 180 за метровую стереопару с
наконечниками Sven из позолоченной латуни. Только скажите, и
вам поставят любые, вплоть до WBT, но это уже будут другие деньги.
Усилитель Apson 2108 интереснее выглядит сзади — здесь не только
выходные разъемы а-ля Mark Levinson, но и силовой ввод от внешнего
источника питания. Понятно, что выходные каскады, отдающие в
нагрузку 100 Вт в классе А, нуждаются в усиленном рационе. Необходимая
энерговооруженность обеспечивается огромным тороидальным трансформатором
и емкостями фильтра 500000 мкФ при напряжении ±56 В. Несмотря
на отсутствие ООС, усилитель имеет полосу 0,5 Гц — 50 кГц и выходное
сопротивление 0,3 Ом. Собран он полностью на дискретных элементах,
никаких ОУ в схеме нет. Демонстрации звучания изделий А.П. Сырицо
собирали рекордную аудиторию.
Тандем ZKI (Ставрополь) — Лаборатория Клячина (Москва) работает
давно, поэтому экспозиция у них общая, да и ассортимент — будь
здоров. На переднем плане — новые мониторы с 8-дюймовым полипропиленовым
динамиком Vifa и пищалкой, работающей до 40 кГц. Тут же модные
напольные колонки с улучшенным дизайном, тыловые АС для домашнего
театра и активные сабвуферы, оснащенные линейными и «горячими»
входами.
Усилители для этой акустики подобрать несложно: тут есть ламповые,
транзисторные и гибридные, у которых фронтальные каналы на пентодах,
а тыловые — «каменные».
Интересная модель получилась на триодах 6С33С. При небольших размерах
корпуса выходная мощность у нее 2 х 30 Вт, а сама лампа включена
нетрадиционно. Выходной однотактный каскад двухэтажный, с питанием
на аноде 525 В, что дало высокую линейность. Сердечник трансформаторов
витой из ленты толщиной 0,08 мм, что потребовало организации собственного
производства с предварительно обученным персоналом.
На отдельном фото — новый транзисторный усилитель мощностью 2 х
90 Вт.
Колонки лаборатории BKramar выглядят, возможно, и не слишком подходяще
для домашнего интерьера, но сделаны по всем правилам. НЧ-секция
с автомобильным сабвуфером смонтирована в отдельном боксе, а
верхняя часть представляет собой конструкцию «куб в кубе». СЧ-головка
PHL крепится на стенке внутреннего открытого (!) корпуса, который
вставлен в натяг на поглощающем материале во внешний, и акустически
с ним не взаимодействует. Фильтры первого порядка испытывались
на прямоугольный импульс и не искажают форму сигнала при резких
всплесках.
Качество звучания этой системы совместно с ламповым усилителем
на 6550 позволило провести «живое» сравнение CD и SACD. По отзывам
присутствовавших, многие впервые столь отчётливо услышали разницу.
|