ОТ ОБИЛИЯ ФОРМАТОВ, НОСИТЕЛЕЙ И РАЗНОВИДНОСТЕЙ СУРРАУНД-СИСТЕМ УЖЕ
ГОЛОВА КРУГОМ ИДЕТ. ПОНЯТНО, ПОЧЕМУ ТАК ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО СМОТРЯТСЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРОИГРЫВАТЕЛИ. КАЗАЛОСЬ БЫ, ВЗЯЛ ЛЮБОЙ ДИСК, ВЛОЖИЛ
ЕГО, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ, В ТРЕЙ, НАЖАЛ PLAY... А ТАК УЖ ЛИ ОНИ УНИВЕРСАЛЬНЫ
НА САМОМ ДЕЛЕ?
ОДНАЖДЫ РАДИ ЛЮБОПЫТСТВА я начал выписывать на листке бумаги все
существующие форматы, в основу которых положены CD и DVD. На третьем
десятке продолжать это неблагодарное занятие стало лень, зато возник
вопрос: существует ли техника, способная воспроизводить все? Разумеется,
мысли тут же потекли в сторону проигрывателей, которые производители
представляют как универсальные.
Вот и собрал я для очередного обзора достаточно дорогие аппараты,
которые без преувеличения можно назвать венцом современных AV-технологий.
Вывод был обескураживающим — воспроизводить они способны далеко не
всё. Ни у одного проигрывателя не нашлось поддержки такого популярного
среди наших соотечественников видеоформата, как DivX (MPEG4). Лишь
отдельные экземпляры воспроизводили файлы WMA. Даже фотографии JPEG
— заурядная функция даже для самых дешевых DVD-проигрывателей — можно
просмотреть не на всяком. А ведь эти солидные и увесистые компоненты
называются универсальными!
Ответ следует искать не в количестве поддерживаемых форматов и носителей,
а в качестве этой поддержки. Ни одного аудиофила или киномана не
интересует всерьез ни mp3, ни WMA, ни DivX. Потратить на домашнюю
систему топ-класса сумму, которой вполне хватило бы на новенькую
иномарку, а затем проигрывать явно не оригинальные по происхождению
и весьма посредственные по качеству музыкальные записи и фильмы —
это все равно, что заказать столик в Moulin Rouge, а завалиться туда
с самогоном и махоркой. Так что я разделяю строго избирательный подход
к понятию универсальности, которого придерживаются компании — производители
высококлассной аппаратуры.
На самом деле «универсалы», вышедшие за рамки средней ценовой категории,
интересны прежде всего тем, что любой из них может выступить в роли
суперисточника для самой продвинутой системы. Вы это сами оцените,
когда я опишу их коммутационные возможности, уникальные возможности
и просто ключевые элементы конструкции. Все из представленных ниже
аппаратов обещают великолепное исполнение CD-Audio, SA-CD, DVD-Video
и DVD-Audio. Не важно, что для вас существеннее — звук или картинка.
Задача перед разработчиками техники такого уровня формулируется жестко
и прямолинейно: максимально приближенным к идеалу должно быть все.
Для оценки качества звучания «универсалов» я не стал собирать сложную
тестовую систему с пространственным звучанием, а ограничился традиционной
двухканальной, с интегральным усилителем Bryston B60R ($2480), напольной
акустикой Castle Howard S3 ($1970), межблочниками Accuphase Super
Refined Cable ($300) и колоночными би-вайринговыми кабелями Nordost
Blue Heaven ($350). Все дело в том, что многоканальный саундтрек
(в блокбастерах особенно) создается искусственно — 90% звуков на
съемочной площадке записать живьем просто нереально. Их синтезируют
из отдельных сэмплов, а затем «разводят» по фронтам и тылам, пуская
в ход все возможности программных звуковых редакторов. Весьма глубокую
компьютерную обработку претерпевают также треки многоканальных музыкальных
фонограмм. В результате вы, окружив себя сурраундом, услышите не
то, что соответствует некоей звуковой реальности, а лишь то, какой
ее представляли люди, которые готовили этот продукт.
Обычная стереофоническая запись, сделанная грамотно, при двух каналах
способна полностью передать масштаб и глубину сцены, все тональные
и динамические нюансы — именно правдоподобно, а не эффектно. Степень
достоверности здесь намного выше.
Качество изображения я проверял с помощью DLP-проектора InFocus Screenplay
7205 ($7900) и ЖК-телевизора Philips 32PF9986 ($5800). Проектор использовался
для оценки работы проигрывателей при подключении по компонентному
видеовыходу. Панель же работала либо от DVI-D, либо, если у аппаратов
не было соответствующих выходов, от RGB. Яркость, контрастность и
цветовой баланс каждого из устройств выставлялся по тесту «Video
Essentials». Более того, даже проектор установил таким образом, чтобы
размер изображения на белом экране был тем же, что и на ЖК-панели.
Кроме упомянутого DVD «Video Essentials», дюжины музыкальных компакт-дисков
и нескольких специальных носителей для проверки на совместимость
(CD-ROM и DVD-ROM c файлами mp3, WMA, JPEG и MPEG4, видео на DVD+RW
и прочие), для тестирования «универсалов» пригодился гибридный Super
Audio CD Nr.1 Sony/ DVD&Hjemmekino (Universal Music/Deutsche
Grammophon, 2003), DVD-Audio «Johan Strauss in Berlin» Berliner Philharmoniker
(Teldec Classic, 2000) со звуком MLP 96/24 и еще один DVD-Audio —
демонстрационный «Music Sampler» Volume One (DTS Entertainment, 2001),
содержащий как MLP 48/24, так и сравнительный материал в DTS и Dolby
Digital.
Носители DVD-Video были представлены фильмами «Waterworld» с Кевином
Костнером в главной роли (Universal Home Video, 1998) и «Spider-Man»
Сэма Рэйми (Columbia Pictures, 2002). Первый записан в системе цветности
NTSC и со звуковым сопровождением Dolby Digital. Его тестовая ценность
заключается во множестве чрезвычайно детальных и подвижных сцен,
снятых на натуре. Второй — в PAL и DTS и содержит, выражаясь простыми
словами, качественную тьму (детали не провалены в черное, сохранены
их цветовые оттенки), реалистично передать которую из-за шумов может
далеко не всякий проигрыватель. Использовал я, наконец, и музыкальный
DVD-Video «Mozart» A Jorney With Master Composers (NHK, 1998). Исследовательская
ценность этого релиза в том, что звук записан без сжатия, как на
CD. Простая вроде бы задача — воспроизвести качественно звук с изображением.
Но все ли с ней справились?
Если бы это был обычный групповой тест, мне бы пришлось в заключительной
части взвешивать все «за» и «против», чтобы определиться с наградами
для только что описанных проигрывателей. На этот раз у меня задача
проще — я могу в свободной форме изложить то, что мне понравилось,
а что — не очень.
Функции и возможности. Самыми передовыми и продвинутыми оказались
Denon и Onkyo. Первый поддерживает наибольшее число форматов, второй
позволяет уже сейчас сделать шаг к видео высокой четкости.
Качество картинки. У всех «универсалов» дороже $3 — 5 тыс. оно
безупречное, если судить субъективно. Но самое удивительное, что
по тестам «Video Essentials» это и не особо видно. На мой взгляд,
это говорит о том, что из MPEG2 выжат максимум и что улучшить воспроизведение
DVD уже вряд ли получится.
Зато началась подготовка к всеобщему переходу на HDTV и борьба
за возможность подвести его без потерь к проектору или телевизору
высокой четкости. Поэтому, если вы мечтаете о большом экране, надо
приобщаться к таким цифровым интерфейсам, как DVI-D или HDMI (впрочем,
у некоторых компаний на счет их необходимости есть другое мнение,
как мы могли только что убедиться). Не скажу, что в каждом случае
при сравнении картинки, поступавшей по цифровому соединению, с
той, что получалась по обычному компоненту, преимущество было на
стороне первой, но цифровой интерфейс все же открывает большой
потенциал для развития.
Если бы меня заставили выбирать среди описанных аппаратов лучший
проигрыватель с цифровым видеовыходом и лучший с аналоговым, то
в первом случае я бы назвал Denon, а во втором — Theta. Но если
важнее изощренность настроек для видеотаркта, то выбирать следует
Onkyo.
Качество звучания. Тут все оказалось предсказуемым. Чем дороже
аппарат, тем лучше у него «поставлен голос». Приятным исключением
из этого правила стал разве что Marantz (и не очень приятным —
Onkyo). Не могу не упомянуть также TEAC и Theta. Это техника, звучание
которой подчинено разным целям: первый является специализированным
аппаратом для контроля (а какой еще нужен профессионалу?), второй
полностью погружает в удовольствие от прослушивания музыки (а какой
нужен аудиофилу?). Упаси Господь поменять их местами...
И наконец, о главном качестве «универсалов». У какого из аппаратов
видео не вступает в конфликт со звучанием, как это часто бывает
у проигрывателей более дешевых, а наоборот, находится в самых высоких
отношениях. Тут однозначного ответа я не дам. На мой взгляд, лучший
в этом плане — Linn. Вопреки общепринятой логике (лишь представьте,
как сложно избежать взаимовлияния аудио и видео, когда платы в
компактном корпусе запечатаны в этакий слоеный пирог), именно этот
проигрыватель сразу расположил к себе и звучанием, и изображением,
в котором нет надобности что-то регулировать для улучшения. Может
быть, как раз это и является главным? n
Марка
Denon
Linn
Marantz
Onkyo
TEAC
Theta Digital
Модель
DVD-3910
Unidisk SC
DV-12S2
DV-SP1000E
DV-50
Compli
Цена, $
1300
6100
3500
3950
4800
7800
Поддержка альтернативных форматов1
HDCD
Да
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
MP3
Да
Да
Да
Да
Да
Да
WMA
Да
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
JPEG
Да2
Да
Нет
Да3
Нет
Нет
DVD-R, -RW (Video)
Да
Да
Да
Да
Да
Да
DVD+R, +RW (Video)
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Super VCD
Нет
Да
Нет
Нет
Нет
Нет
MPEG4 (DivX)
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
CD-G
Да4
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Декодеры многоканального звука5
Dolby Pro Logic
Нет
Да
Нет
Да
Нет
Нет
Dolby Pro Logic II
Нет
Да
Нет
Нет
Нет
Нет
Сертификат THX
Нет
Нет
Нет
THX Ultra
Нет
Нет
Дополнительные (вирутальные) режимы
SRS TruSurround
3 Stereo, Phantom
SRS TruSurround
Нет
SRS TruSurround
SRS TruSurround
Настройки окружающего звучания
Тип АС, уровень сигнала, дистанция
Тип АС, уровень сигнала, дистанция
Тип АС, уровень сигнала, дистанция
Тип АС, уровень сигнала, дистанция, синхрониз.
Тип АС, уровень сигнала, дистанция
Тип АС, дистанция
Настройка сабвуфера
40, 60, 80, 100, 120 Гц
80 Гц
80 Гц
80 Гц
80 Гц
80 Гц
Настройки изображения
Для чересстрочной развертки
10 параметров
3 предуст.
3 предуст., 15 параметров
11 параметров
3 предуст., 15 параметров
5 параметров
Для прогрессивной настройки
5 предуст-к, 11 параметров
Включение Dither
3 предуст-ки, 16 параметров
7 параметров
3 предуст-ки, 16 параметров
5 предуст-к
Для цифровых видеовыходов
3 параметра
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Видеоскейлер HDTV
Для выходов HDMI и DVI-D
Нет
Нет
Для выхода HDMI и аналогового HD-Component
Нет
Нет
Универсальные AV-выходы
SCART
1
2
1
1
2
Нет
HDMI
1
Нет
Нет
1
Нет
Нет
Выходы аудио
Аналоговый многоканальный
5.1
5.1
5.1
7.1
5.1
5.1
двухканальный
1 пара
1 пара6
1 пара
1 пара
3 пары
1 пара
Балансный XLR (2-ch)
Нет
Нет
Нет
Нет
Да
Нет
Цифровой TOS-Link
1
15
1
2
1
1
S/PDIF
1
15
1
2
1
2 (RCA + BNC)
AES-EBU
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
1
IEEE 1394
2 (S400)
Нет
Нет
2 (i-Link)
Нет
Нет
Другие
Denon Link 2nd
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Выходы видео
Композитный
1
Нет
2
27
2
1
S-Video
1
17
1
27
2
1
Компонетный (YPrPb)
1
Нет
1
1
1
1
DVI-D
1
Нет
1
Нет
Нет
Нет
Другие
Нет
Нет
Нет
HD-YPbPr
Нет
D-Sub 15 (VGA) 480p
1 Все аппараты проигрывают SA-CD, DVD-Video, DVD-Audio, CD Digital
Audio, Video CD.
2 Отображает также содержимое дисков Kodak Picture
CD и Fujicolor CD.
3 Отображает не все спецификации JPEG.
4 Воспроизводит
только аудиотреки.
5 Все аппараты оборудованы стандартными декодерами
Dolby Digital, DTS и MPEG Multichenal.
6 В наличии также два аудиовхода.
7 В наличии также видеовход.