#01/2005 • ВХОД>ВЫХОД
Подайте сигнал на вход и ждите отклик! *
ВНИМАНИЕ!
1. ПЕРЕД ПОДАЧЕЙ СИГНАЛА НА ВХОД ПОЧТОВОГО ТРАКТА
ОН МОЖЕТ ПОДВЕРГАТЬСЯ ЦИФРОВОЙ И АНАЛОГОВОЙ ОБРАБОТКЕ (ЛИТЕРАТУРНОЙ
ПРАВКЕ), НЕ ИСКАЖАЮЩЕЙ СМЫСЛ ПИСЬМА.
2. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЯВЛЕНИЯ ИСКАЖЕНИЙ И ПОСТОРОННИХ
ШУМОВ НА ВЫХОДЕ, НА ВХОД БУДУТ ПОДАВАТЬСЯ ТОЛЬКО ТЕ ПИСЬМА, ОТВЕТЫ
НА КОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИНТЕРЕС НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ИХ АВТОРОВ, НО И
ДЛЯ ДРУГИХ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА.
3. РЕДАКЦИЯ ЗАРАНЕЕ ПРОСИТ ИЗВИНИТЬ ЗА ВОЗМОЖНЫЕ
ВРЕМЕННЫЕ ЗАДЕРЖКИ МЕЖДУ ПОДАЧЕЙ СИГНАЛОВ НА ВХОД И ПОЯВЛЕНИЕМ
ОТКЛИКА НА ВЫХОДЕ. МЫ ПОСТОЯННО РАБОТАЕМ НАД ПОВЫШЕНИЕМ БЫСТРОДЕЙСТВИЯ
СИСТЕМЫ.
ВХОД:
1. В продаже появились CD-болванки с темно-синим рабочим слоем и
надписью «AUDIO». Продавцы объяснить ничего не могут, говорят: «Это
для каких-то аппаратов с непосредственной записью на диски». Так
ли это? Можно ли использовать такие болванки для копирования музыки,
и даст ли это какой-нибудь выигрыш в звуке?
2. Купил недавно диск Whitesnake (ясно, что пиратский) и без проблем
прослушал его на своем Denon DCD-1015. Попытки извлечения треков
на компьютере — чтобы слушать диск на работе — дают постоянные сбои
в конце диска. Ни одна программа (EAC, Nero, и т.д.) компакт не берут,
а Denon — пожалуйста! Как можно это объяснить и что делать?
Андрей, получено по e-mail
ВЫХОД:
1. Они продаются уже давно. И мы уже как-то отвечали на подобный
вопрос. Темно-синий рабочий слой — это материал цианин, тоже
ничего нового. Надпись «AUDIO» означает, что болванка предназначена
для использования в бытовых CD-рекордерах — они считывают специальную
метку (которой на обычных болванках нет), и, если ее не находят,
отказываются работать. Сделано это для того, чтобы компенсировать
гипотетические потери правообладателей от копирования музыки
— в стоимость этих специальных AUDIO-болванок включены отчисления
в пользу ведущих рекорд-компаний. Решение, на наш взгляд, глупое
и совершенно неэффективное. Записывать их можно на компьютерных
резаках, но каких-либо качественных преимуществ это не дает.
2. CD-проигрыватели при воспроизведении дисков и компьютерные дисководы
в процессе извлечения аудиотреков (DAE — digital audio extraction)
используют разные алгоритмы. Первые следуют по дорожке и непрерывно
в режиме реального времени (со скоростью чтения х1) снимают данные.
Если головка натыкается на нечитаемый блок, вступают в действие
цепи коррекции — они восстанавливают недостающую информацию методами
аппроксимации и интерполяции. Если же «дыра» слишком велика, возникают
щелчки, «перескоки» или же лазер застревает на одном месте, совсем
как игла винилового проигрывателя на глубокой царапине. Очевидно,
на купленном Вами диске цепи коррекции успешно справляются с ошибками,
поэтому заметных на слух артефактов нет.
Дисковод компьютера ведет себя иначе — пытается вновь и вновь считать
плохой блок. А поскольку сам формат CD-Audio не предусматривает
достаточной информации об адресации блоков данных на диске, головка
нередко промахивается, из-за чего опять же возникают разного рода
артефакты. Иногда помогает включение в программе EAC режима burst
mode. Но если дефект диска слишком серьезный, это не помогает.
Так что совет только один: попытаться заменить бракованный диск,
однако чаще всего бракованной бывает вся партия. Лучше поищите
компакт нормальный, лицензионный или фирменный.
Наконец, если ситуация совершенно безвыходная и диск надо скопировать
во что бы то ни стало, то тогда можно записать нечитаемые треки
с цифрового выхода проигрывателя. Естественно, для этого потребуется
звуковая карта с цифровым входом.
ВХОД:
Для начала опишу свою систему: телевизор Thomson 29’’, проигрыватель
Yamaha DVD-S530, ресивер Yamaha HTR-5630, акустика стерео Aleks
S100 (напольная, 3-полосная, 4 Ом, стоит на мраморных плитах
+ самодельные шипы, выточенные по аналогии с фото из вашего журнала).
DVD-диски в основном пиратские, лицензия для меня дороговата.
CD — пополам лицензия и пиратские.
Если можно, помогите разобраться в следующих вопросах, может, и
другим интересно:
1. При отсутствии саба в системе с соответствующей настройкой конфигурации
акустики в меню ресивера многие фильмы (включая ваш любимый «Малхолланд
драйв» Линча) почти не басят, сцена катастрофы, о которой вы часто
пишете в тестах, не впечатляет, а некоторые фильмы басят так, что
становится страшно за акустику. Параметры эквалайзера выставлены
оптимально, чтобы снизить призвуки фазоинвертора в некоторых режимах
при прослушивании музыки. Вопрос: как исправить?
2. Как выжать максимум из моего DVD-проигрывателя по музыке, как
оцениваете его аудиовыходы?
3. Можно ли использовать чистящие комплекты для линз DVD? И вообще,
как ухаживать за аппаратурой?
4. Часто встречаю противоречивые статьи о сетевых фильтрах и удлинителях.
Присмотрел Pilot LR-700 для защиты от скачков напряжения (аппаратура
сидит на одной фазе с холодильником) и «отгорания нуля», что для
аппаратуры смертельно. Как использование фильтров отразится на
звуке?
5. Моя проводка в квартире выполнена по старой 2-проводной системе,
имеет ли смысл тянуть от щита третий провод, и как правильно заземлить
аппаратуру?
Григорий Вибе, Омск
ВЫХОД:
1. В тестах мы используем релиз «Малхолланд драйв» с дорожкой в
DTS — вариант в Dolby Digital на том же диске звучит совсем «жидко».
А у Вас, скорее всего, пиратская копия лицензионного диска —
на нем DTS не было. Вероятно, виноваты и настройки эквалайзера
— устранять с его помощью призвуки фазоинвертора, на наш взгляд,
не совсем разумно — здесь нужны более радикальные меры (возможно,
доработка акустики). В любом случае, ждать от системы без сабвуфера
полноценного кинотеатрального звука вряд ли стоит.
2. Проигрыватель Yamaha DVD-S530 мы не тестировали, поэтому ничего
сказать о его аудиовыходах не можем. Бесплатно «выжать максимум
по музыке» из любого недорогого DVD-проигрывателя вряд ли получится.
Один из вариантов — использование внешнего ЦАПа, однако подобные
устройства стоят достаточно дорого. Из недорогих мы знаем только
студийный ART DI/O, о котором писали в №11 за этот год — поразительная
по соотношению качество/цена вещь. Но и он стоит порядка $175.
Как ни странно, но даже если внешний ЦАП собран из элементов того
же класса и качества, что и внутренний, он все равно звучит лучше
— сказывается отдельный блок питания, удаленность от видеотракта
с его высокочастотными наводками и т.д. По нашему опыту, более-менее
приличное воспроизведение CD на DVD-плеерах можно требовать от
аппаратов стоимостью не менее $400 (конечно, бывают приятные исключения,
но очень редко). Связано это с тем, что у большинства бюджетных
проигрывателей ЦАПы «заточены» под частоту сэмплирования 48 кГц,
с которой оцифровываются треки в Dolby Digital. Конверторы универсальные,
хорошо работающие с разными частотами, обходятся дороже, поэтому
применяются в аппаратах достаточно высокого класса. Иногда конструкторы
идут на компромисс и вводят так называемый upsampling — перед подачей
на ЦАП частота сэмплирования 44,1 кГц увеличивается в 2 или 4 раза
— так сделано, к примеру, в проигрывателе Yamaha DVD-S550.
Что касается конкретно Вашего случая, может сработать замена кабелей,
но ведь и приличный интерконнект тоже стоит денег.
3. Подойдут любые комплекты для чистки линз, выпускаемые для ухода
за компьютерными дисководами, однако пользоваться ими без нужды
не следует. И в любом случае перед применением такого набора проверьте
действие входящего в него раствора на каком-нибудь предмете из
пластика. А лучше всего вообще не использовать жидкость, обойтись
сухой чисткой. Не проигрывайте загрязненные диски, чаще убирайте
пыль в комнате хорошим пылесосом — тогда и линзу чистить не придется.
А ухаживать за техникой надо так же заботливо, как и за любимой
девушкой — сдувать пыль, делать подарки и... вовремя расставаться,
если отношения не складываются.
4. Предсказать влияние сетевого фильтра на Вашу аппаратуру невозможно
— это зависит от многих факторов: качество электропитания в Вашем
доме, наличие мощных источников помех, степень высокочастотного
«загрязнения» и главное — конструкция Вашей техники. Pilot LR-700,
о котором Вы пишете, является не просто фильтром, но еще и стабилизатором
и позиционируется как устройство для защиты компьютеров и периферии.
Многие серьезные аудиофилы скептически относятся к идее использовать
такие фильтры для питания звуковой аппаратуры. Особенно не рекомендуют
подключать через них усилители мощности — можно потерять в динамике.
Не исключено, что Ваша система отреагирует на Pilot LR-700 нормально,
звучание не ухудшится. Защищать ведь технику все равно надо. А
вот с холодильником все-таки Вашу аппаратуру надо как-то развести.
5. Тянуть третий провод смысл есть, если, конечно, это технически
возможно и не выльется в какие-то безумные деньги. Однако проводить
работы должен квалифицированный электрик и желательно в трезвом
виде — известны случаи, когда после подключения к щитку третьего
провода выгорала вся техника.
Опять же нет единого мнения насчет влияния заземления на аудиоаппаратуру.
Говорят, что звук от него иногда портится, по крайней мере, в зарубежных
Интернет-форумах информация об этом проскакивала.
В принципе, заземление еще никому не вредило, иногда удается заметно
снизить уровень фона и помех, особенно в малосигнальных устройствах.
ВХОД:
Имею ресивер Sony STR-DB2000 и хотел бы приобрести к нему колонки
фирмы Canton. Выбор пал на модели LE 170 (100/150 Вт, 4 — 8 Ом,
87 дБ, 25 — 30000 Гц) и LE 190 (150/250 Вт, 4 — 8 Ом, 87 дБ,
20 — 30000 Гц). Будет ли ресивер полноценно раскачивать LE 190
и не спалит ли LE 170? (Подключал к нему Canton Fonum 501 DC
с мощностью 80/120 Вт и сжег басовый динамик.) В основном слушаю
рок на большой громкости и пока ресивер буду использовать как
стереоусилитель, т.к. театр собираюсь строить в дальней перспективе.
Акимкин Владимир, получено по e-mail
ВЫХОД:
Производители акустики по-разному меряют мощность своих систем.
Вы можете встретить такие параметры, как номинальная и музыкальная,
другие указывают долговременную и пиковую. В любом случае, подбирая
усилитель, следует ориентироваться на номинальную или долговременную
мощность, часто обозначаемую как RMS. У систем Canton, которые
Вы упомянули, она указана первой. Через дробь следует музыкальная,
которая носит скорее справочный характер и говорит о том, какую
максимальную величину мощности в кратковременном режиме колонка
может принять без фатальных для нее последствий.
Ваш ресивер STR-DB2000 способен отдавать на 8-омную нагрузку в
каждый канал 120 Вт. Вероятно, на 4 Ом эта величина будет почти
вдвое выше. Неудивительно, что Canton Fonum 501 DC вышли из строя
— их номинальная мощность ниже той, что обеспечивает ресивер, почти
на 30 — 40%. Поэтому из моделей LE 170 и LE 190 выбирать следует
последнюю. С раскачкой же проблемы возникают не из-за различий
мощности усилителя и АС, а из-за других причин: низкий демпинг-фактор
усилителя, его неприспособленность к работе с низкоомной нагрузкой,
неспособность выдавать в пиках большой ток. За STR-DB2000 мы подобных
грехов не замечали.
ВХОД:
1. В августовском номере за 2004 г. в рубрике «Вход>выход»
прочитал достаточно интересный факт о том, что при прослушивании
mp3 в течении
50 мин появляется дискомфорт. И, как вы объясняете, это вполне
нормально, так как в процессе кодирования в mp3 и последующего
декодирования зарезаются высокие частоты и вносятся неприятные
для восприятия гармонические и фазовые искажения.
Так вот вопрос: если купить диск с музыкой в mp3, декодировать
в WAV и записать аудиодиск, перенесутся ли недостатки формата mp3
на диск CD-DA?
2. В №9/2004 в рубрике «Прямая речь» (с. 38) опубликовано интервью
с Эллиотом Дэвисом. В нем мое внимание привлек следующий пассаж:
«Н.Е.: В технических документах Ecosse настоятельно рекомендуется
конфигурация bi-wiring. Между тем на практике ее преимущества не
очевидны, скорее наоборот. Это подтверждают и наши читатели — смазывается
локализация источников, а иногда вместо цельной колонки все динамики
начинают играть по отдельности. В чем может быть причина?
Э.Д.: Это странно, наш опыт свидетельствует об обратном. Да это
и так понятно — когда сигнал к пищалке и басовику идет по разным
проводникам, интерференция заметно ослабляется. К тому же уменьшается
общее сопротивление линии, а значит, и потери в ней».
Чем Вы можете объяснить данное противоречие?
P.S. Хочу выразить признательность всем, кто занимается выпуском
«Салона AV». А также пожелать удачи, благодарных читателей да зарплаты
побольше.
ВЫХОД:
1. Дискомфорт от прослушивания mp3 у людей с тонким слухом возникает
сразу, просто через некоторое время он становится невыносимым.
К сожалению, декодирование файлов и запись их в формате mp3 ничего
принципиально не меняет: когда вы просто слушаете mp3 на компьютере,
информация расшифровывается плеером и направляется на ЦАП звуковой
карты. В ситуации с записью на компакт-диск происходит то же
самое, только декодированный поток сначала переносится на диск,
а уже с него — на ЦАП.
Однако имеет значение, на какой аппаратуре прослушивать файлы mp3
и сделанные с них CD-Audio. Если на ПК, то разницы практически
не будет, поскольку и при «прямом» воспроизведении файлов, и при
конвертации их в WAV используется, как правило, один и тот же программный
декодер. Иное дело, если Вы будете проводить сравнение, скажем,
на DVD-проигрывателе, где при воспроизведении mp3 будет работать
другой декодер, реализованный в «железе» — разница между исходными
файлами и сделанным из них CD-DA может оказаться значительной (обычно
— в пользу CD-Audio).
2. Это не противоречие, а скорее разница между теорией и практикой.
При подключении акустики методом bi-wiring получаются две разные
линии передачи сигнала. Маловероятно, что они будут абсолютно идентичны,
ведь даже легкий изгиб кабеля меняет его волновое сопротивление.
Возникающие при этом фазовые сдвиги приводят к размыванию звукового
образа, с чем мы часто и сталкиваемся на практике. Теоретически
можно добиться, чтобы сигнал приходил к головкам одновременно (или
с необходимой задержкой), но страшно даже подумать, сколько для
этого придется перебрать проводов и сколько времени уйдет на эксперименты.
Дискуссия с г-ном Дэвисом для того и затевалась, чтобы выведать
секрет правильного подбора кабелей для bi-wiring. Увы, он так и
не раскололся.
А за пожелания — отдельное большое спасибо. Особенно насчет зарплаты.
Сигнал на выходе обеспечивали Дмитрий Ловковский и Руслан Тарасов
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
В №12/2004 В репортаже с «DVD-шоу 2004» на странице 84 допущена
ужасающая неточность в подписи к одному из снимков. Фотография,
на которой изображен молодой человек в майке с надписью Manley,
должна быть подписана так: Акустику Magnepan представил Maxim,
а Mobius на фото ниже — «Пурпурный легион». Наши глубочайшие
извинения всем пострадавшим.
|