Семь лет назад русскоязычный Интернет был местом довольно
скучным. Даже вездесущие поклонники разных узконаправленных
музыкальных жанров еще не успели тогда застолбить новое информационное
пространство. Буквально каждый музыкальный Интернет-проект
оказывался первым. Первым оказался и "Джаз.Ру" -
стараниями своего основателя, программиста Петра Ганнушкина,
удачно угнездившийся на запоминающемся домене www.jazz.ru.
И было это в декабре 1997-го, ровно семь лет назад.
Проект стартовал стремительно. К тому моменту (лето 1998),
когда к "Джаз.Ру" в качестве главного редактора
присоединился ваш покорный слуга, этот когда-то любительский
сайт благодаря поддержке лейбла Boheme Music уже становился
полноценным порталом, который объединяет для русскоязычного
любителя джаза практически все потребные ему в Интернете
ресурсы - оброс клубными и концертными расписаниями Москвы,
Санкт-Петербурга, а затем и ряда других российских городов,
путеводителями по фестивалям, джазовыми радио- и телепрограммами,
родственными сайтами... А потом мы запустили на портале еженедельный
джазовый журнал "Полный джаз", вокруг которого
за несколько лет вырос крепкий международный (от Бостона
до Еревана, от Тель-Авива до Хабаровска...) коллектив из
более чем сотни авторов. Теперь это де-факто основное периодическое
русскоязычное издание о джазе (хотя и не имеющее - пока что!
- бумажной версии).
И среди наших читателей, и среди авторов есть множество
музыкантов. Это означает, что "Джаз.Ру" стал рупором
не только слушателей, но и создателей импровизационной музыки:
для нас это чрезвычайно важно. Портал объединяет вокруг себя
большую часть всего джазового сообщества - и творцов, и их
ценителей. Более того, многие музыканты за семь лет нашего
существования стали нашими друзьями. Именно они, наши друзья,
и предоставили свои произведения для сборника, которым "Джаз.Ру" отмечает
свое семилетие.
6. Владимир Галактионов при участии Игоря Бутмана - "Don't
Hurry" (Галактионов) 6:04
7. Леонид Винцкевич - "Autumn Song" (Винцкевич)
6:06
8. New A - "Love And Gold" (Примак) 5:30
9. Omnium Band - "Sunrise Strip" (Моисеев) 5:43
Басист Алекс Ростоцкий всегда отличался интересом не только к
исполнительству, и даже не только к написанию музыки, но и к ее
созданию от замысла до производства пластинки - то есть к продюсированию.
Сейчас он - один из самых опытных и глубоко понимающих предмет
продюсеров в отечественном джазе. Этот трек - пьеса из альбома
2003 г. "Splashes", первого, выпущенного Алексом на его
собственном лейбле JBT. Концепция альбома - сплавление влияний
самых разных мировых музыкальных культур, чьи воздействия излагаются
современным джазовым языком; среди импровизаторов - выдающийся
российский трубач, ведущий "ориенталист" отечественного
джаза Юрий Парфёнов.
Пианист, клавишник, композитор и, не побоюсь такого определения,
музыкальный мыслитель Роман Столяр живет в Новосибирске. Жаль,
что московская сцена видит его реже, чем сцены Европы: Столяр регулярно
посещает европейские фестивали и конференции, посвященные новой
импровизационной музыке и другим отраслям музыкального авангарда
- но в своей музыке он охватывает огромный спектр направлений и
стилей, выходя далеко за узкие, временами просто-таки сектантские
рамки современного авангарда. Например, этот трек с альбома "Строго
и странно" (2003) - блюз. Самый что ни на есть традиционный
блюз, просто прочитанный из вполне современной, постмодернистской,
хотя - в противовес общей глумливости постмодернизма как метода
- доброй и искренней перспективы.
Полтора десятилетия одной из самых поисковых, самых нешаблонно
мыслящих творческих единиц российского джаза был петербургский
дуэт мудрого, погруженного в себя трубача Вячеслава Гайворонского
и яркого, подвижного, ошеломляющего каскадами эффектов контрабасиста
Владимира Волкова. В конце 90-х их пути на время разошлись, но
сейчас они все чаще встречаются вновь - теперь все больше в трио
с выдающимся мультижанровым пианистом Андреем Кондаковым, который
принес в этот состав свою тягу к ярким, красивым, романтическим
мелодическим структурам.
Саксофонист Олег Киреев перебрался в Москву из родной Уфы лет
пять назад, принеся с собой тягу к смешению заразительных ритмов
и "грувов" современных версий фьюжн и джаз-рока, крепкой
джазовой импровизационной техники и тысячелетней мудрости восточных
фольклорных мотивов. Возглавляя сейчас один из самых уютных московских
джаз-клубов «Cool Train», Олег много играет и в клубе, и по России,
и в Европе с самыми разными проектами - от традиционно-джазовых
до современного этно-фьюжн. Именно в этой последней стилистике
и выдержан его альбом 2004 г. "Mandala", фрагмент которого
Олег представляет в этом сборнике.
Московское трио "Второе приближение" хорошо слушать
живьем - потому что на публике тонкое взаимодействие между академическим
пианистом и композитором Андреем Разиным, певицей Татьяной Комовой
(искушенной в джазе, но сделавшей себе имя исполнением цыганской
музыки в дуэте "Ромэн") и сугубо джазовым контрабасистом
Игорем Иванушкиным работает насыщеннее, чем в стерильной атмосфере
студии. Это и есть фрагмент одной из их лучших концертных записей
- альбома "Пространство событий", записанного в Московском
Доме музыки в апреле 2004 г. Трудно определимая грань между современными
композиторскими техниками, джазовой импровизационной изощренностью
и мудростью фольклорного искусства ощущается в игре "Приближения" как
никогда остро.
Московский трубач Владимир Галактионов - музыкант совершенно универсальный:
он может играть и протяженные ладовые медитации а-ля Майлс Дэйвис
со "Вторым Приближением", и смачные традиционные блюзовые
соло в биг-бэнде Игоря Бутмана, но главная его любовь - красивый,
яркий фьюжн. Авторские пьесы Галактионова насыщены и в чисто музыкальном
плане - богатые фактуры, увлекательное развитие музыкальной мысли
- и в плане звука: они звучат плотно и легко "цепляют" слушателя,
чему на включенном в сборник треке с нового, еще не опубликованного
сольного альбома Галактионова немало способствует роскошное соло
лучшего тенор-саксофониста России Игоря Бутмана.
Заслуженный артист России Леонид Винцкевич живет в Курске, но
умудряется играть по всему миру - от Америки (он был среди первых
еще советских джазовых гастролеров в США) и Европы до российской
глубинки (он возглавляет уникальный передвижной фестиваль "Джазовая
провинция", с 1997 г. насыщающий джазом города Центральной
России и Поволжья). Когда-то основным его проектом был дуэт с эстонским
саксофонистом Лембитом Саарсалу, просуществовавший полтора десятилетия,
хотя один участник жил в Курске, а другой - в Таллинне. Теперь
у Леонида новый партнер - сын Николай, незаурядный саксофонист,
с которым Винцкевич-старший уже играл в Америке, Финляндии, Великобритании
и записал два альбома. Этот трек - характерное для дуэта Винцкевичей
соединение русской мелодики, богатой, почти "скульптурной" классической
гармонии и элегического, почти медитативного настроения, явно вызывающего
в памяти "северные" протяжные ноты норвежских джазменов
1970-х.
Лидер New A гитарист Олег Примак - музыкант весьма опытный, но
остальные участники группы крайне молоды. Зато они быстро набирают
известность как в родной Самаре, так и на широкой постсоветской
джазовой сцене благодаря поддержке Дорожного центра культуры Куйбышевской
железной дороги и огромной активности своего продюсера Юрия Льноградского
(кстати, самарского корреспондента "Джаз.Ру"), путешествуя
в последний год по джазовым фестивалям России и Украины. Предпочитая
джаз-рок, музыканты New A тем не менее не замыкаются в этой стилистике,
с любопытством и азартом изучая все, что встречается им на музыкальном
пути, и небезуспешно интегрируя понравившееся в свою игру. Особенно
впечатляет прогресс 19-летнего саксофониста Ильфата Садыкова, быстро
переросшего рамки "подающих надежды".
Из-за близости к Москве Калуга постоянно теряла своих музыкантов,
перебирающихся в недалекую столицу. Но в лице Omnium Band мы имеем
дело с обратным явлением: барабанщик и композитор Руслан Моисеев
привлек к деятельности своей группы, базирующейся в Калуге, музыкантов
из Москвы - и получилось попадание в "десятку". Гитарист
Олег Щеголев родился в Петербурге, поиграл в Америке, несколько
лет работал в Москве, но именно в Omnium Band его гитара зазвучала
своим, оригинальным и небанальным голосом. А Владимир Голоухов,
когда-то игравший в "Лаборатории современной музыки" композитора
Эдисона Денисова на акустическом вибрафоне, теперь перешел на редкую
электронную версию этого и так не самого распространенного инструмента,
который придает плотному и мощному джаз-року Omnium Band совершенно
нестандартное звучание.