#12/2004 • ROCKАЛЬБОМ

Елена САВИЦКАЯ

RAMMSTEIN

«REISE, REISE»

Universal

Великая немецкая группа выпустила новый альбом — всем взять под козырек! Впрочем, строиться на подоконнике необязательно. Сами господа Шнайдер, Линдеманн и Со ответственно заявили, что надоело им, мол, играть бравурные и пафосные «немецкие марши», пришла пора сделать что-то более глубокое и серьезное. А потому от тупых и забойных риффов типа «Du Hast» и прочего танц-метала решено было отказаться — повзрослевшие Rammstein заиграли музыку более размеренную, с уклоном в doom и арт-хэви-электронику в духе Laibach. Впрочем, с юмором у немцев до сих пор всё в порядке: российские фанаты уже оценили хит «Moskau», где припев (на русском) «Пионеры там и тут песни Ленина поют» запевают своими юными звонкими голосами... «Тату»! Конечно, все уже знают, что это никакие не «Тату», а некая эстонка Виктория Ф., но голая правда налицо: скрестив пионерию и пи... да-да, вот это самое число Пи, Rammstein, в сущности, показали, что это одно и то же. К тому же, основной текст (на немецком) весьма для нас нелицеприятен: «самый прекрасный город в мире» сравнивается со старой облезлой проституткой. Не знают еще немецкие товарищи, что в столице нашей Родины всякое «старье» сносят на раз-два-три, а на его месте иногда даже ничего не строят! Впрочем, досталось от Rammstein и Штатам: в композиции «Amerika» высмеиваются традиционные тамошние ценности типа кока-колы, Микки Мауса и вандербра (это, кстати, такой фасон бюстгальтера). Для полноты картины припомнены еще французы («Amour») — в общем, хоть анекдоты сочиняй. Что мы в итоге имеем? Вместо оголтелого «рубилова» и ритмичного «зажигалова» — претензия на серьезность и философские обобщения. Но получилось, на мой взгляд, всё равно как-то тевтонски-солдафонско, тяжеловесно-тоскливо, а вот некая «фишка» — пусть нарочито примитивная, но по-своему очаровательная — была утеряна. Быстрых, «мощных» танцевальных хитов явно не хватает. Впрочем, на личной траектории Rammstein такой поворот заслуживает безусловного уважения: группа не стала клишировать свои же коммерчески успешные находки, а ведет поиск новых путей. Шоу же Rammstein, безусловно, останется всё таким же ослепительным — будут вам и гигантские фаллосы, и море пиротехники, в чем отечественным поклонникам предстоит еще раз убедиться 28 ноября в СК «Олимпийский».

SAGA

«NETWORK»

SPV*

А вот вам пример того, как можно, гордо нося звание «ветеранов АОРа», быть незанудными и ненапыщенными (даже несмотря на своё название). В доступной развлекательной форме старая канадская группа рассказывает нам о негативном воздействии — нет, даже не Интернета, а телевидения со всем его очковтирательством и прочим членовредительством. В «Network» всё на месте: и цепкие мелодии, и характерный звук клавишных Джима Кричтона, и его типические «бегущие» партии, и узнаваемый чувственно-«глэмовый» вокал Майкла Садлера (дающего фору самому Вилле Вало в душещипательной балладе «Believe»). Может быть, гитарный звук чуть тяжелее и грязнее, чем обычно, но это уже зацепки для чересчур придирчивого уха. А уж о том, что вместо основателя Стива Негуса теперь за барабанами сидит некто Кристиан Симпсон, и вовсе никто не догадается, пока не прочитает пресс-релиз. В целом это — музыка, обеими ногами стоящая в 80-х, но вместе с тем вполне современная; весьма комфортная, но при этом не дающая атрофироваться мозгам. Всего этого, оказывается, вполне достаточно, чтобы слушатель не скучал и не отпускал вялые ругательства в адрес «очередного альбома старых пердунов».

R.E.M.

«AROUND THE SUN»

Warner Brothers

Похоже, пророки «легкого пост-панка» и любимая колледж-группа всех времен R.E.M. окончательно успокоились. Шокировав для порядка музыкальную общественность после выхода предыдущего «Reveal» (2001) пьяными дебошами в самолете (Питер Бак) и признаниями в гомосексуализме (Майкл Стайп), R.E.M. неожиданно присмирели и превратились в божьих одуванчиков. Такое впечатление, что они записали этот диск лишь постольку, поскольку от них этого кто-то требовал. Вымучивали долго и упорно, но получилось так себе. Нет тут ни оркестровых красот, ни электронных экспериментов, ни «гаражных» гитар — словом, ничего, чем периодически баловались R.E.M., за что можно было бы зацепиться уху и что, хотя бы, вызвало бы раздражение. Что же касается типичной «рэмовской» умности напополам с рефлексивностью — нет тут и этого, разве что Стайп в очередной раз мусолит тему своих отношений с религией. Довольно бессмысленные мажорные песенки под гитару — такое могла бы сочинить любая современная брит-поп-команда (в частности, заглавная песня сильно напоминает Oasis), и совершенно необязательно этим было заниматься «монстрам» R.E.M. Да, друзья мои, альбомы писать — это вам не йогуртами кидаться в стюардесс.

MAGNUM

«BRAND NEW MORNING»

SPV*

Возвращение — трудная вещь. Вернулся на сцену после нескольких лет отсутствия — доказывай, что сделал это не ради единственного альбома и краткосрочного «возрождения легенды». Прославленной британской мелодик-роковой команде Magnum приходится переживать своеобразный «синдром второго альбома» после своего камбэка 2001 года. Что ж, получилось неплохо: удалось нащупать более современный, «жирный» звук, оказалась заполненной пустовавшая на прошлом альбоме позиция «барабанщик» (это Харри Джеймс из Thunder); гитарист и основной композитор «Магнума» Тони Кларкин вновь разродился обоймой весьма помпезных и мощных мелодий, из которых первые четыре даже претендуют на название «запоминающиеся», а Боб Кэтли их тщательно спел. Среди недостатков (в сравнении с предыдущим альбомом) — менее интересная работа клавишных, излишняя «форматная» отполированность материала и то, что за пределами первый четырех песен не запоминается ничего. Но в целом возвращение можно признать состоявшимся. Хотя лично мне не очень понятно, кому сегодня интересен мелодик-рок — скучный и морально устаревший всё-таки это жанр, господа-товарищи...

CALIFORNIA GUITAR TRIO

«WHITEWATER»

InsideOut/SPV*

Мобильное и интеллигентное «Калифорнийское гитарное трио» колесит по всему миру и выступает везде, где есть сцена (пусть самая маленькая) и место, чтобы поставить ряд стульев для слушателей. Ученики Фриппа доказывают делом, что настоящие музыканты могут обойтись без тонн звукового оборудования, сотен разнокалиберных «примочек» и километров проводов (электрогитару «калифорнийцы» используют лишь в крайнем случае). Впрочем, «чистая» акустика таит в себе множество подвохов, и даже такие мастера, как Пол Ричардс, Берт Ламс и Хидейо Морийа, позволяют себе недоприжать струну к грифу или «лязгнуть» медиатором. В новом альбоме таких «неопрятных» моментов довольно много, но дело даже не в этом, а в том, что в музыке стало гораздо меньше доброты, лёгкости и юмора. Сумрачное настроение проглядывает в диссонантных аккордах, «закрученных» контрапунктах и гротесковых унисонах в басах. Показывают носы и Шостакович, и «Металлика» («Whitewater»), и, разумеется, великий Бах (без обработок которого «калифорнийцы» не обходятся) — но солнечные зайчики на струнах больше не пляшут. Да и музыка, проще говоря, стала скучноватая. Остается уповать на продюсерское участие Тони Левина: в частности, именно он придумал записать баховскую Прелюдию бинауральным способом (что наверняка порадует аудиофилов), хотя на общем саунде присутствие знаменитого стикиста, если честно, почти не сказалось. Но не стоит расстраиваться. Ведь это не последний альбом чрезвычайно плодовитых КГТ: напишут, гляди, и чего повеселее.

RUSH

«FEEDBACK»

Warner

Пожалуй, даже самым что ни на есть «монстрам рока» можно иногда расслабиться и позволить себе немного отдохнуть. Тем более что повод есть: тридцатилетие группы; не так давно вышел долгожданный студийный альбом «Vapor Trails», за ним — грандиозный концертник «Rush In Rio»... Так что решили канадские ветераны побаловаться каверами: в 40-минутный сингл вошли версии песен The Who, The Yardbirds, Love, Cream, Buffalo Springfield и др.. Выбор композиций, надо сказать, нетривиальный (это вам не блюзовые стандарты) — кто помнит все эти хиты конца 60-х? Песенки по большей части простенькие, обеими ногами стоящие в музыке бит — но Rush сумели им придать и нужной тяжести, и ввернуть там и сям свои фирменные риффы, и при этом сохранили присущую им свежесть, да и сами словно помолодели на тридцать лет. Вот такой подарок самим себе и своим фанатам, которые наверняка не ожидали от своих многоуважаемых кумиров столь несерьезной штуки.

A GOTAN PROJECT DJ SET

«INSPIRACION — ESPIRACION»

Ya Basta!*

Если существует эйсид-джаз, то почему бы не быть эйсид-танго? Парижский Gotan Project, соединив любимейший танец миллионов с наимоднейшими хаусом, дабом и трип-хопом, в начале нового столетия оказался на гребне повального увлечения этно-музыкой. Но, с другой стороны, не нашлось лучше способа, чтобы умертвить живой и страстный, полный огня танец, чем скрестить его с холодной электроникой и напичкать грувами, сэмплами и кривыми ритмами. Тем более что взяты были для этой цели оригинальные сочинения Астора Пьяццоллы и прочих мэтров, а разбавили их Gotan Project собственными треками и загадочными разговорными вставками. Танцевать, жить и любить под вывернутые наизнанку фразы аккордеона, тоскующие мотивы засурдиненной трубы и уныло шуршащие электрощетки совсем не хочется, а вот уходить в темные дебри подсознания и наркотических галлюцинаций — запросто. Последний танец в опустевшем ночном клубе. Глючное танго на высоковольтных проводах большого города... Что и говорить — мастерское издевательство над нашими мозгами и чувствами.

BJORK

«MEDULLA»

Elektra

Бьорк всегда была экстравагантной особой, единственной и неповторимой крошкой-гением, но чтобы вот так, взять и записать альбом... из одних только голосов! Дорогу Бьорк, конечно, проложили Swingle Singers и джазовые скэт-певцы, но непримиримая исландская дива пошла дальше всех. Практически все «инструментальные» партии (ударных, баса, различных «подкладов») записаны солистами-вокалистами и хором, а потом обработаны электроникой. Звуки делаются из всего: вдохов и выдохов, сопения и (простите) «пукания», криков и мяуканий. Фактура дышит, вздымается и опускается, «живые» голоса накладываются на сэмплированные; странные, рваные ритмы перекрещиваются с «зацикленными» (но тоже, как правило, внутренне изменчивыми) мотивами-«риффами»; стоны, лепет и нежное пение Бьорк — с ее же страстными завываниями и агрессивным рыком. И от того, что все сделано, что называется, «вручную» (хотя здесь, возможно, следовало бы применить другое слово), музыку воспринимаешь как симфонию тысячи лиц: вот они, встают друг за другом, каждое со своим выражением и настроением... Компания вокалистов тоже подобралась неординарная: среди них — Майк Паттон (Faith No More), Роберт Уайатт (Soft Machine) и... отчаянная рэпперша Келис; несколько песен спеты Бьорк на исландском языке. В «Medulla» нет ни мелодий в привычном смысле слова, ни «правильных» аккордов, ни регулярных пульсаций, ни хоть каких-нибудь четких композиционных структур. Почти нет даже законченных «песен» — в большинстве своем это отрывки, зарисовки, иногда по полторы минуты. «Medulla» так же далека от поп-музыки, как Урюпинск от Парижа — авангард не авангард, но где-то в той степи. Если честно, то получать наслаждение от этой музыки (если вы, конечно, не ярый фэн Бьорк и не мазохист) довольно сложно, но проникнуться еще раз уважением к маленькой северной фее — пожалуй. Ибо она доказывает, что возможности человеческого голоса поистине безграничны, и именно голос — самый главный музыкальный инструмент.

ИННА ЖЕЛАННАЯ & FARLANDERS

«ВЫМЫСЛЫ»

GreenWave Records***

Воистину прав был М.И. Глинка, сказавший: «Музыку создает народ, а мы, художники, лишь ее аранжируем». Это верно и в начале 21-го века, когда, казалось бы, само понятие народа звучит размыто и даже странно. Но вот, например, знатный фольклорист Сергей Старостин этот самый народ видел: поездил он по Тверской, Смоленской и Рязанской губерниям, пообщался с бабушками-дедушками и собрал большой короб настоящих народных песен. А певица Инна Желанная с музыкантами группы Farlanders эти песни аранжировала и записала на диск. И получилась чуднО: будто бы самая натуральная (в смысле, аутентичная) бабушка из дремучего среднерусского селения поет под аккомпанемент рок-группы, и всем вокруг зело весело. Но хватит уж сказки сказывать, пора заявить без обиняков: то, что сделали Farlanders, достойно всяческого уважения и восхищения. Ибо это под силу только подлинным профессионалам: так обработать прихотливые народные мелодии (с их мудреными размерами, изощренными ритмическими формулами и необычными для европейской музыки ладами), чтобы не изменить в них практически ни ноты, но в тоже время очень органично вписать их в рок-контекст. Впрочем, тут не только рок (порой весьма тяжелый, в цеппелиновском духе) — тут и зажигательный фанк, и «альтернатива», и реггей, и индийские мотивы, а всевозможные духовые важного «гостя» Аркадия Шилклопера придают целому эдакий джазово-психоделический флёр. В общем, всё очень здорово, только вот хорошо поставленный народный вокал Инны Желанной уж очень, если можно так выразиться, академичен — она поёт ровно и сдержанно, словно экономя эмоции, на контрасте с пышущей драйвом «группой сопровождения». Но это, пожалуй, мелочи — главное, вот оно, вечно живое народное искусство, естественное и трогательное, из которого всем нам предстоит черпать вдохновение еще многие века.

AZAZELLO

«СЕДЬМОЕ НЕБО»

Starless Records*

Разглядывая фотографию Azazello в буклете нового альбома, долго думала, о чем же она мне напоминает. Лица музыкантов вписаны в круг с расходящимися золотистыми лучами: то ли икона, то ли орден, то ли родной советский рубль... Последнее, конечно, шутка, но то, что группа «Азазелло» из далекого сибирского города Тында является носителем настоящей русской духовности (притом что в крови у музыкантов смешан чуть ли не весь бывший «единый-могучий») — истинная правда. Мало кто у нас берется исполнять прог-рок (точнее, в данном случае прог-метал) на русском языке — у «азазельцев» это получается. И тексты — глубокие, философские — играют не меньшую роль, чем музыка. Основной темой четвертого альбома Azazello стало преодоление — внешних обстоятельств, сомнений, самого себя. Но на этом пути герою предстоит пройти еще множество препятствий, что отражено в «многоуровневых» названиях композиций — «Микрокосм Макрокосма» (ее можно услышать на нашем CD-приложении «Музыка для мозгов» к №4/2004), «Сны во Сне», «Беспокойный покой»... И пусть в «Седьмом небе» гораздо ощутимее, чем в предыдущих «Крыльях», сгущаются тучи и ощущается присутствие темных сил, венчает всё катарсический инструментал «Благо», представляющий собой басовое соло небывалой красоты. Музыкальное наполнение альбома под стать концепции: пожалуй, это наиболее сложное и глобальное произведение Azazello, в которое нужно неоднократно и очень внимательно «вчитываться». По первому разу тут впору голову сломать: обилие разнохарактерных тем, мотивов, риффов, мастерская техника их развития (помните, как у Jethro Tull в «Thick As A Brick» — мотивы дробятся и соединяются, видоизменяются и накладываются друг на друга), продуманная система реприз, изощреннейшие аранжировки с преобладанием полифонического типа изложения — каждый голос «гнёт» самостоятельную линию; бесконечные контрасты — фактурные, тембровые, жанровые... Кстати, здесь Azazello пошли на эксперимент: лирическая «Тайна» написана в духе... казачьей песни. Но все эти «навороты» художественно оправданы, а альбом в целом являет собой новый шаг в развитии отечественного (и не только) прогрессивного металла. Да и вообще с головой, фантазией и вдохновением у ребят всё в порядке.

MARK KNOPFLER

«SHANGRI-LA»

Warner Brothers

С каждым прожитым годом, с каждым альбомом Марк Нопфлер тратит на нас всё меньше и меньше эмоций. Он, словно скупой рыцарь, хранит их в большом кованом сундуке, под тяжелым железным замком. Чужим — то бишь нам с вами, дорогие слушатели — он свои сокровища не показывает, а любуется ими исключительно сам, и то редко-редко. Раньше, конечно, Марк тоже не выворачивал душу наизнанку, но всё-таки «Golden Heart» (1996) и «Sailing To Philadelphia» (2000) были вполне человечными; «The Ragpicker's Dream» (2002) уже откровенно попахивал нафталином, а в «Shangri-la» фирменные нопфлеровские меланхоличность и сдержанность превратились в сомнамбуличность и закрытость. И это странно, ведь в последние два года Марк был достаточно активен: «засветился» на новых альбомах Билла Уаймана, Джона Фогерти и молодого британского певца Уильяма Топли, выступил на концерте памяти своего кумира, короля скиффл Лонни Донегана (которому на «Shangri-la» посвящена песня «Donegan»). Но, видимо, на сердце у лидера (всё еще!) Dire Straits что-то не то: то ли кошки скребут, то ли пришла уже пора задуматься о вечном. Добравшись до легендарной загадочной страны (студия с таким названием на самом деле находится всё в той же Филадельфии), Марк уселся на вершине горы и под затихающие переборы гитары спел под себе нос свои новые песни, от которых способны, пожалуй, заснуть даже облака в небе. Исчезающий хаммонд, тихие щеточки ударных, тающие отголоски блюза, кантри, кельтско-испанских мелодий — чтобы расслышать, нужно изрядно напрячь уши и прочие органы чувств. Не грусти, Марк, мы с тобой. Добавь немного рок-н-ролльного драйва и покажи нам свои сокровища — и всё будет в порядке.

JOHN KAY

«HERETICS AND PRIVATEERS»

Edel**

Джон Кей — голос, честь и совесть легендарной группы Steppenwolf, провозвестившей в конце 60-х наступление «heavy metal thunder» (тогда — нового «тяжелого» стиля, нового качества звука, свободного, «дикого» взгляда на мир) и давшей зеленый свет всем беспечным ездокам. Их громоподобный гимн «Born To Be Wild» и поныне обладает удивительным свойством возвращать в ту чудесную эпоху даже тех, кто никогда там не был. После роспуска «Степного волка» в 1972-м Кей занялся сольным творчеством, в 80-е реанимировал «истинный» Steppenwolf в пику экс-коллегам, собравшим Steppenwolf «ложный»... Данный диск — переиздание последнего на данный момент сольника Кея 2001 года, дополненное бонус-треками (акустические версии четырех песен). Как слышно, играет он нынче совсем не то, чем прославился в эру пышного расцвета всевозможных психоделических растений. Кей не грохочет, не рвет и не мечет, никого никуда не призывает. Уроженец Восточной Пруссии, переехавший когда-то в поисках своей музыки в Канаду и затем в Штаты, просто поёт блюз — частенько под одну лишь гитару; поет иногда очень аутентично, точно Хаулин Вулф, иногда — чуть больше «по-белому», с уклоном в рок, но всегда очень честно. Поет про самого себя, про своих женщин и детей, про длинные дороги и темные ночи, про то, что всё еще жив. Поет так, что трудно сомневаться — он видит этот мир насквозь. Прекрасно сохранившийся голос, точная и умелая слайд-гитара, максимум драйва при минимуме средств — одинокий степной волк вновь выходит на тропу, и добыча его близка.

Диски предоставлены:

* «Союз Music»; ** м-ном «Пурпурный Легион»; *** GreenWave Music.

 

   
ListenListen
ListenListen

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"