#12/2004 • JAZZАЛЬБОМ
Дмитрий УХОВ
BOJAN Z
«SOLOBSESSION»
Label Bleu**
Пианист Боян Зульфикарпачич в 1986 году в возрасте 18 лет получил
грант от голливудско-джазового классика Клэра Фишера, но после
трехмесячных курсов в США вернулся в Югославию, отслужил в армии
и уехал во Францию. Где талант юного боснийца сразу же оценили
первые люди новоджазовой Франции Луи Склавис, Ноэль Акшотт, Мишель
Порталь, Анри Тексье. Но Боян Z не порвал связей с Балканами —
играл этническую музыку с турком Кудси Эргунером и джаз-рок — с
македонским гитаристом Влатко Стефановским. И в 1993 году выпустил
свой первый альбом с джазовыми вариациями на сербские и боснийские
темы. Хотя шестой диск Бояна Z и называется двумя словами — solo
и obsession (т.е «одержимость»), это фактически первый его альбом
для фортепьяно соло. На нем есть и его собственные вещи с предыдущих
дисков и современная джазовая классика («Valse Hot» Сонни Роллинса
и «Mother of the Veil» Орнетта Коулмэна), и народные мелодии. И
все звучит так, как если бы еще один классик Телониус Монк вдруг
стал бы импровизировать на свои темы в виртуозной манере Арта Тэйтума
или Марсьяля Солаля — причем прямо на струнах рояля. И это получалось
бы у Монка абсолютно органично, так, как получается у Бояна Z.
PERCY HEATH
«A LOVE SONG»
Daddy Jazz Records*
В 30-е годы владельцы клубов иногда отказывались оплачивать контрабасистов
— мол, «зачем лишний человек, которого публике все равно не слышно»?
Струнный бас в джазе — и впрямь инструмент, нужный более музыкантам,
чем публике. Добавлю, и любителям всяческого хай-фай/хай-энда.
Во всяком случае, я оцениваю качество записи и аппаратуры именно
по тому, насколько естественно звучит именно контрабас. Но сооснователь
самого долговечного коллектива в истории джаза MJQ проработал в
нем с начала и до окончательного распада практически 40 лет (и
в свободное время иногда записывался с братьями, тоже замечательными
джазменами). И до «Песни любви» ни разу не выступил в качестве
лидера. Здесь на первом плане именно контрабас Хита, точно такой
же, как ровно 50 лет назад, когда MJQ впервые записывал свой главный
хит «Джанго» (эта «цыганская» пьеса тоже есть на диске). Сразу
бросается в глаза (в уши?) и то, что членов MJQ объединял не только
черный блюз, но и тяга к «Этой славянской улыбке» (название пьесы
пианиста MJQ Джона Льюиса, женившегося в Югославии): «Сюита для
папы» самого Хита могла бы стать источником десятка мелодий для
какого-нибудь автора русского шансона. Даже фортепьянный Century
Rag и то звучит так, как хотелось бы «мастерам советского джаза»
— Леониду Чижику или Даниилу Крамеру.
ROSWELL RUDD
«MALICOOL»
Universal/Soundscape Series*
С начала 60-х новоджазовый тромбонист Росуэлл Радд играл и со
всеми авангардистами — и черными фри-джазистами Сесилом Тэйлором,
и Арчи Шеппаи белыми постмодернистами — Карлой Блей и голландским
ICP. Но собственных его проектов в записи существует на удивление
мало — хватит и пальцев одной руки. Тем большую ценность приобретает
альбом «MALIcool», записанный в 2000 году в Бамако с местными музыкантами.
То есть еще до того, как музыкой Мали заинтересовался вокалист
британской группы Blur Дэмон Албарн, хотя диск британца был выпущен
даже раньше. Наконец он доступен и у нас. Удивительное сочетание
новоджазового тромбона и африканской музыки на традиционных инструментах,
включая певучую арфу кора (на которой играет сам Тумани Диабате)
и модернизированный балафон — инструмент типа маримбы. Диск без
преувеличения отменный. Впрочем, понятно почему: Радд — не только
джазмен, но и фольклорист, выпускник Йельского университета, ученик
знаменитого музыковеда-этнографа Алана Ломакса. И только широтой
познаний тромбониста Радда можно объяснить, почему именно у него
Гершвин, Монк и Бетховен органично вплетаются в ритмы, больше напоминающие
даже не джаз, а ямайские реггей и алжирские раи.
TERRI LYNE CARRINGTON
«STRUCTURE»
ACT*
Кажется, впервые записываются вместе опытная барабанщица Терри
Л. Каррингтон (еще бы: она из тех редких вундеркиндов, которым
удается привлекать внимание и в зрелом возрасте, если позволительно
так говорить о молодой леди) и вездесущий альт-саксофонист Грег
Осби, который найдет общий язык с кем угодно. Квартет дополняют
бас-гитарист Джимми Хаслип из знаменитого квартета Yellowjackets
и единственный белый в ансамбле гитарист Адам Роджерс. Во результат
их сотрудничества — отнюдь не smooth jazz, не одноразовый straight
ahead и даже не фанк, а интеллектуальный «авторский» джаз (недаром
же диск называется по-умному — «Структура»), впрочем, с элементами
и того, и другого, и третьего. Единственное исключение: песня любимой
всеми джазменами фолк-роковой певицы Джони Митчелл «Эфиопия», которую
с довольно неожиданным пафосом поет сама мисс Каррингтон.
SAXOPHONE SUMMIT
«GATHERING OF SRIRITS»
Telarc*
Когда видишь вместе три фамилии — Майкла Бреккера, Дэйва Либмана
и Джо Ловано, то ждешь только одного: чего-то вроде спонтанного
музицирования наподобие «сражений» на джем-сешн, где каждый старается
«переиграть» всех остальных. Тем более что Telarc подобные проекты
выпускает регулярно. Но не в случае с Gathering of Spirits — «Собранием
духов». И отнюдь не «одноразовый» проект (встречаются на разных
фестивалях с 1996 года), и не «сражение», а тщательно продуманная
и еще лучше воплощенная концепция: вызвать дух великого Джона Колтрейна,
последователями которого считают себя все трое. Расчетливый профессионал
Бреккер, интеллектуал Либман, увлекшийся реставрацией кул-джаза
Ловано — вместе буквально воплощают все грани позднего Колтрейна
— авангардиста, знатока мировой музыки (все трое играют и на разных
народных дудках) и творца, придавшего джазу новое — духовное —
измерение.
Диски любезно предоставлены: *магазином-салоном «Пурпурный Легион
на Новокузнецкой»
** магазином «Дискорама-Пушкинская»
Net—джазу
http://www.telarc.com
Продукцию фирмы для аудиофилов Telarc (у нас ее распространяет
«Пурпурный Легион»), особенно в родственном джазу искусстве современного
блюза, нередко критикуют за то, что форма (в смысле качество этой
самой продукции) намного привлекательнее, чем само содержание.
Но лучшее у Telarc'a — лучшее во всех отношениях, как Saxophone
Summit. Причем фирма так уверенна в том, что ее CD, и особенно
SACD, ничем не заменишь, что предлагает свободно слушать в Real
Audio и скачивать свою продукцию с сайта www.telarc.com
|