ЧТОБЫ ЗРИТЕЛЬ СТАЛ ПОЛНОЦЕННЫМ (НУ ХОРОШО, ПОЧТИ ПОЛНОЦЕННЫМ) УЧАСТНИКОМ
ПРОИСХОДЯЩЕГО НА ЭКРАНЕ ДЕЙСТВА, НУЖНО, ЧТОБЫ ОН КАК МИНИМУМ СМОГ
ХОРОШЕНЬКО РАССМОТРЕТЬ ВСЕ, ЧТО ПОПАЛО В КАДР. ВИДЯ ЖЕ НА ПОЛУМЕТРОВОМ
ЭКРАНЕ МАЛЕНЬКИЕ ФИГУРКИ ЛЮДЕЙ, ПЕРЕНЕСТИСЬ В ИХ МИР, ДАЖЕ МЫСЛЕННО,
ДОВОЛЬНО СЛОЖНО. ВОТ ЕСЛИ БЫ КИНОГЕРОИ ВЫРОСЛИ ДО РЕАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ...
ПОМНИТЕ, С ЧЕГО НАЧИНАЛОСЬ ПРИШЕСТВИЕ В наши квартиры домашних кинотеатров?
Даже не с многоканального звука, а с возможности получить у себя
дома картинку, способную заполнить заметную часть человеческого поля
зрения. И единственный приемлемый способ сделать это был один — проекция
изображения.
Не будем отвлекаться, вспоминая, сколько тогда стоили качественные
видеопроекторы и как показывали первые плазменные панели — дело прошлое.
А реалии настоящего таковы: проекционники все это время развивались
вместе с другими системами отображения видеосигнала, пережили появление
сравнимых по размерам и качеству картинки плазменных панелей и продолжают
успешно продаваться, покупаться и показывать кино. Постепенно ЭЛТ
в них были вытеснены DLP и LCD-матрицами, но не полностью — они относительно
дешевы, т.к. производство давно отлажено, и служат гораздо дольше
проекционных ламп. Более того, наличие 100-герцовой развертки и высокое
разрешение позволяют старичкам держать качество картинки на весьма
достойном уровне.
Однако нетрудно заметить, что ассортимент RPTV (Rear-Projection Television,
как их называют в англоговорящем мире) в последнее время несколько
сократился. Произошло это потому, что рынок больших экранов, развиваясь,
расползается по разным нишам. Кому-то кроме кинофильмов в бескомпромиссном
качестве ничего не нужно, кому-то, наоборот, жалко места и не хочется
гасить свет, а кто-то хочет по возможности сэкономить, но при этом
получить универсальный аппарат с достаточно качественной картинкой.
И как раз к третьей группе относятся современные проекционные телевизоры.
Хотя встречаются среди них и модели для любителей утонченного дизайна
и максимального оснащения — у таких дюйм диагонали дороже, чем у
хорошей плазмы.
Мы испытали четыре проекционника с диагоналями от 43 до 55 дюймов,
два из которых построены на базе ЭЛТ, а два других — на микрозеркальных
чипах DLP. Кстати, 50-герцовой развертки в кинескопных моделях уже
нет, а экран 4:3 остался лишь у одной. Остальные телевизоры широкоэкранные,
у всех имеется богатый набор мультиэкранных режимов и таймеры включения/выключения.
Каждый из испытуемых оснащен как минимум пятью видеовходами для работы
с сигналами S-VHS, RGB и компонентными YPbPr, а также двумя тюнерами
для приема вещательных и кабельных каналов и способен декодировать
телетекст и стереозвук в системе NICAM. Несколько особняком стоит
Grand Cinema RTX-55 от SIM2 — эта модель вообще не имеет ни ТВ-тюнера*,
ни звукового тракта и рассчитана только на работу с низкочастотными
видеосигналами.
* Тюнер для этой модели появился, когда тест был уже закончен.
— Прим. ред.
Наглядно сравнить технические характеристики телевизоров можно с
помощью таблицы, которая, как обычно, помещена в конце обзора.
НЕМЕЦКАЯ ПРАКТИЧНОСТЬ
Немецкая компания MAS Elektronik AG начала поставлять технику XORO
в Россиию три года назад, но уже успела сделать эту марку популярной.
Недавно у нас появилась новая серия проекционников с диагональю
более метра — HST 4000 и HST 4300. Модели отличаются форматом
(16:9 и 4:3) и диагональю экрана — 40 и 43 дюйма соответственно.
Для тестирования мы выбрали HST 4300, поскольку у него и экран
побольше, и его пропорции пока еще лучше подходят для просмотра
большинства телепрограмм. Телевизор принимает эфирные и кабельные
каналы стандартов PAL, SECAM B/G, D/K, английский звук I и французский
SECAM L. В режиме видео не будет проблем и с фильмами, записанными
для американцев — имеется и декодер NTSC 3.58/4.43. Из стандартов
стереозвука поддерживается NICAM и немецкий аналоговый A2. Звуковой
тракт оснащен стереоусилителем мощностью 2 х 13 Вт, широкополосными
громкоговорителями и встроенным сабвуфером.
Кроме регулировок тембра по низким и высоким частотам, есть опции
дополнительного усиления низких частот DBE, расширения стереобазы
MSS и автоматического выравнивания уровня громкости AVL.
Что касается изображения, то для его улучшения предусмотрена 100-герцовая
кадровая развертка и система цифрового подавления шумов. Два тюнера
с цифровым синтезом частоты и цифровая обработка видеосигнала поддерживают
режимы «стоп-кадр» и «картинка в картинке», причем маленькое окошко
можно гонять по углам экрана и менять его размеры. Есть часы и
все виды таймеров. Всего к телевизору подключается до пяти источников
видеосигнала. Оперативная коммутация видеоаппаратуры с лицевой
панели возможна по S-Video или композитному входу. Сзади установлены
три разъема SCART, предназначенные для RGB, и S-Video. Еще один
вход комбинированный — композит плюс S-Video, выполненный на разъемах
RCA. К питанию этого телевизора нужно отнестись внимательно — согласно
инструкции, его работа гарантируется при изменении сетевого напряжения
от 220 до 240 В при потребляемой мощности 260 Вт, а в наших розетках,
особенно по вечерам, возможны значительные отклонения.
Конструктивно HST 4300 представляет собой традиционный для проекционных
CRT аппаратов напольный короб на колесиках. В Россию телевизоры
поставляются с серебристой лицевой панелью и черным корпусом. В
центре, под экраном, виден прямоугольный порт встроенного сабвуфера,
а под ним вертикально, словно пуговицы на фраке, размещены кнопки
ручного управления. Внизу, у самого пола, в откидывающемся пенальчике
спрятаны видеоразъемы оперативного подключения и гнездо для наушников.
Смотрится это неплохо, но во время манипуляций с разъемами приходится
вставать на колени.
Симпатичный пульт ДУ выполнен из светлой пластмассы и имеет множество
различающихся размером, цветом и формой кнопок, удачно сгруппированных
по назначению. Они не подсвечиваются, но работать легко даже в
темноте. Часто используемые кнопки — в верхней части, а не столь
популярные (например, для управления телетекстом и PIP) — в самом
низу.
Интуитивно понятное меню избавляет от нудного чтения руководства
по эксплуатации. Правда, некоторые функции через OSD недоступны
вообще, и за простоту приходится платить ограниченными возможностями.
Так, без пульта невозможно переключить большинство видеовходов,
выбрать одну из предустановок изображения и его формат, остановить
кадр и настроить таймер сна. Телетекст и «картинка в картинке»
тоже подвластны лишь пульту.
Управление обязательной для кинескопных проекторов функцией сведения
— конвергенцией — находится в подменю «Установки» и имеет автоматический
и ручной режимы. В первом случае сведение производится всего по
четырем датчикам, чего для качественной настройки явно недостаточно.
Красный и синий растры совмещаются точно, но вот с зеленым они
не совпадают практически по всему полю. Зато процедура ручного
сведения по девяти точкам реализована настолько удачно, что превращается
из суровой необходимости в легкую забаву.
Оценка качества картинки производилась по традиции с помощью испытательных
таблиц DVD-диска «Video Essentials». Проверка стабилизации источников
питания кинескопов показала, что все они работают отлично, так
что проблем с изменением размеров крупных ярких фрагментов изображения
не предвидится. Разрешение по горизонтали составляет 380 твл, геометрические
искажения незаметны, центровка растра выполнена достаточно тщательно.
Отлично настроен статический и динамический баланс белого, поэтому
черно-белые тестовые таблицы воспроизводятся без окрашивания серых
тонов. Четкость цветовых переходов такова: пурпурно-зеленые и красно-синие
имеют разрешение 80 твл, а сине-желтые — 40 твл. Заводская настройка
уровня черного позволяет различать слабые градации темных оттенков,
но при этом слабые градации в светах практически неразличимы. Автоматическая
конвергенция, как мы уже отметили раньше, не совсем точна — хорошо
сведены «синий» и «красный» кинескопы, а вот «зеленый» не сведен
по всему полю на 2 — 3 мм. Ручная конвергенция дает существенно
лучшие результаты, однако из-за расфокусировки синего растра
мелкие белые детали имеют голубую
кайму. Все это хорошо видно вблизи, но с расстояния 3 — 5 метров,
с которого обычно и смотрят на экраны такого размера, эти дефекты
практически незаметны. Мелкая сетка не мерцает и не дрожит, зонная
пластинка не окрашена.
Для лучшего воспроизведения звука следует отключить опцию AVL,
значительно уменьшающую динамический диапазон. Нижняя граница диапазона
пролегает около 40 Гц. Звучание достаточно мощное, с отчетливо
выраженной стереопанорамой. Функции расширения стереобазы и подъема
НЧ действуют достаточно эффективно. На средней и высокой громкости
хорошо чувствуется и плотность басов, и прозрачность дискантов,
искажения от перегрузки динамиков и резонансов корпуса не слышны.
ЯПОНСКИЙ
ПРОГРЕСС
Toshiba, крупнейший мировой производитель телевизоров, продолжает
расширять серию проекционников Theatre Cool. В наш тест попал
совсем свежий 51-дюймовый широкоформатный аппарат 51CJW9UR с
самой продвинутой электроникой. Любой сигнал, поступающий на
его вход, тут же конвертируется в прогрессивный высокого разрешения
для дальнейшей обработки в цифровом виде.
Новичок оснащен двумя полнодиапазонными тюнерами, позволяющими
одновременно принимать два канала в стандартах цвета PAL/SECAM/NTSC
и звука BG/DK/I/M. Новые сверхъяркие кинескопы Fine-pitch Picture
Tube, полностью цифровой пространственный гребенчатый фильтр, система
сглаживания диагональных линий, — все вместе это называется системой
Digital Hyper.
Функция Fine Cinema, в свою очередь, отвечает за правильное сопряжение
телевизора с новыми DVD-источниками, способными работать в формате
PAL-Progressive. Разумеется, цифровой процессор в состоянии создать
и стоп-кадр, и «картинку в картинке», и организовать стробирование
или мониторинг. Шесть форматов кадра (16:9, 14:9, 4:3, «Полный
экран», «Киноформат» и «Субтитры») позволят смотреть любую видеозапись
в подробностях и без потери информации. Одновременно можно подключить
до шести источников видеосигнала.
Телевизор декодирует цифровой стереозвук NICAM, причем система
SRS WOW создает объемное звучание чуть ли не в любой точке помещения
и улучшает воспроизведение низких частот. Встроенная акустика с
усилителем мощностью по 20 Вт на канал и сама по себе способна
неплохо озвучить комнату средних размеров, но звуковой сигнал эфирного
вещания можно, конечно, отправить и на внешний усилитель. Имеется
и выход на наушники с регулируемой громкостью.
Помимо показа ТВ и видео, аппарат можно использовать и в качестве
электронного фотоальбома, то есть просмотреть цифровые фотографии
(кстати, и ролики тоже) непосредственно с компьютера или карт флэш-памяти.
Для этого предусмотрен разъем DSub15 и слот Bridge Media, совместимый
с картами SD, SmartMedia и MemoryStick. Обидно только, что не поддерживается
старый, но до сих пор очень ходовой стандарт CompactFlash. Встроенных
часов в этом проекционнике нет, но таймеры включения и выключения
имеются.
Элегантная напольная конструкция серебристого цвета напоминает
скорее кинескопный телевизор с большим экраном, установленный на
фирменной подставке. Темный экран обладает сложной растровой структурой
поверхности и сохраняет контрастность картинки даже в хорошо освещенном
помещении. На первый взгляд лицевая панель свободна от кнопок управления
и разъемов. На самом же деле они есть, но спрятаны за длинной и
блестящей сигарообразной крышкой, подсвечиваемой синими светодиодами.
Под ней — слот для карт памяти, оперативные входы RCA и MiniDIN4,
мини-джек для наушников и шесть кнопок для управления без пульта.
Динамики акустических систем расположены внизу, у самого пола.
В последнее время логика построения экранных меню видеоаппаратуры
вполне устоялась, и придумать что-то новое у разработчиков получается
редко. Может, оно и к лучшему: выпадающие блоки в виде картинок
и текста вполне удобны, и к ним уже все успели привыкнуть. Однако
в этой модели ручная настройка довольно оригинальна — параметры
расположены в строку, а не списком, как обычно. В строке устанавливаются
стандарты цвета и звука, выполняются операции поиска, присвоения
программе имени или ее пропуска, установки аттенюатора. Аттенюатор,
кстати, работает очень неплохо, и его индивидуальная установка
для каждой программы позволяет получить действительно максимально
возможное качество приема. Из подменю с несколько расплывчатым
названием «Функция» можно изменить форму представления информации
телетекста, включить голубой экран, выключить подсветку лицевой
панели или перейти в подменю следующего уровня для управления мультиэкранными
функциями. Что касается установки конвергенции, то в этой модели
Toshiba, похоже, решила поставить рекорд. Ручная настройка производится
по 15 точкам, обеспечивая отличное сведение растров. Правда, она
может не потребоваться вообще, поскольку и автоматическая конвергенция
при взгляде невооруженным глазом кажется достаточно точной.
Теперь перейдем к результатам объективных тестов. Испытательные
таблицы подтвердили высокое качество изображения и тщательность
настройки. Цвета достаточно яркие и насыщенные, с четкими переходами.
Стабилизация высокого напряжения оказалась идеальной, яркие фрагменты
картинки сохраняют свою форму и размер, центровка растра выполнена
с большой точностью. При выборе формата кадра «Субтитры» растр
смещается вверх приблизительно на 10%. Разрешение по горизонтали
достигает 420 твл. Качество автоматического сведения растров в
центре отличное, однако «синий» растр в левой части экрана оказался
не сведен на 2 — 3 мм. Но с обычного расстояния заметить такое
несхождение на живой картинке практически невозможно. Кинескопы
обеспечивают хороший запас яркости и контрастности, слабые градации
белого и черного отчетливо различаются на светлом фоне. Промежуточные
градации «черно-белого клина» воспроизводятся без цветных оттенков,
что указывает на идентичность и тщательную настройку RGB-каналов.
Даже таблица из 50 зеленых и фиолетовых полос, часто оказывавшаяся
очень «неудобной» для тестируемых аппаратов, воспроизводится идеально,
что указывает на действительно качественное декодирование цветоразностных
сигналов.
Хотя сабвуфер в этой модели и не установлен, но мощный стереоусилитель
и включение опции SRS WOW обеспечивают неплохое воспроизведение
басов до 40 Гц. При выключении SRS WOW нижняя граница слышимости
поднимается до 80 Гц. На большой громкости в районе 160 Гц возникает
незначительный резонанс корпуса.
КОРЕЙСКИЕ ХИТРОСТИ
Со свойственным ему стремлением занять все возможные ниши рынка
бытовой электроники Samsung развивает сразу несколько линеек проекционных
телевизоров, основанных на разных принципах получения картинки.
L3 — одна из новых серий DLP-проекционников. Она включает в себя
три широкоэкранные (16:9) модели с размерами экрана 46, 50 и 61
дюйм. В качестве устройства, создающего картинку, в них используется
0,55-дюймовый микрозеркальный чип DMD HD3 с разрешением 1280 х
720.
Оптическую систему от Carl Zeiss дополняют семисегментное цветовое
колесо на воздушном подшипнике и новый антибликовый экран Micro
Fine Pitch.
Поступивший к нам на тестирование 46-дюймовый аппарат SP-46L3HX
еще настолько свеж, что его меню и руководство по эксплуатации
пока не переведены на русский язык. Два тюнера работают со всеми
основными мировыми стандартами цвета и звука, исключая французский
SECAM L. Аппарат вобрал в себя практически все, что на данный момент
может предложить Samsung в плане обработки видеоинформации. Здесь
и развертка Cinema Progressive, позволяющая смотреть фильмы без
искажений и размытости границ, и система улучшения изображения
DNIe, и гребенчатый фильтр, с высокой точностью разделяющий сигналы
яркости и цветности. Видеосигнал можно подвергнуть динамическому
расширению диапазона черного, коррекции баланса белого или цифровому
шумоподавлению.
Из старых добрых функций присутствуют четыре предустановленных
на заводе варианта картинки, пять значений цветовой температуры,
стоп-кадр, «картинка в картинке» и двойной экран. Есть часы и все
виды таймеров, в т.ч. таймер защиты лампы подсветки (Absent Power
Off), выключающий телевизор, если в течение 3 часов с ним не производится
никаких манипуляций. При щадящих условиях эксплуатации гарантируется
время жизни лампы порядка 8000 часов, то есть почти год непрерывной
работы. Откровенно говоря, не слишком впечатляющий срок службы
для большого телевизора, поэтому предусмотрена возможность замены
лампы пользователем, если он, конечно, в состоянии отвинтить и
завинтить несколько винтов. О том, как это сделать, подробно рассказано
в инструкции.
В звуковой тракт аппарата включен эквалайзер с пятью жанровыми
предустановками, системой объемного звучания TruSurroundXT и автоматическим
выравниванием уровня громкости каналов. Встроенный усилитель мощностью
2 х 15 Вт работает на две двухполосные акустические системы.
Видеовходами этот телевизор, прямо скажем, не обижен: три композитных
совмещенных с S-Video, два компонентных YCrCb на разъемах RCA,
RGB-вход на разъеме DSub15 для подключения к компьютеру, а также
DVI и HDMI.
Главное отличие DLP-проекционников от кинескопных моделей — это,
конечно же, размеры и вес. Использование миниатюрной DLP матрицы
и короткофокусного проекционного объектива способно превратить
напольных тяжеловесов в настольную аппаратуру средней весовой категории.
Так что телевизор вполне можно поставить на стол, но выглядеть
это будет довольно странно. Для единства стиля такого красавца
лучше поместить на специальную подставку, которая, правда, в комплект
не входит и должна приобретаться отдельно. Кстати, подставка эта
примерно таких же размеров, как и сам аппарат, а весом даже побольше.
Так что превосходство DLP- телевизоров над кинескопными в массе
и габаритах на поверку оказывается достаточно призрачным.
Дизайн SP-46L3HX прост и лаконичен: черная кайма вокруг экрана,
улучшающая контрастность изображения, и светлый низ с большой круглой
кнопкой включения, внутри которой разместились три индикатора.
Кроме этой кнопки, слева за экраном спрятан небольшой красный тумблер
выключения сети. Эдакая «секретка» — вероятно, чтобы никто, кроме
хозяина, не жег лампу подсветки. Там же, за экраном, но справа,
расположены разъемы оперативного подключения видеоаппаратуры. Универсальный
пульт ДУ способен управлять и другой техникой Samsung. Переключение
устройств выполняется кнопкой SELECT, при этом на ЖК-индикаторе
в верхней части пульта появляется сообщение о текущем режиме работы.
Сравнительно небольшое число кнопок на пульте объясняется их двойным
назначением. Например, цветные кнопки телетекста в режиме TV вызывают
стоп-кадр и опции управления звуком.
Принцип построения меню настройки достаточно стандартный, однако
большой объем системной памяти позволил заменить маленькие условные
значки подменю приятными полноцветными картинками с полутонами.
Как и следовало ожидать, масса опций и функций этого аппарата потребовала
изрядного времени для их изучения. Наиболее оригинально выглядит
фирменная самсунговская функция «My Color Control», позволяющая
подстроить три базовых цветовых тона по вкусу владельца. Настройка
производится по изображению миловидной девушки на фоне травы и
неба. Тональность звука можно в довольно широких пределах подстраивать
пятиполосным эквалайзером, а система SRS TSXT позволяет даже монозвук
превратить в окружающий.
Очень много внимания в конструкции телевизора уделено контролю
температуры внутри корпуса и диагностике состояния лампы подсветки.
Для этого и предназначены те самые три индикатора на кнопке включения:
TIMER, LAMP и STAND BY/TEMP. Если индикатор LAMP мерцает, а STAND
BY/TEMP погашен, то ничего страшного не происходит, и просто нужно
подождать около 25 секунд, пока лампа не прогреется. Если мерцает
индикатор STAND BY/TEMP, то температура внутри аппарата превышает
норму, и нужно выключить телевизор на один час и проверить вентиляционные
отверстия и сам вентилятор. Если же мерцают все три индикатора,
то лампа требует замены.
Формирование изображения микрозеркальным устройством полностью
снимает проблемы с геометрическими искажениями растров и их сведением,
поэтому все соответствующие тестовые таблицы аппарат показал безупречно.
При подаче аналоговых видеосигналов по входу S-Video разрешение
черно-белого изображения по горизонтали составило
450 твл. Большой запас яркости и контрастности (по паспорту — 750
кд/м2 и 1500:1) позволяет четко воспроизводить слабые градации
черного и белого на светлом фоне. Сигналы цветности декодируются
правильно, поэтому зонная пластинка не окрашена. Есть небольшие
замечания к качеству картинки «серый клин» — на ней несколько светло-серых
полос оказались окрашены в зеленоватый цвет. Хотя возможно, что
это цветовая иллюзия, связанная с вращением цветового колеса. Наблюдается
также типичное для DLP-проекторов радужное окрашивание небольших
ярких деталей изображения при быстром движении взгляда по экрану.
У статичных картинок выявлена небольшая размытость цветных переходов.
Но при просмотре реальных видеосюжетов и телепрограмм эти дефекты
практически незаметны. Таблицу из 50 фиолетовых и зеленых полос
телевизор воспроизводит великолепно.
Четыре динамика создают чистое детальное звучание без ощутимых
завалов на низких и высоких частотах. Система TruSurroundXT выстраивает
действительно впечатляющую звуковую панораму, которая ощущается
даже на большом отклонении от оси экрана. Прозаические инструментальные
тесты показали, что нижняя граница воспроизведения находится на
60 Гц.
ИТАЛЬЯНСКИЙ МИНИМАЛИЗМ
Видимо, в силу особенностей национального характера большинство
итальянских фирм получили известность благодаря категории товаров,
известной как «предметы роскоши». Очень дорогие машины, яхты...
Каким должен быть телевизор, чтобы достойно вписаться в этот
ряд? Правильно, он должен быть роскошным и сразу говорить об
этом любому, кто его увидит.
Именно такой проекционник и сотворил дизайнер Джорджио Револдини
из компании SIM2, известной производством профессиональной и хай-эндной
проекционной аппаратуры.
Такой видеомодуль не стыдно и в каюте своей яхты поставить, тем
более что изготовитель не ограничился стандартным цветовым решением
корпуса Silver Grey и предлагает (за дополнительную плату в $593)
три опциональных варианта отделки: Silver Red, Black Shadow или
Black Red.
Но внешней отделкой аристократизм этого монитора не ограничивается.
Просто и со вкусом решена проблема освобождения дисплея от клубка
перепутанных проводов и кабелей. Он связан с электронным блоком
(DigiOptic Image Processor) единственным оптическим кабелем, длина
которого может достигать 500 (!) м.
В основе
дисплея лежит микрозеркальный проектор с одной матрицей DMD на
новом 0,8-дюймовом чипе HD2+ 120 от Texas Instruments. Оптическое
окружение матрицы и широкоугольный светосильный (F/2,4) объектив
— собственная разработка SIM2. Для уменьшения эффекта радуги 6-сегментное
цветовое колесо вращается со скоростью 150 об/с, обеспечивая частоту
смены цветов 300 Гц.
Все входные электрические разъемы установлены на отдельном электронном
блоке DigiOptic Image Processor, выполняющем функции обработки
видеосигнала и коммутации. Передача видеосигналов трех основных
цветов производится по оптоволоконному кабелю диаметром всего 3,5
мм, поэтому его не будет видно, даже если проложить сверху над
плинтусом. На тыльной стороне электронного блока разместился полный
набор из 10 входов для аналоговых видеосигналов на разъемах RCA,
BNC и DB15HD. Есть и цифровой видеовход на разъеме DVI-D. Для модернизации
управляющей программы, русификации меню или общения с комплексом
при помощи персонального компьютера предусмотрен интерфейс RS232
на разъеме DB9. Называть RTX-55 телевизором, строго говоря, нельзя,
поскольку тюнера у него нет. Видимо, еще один намек на яхту или
загородный дом — там все равно придется использовать спутниковый
ресивер. Кстати, по той же причине полностью отсутствует и звуковой
тракт.
Видеопанель легко справляется со всеми видами стандартов (PAL B,
G, H, I, M, N, 60, SECAM, NTSC3.58/4.43) и принимает видеосигналы
различного типа, в том числе высокой четкости (480p, 1080i, 720p,
1080p). Всю работу по цифровой обработке аналоговых видеосигналов,
включая разделение сигналов цветности и яркости, их декодирование
и преобразование чересстрочной развертки в прогрессивную, выполняет
процессор DCDi FLI2310 фирмы Farouja.
Пульт ДУ питается от четырех батареек типа ААА, кнопка выключения
на нем в темноте светится красным светом, остальные — синим. Чтобы
освоить пульт, все-таки придется залезть в руководство по эксплуатации,
поскольку многие кнопки помечены только картинками, смысл которых
не вполне однозначен. ИК-сенсоры установлены как на самом дисплее,
так и на электронном блоке. Направленность излучения пульта довольно
узкая, и дисплей подчиняется пульту, только если направить его
на правый верхний угол экрана. Оперативное управление цветовой
температурой, форматами кадра и коммутацией входов выполняется
непосредственно с пульта, а многочисленные настройки параметров
картинки — с помощью экранного меню. Есть опции Cinema Mode и Video
Tape, позволяющие выбрать оптимальные настройки изображения при
просмотре фильмов и программ с видеомагнитофона. Настройка параметров
картинки (подменю Image) напоминает сервисное меню для настройки
телевизоров на заводе. Чего здесь только нет: установка пользовательских
форматов кадра и цветовой температуры, регулировка горизонтального
и вертикального размеров, центровка растра и даже настройка времени
задержки сигнала цветности, а опции Film, Video и Graphics дают
возможность просматривать фильмы, видеозаписи и цифровые фотографии
с наименьшим искажением цветов и оттенков. Подменю установок (Setup)
позволяет сделать меню прозрачным, изменяет его место на экране,
выводит тестовую картинку. Понятно, что при таком просторе для
творчества самой важной и довольно популярной, скорее всего, станет
функция Initial Settings, возвращающая все пользовательские настройки
к заводским. Нажатием кнопки «i» на пульте ДУ на экран вызывается
табличка, содержащая много интересной информации о входном видеосигнале,
установленных опциях и времени работы лампы подсветки.
Оценка геометрии картинки с помощью тестовых таблиц особого смысла
не имеет, поскольку функции центровки и регулировка размеров растра
входят в меню настройки изображения. Потенциально проблемные картинки
из тестов на различимость слабых градаций черного и белого, на
стабильность изображения — «мелкая сетка», на качество разделения
сигналов яркости и цветности — «зонная пластинка», равно как и
зелено-фиолетовые полосы, дисплей показал идеально. Практически
незаметное отклонение серых тонов в зеленый оттенок было легко
исправлено регулировкой цветовой температуры.
Чтобы все-таки сделать испытания «итальянца» более полными, были
отсмотрены фрагменты трех фильмов с принципиально разной картинкой.
Яркие насыщенные цвета анимационной «Истории игрушек» имеют четкие
границы и не расплываются, а в плавных цветных переходах нет видимых
границ, указывающих на малую разрядность преобразования «аналог
— цифра». Серые детали изображения и темные закоулки в фильме «Последняя
фантазия» хорошо различимы, а оранжевые и голубые пастельные тона
разных таинственных объектов подчеркивают жутковатое ощущение от
происходящих на экране событий. Жесткий автомобильный драйв в «Такси-2»
не вызывает сомнений, за движущейся машиной нет тянучек, границы
объектов четкие, без «хвостов», и даже разлетающиеся с большой
скоростью осколки стекла имеют хорошо очерченные границы.
КАСТИНГ
Итак, мы испытали интернациональную четверку проекционников, отличающихся
друг от друга принципом формирования изображения, пропорцией и
размерами экранов, ну и ценой, конечно. При этом многие характеристики,
в том числе такие сверхважные, как качество картинки и звука, не
говоря уже о функциональном оснащении и удобстве управления, у
всех подопытных отличаются друг от друга несущественно.
У Xoro HST 4300 самый маленький экран (около одного метра), зато
цена его вне конкуренции не только в абсолютном выражении, но и
в пересчете на дюйм — всего 27,7 доллара, что вполне сравнимо с
близкими по «вооружению» кинескопными телевизорами. Аппарат несет
на борту два тюнера, плату телетекста, у него 100-герцовая развертка,
цифровая система шумоподавления и стереодекодер NICAM. В звуковом
тракте с общей мощностью 26 Вт — широкополосные динамики, встроенный
сабвуфер и звуковой процессор. Есть входы для всех видов аналогового
видеосигнала. Некоторое неудобство доставляет неточная работа автоматического
сведения растров.
Toshiba 51CJW9UR под завязку напичкана новинками цифровой отработки
видеосигнала, включающими в себя: пространственный гребенчатый
фильтр, комплекс оптимизации изображения Digital Hyper, систему
шумоподавления DNR Perfect и систему обработки сигналов с двух
тюнеров Digital Window. Аппарат способен работать с сигналами телевидения
высокой четкости 1080i. Имеется RGB-вход для подключения к компьютеру
и слот для просмотра фотографий с трех видов карт флэш-памяти.
Завершает портрет очень удобная система сведения растров и звуковой
тракт с системой усиления басов, впрочем, несвободный от местных
резонансов на большой громкости.
Samsung SP-46L3HX — в этом аппарате использована микрозеркальная
матрица типа DarkChip, обеспечивающая очень высокую яркость и контрастность
изображения. Просветный экран, изготовленный по технологии Micro
Fine Pitch, не имеет ярко выраженной строчной структуры, что дает
очень приятную кинематографичную картинку. Большое внимание уделено
диагностике работы лампы подсветки. В телевизоре — два тюнера с
набором мультиэкранных режимов, усилитель слабого сигнала, декодер
телетекста и эфирного стереозвука. Есть прогрессивная развертка
Cinema Progressive и подстройка изображения в соответствии с индивидуальным
цветовым восприятием (My Color Control). Помимо аналоговых видеовходов,
аппарат оснащен цифровым видеовходом DVI. Несмотря на все вышеперечисленное,
недостатки все-таки нашлись и у этой модели: светло-серые полосы
таблицы «серого клина» окрашены в едва заметный зеленоватый тон,
отсутствует гнездо для подключения наушников.
SIM2 Grand Cinema RTX-55 — это, конечно, вещь, так сказать, самоценная.
Человек, решивший ее приобрести, не станет сравнивать ее с массовой
техникой. Что, впрочем, не делает лишним обсуждение потребительских
качеств этой модели.
Отличное качество изображения, 10 аналоговых входов, цифровой вход,
возможность модернизации программного обеспечения и локализации
меню, управление с помощью компьютера. Впрочем, и здесь не обошлось
без минусов: русскоязычного меню в начальной поставке нет, а опция
возврата к заводским установкам сбрасывает заодно и все пользовательские
настройки.
Если информации недостаточно, чтобы сделать правильный выбор, загляните
в таблицу. n