#12/2004 • ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Николай ЕФРЕМОВ
ВСЁ ВКЛЮЧЕНО
МОРЕ, ПАЛЬМЫ, ЖАРКОЕ СОЛНЦЕ, ALL INCLUSIVE... В ТАКОЙ НЕРАБОЧЕЙ ОБСТАНОВКЕ
ПРОШЛА КОНФЕРЕНЦИЯ КОМПАНИИ «БОНАНЗА». HО РАССЛАБИТЬСЯ ПО-НАСТОЯЩЕМУ
МНЕ ТАК И НЕ УДАЛОСЬ — ДВУХ ДНЕЙ В ТУРЕЦКОМ ОТЕЛЕ ANTBEL ЕДВА ХВАТИЛО,
ЧТОБЫ ПООБЩАТЬСЯ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ФИРМ, КОТОРЫЕ «БОНАНЗА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
В РОССИИ. ПОЭТОМУ — КОРОТКО И ТОЛЬКО О САМОМ ГЛАВНОМ.
Сanton
Весьма популярная у нас фирма была основана в 1973-м немецкими аудиофилами,
недовольными качеством имеющейся в продаже акустики. За первый год
существования было спроектировано и выпущено семь моделей АС, сейчас
их около 70. Canton входит в пятерку крупнейших европейских производителей,
экспортирует продукцию в 40 стран мира. Главное отличие от конкурентов
в том, что все системы от начала до конца моделируются на компьютере
в трехмерном виде. При этом не приходится делать несколько опытных
образцов, благодаря чему значительно сокращается время и затраты
на проектирование. Конструктор лишь задает требуемые параметры, а
уникальная программа показывает, как их добиться. Почти все колонки
изготавливаются в Германии, фабрика в Чехии выпускает лишь серию
Movie, фурнитуру, пластиковые детали и кроссоверы. Динамики собираются
на уникальной линии Bosh, которая сама подстраивается под темп работающих
на ней людей. Каждая готовая АС перед упаковкой проверяется на измерительном
комплексе.
Колонки Canton Vento 800 DC полностью спроектированы
на компьютере.
Бизнес компании строится в основном на массовой продукции, но в ее
каталоге 2004 — 2005 есть и хай-эндная линейка Vento («шторм», «ветер»).
Это четыре модели в характерных обтекаемых корпусах, очень сложных
в изготовлении. Рабочая полоса нового твитера ADT-25 расширена до
40 кГц, поскольку «штормовая» акустика прежде всего рассчитана на
системы с современными источниками.
Denon
Учитывая реалии рынка, компания решила сосредоточить усилия на
двух главных видах продукции — AV-ресиверах и DVD-проигрывателях.
Все модели ресиверов уже оснащены декодерами Dolby Pro Logic IIx
(семиканальный вариант DPL II), и даже в самых младших предусмотрена
автонастройка. Топовые аппараты имеют интерфейсы HDMI, DVI и DenonLink
и собираются из аудиофильских комплектующих. У флагмана AVC-A1XV
($6200) 10 каналов усиления по 170 Вт каждый, что позволяет озвучивать
три независимые зоны или построить систему 9.1 в одной комнате.
В звуковом тракте установлен 32-битовый процессор SHARC, а калибруется
аппарат по алгоритму Audyssey 3. При этом автоматически определяется
количество и размер колонок, расстояние до них, после чего звуковое
поле оптимизируется индивидуально для каждого из восьми зрителей.
Видеотракт построен на ЦАПах 12 бит/216 МГц и скейлере DCDi. Аппарат
поддерживает все видеоформаты и может программироваться извне через
порт RS232. Управляется он от интеллектуального пульта ДУ RC-970
с сенсорным экраном. Одному это чудо техники лучше не поднимать
— весит AVC-A1XV около 44 кг.
В DVD-проигрывателе Denon DVD-3910 и ресивере AVR-3805
видеотракт 12 бит/216 МГц и интерфейс HDMI.
В DVD-проигрывателе DVD-3910 (средняя цена в России $1600) реализовано
несколько новых для Denon решений. Схемотехника Dual Discrete Video
Circuit предусматривает монтаж видеотракта (12 бит/216 МГц) на
отдельной плате и его питание от собственного источника, отдельно
от аудио и схем управления. Есть тут и еще одна интересная штука
— Pixel Image Correction, т.е. попиксельная коррекция изображения,
делающая контуры и цветовые переходы более четкими, что особенно
заметно при движении объектов. Проигрыватель также оснащен скейлером
DCDi, повышающим разрешение обычной картинки 720p до HDTV 1080i.
В придачу к обязательному набору дисков он читает SA-CD и HDCD.
Eltax
Один из старейших производителей акустики в Дании, впервые вышедший
на рынок в 1959-м. Это по-настоящему народная марка — 10 фабрик
в разных странах собирают до 1000 колонок в день, и большая их
часть распространяется через гипермаркеты. В АС применяются головки
Scanspeak и Vifa, отличающиeся хорошим звучанием при вполне гуманной
цене. Пять лет назад было начато производство в Китае, где процесс
и качество продукции жестко контролируется датскими специалистами.
Говорит радио Tangent.
|
Совсем свежая разработка — домашний театр Eltax DAC-280.
|
С недавних пор под маркой Eltax выпускаются также DVD-проигрыватели,
AV-ресиверы, плазменные и LCD-панели. У компании есть еще две торговые
марки — Tangent и Cilo. Под первой выходят оригинальные вещи в
стиле ретро, как, например, радиоприемник в деревянном корпусе,
а под второй — дизайнерские компоненты, внешне нечто среднее между
Harman/Kardon и B&O.
HECO
Старейший немецкий производитель, отметивший 50-летний юбилей,
ныне принадлежит американскому холдингу Audiovox с годовым оборотом
$1,4 млрд. В ассортименте HECO самая разная акустика — от бюджетных
театральных комплектов до серьезных аудиофильских систем. К последним
относится старшая трехполосная модель 800 из новой линейки Vitas.
В высокой колонне установлены четыре басовых головки с полипропиленовыми
диффузорами, такой же мидбас и титановая пищалка, воспроизводящая
частоты вплоть до 35 кГц.
HECO: комплект Art Four и фронтальные Cinema 660 (справа).
Дизайнерская серия Screen выполнена в плоских корпусах (глубина
не более 90 мм) и поэтому отлично подходит для домашних театров
с плазменным или ЖК-экраном. Каркас колонок выполнен из легкого
и прочного углеволокна, внутри спрятаны динамики хитрой конструкции
— с магнитами со стороны диффузора. Для получения однородной поверхности
тончайшие титановые купола пищалок обрабатываются лазером.
Cабвуфер Eltax Solo словно выточен из цельного куска алюминия.
Но самые необычные материалы и технологии будут применены в будущих
колонках Antares, которые появятся в следующем году. Диффузоры
НЧ-драйверов сделаны из целлюлозы (малая инерция, мгновенная реакция
на входной сигнал), мидбас — из кевлара с карбоном (демпфирование
вибраций, малые искажения) и нанотвитер с мембраной из спеченных
микрочастиц (большая жесткость при малом весе, диапазон частот
до 50 кГц).
Kenwood
Успехи в car audio подвигли руководство компании на судьбоносное
решение — вернуться к домашней электронике. С учетом опыта, полученного
при разработке связного оборудования (в этой области Kenwood
также очень силен), была принята к внедрению концепция Hi-Fi
Network. Это беспроводная домашняя сеть, построенная на базе
сервера MMS (Multimedia Management System) с 200-гигабайтным
жестким диском и с возможностью выхода в Интернет.
Начато производство DVD-проигрывателей и ресиверов, но здесь фирма
пока отстает от своих конкурентов.
Monster Cable
Крупнейший американский кабельный монстр, точнее, его подразделение
Monster Power, традиционно поставляет на американский рынок устройства
«чистого питания», но модификации, рассчитанные на 220 вольт,
появились относительно недавно. В России уже продаются сетевые
фильтры HT800, HTS1000, HTS2600, HTS5100 и стабилизатор напряжения
AVS2000. Они отличаются привлекательным «домашним» дизайном,
универсальностью и вполне гуманной ценой. Например, модель HTS2600
(на фото) фильтрует не только электрическую сеть, но и устраняет
помехи в сетях кабельного и спутникового ТВ (полоса пропускания
достаточна для HDTV), антенных и телефонных линий. Предусмотрена
сигнализация о нарушении заземления, опасного перенапряжении
в сети, а также программирование для включения потребителей в
заданном порядке. Вещь в хозяйстве действительно незаменимая,
особенно если учесть, что, истратив $550, можно не бояться за
очень дорогую технику.
Сетевой фильтр Monster HTS2600 не стыдно поставить в дорогую стойку.
AVS2000 значительно дороже ($2200), но это мощный стабилизатор
напряжения, без которого трудно обойтись в домашнем кинотеатре
с видеопроектором. Самое ценное, что это не феррорезонансный трансформатор,
искажающий форму переменного напряжения, а мощный генератор, выдающий
чистый синус с минимумом гармоник.
Mission
Несколько лет назад фирма вошла в состав крупного британского холдинга
Fundamental, благодаря чему появились средства на разработку
новых моделей, технологий и материалов. Наглядное тому подтверждение
— Pilastro, напольная трехполосная система с семью излучателями.
Ее обтекаемый корпус отлит из полимера Granitech (компаунд с
гранитной крошкой), а боковые стенки усилены 20-миллиметровыми
деревянными панелями. Чтобы свести внутренние отражения к минимуму,
дизайнеры всячески избегали прямых углов и параллельных поверхностей,
сам же объем заполнен эффективным абсорбентом sonafil.
Корпуса колонок Mission E83 и сабвуфера M-Cube изготовлены из
очень необычных материалов.
Но самая интересная новинка — аудиофильские АС Е83 из линейки Elegante.
В ней 13 громкоговорителей, а корпус изготовлен из нескольких слоев
MDF, швы между которыми залиты все тем же «гранитным» компаундом.
Диффузоры НЧ-драйверов сделаны в виде сэндвича — две жестких мембраны,
между ними — эластичный наполнитель. Материал этот запатентован
под названием Paramid-S. Наружные слои препятствуют деформации
при больших амплитудах, а внутренний демпфирует собственные резонансы
диафрагмы. Купол пищалки спрессован из волокна Viotex-S, необычайно
легкого и прочного, поэтому он эффективно воспроизводит частоты
вплоть до 48 кГц. Чувствительность систем около 95 дБ, и звучат
они очень динамично даже при небольшой подводимой мощности. Корпуса
красятся в самые разные цвета — кроме стандартных черного и серебристого
предусмотрены синий, зеленый и Jaguar.
Из наиболее оригинальных решений отмечу линейку FS на панелях NXT,
а в следующем году должны появиться и сабвуферы, в которых будет
использована эта технология (!).
Pioneer
«Видим три, слышим пять» — такой парадоксальный, на первый взгляд,
принцип реализован в системах домашнего кино DSC-424 и DSC-323.
И парадоксы этим не исчерпываются, поскольку тыловая акустика
у этих моделей располагается... спереди, а звуковое поле позади
слушателя формируется за счет ранних отражений от стен комнаты.
Разумеется, сигнал предварительно обрабатывается процессором
«3 Spot» для получения необходимых частотных и фазовых характеристик.
Тыловые АС устанавливаются на фронтальных, и при необходимости
система легко переводится в стереорежим с би-ампингом. Смысл?
Во-первых, экономится место, что в наших условиях отнюдь не лишне,
во-вторых, не придется тянуть провода через всю комнату. Если
же с этим проблем нет, нужно лишь изменить установки DSP и расставить
акустику традиционным способом, тогда получится полноценный surround
5.1.
В системе Pioneer DSC-424 тыл расположен в верхней части фронтальных
колонн.
В DVD-рекордерах Pioneer скоро появится режим VR с теми же возможностями,
что и при записи на жесткий диск — монтаж, time sleep и т.д. правда,
такие диски не будут читаться проигрывателями других фирм. Зато
совместимость обеспечена во всех других режимах. В новой линейке
пять рекордеров, три с жестким диском емкостью 250/160/80 Гб и
два без такового. Все модели оснащены RGB-входами и могут копировать
диски аж на 48-кратной скорости (при максимальном сжатии потока
реальная скорость записи на DVD-диск — х8).
50-дюймовая плазма Pioneer 5-го поколения.
Последние достижения компании в сфере Audio Video воплощены в топовой
модели ресивера VSX-AX5i. В нем имеются конверторы для преобразования
видеосигналов разных форматов и расширенная система автокалибровки
MCA-CC. Последняя учитывает не только прямые, но и отраженные от
стен волны, после чего строит звуковое поле по образу и подобию
одной из лондонских студий. Если к порту RS232 подключить компьютер,
то это поле можно увидеть на экране монитора, что очень пригодится
при инсталляции системы в «сложном» помещении.
В плазменных панелях 5-го поколения две серьезных новации — матрица
Super Clear Drive с улучшенным механизмом формирования изображения
и пленочный защитный фильтр, нанесенный непосредственно на панель.
По сравнению с традиционным стеклом потери яркости в нем незначительны,
да и весит такой дисплей заметно меньше — при диагонали 50’’ можно
сэкономить до 4,5 кг.
PSB
Звуковую и дизайнерскую идеологию канадской компании определяет
Пол Бартон, ее основатель и главный конструктор. Пол с шести
лет играет на скрипке, некоторое время даже выступал в составе
симфонического оркестра. Хорошо знает и любит музыку, занимался
профессиональной звукозаписью.
Сабвуфер PSB SubSonic 10 воспроизводит частоты от 27 Гц.
При разработке акустики, в т.ч. сабвуферов, фирма пользуется огромной
безэховой камерой в Canadian National Research Council. Помимо
измерений, большое внимание уделяется субъективным впечатлениям
— в течение нескольких лет под эгидой PSB проводились слепые прослушивания
в обычной комнате с мягкой мебелью. Хотя комната на самом деле
не совсем обычная — ее объем и пропорции можно менять, сдвигая
и раздвигая стены. Сравнивая оценки экспертов с результатами измерений,
конструкторы PSB обнаружили четкую корреляцию и с ее учетом стали
проектировать новые модели акустики. Из инструментальных средств
использовался также лазерный виброметр, показывающий распределение
вибраций по площади диффузора и по поверхности стенок корпуса.
Двухполосная встраиваемая акустика CW180S коаксиальной конструкции.
Таким образом была создана линейка Image — ее можно узнать по твитеру
с рассекателем в виде мерседесовской звезды и блестящим диффузорам
мидбасов. Это пропилен, литье под давлением, а подвес у динамиков
из резины с уникальными демпфирующими свойствами — сделанный из
нее мячик от пола не отскакивает. Еще одно изящное решение — труба
фазоинвертора с коленом. Так, удается уместить длинный волновод
в компактном корпусе и избежать неприятного резонанса в области
800 Гц, свойственного традиционным конструкциям.
Еще новости: на смену линейке Stratus пришла Platinum, и некоторые
новые модели выпускаются как в обычном, так и в варианте in wall.
n
Несколько вопросов Фукучи-сан, представителю Denon:
— Какую ценовую нишу теперь будет занимать Denon?
— Трудный вопрос, мы его пока не решили. Yamaha, наш основной конкурент,
успешно работает в массовом секторе, но хотя у нас есть несколько
моделей entry level, в бюджетный сегмент мы не пойдем. В ближайшем
будущем мы планируем ориентироваться на средний класс, имея в
каталоге и элитную технику.
— Где собираются компоненты Denon?
— Младшие модели ресиверов AVR-1705/1905/2805 в Китае, а более
дорогие — в Японии. Но в Китае мы работаем не с подрядчиками, у
нас там собственный завод, где мы сами подбираем персонал и жестко
контролируем качество продукции.
— Каково положение фирмы на мировом рынке?
— Глобальная табель о рангах выглядит так: Yamaha, Denon, Onkyo,
Marantz. В отдельных регионах мы отбираем первенство у «Ямахи»,
где-то она у нас.
— Denon всегда считался хай-файным брэндом. Будут ли стереокомпоненты
в новой линейке?
— Обязательно, в т.ч. виниловые проигрыватели. В Россию будет поставляться
одна модель, в Японию — три. После Нового года в Европе появится
проигрыватель за 300 евро, там интерес к такой технике растет.
Мы продолжаем также выпускать стереоусилители, у нас эта линейка,
в отличие от других компаний, постоянно обновляется. С Hi-Fi началась
наша история... n
Несколько вопросов Полу Бартону:
— В новых сабвуферах PSB усилители работают в классе H. Чем они
отличаются от обычных импульсных?
— Это не новая идея, класс H известен давно. В обычном цифровом
усилителе выходной сигнал представляет собой коммутируемое напряжение
питания. В H-усилителе последний каскад работает в традиционном
классе AB, но источник питания у него импульсный. Он всегда выдает
напряжение на 5 В выше амплитуды выходного сигнала усилителя. Схема
BASH (Bridged Amplifier Switching Hybrid), которую мы запатентовали,
несколько сложнее, но она звучит как обычный аналоговый усилитель
при КПД, достигающем 90%. Поэтому даже при мощности 300 Вт, как
у модели SubSonic3, например, не нужны внешние теплоотводы, что
снижает себестоимость без ущерба для звука. Кроме того, в выходных
каскадах мы ставим не MOSFET'ы, а биполярные транзисторы, которые
звучат лучше.
— Вы говорили, что привлекаете большое количество экспертов для
слепых тестов. Где вы их находите?
— Это самые обычные люди. Исследования показали, что даже неподготовленные
слушатели почти не расходятся в оценках, здесь ни опыт, ни музыкальный
слух не имеют значения. Просто новичкам требуется на тест больше
времени, но мы им рассказываем, на что обращать внимание. Проблема
в другом — мало кто владеет необходимой терминологией и может адекватно
описать то, что слышит. Мы и в этом помогаем — даем краткий словарь.
Затем сопоставляем оценки с результатами измерений, и в большинстве
случаев они совпадают. Имея такой опыт сопоставлений, я могу вам
сказать по кривым АЧХ с точностью ±5%, сколько баллов получит акустика,
т.е. в какой степени она понравится слушателям. Мы потратили несколько
лет, чтобы увидеть зависимость между измерениями и звучанием.
— Так какой же параметр самый главный?
— Мы стараемся сделать АЧХ как можно более ровной. Измеряем акустику
конкурентов и добиваемся такой же характеристики в наших более
дешевых моделях. На самом деле изготовить колонки с ровной АЧХ
по оси излучения не так уж и сложно. Проблема в том, что она должна
быть таковой во всех направлениях. Ведь в комнате вы слышите несколько
звуковых волн. Первая — непосредственно от диффузора, вторая отражается
от стен. Задержка между ними настолько мала, что мозг воспринимает
их как один звук. Но отраженная волна отклоняется от оси до 70
град. и имеет совсем другую АЧХ, и субъективно звучание ухудшается.
Поэтому при проектировании мы добиваемся плоской АЧХ вне оси.
— Как сделать лучшие в мире колонки?
— Возьмите сферу бесконечно малого или бесконечно большого диаметра
и заставьте ее пульсировать. Вы знаете, как ее сделать?
— Нет, наверное, это невозможно...
— Почему, возможно. Нужно сконцентрировать максимальную энергию
на минимальной площади излучения и при этом обеспечить перемещение
большой массы воздуха. Идеальную модель построить не удастся, но
приблизиться к ней можно. Это как раз то, чем мы занимаемся. n
|