#11/2004 • крупный
план
Фёдор ИЗМАЙЛОВ
DLP-проектор
Samsung SP-H500AE
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ СРЕДИ ЭКСПЕРтов, которые тестируют проекторы и
пишут о них в журналах (и отечественных, и зарубежных), стало модным
рассуждать о глубине черного цвета, свойственной тем или иным аппаратам.
О передаче других цветов упоминают чаще всего вскользь и как-то «без
огонька». Оно и понятно: большинство современных проекторов обладают
более-менее правильной цветопередачей, то есть серый цвет выглядит
серым, трава кажется достаточно зеленой, небо — синим, а лица положительных
персонажей не дают оснований для подозрений в приверженности тайным
порокам. Да мы и не знаем, какими именно задумывали все эти цвета
режиссер и оператор фильма, а потому можем лишь догадываться, какими
они должны быть.
В итоге бывает, что проектор работает вроде бы нормально, все краски
на месте, а смотреть на экран не хочется. Может, фильм неинтересный
или плохо снят? Да нет, на другом аппарате он почему-то казался увлекательным,
так в чем же дело? Очевидно, в том, что проектор показывает фильм
другим, чем его задумали создатели, грубо говоря, искажает их творческий
замысел.
И случается такое достаточно часто, ведь разработчики видеотехники
— люди от кинематографа чаще всего далекие и не шибко сильные в премудростях
post production, то есть процесса окончательной доводки фильма перед
выходом на экран. Здесь нужен специалист. И как минимум достаточная
степень понимания проблемы, чтобы такого специалиста к сотрудничеству
пригласить. Samsung вот пригласил, да не кого-нибудь, а Джо Кейна
— того самого, чья компания выпускает всемирно известные тестовые
диски «Video Essentials», которыми пользуется и наша редакция.
В итоге этого сотрудничества появились сразу две модели проекторов,
ориентированных на домашний кинотеатр, — SP-H700AE и SP-H500AE. К
нам в редакцию для близкого знакомства привезли самую свежую, младшую.
Отличаются аппараты использованными в них DMD-чипами — у 500-го это
ED2 с собственным разрешением 1024 х 576, у 700-го — HD2+ и разрешение
побольше — 1280 х 720. Лампы у двух проекторов
одинаковые — UHP мощностью 250 Вт, да и во всем остальном, кроме
матриц, они очень похожи, даже внешне, так что небольшое преимущество
700-го по яркости и контрастности явно связано с более совершенной
матрицей.
Однако довольно сравнений, пора переходить к делу.
Дизайн внушает уважение — проектор производит впечатление очень солидной,
добротной и отнюдь не дешевой техники. Маленькая, но очень существенная
деталь: кольцо фокуса у объектива металлическое и с мелкой насечкой,
приятное для пальцев. Объектив — нормальный, изображение размером
100 дюймов по диагонали может быть получено с минимального расстояния
3,5 м. А максимальная рекомендуемая диагональ экрана — 150 дюймов.
Сверху над объективом — колесо управления функцией Lens Shift, то
есть сдвигом объектива в вертикальной плоскости — это сугубо механическое
решение позволяет свести к минимуму цифровую коррекцию трапецеидальных
искажений, которая неизбежно ухудшает качество изображения.
Возможности коммутации — практически исчерпывающие: есть входы Video,
S-Video, компьютерный VGA, два комплекта компонентных RCA и цифровой
DVI-D с поддержкой HDCP. Встроенного звукового тракта здесь нет,
так что тем, кто привык воспроизводить через динамик проектора переводы
с мини-диска, придется найти иное решение (недорогой комплект активной
компьютерной акустики — оптимальный выход).
Пульт — средних размеров с двухцветной подсветкой клавиш, но поскольку
надписи сделаны на не самих кнопках, а рядом, подсветка носит скорее
декоративную функцию, чем практическую.
Кнопка Quick на пульте вызывает подраздел меню с тестовыми таблицами
(один из плодов сотрудничества с Джо Кейном), по которым очень удобно
наводить объектив на резкость, отстраивать геометрию изображения
и выбирать стандарт основных цветов (SMPTE_C/HD/EBU*) — на моей памяти
это первый проектор, позволяющий так серьезно и профессионально выставить
цветопередачу. Впервые также вижу столь обстоятельную информацию
о параметрах работы аппарата и сигнала на входе, которая выводится
на экран в пункте меню Information.
В принципе, можно полностью отстроить проектор по собственным, встроенным
таблицам, однако я все же ставлю в проигрыватель тестовый диск «Video
Essentials» — это необходимо, чтобы скорректировать проектор под
наш конкретный DVD-источник — он у нас хоть и не дешевый, но обыкновенный,
не калиброванный.
Как и следовало ожидать, тестовые таблицы воспроизводятся идеально
(спасибо, Джо!), а если и видны какие-то отклонения от нормы, то
винить в них следует наш проигрыватель. Для аппарата столь высокого
класса нужен уже топовый источник.
Для людей, далеких от техники, предусмотрено несколько готовых пресетов
параметров картинки («Стандартный», «Динамичный», «Кино1», «Кино2»),
а пользователи более подготовленные могут запомнить вдобавок еще
три собственных, причем отдельно для каждого из входов.
По умолчанию включен режим «Театр» — вентилятор в нем шумит едва
заметно, причем спектр шумов мягкий, не назойливый, что говорит о
продуманности конструкции.
Запас яркости солидный, а вот контрастность приходится вывести на
максимум. И все равно картинка кажется слегка вялой. Тогда активизирую
в настроечном меню фирменную функцию DNI, и картинка сразу «пробуждается».
Правда, при этом она теряет приятную «аналоговую» мягкость и становится
более цифровой. Обнаружить «радугу» не удалось — ни в эпизодах с
движением, ни на черно-белых титрах, ни на фильмах в PAL. Очевидно,
этот врожденный недостаток DLP-технологии уже окончательно преодолен.
Картинка гладкая и четкая, DCDi-деинтерлейсер от Faroudja прекрасно
справляется с задачей — ломаные линии свободны от зазубрин. Передача
деталей в тенях великолепная — обычно этого удается добиться у недорогих
проекторов только за счет потери проработки в светлых местах, а здесь
сохраняется гармоничная передача градаций во всем диапазоне яркостей.
О цветопередаче можно и не говорить — видна малейшая разница в оттенках,
изображение естественное, насколько вообще это, видимо, возможно
при таком количестве этапов передачи информации (камера — пленка
— оцифровка — DVD — проектор). Высокий класс работы аппарата проявляется
больше всего на человеческих лицах. Сужу об этом обычно по эпизоду
из фильма «Малхолланд драйв», в котором кинорежиссер встречается
ночью с таинственным ковбоем. Здесь инфернальный персонаж предстает
не фигурой из мультика, как это часто случается в интерпретации самых
дешевых и примитивных аппаратов, а человеком из плоти и крови, странным,
пугающим, но все же сыгранным живым актером.
Сеанс окончился, наш испытуемый довольно быстро остыл, и можно подвести
итог. На рынке домашних кинотеатральных проекторов появился новый
серьезный участник. Пока всего две модели, но ведь это только начало.
Вспомним, как несколько лет назад Samsung вышел на рынок мобильной
связи... n
Технология DLP
Матрица ED2, 1024 x 576 (16:9)
Цветовое колесо 5-скоростное, 6 сегментов
Яркость, ANSI лм 600 (режим «Яркий»), 500 («Театр»)
Контрастность 1800:1 («Яркий»), 2000:1 («Театр»)
Лампа UHP, 250 Вт
Ресурс лампы, ч 2000
Системы цветности NTSC/ATSC/PAL/SECAM
Поддержка HDTV 1080i/720p/576p/576i/480p/480i
Уровень шума вентилятора («Театр»/«Яркий»), дБ 28/32
Напряжение питания, В 110 — 220 (50/60 Гц)
Потребляемая мощность (макс.), Вт 350
Габариты (Ш х Г х В), мм 384 x 425 x 177
Масса, кг 9,0
* SMPTE_C — стандарт, разработанный организацией MPEG и применяемый
для сигналов NTSC. HD — стандарт для сигналов HDTV в системе ATSC.
EBU — стандарт Европейского вещательного союза для сигналов PAL и
SECAM.
Samsung SP-H500AE $3900
|
Впечатляющее качество изображения, возможность выбора стандарта
первичных цветов, малый шум вентилятора в театральном режиме. |
|
Не подсвечиваются надписи к кнопкам пульта. |
|
Удачный опыт реализации в домашнем аппарате серьезного профессионального
подхода к изображению. |
|