#11/2004 • прямая
речь
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
КОРЕЙСКИЙ ПРИНЦИП
МЫСЛЬ ОБЪЕДИНИТЬ ТЕЛЕВИЗОР С DVD-ПРОИГРЫВАТЕЛЕМ ОТНЮДЬ НЕ НОВА. ПОДОБНЫЕ
УСТРОЙСТВА РАЗРАБАТЫВАЛИСЬ И ПРОИЗВОДИЛИСЬ ПОД САМЫМИ РАЗНЫМИ МАРКАМИ,
ОДНАКО ОНИ НИКОГДА НЕ СТАНОВИЛИСЬ ХИТАМИ ПРОДАЖ, ПОСКОЛЬКУ СТОИЛИ
ДОРОЖЕ, ЧЕМ ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕЛЕВИЗОР И ПРОИГРЫВАТЕЛЬ.
ТАК БЫЛО ПРЕЖДЕ, НО СИТУАция изменилась. Переломить ее удалось компании
Rolsen Electronics — ее DVD-двойка D29R55 пользуется огромным спросом,
и, к примеру, в торговой сети «М.Видео» она уже отхватила четверть
от всех продаж комбинированных с DVD и VHS телевизоров диагоналей
от 14 до 32 дюймов. Аппарат между тем весьма серьезный: плоский экран
29 дюймов, два тюнера, функция PIP, стереофонический звуковой тракт,
встроенный мощный сабвуфер, DVD-проигрыватель с декодерами 5.1. Само
собой разумеется, есть стереодекодер NICAM и множество других функций,
свойственных телевизорам высокого класса. К нему достаточно добавить
лишь активные тыловые колонки, и полный домашний кинотеатр готов.
И стоит это чудо порядка 13500 рублей, так что секрет успеха предельно
ясен — обходится такой аппарат значительно дешевле, чем отдельные
телевизор, DVD-проигрыватель и активный сабвуфер. Не ясно только,
как удалось компании установить такую привлекательную цену, не благотворительная
вроде организация, а коммерческое предприятие, в убыток себе торговать
не будет.
За разъяснениями мы обратились в российское представительство компании.
Ответить на наши вопросы любезно согласился директор направления
цифровых продуктов компании господин Юн Джон Сик.
— Насколько известно, ситуация с DVD-двойками была парадоксальной:
они были дороже, поэтому не пользовались массовым спросом, соответственно,
выпускались малыми партиями, а потому не могли быть дешевыми. Как
вам удалось вырваться из этого замкнутого круга?
— Благодаря тщательно рассчитанной маркетинговой политике. И более
высоким потребительским свойствам, чем у конкурирующих изделий,
при невысокой цене. Вдобавок сейчас на рынке сформировалась несколько
иная ситуация, чем 2 — 3 года назад, когда появились первые телевизоры
со встроенным DVD. В домах значительно выше насыщенность разного
рода электронными устройствами, а места в квартирах не прибавилось.
Мало того, что новые аппараты надо где-то размещать, их надо подключать
и соединять между собой, и для достаточно большого числа людей
это совершенно непосильная задача. Уверяю вас, что порядка 60 процентов
всех людей не способны самостоятельно собрать коробочный домашний
кинотеатр, а подключить к телевизору отдельные плеер и комплект
активной многоканальной акустики — еще более сложная задача. Много
проводов, пультов ДУ — это тоже фактор неудобства.
Поэтому люди с большим интересом относятся к комбинированным устройствам,
которые проще в подключении, эксплуатации и позволяют более рационально
использовать жизненное пространство. Именно поэтому у нас разработан
также телевизор со встроенным DVD-проигрывателем на основе ЖК-дисплея.
— Как я знаю, компания зарегистрировала торговую марку Multivizor,
под которой сейчас продаются все новейшие модели, что само по себе
является сильным маркетинговым шагом. Однако за счет одного лишь
маркетинга добиться успеха вряд ли возможно — нужна еще солидная
техническая основа. Известно, что DVD-двойки не пользовались спросом
не только потому, что не давали очевидного выигрыша в стоимости,
но и вызывали опасения насчет надежности, мол, если сломается DVD-проигрыватель,
придется тащить в ремонт весь громоздкий и тяжелый аппарат. Надо
сказать, что для россиян тема надежности вообще является очень
болезненной — не стерлись еще из памяти времена, когда до 60 —
70 процентов всей техники непременно попадало в гарантийные мастерские.
Вы готовы ручаться за надежность ваших аппаратов?
— Да, вопросам надежности было уделено особое внимание. Вообще-то
современная электронная техника сама по себе достаточно надежна.
Иначе и быть не может — рекламации могут разорить подчистую. Однако
есть российская специфика, которую нам пришлось учитывать. За основу
нашего мультивизора была взята конструкция, разработанная в Корее.
Но потом она дорабатывалась уже здесь, в России, специалистами
воронежского предприятия «Видеофон» (это бывший телевизионный завод
«Рубин»). Основная проблема всех подобных устройств, эксплуатируемых
в российских условиях — это блок питания. Поэтому были проведены
необходимые разработки и последующие испытания, чтобы наш мультивизор
устойчиво работал в условиях местных электросетей. Установили более
мощный диодный мост, расширили рабочий диапазон входного напряжения,
усилили защиту.
Значительной доработке был подвергнут и видеотракт. То есть цифровой
сигнал от DVD поступает в схему телевизора, там обрабатывается
и переводится в аналог непосредственно перед подачей на кинескоп.
В обычной системе из проигрывателя и современного телевизора происходит
иначе: цифровой сигнал, записанный на DVD, преобразуется в аналог
в проигрывателе, потом поступает в телевизор, там вновь оцифровывается,
чтобы пройти все обработки, и снова переводится в аналог перед
подачей на кинескоп. Здесь этого нет.
— Чем объяснялась необходимость привлечения российских специалистов,
и почему именно из Воронежа?
— Корейские инженеры не знакомы со спецификой российских энергетических
сетей, а потому и не имеют готовых для них решений. Нет у них и
опыта работы с российской системой цветности. Большинство импортных
телевизоров, особенно китайских, не лучшим образом воспроизводят
ТВ-сигналы в SECAM. Поэтому и возникла необходимость дорабатывать
телевизор здесь. «Видеофон» — современное и достаточно продвинутое
предприятие, на котором сохранились квалифицированные кадры — мы
знали, что они отлично справятся с задачей, и не ошиблись.
— Какое направление является сейчас для Rolsen приоритетным? Или
скажем так: в какой области компания считает себя наиболее сильной?
— Это телевизоры, причем всех диагоналей. Компания входит в первую
десятку мировых производителей и занимает первое место в России
по объему продаж. Естественно, речь идет не только о марке Rolsen
— мы выпускаем также телевизоры LG, «Рубин», JVC и некоторых других
марок, правда, не такими большими партиями.
— Где расположена ваша производственная база?
— У нас несколько заводов — в России, в Корее. Скоро добавится
и предприятие в Европе, в Вильнюсе. У нас одно из направлений развития
— поставки продукции в Европу. И собирать ее в Вильнюсе выгоднее
— получается товар, произведенный в Европе, поэтому пошлины меньше.
Мультивизоры сейчас производятся главным образом в России, в Воронеже.
В Корее их не делаем — там нет для них рынка сбыта, а возить оттуда
в Россию накладно. А вот в Европе они могут найти хороший спрос.
— Неужели делать технику в России получается дешевле, чем в Китае?
— Для реализации на российском рынке местное производство лучше.
Для продаж в Европе это тоже предпочтительнее, чем Азия, хотя еще
лучше — тот же Вильнюс. Дело не столько даже в стоимости перевозок,
сколько в налогообложении. Чтобы товар, продаваемый в Европе, облагался
минимальными пошлинами, он должен быть произведен в еврозоне и
с использованием европейских комплектующих.
— В последнее время компания устанавливает на свою продукцию более
низкие цены, чем у большинства конкурентов. Не сказывается ли это
на качестве?
— Тут все не так просто. Давайте возьмем для примера два телевизора
— один марки Rolsen или «Рубин», не важно, сделанный в России,
который стоит, скажем, $150, и такой же по диагонали и функциональному
оснащению, к примеру, японский, по цене $220. У второго аппарата
в стоимость входит импортная пошлина, которая может достигать порядка
$60. В стоимости нашего телевизора она тоже есть — за импортные
комплектующие, но она не более $15. Учтем и так называемую брэндовую
составляющую. Японские компании устанавливают обычно маржу не ниже
30% от стоимости OEM-комплекта. В нашем примере — $15 — 20. Прибавьте
сюда расходы на транспортировку, и в итоге получается, что реальная
стоимость железа в импортном телевизоре даже меньше, чем в нашем.
Учтите при этом, что многие именитые компании не утруждают себя
какими-то оригинальными разработками, когда речь идет о массовой,
бюджетной технике, а используют типовые и нередко довольно старые
конструкции. Конечно, менеджмент у ведущих иностранных фирм поставлен
значительно лучше, чем у большинства российских, что позволяет
им собирать из не самых дорогих комплектующих вполне приличные
телевизоры. Но в любом случае та цена, которую получает аппарат
в рознице, не отражает его реальную себестоимость. Поэтому нет
никаких оснований утверждать, что большая стоимость техники свидетельствует
о ее более высоком качестве.
— Но ведь и DVD-проигрыватели, и рекордеры ваши тоже дешевле, чем
у конкурентов, а произведены они явно не в России.
— Да, это так. Не буду темнить — сделаны они были на тех же заводах,
что и некоторые другие участники ваших тестов. Почему мы продаем
их дешевле? Дело все в той же брэндовой марже, о которой я говорил.
Ведущие мировые компании не позволяют себе зарабатывать ниже определенного
уровня, поскольку у них высокие расходы на разработку новых технологий
и массированные рекламные кампании. Мы же еще новички на рынке,
наша задача — быстрее здесь утвердиться и завоевать симпатии потребителей,
поэтому работаем с меньшими наценками. Это известный корейский
принцип, которому мы следуем: делай то же самое, но дешевле, либо
лучше, но за ту же цену.
— Вы планируете расширять спектр выпускаемой продукции? Например,
начать производство акустики?
— Этот проект у нас сейчас пока стоит. Мы собираемся это направление
развивать, будем производить ее здесь, в России. Речь идет в основном
об акустике для однокоробочных театров.
— Какие стратегические цели вы перед собой ставите?
— У нас была цель — стать первыми в производстве телевизоров в
России. Она достигнута. Следующая — войти в пятерку крупнейших
производителей в Европе. n
|