#11/2004 • ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Николай МИЛОВИДОВ
У ОЗЕРА. 10 ЛЕТ СПУСТЯ
СКОРО ИСПОЛНИТСЯ 10 ЛЕТ С ТЕХ ПОР, КАК SONY ВЫПУСТИЛА ЦИФРОВУЮ ВИДЕОКАМЕРУ
ФОРМАТА DV. СЕГОДНЯ НА СЦЕНУ ВЫХОДИТ HDV — НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ, ОБЯЗАННОЕ
СВОИМ РОЖДЕНИЕМ ТЕЛЕВИДЕНИЮ ВЫСОКОЙ ЧЕТКОСТИ, ДИСКАМ BLU-RAY И РАСПРОСТРАНЕНИЮ
ЭКРАНОВ С РАЗРЕШЕНИЕМ, ЗАВЕДОМО ПРЕВЫШАЮЩИМ ВОЗМОЖНОСТИ DV И DVD.
SONY ШАГ ЗА ШАГОМ РАСШИРЯет линейку аппаратов, относящихся к «миру
высокого разрешения» (HD World) — сначала телевизоры с DRC, затем
Blu-ray Disc рекордеры, а потом и плееры для таких дисков. До сих
пор в этой цепи не хватало звена, позволяющего самостоятельно снять
видео столь же высокой четкости. Но вот в начале сентября в Италии,
на озере Комо (Lago di Como), компания провела презентацию своей
первой бытовой видеокамеры высокого разрешения HDR-FX1E. Место для
сбора сотни журналистов из всех стран Европы было выбрано не случайно
— именно здесь Джордж Лукас впервые снял сцены из «Звездных войн»
(Star Wars: Episode II) на цифровые видеокамеры HD CineAlta. Это
были профессиональные аппараты стоимостью под миллион долларов, но
благодаря им удалось полностью исключить из процесса производства
пленку и ее проявку, что сэкономило уйму времени и денег. Но не это
было для мэтра голливудской фантастики главным — важно то, что все
спецэффекты и чудеса на экране гораздо проще и качественнее реализуются
программно, при обработке цифровой картинки мощными компьютерами.
Такую видеокамеру удобнее держать двумя руками. |
|
Видеокамера Sony HDR-FX1E. |
Широкое распространение эфирного и кабельного телевидения высокой
четкости в Европе, США, Японии, Корее и Австралии неминуемо повысило
уровень запросов зрителей к качеству изображения на экране, и многие
стали спрашивать: «А почему до сих пор нет в продаже бытовых камкордеров,
которые бы снимали не хуже, чем репортажные HD-камеры у профи?» Sony
одной из первых откликнулась на пожелание любителей домашнего видео
иметь лучшее на данный момент качество, однако выпуск кардинально
нового поколения камер, как всегда, потребовал солидной подготовки
для согласования будущего стандарта записи и носителя для него. Каждая
из ведущих компаний традиционно отстаивает в этом процессе собственные
коммерческие интересы, и поэтому уже не раз в истории бытовой электроники
возникала путаница с форматами. Однако на этот раз, как нам хочется
верить, менеджерам и инженерам удалось наконец учесть интересы крупнейших
участников рынка, и 30 сентября 2003 года альянсом Canon, Sharp,
Sony и JVC был утвержден формат HDV (High Definition Video). Он по-прежнему
оставляет некоторую свободу выбора режимов съемки: например, частота
кадров может быть как в кино — 24 кадра/с, как в американском NTSC
— 60 кадров/с или в европейском PAL — 50 кадров/с. Разрешение будет
720p (с прогрессивной разверткой) или же 1080i (с чересстрочной).
Одновременно обеспечивается совместимость с предыдущим форматом DV
(NTSC и PAL), чтобы кассеты, отснятые другими видеокамерами, можно
было свободно просматривать на новых моделях. Все эти варианты законны,
но рядовой пользователь не должен ломать голову, как был отснят материал
— процессор автоматически определит его тип и выдаст картинку на
экран. Тем не менее инженеры Sony решили выбрать в качестве основного
формата для съемки 1080i, т.к. на сегодня это самый широко распространенный
вариант в США и в Японии.
БОГАТОЕ НАСЛЕДСТВО
В начале сентября эстафетную палочку от профессиональных камер
Sony приняла «любительница» — бытовая HDR-FX1E. Надо сразу сказать,
что у своих старших подруг, которые сегодня не только снимают
кино, но и ведут репортажи с олимпийских арен, теннисных кортов
и футбольных стадионов, новая камера Sony переняла очень многое.
Во-первых, у нее объектив от Carl Zeiss — Vario-Sonnar T* с внушительных
размеров прямоугольной блендой и резьбой под светофильтры диаметром
72 мм. Он обладает выдающимся разрешением при почти полном отсутствии
хроматических аберраций. Его фирменное просветляющее покрытие
T* устраняет до 70% нежелательных отражений света, подавляет
блики, ореолы и другие паразитные эффекты. Благодаря цейссовской
оптике обеспечивается высокий контраст и превосходная цветопередача
— на уровне профессиональных моделей. 12-кратный зум плюс оптический
стабилизатор изображения позволяют уверенно снимать с рук удаленные
объекты, а для архитектурных шедевров и красот природы пригодится
широкоугольная насадка.
Здесь снимались «Звездные войны». |
|
Бродячий театр тоже попал в кадр. |
Как и полагается камере топ-класса, HDR-FX1E оснащена тремя матрицами
CCD размером 1/3’’ с разрешением по 1,12 мегапикселей (из которых
эффективных — 1,07). Каждая из них воспринимает свой базовый цвет
— RGB (Red/Green/Blue), так что цветопередача у них гораздо лучше,
чем у одноматричных аппаратов. CCD имеют широкий формат 16:9, принятый
в ТВЧ как наиболее полно соответствующий характеристикам зрительного
восприятия.
В целом светочувствительный блок HDR-FX1E выполнен в соответствии
со спецификацией HDV1080i. Его разрешение в 4 раза выше, чем у
обычного DV — такая картинка будет прекрасно смотреться даже на
экранах размером более 1,5 метра.
Специально для новой камеры Sony разработала микросхему кодека
«HD Codec Engine», способного захватывать и обрабатывать в реальном
времени вчетверо больший поток данных, чем ранее. Он преобразует
сигнал с ПЗС в формат MPEG2, достигая при этом высокой степени
сжатия при сохранении отличного качества. Благодаря ему камера
не только пишет сигнал HDV-качества на кассеты miniDV, но и способна
«упаковать» целый час съемок на стандартную 60-минутную ленту.
При необходимости можно зарядить и стандартную кассетку miniDV,
однако специально для нового формата HDV Sony выпустила улучшенный
тип магнитной ленты. Дело в том, что степень компрессии видеосигнала
довольно высока, поэтому не вредно иметь носитель с более низким
уровнем собственных шумов и расширенными возможностями коррекции
ошибок.
Режиссеры за работой.
Для опытного оператора у HDR-FX1E имеется широкий выбор ручных
настроек и режимов, а также заказных «профилей» съемки. На оправе
объектива предусмотрены удобные кольца с рычажками, как у всех
профессиональных моделей, с помощью которых выбирается диафрагма,
фокус, усиление, а в память закладываются переходы между сюжетами
или же профили изображения, такие как Cinematone Gamma или Cineframe.
Вручную также выставляется (или мгновенно вызывается из памяти)
баланс белого, скорость затвора или стабилизация изображения. Есть
даже возможность задать направление вращения кольца, при котором
будет закрываться (или открываться) диафрагма — как кому удобнее
или привычнее. Кнопки Start/Stop и Zoom продублированы на ручке
камеры сверху, чтобы снимать со всеми удобствами, держа ее на уровне
пояса. При этом в распоряжении оператора 8 различных скоростей
зуммирования. На этой же ручке слева расположился 3,5-дюймовый
LCD-дисплей — первый в мире экран широкого формата (16:9). За счет
этого, а также высокого разрешения (250 тыс. пикселей — на 40%
больше, чем у Sony DCR-VX2100E) он прекрасно сочетается с изображением
стандарта 1080i.
Придирчивым взглядом — сравнение двух поколений.
HDR-FX1E оснащается аккумулятором InfoLITHIUM L (NP-F970), которого
хватает на 6 часов 25 минут видео в непрерывном режиме. При этом
система Battery Info сигнализирует оставшееся время съемки или
воспроизведения с точностью до минуты.
Одновременно с HDR-FX1E в декабре 2004 года появится полный набор
аксессуаров. Весит камера без аккумулятора и кассеты около 2 кг,
и поэтому в комплекте непременно будет плечевой упор, существенно
облегчающий жизнь оператора. На случай дождя предусмотрен специальный
непромокаемый чехол LCR-FXA, а для перевозки — мягкий футляр LCSVCB
или же жесткий кофр LCH-FXA. Кроме этого в списке — линза VCL-HG0872
для широкоугольной съемки и набор светофильтров.
ПЕРВАЯ ПРОБА
Журналистам, собравшимся в залах шикарной Villa del'Este на берегу
озера Комо, удалось первыми протестировать видеокамеру нового
поколения. Каждый из нас мог снимать целый час все, что хотел,
а потом подключить камеру к плазменной панели высокого разрешения
и оценить плоды своих трудов. Одни тут же бросились на берег
озера — снимать водную гладь и ее оттенки, другие не спеша бродили
вдоль многочисленных клумб с цветами, третьи оценивали возможности
HDR-FX1E в помещении, а неугомонные немцы заставили одного из
своих коллег бегать по кругу до тех пор, пока тот чуть не свалился
от усталости. Мы поступили проще — навели камеру на небольшую
бамбуковую рощицу и стали водить объективом слева направо, пока
стволы не слились в разноцветную чересполосицу. Кроме этого,
отсняли с минимальным и максимальным зумом горные пейзажи, взлетавший
гидросамолетик, гондольеров, которые в Италии почему-то гребут
в лодке стоя и лицом вперед, а также лица своих коллег, чтобы
потом сравнить их с оригиналом.
Каждому журналисту — по видеокамере на пробу.
HDR-FX1E снимает не только в формате HDV(1080i), но еще и в привычном
DV(576i) — достаточно передвинуть рычажок переключателя. Этим свойством
мы и воспользовались для сравнения качества видео в старом и новом
форматах. Естественно, HDR-FX1E спокойно воспроизводит фрагменты
в обоих разрешениях, записанные на одну и ту же кассету, а вот
камера DCR-PC350 выдала на экран надпись «HDV Recorded Tape. Cannot
Playback», но, разумеется, прочитать не смогла.
Впечатления от HD-изображения на 42-дюймовом плазменном экране
просто потрясающие — детальность картины такова, что даже на расстоянии
около метра дискретность практически не заметна. Видны не только
малейшие детали, но и краски, которые впервые аккуратно заполняют
каждый лепесток или листик, оставляя место для тонких прожилок
и прочих нюансов. Хорошо передаются в кадре и движения, правда,
до тех пор, пока оптический стабилизатор успевает «схватить» фон
и не допустить его дрожания из-за неопытности новичка. Но двухкилограммовый
аппарат имеет солидный момент инерции, и с ней невозможно обращаться
так же бесцеремонно, как с миниатюрной карманной моделью microMV.
Мир высокой четкости Sony.
Записанные для сравнения пейзажи в обычном DV смотреть уже не так
приятно, хочется сразу отойти подальше от экрана, чтобы стали незаметны
огрехи изображения.
В МИРЕ ВЫСОКОЙ ЧЕТКОСТИ
Цифровое телевидение завоевывает все новые и новые территории —
сегодня уже 5 стран в массовом порядке прекращают аналоговое
вещание. Объявлено также, что во Франции этот процесс начнется
в 2005 году, а в Германии — в 2005 — 2006-м. В Британии не будет
лишнего места в эфире, пока не уйдут аналоговые каналы, а это
займет долгие годы, поэтому HDTV придет к англичанам из космоса.
Спутниковая компания Sky TV объявила о начале вещания в высоком
разрешении c 2006 года, кроме того, со спутника Astra уже можно
ловить канал Euro1080. Италия тоже не останется в стороне — очередные
зимние Олимпийские игры в Турине в 2006 году будут сниматься
только с HD-разрешением. По прогнозу Тима Пейджа, главного менеджера
по TV-маркетингу Sony в Европе, HDTV-рынок вырастет с сегодняшних
3,5 млн. аппаратов до 17 млн. в 2008 году. При этом цены на плазменные
и ЖК-телевизоры неуклонно снижаются, и скоро дисплеи высокого
разрешения станут доступными массовому покупателю. На семинаре
Sony в Лаго ди Комо были выставлены новейшие модели плоских экранов,
способные принимать на цифровой вход сигнал высокой четкости
и в полной мере раскрывать его преимущества перед зрителями.
У компании уже готовы источники изображения для них — Blu-ray
Disc рекордеры и плееры. Вполне логично и своевременно выглядит
и нынешний шаг — дать в руки видеолюбителям камеру HDR-FX1E,
достойную нового поколения дисплеев.
МОНТАЖНИКИ-ВЫСОТНИКИ
Посмотреть отснятое видео можно, подключив саму камеру к телевизору
высокого разрешения или компьютеру через интерфейс i.Link. А
вот монтировать его пока нечем, имеются лишь профессиональные
пакеты программ для редактирования соответствующей стоимости
— многие тысячи долларов. Но как только софтверные компании узнали,
что у Sony готовится премьера HDR-FX1E, они наперебой стали заявлять
о собственных дополнениях (plug-in's) к существующим средствам
редактирования для цифровых камер формата miniDV. На семинаре
были представлены продукты пяти фирм: Adobe, Canopus, Ulead,
Pinnacle и Apple — разной степени готовности и с разными возможностями,
но готовые смонтировать «самодельное» кино на достаточно мощном
компьютере. Все они свободно захватывают HD-видео в MPEG2 и преобразуют
во внутренний формат для создания готового фильма с титрами,
переходами и разнообразными эффектами. Возможности по обработке
видео и звука у них мало в чем уступают тем, что обычно имеет
под рукой заправский режиссер. Все это будет готово к выходу
HDR-FX1E на европейский рынок зимой 2004 года (подробности на
сайте www.hdv-info.org). n
Разъемы на все случаи жизни.
|