МЫ ЗНАЕМ, О ЧЕМ МЕЧТАЕТ ВСЯКИЙ ОБЛАДАТЕЛЬ НЕДОРОГОГО ДОМАШНЕГО ТЕАТРА.
СРАВНИВ ЗВУЧАНИЕ СВОЕЙ «КОРОБКИ» С ТЕМ, ЧТО МОЖНО ИСПЫТАТЬ ПРИ ПРОСМОТРЕ
ФИЛЬМА, СИДЯ НА ЛУЧШИХ МЕСТАХ В НАСТОЯЩЕМ DOLBY-КИНОТЕАТРЕ, СТРЕМИТЬСЯ
МОЖНО ЛИШЬ К БОЛЕЕ СОВЕРШЕННОЙ СИСТЕМЕ — НАПРИМЕР, К ПОКУПКЕ НОВОГО
РЕСИВЕРА.
ВЫ ПРОБОВАЛИ СОСЧИТАТЬ ЧИСЛО АКУСТИЧЕСких систем Dolby Digital EX
в московском пятизвездочном ККЗ «Пушкинский»? И не пытайтесь. Колонки
окружают зрителей практически по всему периметру, стоят за экраном
и даже подвешены сверху, причем часть из них установлена скрытно.
Такое количество звуковоспроизводящей техники, с одной стороны, вызвано
необходимостью — озвучить зал на две тысячи мест дело нешуточное.
С другой стороны, так достигается эффект истинного окружающего звучания.
А сколько систем вы извлекли из коробки домашнего театра? Пять, не
считая сабвуфера. Вы расставили их по углам комнаты и получили не
«сурраунд», а лишь его некое четырехугольное подобие с выделенными
в центре голосами.
Решение напрашивается само собой: число каналов в домашней системе
надо увеличить с пяти хотя бы до шести-семи (здесь и далее сабвуфер
за полноценный канал мы считать не будем — его наличие и так подразумевается).
В этом направлении и двинулись производители AV-ресиверов. К стандартным
каналам они добавили дополнительный тыл, который устанавливается
позади слушателя и может быть воспроизведен одной колоночнкой, а
лучше — двумя.
Тем, кому достаточно пятиканального набора, могут возразить. Дескать,
никакой пользы от дополнительных каналов в небольшой комнате нет,
а затеяно все ради того, чтобы заставить покупателя снова раскошелиться
на пару усилителей, проводов и колонок. И знаете, в этом тоже есть
доля правды. Представьте, какой мощностью должна обладать система
питания ресивера, чтобы обеспечить необходимой энергией уже не два
канала, как в стерео, и даже не пять, как в обычном домашнем театре,
а семь или девять (такие ресиверы тоже существуют). Выиграв в одном,
мы можем потерять в другом — в динамике и чистоте воспроизведения.
Однако наш тест показал, что, в принципе, в шести- или семиканальной
конфигурации резон есть. Во всяком случае, не стоит рассматривать
такие расширенные системы как очередной маркетинговый ход со стороны
производителей. И вопрос следует ставить иначе: можно ли сделать
семиканальную систему недорогой? Вот тут ответ однозначный: на данный
момент — нет! Из этих соображений, кстати, и был определен круг испытуемых.
Все ресиверы, прошедшие наш групповой тест, принадлежат к средней
ценовой категории и стоят от 500 до 750 долларов за штуку. Если к
ним подключить, как сделали мы, высококлассную акустику и источник,
то вы получаете даже больше, чем театр — систему, которая отлично
справится с музыкальным стереовоспроизведением.
Ну а теперь формальности. Универсальный проигрыватель — проверенный
нами в прошлых тестах Marantz DV6400 ($200). В качестве дополнительных
тыловых мы взяли Jamo E700 ($750), а в качестве основных был выбран
комплект акустики Miller & Kreisel LCR750MkII ($580 за штуку)
c сабом V850 ($1320). Выбор последних был сделан не случайно. Центральный
канал абсолютно идентичен фронтальным, а вся акустика сертифицирована
на соответствие стандартам THX. Саб имеет «бай-пассный» вход (в обход
встроенного кроссовера) и не требует никаких регулировок. С таким
оборудованием мы получаем гарантию, что условия испытаний будут одинаковы
для всех. Упомянем и интерконнекты: к источнику ресиверы подключались
с помощью оптического Monitor Cable Optical Glass Fiber ($140) и
аналоговых Accuphase Super Refined Cable ($300).
В тесте использовались практически все существующие типы носителей:
музыкальные компакт-диски, DVD-Audio, SA-CD, DVD-Video с многоканальным
сопровождением в Dolby Digital и DTS, а также демонстрационные DVD
со звуковым сопровождением DTS 96/24 и несжатым двухканальным PCM
44,1 кГц/16 бит.
VIP-ЛОЖА
ПРЕЖДЕ ЧЕМ Я НАЗОВУ ПОБЕДИТЕЛЕЙ, ХОЧУ открыть небольшой секрет.
Помните, в самом начале мы говорили о том, как можно перенести
атмосферу большого кинотеатра в небольшое помещение собственного
дома? Дополнительные тыловые каналы, которые оказались в наличии
у всех протестированных нами ресиверов, сами по себе не решают
проблемы. Неважно, какую конфигурацию вы используете — 7.1, 6.1
или даже стандартную 5.1, — все связано с акустикой вашей комнаты
и тем, насколько удачно размещены колонки в ней. Отсюда первый
универсальный совет: если у вас есть возможность выбрать, куда
поставить или повесить акустику, то лучше начать с конфигурации
5.1 и вместо того, чтобы брать семь колонок, взять пять более
высокого качества. В некоторых случаях, когда позади вашего дивана
просто не осталось места, вообще не имеет смысла связываться
с расширенной системой. И только в том случае, если вы поставили
перед собой цель достичь максимума, располагаете просторной комнатой
прослушивания и, разумеется, некоторыми денежными средствами,
тогда имеет смысл подыскивать мощный семиканальный ресивер и
подходящую для него акустику.
Из числа протестированных нами аппаратов мы сразу выделим Pioneer
VSX-AX3. Grand Prix, как говорится, за чистую победу почти по всем
дисциплинам. Его сумел обойти по некоторым пунктам оснащения лишь
ресивер Yamaha RX-V750 — кстати, ближайший его конкурент и по цене.
Последнему мы и даем нашу «Рекомендацию».
Из оставшихся также хочется выделить два ресивера, выпущенных британской
компанией Cambridge Audio и японской TEAC. Оба являются чемпионами
по динамике звучания, очень музыкальны и в то же время недостаточно
гибки в настройке — широкой публике рекомендовать не можем, а только
тем, кто считает себя уже опытным «театралом» и умеет работать
с аппаратурой. Подбирайте к ним акустику, источник, провода — и
результат получится не хуже, чем у призера нашего теста.
Формально откажем в «Рекомендации» также ресиверу Sony и датскому
дебютанту Jamo. Оба весьма привлекательны по цене. У первого среди
достоинств надо отметить богатое оснащение и развитые коммутационные
возможности. Ситуация со вторым диаметрально противоположная —
от него можно добиться богатого звучания, но с коммутационными
возможностями туговато.
Остаются Denon AVR-1804 и Harman/Kardon AVR 230. Им достаются еще
две «Рекомендации». Идейно эти ресиверы противоположны друг другу.
Последний отличается динамичным подвижным звучанием, дает довольно
широкие возможности для коммутации и наращивания системы, его можно
использовать даже в качестве полноценного предварительного усилителя
— для тех, кто не собирается стоять на месте, это наилучший выбор.
Denon же — воплощение консерватизма и стабильности. Продуманный,
солидный, удобный в пользовании аппарат, звучание которого хотя
и не сравнимо по динамике, но не нуждается в каком-либо апгрейде.
Такой поставил, включил, настроил однажды — и домашний диван сам
собой превращается в лучшее место в восьмом ряду для VIP-персон.
n
МАРКА
Cambridge Audio
Denon
Jamo
Harman/ Kardon
Pioneer
Sony
TEAC
Yamaha
МОДЕЛЬ
Azur 540R
AVR-1804
AVR 690
AVR 230
VSX-AX3
STR-DB2000
AG-10D
RX-V750
Усилители
Селектор систем А/B
Нет
Да
Да
Нет
Нет
Да
Нет
Да1
Фронтальные, Вт
2x80 Вт
2 x 90
2 x 80
2 х 45
2 x 100
2 х 120
2 х 125
2 x 100
Центральный, Вт
80 Вт
90 Вт
80 Вт
45
100
120
125
100
Тыловые, Вт
2х80 Вт
2 х 90
2 x 80
2 х 45
2 х 100
2 х 120
2 х 125
2 х 100
Дополнительные тыловые, Вт
80 Вт
90
80
45
2 x 100
120
125
2 x 100
На нагрузку, Ом
8
8
8
8
8
8
6
8
Искажения, %
0,006
0,08
0,09
0,07
0,09
0,6
0,09
0,06
Отношение С/Ш, дБ
н/д
100
н/д
95
92
96
90
100
Декодеры
Dolby Pro Logic II/Pro Logic Iix
Да/Нет
Да/Нет
Да/Нет
Да/Нет
Да/Нет
Да/Нет
Да/Нет
Да/Да
Dolby Digital/Digital EX
Да/Да
Да/Да
Да/Да
Да/Да
Да/Да
Да/Да
Да/Да
Да/Да
DTS/DTS-ES
Да/Да
Да/Да
Да/Да
Да/Да
Да/Да
Да/Да
Да/Да
Да/Да
DTS 96/24/NEO:6
Нет/Да
Нет/Да
Нет/Да
Нет/Да
Да/Да
Да/Да
Нет/Да
Да/Да
Сертификация THX
Нет
Нет
Нет
Нет
THX Select
Нет
Нет
Нет
Звуковой процессор
Рег. АЧХ и динамич. диапазона
Тембр НЧ/ВЧ, компрессия
Тембр НЧ/ВЧ, комп.
Тембр НЧ/ВЧ, компр.
Тембр НЧ/ВЧ, компр.
Пятипол. эквал., тембр НЧ/ВЧ, компр., тонкомп.
Тембр НЧ/ВЧ, компр.
Тембр НЧ/ВЧ, компр.
Эквал., тембр НЧ/ВЧ, компр.
Коррекция отклика АС
Расстояние до АС
Расст. до АС
Расст.до АС
Время задержки
Расст. до АС, синхр. AV
Расст.до АС
Расст.до АС
Расст.до АС, синхр. AV
Фильтрация сабвуфера, Гц
80
80, 100, 120, 150
40, 60, 80, 100, 1502
40, 60, 80, 100, 120, 2003
50, 80, 100, 150, 200
60, 100, 150
80
40, 60, 80, 90, 100, 110, 120, 160, 200
Дополнительные эффекты
6 режимов
7 режимов
Cirrus Logic Extra Surround
Logic7, VMAx и другие
Digital NR, Hi-Sampling другие
Cinema Studio EX, V.Multi и другие
Virtual Dolby и другие
10 режимов
Коммутация
Цифровые входы
2 коакс., 3 опт.
1 коакс., 4 опт.
2 коакс., 3 опт.
3 коакс., 3 опт.
2 коакс., 3 опт.
1 коакс., 3 опт.
2 коакс., 2 опт.
2 коакс., 4 опт.
Цифровые выходы
1 коакс., 1 опт.
1 опт.
1 коакс., 1 опт.
1 коакс., 1 опт.
2 опт.
1 опт.
1 опт.
1 опт.
Многоканльные входы
6.1
5.1
3.1
7.1
7.1
5.1 + 6.1
6.1
7.1
Выходы с предварительной секции
6.1
1 Sub
6.1
7.1
7.1
1 Sub
1 Sub
7.1
Стереовходы
6 линейных
7 линейных, 1 Phono
7 линейных
7 линейных
9 линейных
8 линейных, 1 Phono
6 линейных
8 линейных, 1 Phono
Стереовыходы
1 линейный
3 линейных
2 линейных
3 линейных
2 линейных
4 линейных
2 линейных
3 линейных
Видеовходы
4 композитных, 3 S-Video, 2 Y/Pr/Pb
5 композ., 5 S-Video, 2 Y/Pr/Pb
3 композ., 3 S-Video
5 композ., 5 S-Video, 2 Y/Pr/Pb
5 композ., 5 S-Video, 2 Y/Pr/Pb
5 композ., 4 S-Video
3 композ., 3 S-Video, 2 Y/Pr/Pb
5 композ., 2 5 S-Video, Y/Pr/Pb
Видеовыходы
1 композитных, 1 S-Video, 1 Y/Pr/Pb
3 композ., 3 S-Video, 1 Y/Pr/Pb
2 композ., 2 S-Video
3 композ., 3 S-Video, 1 Y/Pr/Pb
2 композ., 2 S-Video
1 композ., 1 S-Video, 1 Y/Pr/Pb
2 композ., 2 S-Video, 1 Y/Pr/Pb
3 композ., 13 S-Video, Y/Pr/Pb
Тюнер
Диапазоны
FM/MW
FM/MW
FM/MW
FM/MW
FM/MW
FM/MW
FM/MW
FM/MW
Память, ячеек
30 ячеек
40
30
30
30
30
30
40
Функции RDS
PS, PTY, RDS-Text
PS, PTY, RDS-Text, EON
PS, PTY, RDS-Text, EON
PS, PTY, RDS-Text, EON
PS, PTY, RDS-Text, EON
PS, PTY, RDS-Text
PS, PTY, RDS-Text, EON
PS, PTY, RDS-Text, EON
Дополнительные сведения
Автоматическая настройка
Нет
Нет
Нет
Нет
Да
Нет
Нет
Да (опция)
Экранное меню
Нет
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Конвертация видео в Y/Pr/Pb
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Да
ДУ компонентами других фирм
Только компоненты Cambridge Audio
Да
Только компонеты Jamo
Пульт с автонастр.
Да
Да
Да
Обучаемый пульт
Часы4/таймер сна
CT-RDS/Нет
CT-RDS/Да
CT-RDS/Да
CT-RDS/Да
Нет/Нет
CT-RDS/Да
CT-RDS/Да
CT-RDS/Да
Потребляемая мощность, Вт
615 (max)
260
440
890 (max)
600
170
250
440
Габаритные размеры, мм
430 х 100 х 310
434 х 171 х 417
432 ч 157 х 415
440 х 165 х 382
420 х 188 х 464
430 х 161 х 400
435 х 143 х 372
435 х 171 х 420
Масса, кг
9,5
11,9
13,5
12,4
19,8
10
10,4
12,5
Цена, $
650
670
510
680
750
550
670
740
1 Предусмотрены также клеммы для подключения
дополнительных фронтальных систем. 2 Задаются также частоты
ограничения НЧ на центральный и тыловые каналы.
3 Можно задать частоты ограничения как для
сабвуфера, так и для основных систем. 4 Если часы не предусмотрены,
то указывается наличие функции CT-RDS.