ПРИ ВСТРЕЧЕ С РАЗРАБОТЧИКАМИ АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ Я ВСЕГДА ЗАДАЮ ВОПРОС:
НЕУЖЕЛИ В ИХ ОБЛАСТИ ЕЩЕ МОЖНО ПРИДУМАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ? ВСЕ ФОРМУЛЫ
ДАВНО ИЗВЕСТНЫ, КОНСТРУКЦИЯ ИЗЛУЧАТЕЛЕЙ НЕ МЕНЯЕТСЯ КАК МИНИМУМ ЛЕТ
100. НУ ЕСЛИ ТОЛЬКО НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ, НО И ОНИ НЕ ДАДУТ РАДИКАЛЬНОГО
УЛУЧШЕНИЯ...
ВЕСОМЫМ АРГУМЕНТОМ МОИХ ОППОНЕТОВ МОГЛА БЫ СТАТЬ НОВАЯ
АКУСТИКА CABASSE BAHIA.
Благоразумие велит мне молчать о славе Баии, дабы избежать ревности
и досады: слава эта в моряцких легендах, передаваемых из уст в уста,
в песнях трубадуров, в письмах и судовых журналах путешественников.
Жоржи Амаду, «Исчезновение святой»
Я УЖЕ РАССКАЗЫВАЛ (СМ. WWW.SALONAV.COM/arch/2004.02/htm/042-047.htm),
что фабрика Cabasse находится во французском местечке Плузанэ
на самом берегу океанского залива, а сам Кристоф Кабасс — заядлый
яхтсмен и рыбак. Поэтому названия почти всех колонок так или
иначе имеют отношение к морской географии, и Bahia не исключение.
Баия (полное название Сальвадор-де-Баия-де-Тодос-ос-Сантос) —
портовый город в Бразилии, буйством и пышностью карнавалов не
уступающий Рио. В нем, словно в котле, веками переплавлялись
языки, религии, мистический опыт и культурные традиции разных
рас, а музыка не смолкает даже ночью. И, как выяснилось позднее,
название подходит к этой акустике как нельзя лучше.
Новая серия Altura, к которой и принадлежит Bahia, со временем
должна заполнить ценовую нишу между линейками Artis и MT420R, а
пока в ней всего две модели — та, о которой у нас пойдет речь,
и полочные Riva.
Проектировались эти высокие башни под руководством Ивона Керне
(Yvon Kerneis), а пробные прослушивания проводил сам Кристоф. Он
говорит, что в последнее время все большее число меломанов готово
потратить лишние деньги на красивую, безукоризненно изготовленную
и к тому же «всеядную» акустику. Кроме того, статистика показывает,
что мнение прекрасной половины человечества при покупке Hi-Fi имеет
все большее значение. Поэтому колонки допускают два варианта установки:
аудиофильский, когда расстояние до задней стены составляет примерно
1/3 длины комнаты, и эстетичный, с учетом WAF (Woman Acceptance
Factor), т.е. всего в 10 см от стены. В последнем случае не искажается
ни АЧХ, ни пространственные характеристики — об этом конструкторы
позаботились особо.
Именно поэтому «Баии» имеют необычную для современной акустики
обтекаемую форму с минимумом прямых углов. Задняя стенка выпуклая,
боковые грани закруглены, и лишь спереди оставлена единственная
плоскость, необходимая для установки динамиков. Такая геометрия
препятствует возникновению стоячих волн и минимизирует интерференцию,
возникающую вследствие отражений во внутреннем объеме. Шпон наклеен
аккуратно, без швов и заусениц. В основании АС — платформа, в которую
вворачиваются штатные латунные шипы.
Акустика трехполосная, хотя динамика в ней четыре — два басовика
включены в параллель. Это 17М18LB2, т.е. улучшенная версия известной
головки 17М18LB, в которую, помимо всего прочего, добавлен еще
один магнит. В конструкции учтен опыт, полученный при работе над
сабвуфером Saturn 55. Диафрагма изготовлена из двухслойного материала
Duocell, который придумали инженеры Cabasse. Сочетание пленок с
различными механическими параметрами дает свойства, необходимые
для борьбы с искажениями — исключительную жесткость при малой массе.
Кстати, раньше такие динамики можно было узнать по белому цвету
диафрагмы, теперь же, по-видимому, из эстетических соображений,
в материал был добавлен черный краситель. 13-дюймовый СЧ-драйвер
13М15М2 — совсем свежая разработка, в которой впервые применен
подвес, состоящий из двух колец с различными демпфирующими свойствами.
Материал для них подбирался экспериментально, в ходе многочисленных
прослушиваний. Твитер DOM50 тоже создавался для серии Altis. Он
позиционируется как излучатель класса High End, у него двухдюймовый
купол из полимера Kaladex, мощный неодимовый магнит и внешний алюминиевый
фланец, образующий горловину рупора. Фирма заявляет диапазон рабочих
частот 2500 — 25000 Гц с минимальной нелинейностью АЧХ и широкую
диаграмму направленности в горизонтальной плоскости.
Над кроссоверами трудился Пьер-Ив Дикелу (Pierre-Yves Diquelou),
один из лучших специалистов в этой области. После нескольких серий
слепых тестов он упростил схему, оставив в ней лишь необходимый
минимум элементов.
Проигрыватель DP-67 не самый дорогой в линейке Accuphase. Он не
читает SA-CD, зато CD-тракт у него вылизан до совершенства. Механизм
традиционно расположен в центре, справа от него находятся платы
контроля привода и индикации, а слева — цифровые и аналоговые каскады
аудиотракта. Трансформаторов, соответственно, тоже два, чем достигается
дополнительная развязка управления и звука. Кроме того, дабы импульсная
помеха не передавалась по земляной шине, коммутация мощных потребителей
— двигателей, электромагнитов и т.п. — осуществляется балансными
драйверами.
Надпись «MDS» на лицевой панели напоминает, что превращение цифры
в аналог происходит по принципу Multiple Delta Sigma, когда входы
нескольких ЦАПов (в данном случае — четырех AD 1955) параллелятся,
а их выходы суммируются. Таким образом, за счет снижения погрешностей
преобразования достигается высокая линейность на малых уровнях.
В DP-67 эта фирменная схемотехника усовершенствована, поэтому называется
MDS++. В плюсовом варианте суммируются не выходные токи ЦАПов,
а амплитуды сигналов после четырех конверторов ток-напряжение.
Это усложнило схему, но, как заявляет фирма, дало дополнительный
выигрыш по шумам и искажениям.
Наличие цифровых входов делает проигрыватель поистине универсальным
аппаратом, способным декодировать сигналы от внешних источников
со стандартными значениями частот дискретизации от 32 до 96 кГц.
Кроме того, предусмотрен разрыв цифрового тракта (гнезда ext DSP),
в который можно включить либо внешний процессор, либо цифровой
эквалайзер, Accuphase DG-38, например. В этом случае удается избежать
лишнего конвертирования цифры в аналог и обратно, что положительно
сказывается на звучании. Усилитель подключается к проигрывателю
либо через гнездо RCA, либо симметричный XLR. Предусмотрена цифровая
регулировка уровня сигнала на линейном выходе от 0 до -40 дБ с
шагом 1 дБ.
Собран проигрыватель на массивной раме, поэтому весит 16,5 кг.
Он оснащен специальными опорами из высокоуглеродистой стали, которые
являются эффективными вибродемпферами.
Усилитель Е-408 по праву может называться полным, поскольку имеет
на борту не только предварительную секцию с селектором входов RCA
и XLR, но и темброблок, и тонкомпенсацию, и коммутаторы записи.
Мелкие переключатели, кнопки и ручки спрятаны под откидывающейся
крышкой на передней панели. В паспорте указано, что тембр регулируется
на частотах 300 Гц и 3 кГц, но если бы так было в действительности,
ни о каких bass и treble говорить бы не приходилось. Скорее всего,
обозначены точки, с которых начинается подъем/спад АЧХ, по крайней
мере субъективные впечатления это подтверждают.
Огромные, в пол-лица, стрелочные индикаторы с подсветкой и масса
аппарата более 23 кг вызывают ностальгию по старым добрым временам,
когда на конструктиве не экономили.
Переключение входов осуществляется миниатюрными реле, т.е. никаких
электронных ключей, съедающих микродинамику, здесь нет. За макродинамику
отвечает тороидальный трансформатор мощностью 600 ВА и два конденсатора
по 33000 мкФ в выпрямителе. Чтобы сделать Е-408 малочувствительным
к изменениям нагрузки, в каждом плече выходного каскада запараллелены
по три 130-ваттных транзистора 2SC3263/2SA1294. Как и во всех усилителях
Accuphase, здесь применена ООС по току, поэтому ни амплитудная,
ни фазовая характеристика не зависит от амплитуды на выходе. Отдаваемая
в нагрузку мощность 180 и 260 Вт на 8 и 4 Ом соответственно.
На задней панели, помимо обычных и балансных разъемов, я обнаружил
четыре пары колоночных клемм и два слота для установки дополнительных
плат. Это может быть фонокорректор (AD-9), еще один линейный вход
(Line 9) или ЦАП (DAC-10) для непосредственного подключения цифровых
источников.
Прослушивание проводилось в обычной жилой комнате площадью около
18 кв. м без какой-либо акустической обработки. Поскольку компоненты
Accuphase мы тестировали неоднократно и их звуковой почерк хорошо
знаком, постараюсь отмечать особенности, присущие акустическим
системам. На сей раз станем оценивать не звук, т.е. барабаны и
фрагменты тестовых дисков, а отношение тракта к музыке. Причем
самых разных жанров и записанной на обычные, хотя и фирменные,
CD. Цифровой регулятор уровня в проигрывателе выставим на максимум,
а громкость будем менять в усилителе — так надежней.
Второй трек на [1], «Summertime», в исполнении потрясающего дуэта.
При идеальном воспроизведении (были в моей практике и такие случаи)
сцена строится так: Элла стоит слева, чуть позади колонок, ее визави
— чуть правее центра, на той же линии. Даже без предварительной
настройки у нас получилось примерно то же, только Армстронг вышел
вперед, заслоняя собой всех остальных. Поворачиваем колонки немного
к центру и слегка раздвигаем в стороны. Теперь солисты «стоят»
правильно, зато оркестр сгруппировался на флангах, освободив середину
сцены. Погрешность небольшая, с ней вполне можно мириться. При
этом локализация кажущихся источников точная, устойчивая в пространстве.
Bahia имеют достаточно высокое разрешение, чтобы показать все тембральные
составляющие певческих голосов, особенно Армстронга. Удивительно,
насколько у него богатый спектр и мощная энергетическая подача,
словно у чересчур низко настроенного контрфагота. Элла, как и подобает
приличной даме, противопоставляет мужской чувственности легкий
холодок, хотя ее голос тоже изобилует оттенками. Диалог по-настоящему
захватывает.
Хористы, исполняющие реквием [2], четко разделены тембрально и
пространственно, чувствуется воздух, большой объем. На «Stabat
Mater und Psalmen» бас настолько низкий, насколько позволяют акустические
условия комнаты. Колонки не гудят, по крайней мере на разумной
громкости, когда соседи еще не начинают стучать по трубе.
На диске Андреаса Волленвайдера [3], особенно в первой композиции,
звуковая сцена выстроена с большой фантазией. Пение птиц вокруг
слушателя, женский вокал и арфа, словно всплывающая из глубин подсознания.
По современным меркам эффект незамысловатый, но все же впечатляет,
ведь в нашей системе всего две колонки. Правда, сама арфа, инструмент
невероятно фактурный, передается несколько упрощенно и своим звучанием
местами напоминает гусли. Нужно отдать должное, что при этом звучит
все очень музыкально, несмотря на детскую наивность некоторых звукорежиссерских
приемов. Кстати, показательно, что тракт способен выделить составляющие
материала — музыкальный замысел, исполнение и работу технического
персонала. Это уж как кому нравится, анализировать каждую из них
в отдельности или воспринимать звуковую картину целиком.
Брит-поп, невероятно модный 8 лет назад [4], старательно подражал
звучанию началу 70-х, т.е. делался акцент на нижней середине и
добавлялся «песочек» на высоких. Еще раз убеждаюсь, что Бек Хансен,
ко всему прочему, неплохой бас-гитарист, он словно подстегивает
других музыкантов, заряжает их (и меня тоже, кстати) мощными импульсами
энергии. Должен заметить, что такой драйв до сих пор не был присущ
колонкам Cabasse, раньше они были куда сдержаннее. Единственный
минус — верхняя середина как-то жестковата, будто акустика еще
не распелась.
Ощущение, что Cabasse словно подменили, не оставляет. Чтобы рассеять
сомнения, понадобится что-то более радикальное, например Queen
[5], третий трек, «Headlong». Снова обращаю внимание на искусственно
выстроенную сцену, но не это главное. Ощутимый всем телом, почти
концертный драйв, удар с оттягом, быстрый и хлесткий, хотя колонки,
как выяснилось, до прослушивания не прогревались.
В прошлом году в команду разработчиков Cabasse перешел один из
ведущих конструкторов из JBL. Похоже, он участвовал в прослушиваниях
и внес свою лепту, ведь по звучанию Bahia ближе к американской
школе, нежели к французской.
Еще одно подтверждение тому — концертник «Браво» [6]. Он хоть и
записан с огрехами, но великолепно передает живой электрический
саунд. Пульсирующий бас, не очень низкий, но с четкими градациями
тембра, воспроизводится поршнеобразными движениями диффузоров,
при этом воздушная волна воспринимается уже всем телом. Никакой
скованности, компрессии или зажатости, при этом, правда, немного
теряется контроль в самой нижней области — появляется легкий гул,
которого на записи нет. Зато словно ощущается дыхание многотысячного
зала, чего уж я никак не ожидал.
Последний экзамен — отрывок из драмы в исполнении Тома Уэйтса [7].
Его артистизм проявляется буквально во всем — в тембре, в умении
тянуть и гласные, и согласные, держать паузу, хрипеть на последнем
издыхании... Настроение передается на редкость точно, нет ни малейших
эмоциональных огрехов*. Вот такой сплав бесшабашности и аристократизма.
n
* Иногда даже прекрасно звучащая (на других жанрах) акустика
превращает Уэйтса в напыщенного кривляку. Очевидно, съедаются
какие-то жизненно важные форманты. Удивительно, что «Blue Valentine»
адекватно воспроизводится даже некоторыми бумбоксами (в основном
80-х годов), но на современном хай-фае Уэйтс почему-то умирает.
Музыка, которую мы слушали
1. Ella Fitzgerald & Louis Armstrong, «Porgy & Bess». Verve,
1958
2. Krzystof Penderecki, «Per Coro». Wergo, 1995
3. Andreas Vollenweider, «Eolian minstrel». Colomba c/o AVAF Inc.,
1993.
4. Beck! «Odelay». Geffen, 1996.
5. Queen, «Innuendo». Hollywood rec., 1991.
6. Tom Waits, «Blue Valentine». Elektra, 1978.
7. «Браво», «Live In Moscow». General records, 1993.