#10/2004 • ТЕСТ

Руслан ТАРАСОВ

МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ДУХОВ

МЫ ЧАСТО ВОСТОРГАЕМСЯ ТЕМ, НАСКОЛЬКО МУЗЫКАЛЬНО И ИЗЫСКАННО СПОСОБНА ЗВУЧАТЬ КОМПАКТНАЯ ПОЛОЧНАЯ АКУСТИКА. НО МНОГИХ УДЕРЖИВАЕТ ОТ ЕЕ ПОКУПКИ ОДНО ОБИДНОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО: А ГДЕ ЖЕ БАС? А ВОТ ГДЕ!

Bowers & Wilkins 705 $1400 | Bowers & Wilkins ASW700 $1600 | Jamo D 830 $1750 | Jamo D 8Sub $1200 | Legacy STUDIO $1735 | Legacy THUMPER $1100 | Miller & Kreisel LСR850 $1110 | Miller & Kreisel V850 $1320 | PMC DB1 $1205 | MJ Acoustic REFERENCE 150 $1540 | Polk Audio LSi9 $1190 | Polk Audio PSW404 $600 | Ruark ETUDE $1435 | Ruark LOG RHYTHM 150 $1964 | Spendor SP3/1P $1440 | Spendor SUB-3 $895

ПРИЧУДЛИВО СКЛАДЫВАЕТСЯ КОНЪЮНКТУРА на рынке аппаратуры для музыкальных и видеоразвлечений. Пока домашний театр не вошел в моду, о сабвуферах не знали даже искушенные меломаны. Вернее, кто-то, может быть, и слышал что-то про эти штуковины, расширяющие диапазон в области низких частот вплоть до порога слышимости, но пристальным вниманием публика их как-то не жаловала. В ходу был куда более простой и эффективный принцип: хочешь добиться большого баса — выбирай большие колонки.

А ведь акустика, предназначенная исключительно для воспроизведения низких частот, появилась очень давно — как только на эстрадной сцене стали петь в микрофоны, а рок-группы начали играть «в электричестве». Правда, в том виде, к которому мы привыкли, активные сабвуферы стали выступать сравнительно недавно и по инициативе звукозаписывающих студий. Ну а когда их начали внедрять в кинотеатрах, то процесс тут же пошел дальше: Home Theatre, Car Audio, High End Audio, PC Multimedia... С наступлением многоканальной эпохи тяжелые ухающие коробки вдруг образовали большой и стремительно растущий сегмент рынка. Появились даже новые брэнды, которые ничем, кроме производства сабов, и не занимаются.

Впрочем, я не собирался углубляться в историю. Редакция завалена письмами, в которых спрашивается одно и то же: «Какой активный сабвуфер мне купить?» И даже тема кабелей, безраздельно занимавшая умы наших респондентов последние несколько лет, отошла на второй план, уступив первенство басу. Впору придумывать новую рубрику.

С сабвуфером для театральных систем все более-менее ясно. Там его назначение прописано черным по белому: «Канал низкочастотных эффектов». Читай — филигранной точности не требуется. А как выбрать аналогичное устройство для музыкальной системы? Система из двух стереоколонок и сабвуфера, которую стали называть «трифоник» (от англ. triphonic), лишь в теории выглядит просто. На практике же мы порой сталкиваемся с загадочными взаимосвязями и малоизученными явлениями.

Тот, кто уже экспериментировал с трифоником, подтвердит, что сабвуфер привносит не только дополнительное количество баса. Меняется буквально все: и звуковая сцена, и артикуляция, и телесность образов. Даже то, как мы воспринимаем высокие частоты, зависит от этой штуковины. Например, атмосфера концертного зала на обычных мониторах может передаваться формально, а с сабом она способна буквально материализоваться и едва уловимыми колебаниями воздуха передать нам массу дополнительной информации. Главная проблема в том, что велика вероятность получить и прямо противоположный эффект. В общем, трифоник — вещь серьезная, и подходить к ней с кондачка не стоит.

Для теста мы подобрали восемь пар высококлассных мониторов и столько же сабов, таким образом, чтобы стоимость комплекта составила $2 — 3 тыс. Звучание оценивалось сначала в традиционной стереосистеме, а затем в нее добавлялся соответствующий басовый компонент. При этом, добиваясь всеми доступными способами наилучшего согласования, отмечали возникающие перемены в звучании. Для теста мы задействовали интегральный усилитель Bryston B-60R ($2480), CD-проигрыватель Talk Electronics Thunder 3.1B ($2250), колоночные кабели Legacy TL Speaker Cable ($490) и межблочные Accuphase Super Refined Cable ($300). Из музыкального и тестового материала упомянем лишь те диски (и даже треки), составившие обязательную программу для проверки каждой системы на линейность и качество баса, точность настройки кроссовера и фазовое согласование: №№1, 2, 7, 8 с CD «NAIM Sample» (приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук», 2003); №№10, 11, 12, 17 с диска Technics/Panasonic Silence Technology; №№1 и 3 с пластинки Dead Can Dance «Into The Labyrinth» (Momentum/Virgin Music, 1993); №№6, 7 и 8 с «Led Zeppelin II» (Atlantis, 1969); №№3, 8 и 9 из оригинального саундтрека «Целевая Аудитория» (издан ограниченным тиражом при поддержке SAAB, 2004).


ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОТличников, сделаем оговорку: лучшие компоненты в тесте и лучшие трифонические системы — это не одно и то же.

В тесте лишь три системы показали почти идеальную согласованность: комплект Legacy Studio/Thumper, Ruark Etude/Log-Rhythm 150 и PMC DB1/ MJ Acoustic Reference 150. Поэтому нам представляется правильным поощрить компоненты по отдельности — каждый в своей категории.

Из мониторов с одинаковым успехом подойдут и для трифоника, и для стереосистемы B&W 705, Spendor SP3/1P и Jamo D 830. Первые две модели сопоставимы по цене, но отличаются по конструкции: B&W — это плод современных технологий и компьютерного моделирования, а SP3/1P — вещь, вобравшая в себя опыт конструкторов и их любовь к музыке. Явного перевеса на чьей-либо стороне нет. Для эталонной системы мы бы, например, не задумываясь выбрали 705-е, для себя — классику Spendor. Вот за то, что SP3/1 уже много лет дарит меломанам удовольствие, присуждаем ей Grand Prix. Надеемся, что когда-нибудь классикой станет и модель 705, которой мы отдаем нашу «Рекомендацию». За Jamo D 830 придется заплатить несколько больше, но качество исполнения этой системы того заслуживает. Вот еще одна «Рекомендация».

Определенность есть и с сабвуферами. Тройка лучших: B&W ASW700, MJ Acoustic Reference 150 и Ruark Log-Rhythm 150. Велик соблазн дать главную награду самому недорогому изделию, но если сопоставить все потребительские свойства, учитывая не только музыкальность, но также настроечные и коммутационные возможности, то наилучшим является, безусловно, Log Rhythm 150. У MJ Acoustic Reference 150, например, есть некоторые проблемы с низким басом, а у B&W ASW700 ограничены возможности для интеграции в обычную стереосистему (нет высокоуровневых входов). Последним — по «Рекомендации», а сабвуферу компании Ruark — заслуженный Grand Prix.

Теперь вкратце о других участниках теста. Компактные Ruark Etude и PMC DB1 отличаются пониженной чувствительностью и не со всяким усилителем покажут хороший результат. Американские Legacy Studio, Miller & Kreisel LСR850 и Polk Audio LSi9 — тоже мониторы специфические. Первые хотя и басовиты сами по себе, но свой потенциал раскрывают намного лучше только в трифоническом включении. Вторые больше подходят для театральной системы с мощным сабвуфером — если их использовать как самостоятельные мониторы, бас получится довольно условным. Третьи вообще имеют специфический тональный баланс и явно спроектированы для больших жилых помещений. Как видите, во всех случаях имеются какие-то ограничения, которые формально и не позволяют нам рекомендовать эту технику всем. Нам тем более жаль, что ни об одной из перечисленных моделей не скажешь, что она имеет серьезные проблемы со звучанием или не соответствует своей цене.

На наше решение оставить без наград три близкие по цене модели сабвуферов также повлияли ограничения. Jamo D 8Sub проявил себя как чисто театральный саб, которому простительны некоторые неточности воспроизведения — лишь бы эффект был впечатляющим. С Legacy Thumper ситуация обратная: для театра не очень подходит, а вот для работы с мониторчиками Studio в трифонике просто идеален. Miller & Kreisel V850 так и остался загадкой. У него есть все данные для отличной музыкальной системы, но с мониторами той же марки общий язык почему-то не нашел. Из претендентов на награды, увы, нам сразу пришлось исключить сабы Polk Audio PSW404 и Spendor SUB-3. Они просто оказались несколько ниже остальных в тесте по цене и по классу. Надеемся, когда-нибудь пробьет и их час, когда в равной борьбе они будут соревноваться со своими одноклассниками. n

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ

Как обычно, измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin в незаглушенном помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели АС при амплитуде сигнала 2,83 В. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (ближнее поле), после чего обе кривые объединялись. Характеристика порта приведена отдельно (черная кривая), поскольку его влияние на общую картину очень зависит от положения АС относительно стен и предметов мебели. АЧХ сабвуферов снималась в крайних положениях регулятора частоты среза.

B&W 705 + ASW700

Рис. 1. Зависимость модуля полного сопротивления и фазы от частоты B&W 705 (№0007617).

8-омные колонки с двумя минимумами на кривой импеданса — 6 Ом на 200 Гц и 5 Ом на 20 кГц. При выборе усилителя нужно учитывать, что наибольший ток от него потребуется в ВЧ-диапазоне. Фазоинвертор настроен на 43 Гц, что довольно низко для полочной АС, а кроссовер — на 3 кГц (заявленное значение 3,7 кГц). ФЧХ меняется в пределах ±38 град., что можно считать хорошим результатом.

Рис. 2. Амплитудно-частотная характеристика B&W 705 (№0007617).

Отклонения кривой в рабочем диапазоне частот не превышает ±2,5 дБ, правда, подъем на участке 3 — 5 кГц может привести к легкой окраске верхней середины. Вынесенный твитер обладает хорошей дисперсией — разбег кривых, снятых на акустической оси (синяя) и при отклонении от нее на 30 град. (зеленая), составляет всего 5 дБ.

Чувствительность АС около 91 дБ (поскольку они 8-омные, прибавляем 3 дБ к измеренному значению), поэтому мощность усилителя может быть от 20 Вт. На АЧХ фазоинвертора (черная кривая) присутствуют выбросы на частотах 900 и 1700 Гц, которые могут восприниматься на слух как посторонние призвуки.

Рис. 3. Амплитудно-частотная характеристика сабвуфера B&W ASW700 (№0002648).

В сабвуфере предусмотрен переключатель EQ A/B, меняющий его характеристики. Два семейства кривых показывают АЧХ в узкой и широкой полосе пропускания в положении A (красная кривая) и B (фиолетовая). Как видно, дополнительная коррекция заметно расширяет диапазон частот в инфранизкую область, причем отдача головки при минимальной частоте среза заметно увеличивается. Очевидно, режимы оптимизированы для домашнего кино и музыкальных программ соответственно. Но в обоих случаях глубина баса необычна для закрытого корпуса. Перекрытие между сателлитами и сабом происходит на 100 Гц, т.е. с приличным запасом.

Максимальное звуковое давление — 120,4 дБ, на более высоких уровнях мягко включается лимитер.

JAMO D 830 + D 8Sub

Рис. 4. Зависимость модуля полного сопротивления и фазы от частоты Jamo D 830 (№B131030219).

Наглядный пример грамотно рассчитанной 2-полосной системы — резких скачков импеданса нет, соответственно, и фаза во всем диапазоне частот меняется незначительно, в пределах ±35 град. Минимальное сопротивление АС 5 Ом при номинале 8 Ом, так что проблем с выбором усилителя не возникнет. Фазоинвертор настроен на 47 Гц, а кроссовер — на 2300 Гц.

Рис. 5. Амплитудно-частотная характеристика Jamo D 830 (№ B131030219).

Довольно ровная характеристика, без серьезных пиков и провалов. На акустической оси (синяя кривая) неравномерность АЧХ во всем диапазоне частот не превышает ±3,5 дБ по звуковому давлению, что говорит о грамотном согласовании головок. Правда, при этом пришлось пожертвовать дисперсией: при отклонении на 30 град. (фиолетовая кривая) спад АЧХ начинается уже на 1200 Гц, а на 20 кГц достигает 13 дБ. Это значит, что оптимальная зона прослушивания будет довольно узкой.

Чувствительность системы порядка 89 дБ, что немного меньше заявленного значения. Фазоинвертор рассчитан очень грамотно, он практически не дает призвуков (черная кривая).

Рис. 6. Амплитудно-частотная характеристика сабвуфера Jamo D 8Sub (№A9837030344).

Красные кривые показывают АЧХ в крайних положениях регулятора частоты среза, а черная — отдачу фазоинверторного порта, настроенного на 32 Гц. При широкой полосе НЧ-головка начинает эффективно (по -3 дБ) работать от 120 Гц, при узкой — с 70 Гц. В обоих случаях обеспечивается надежное перекрытие с сателлитами. Но есть заметный спад на частотах 36 и 38 Гц — следствие противофазного излучения порта и головки. Чтобы избежать этой неприятности, достаточно было настроить фазоинвертор чуть выше.

Максимальное звуковое давление — 125,7 дБ (при 5% искажений), одно из самых высоких в тесте. Никаких лимитеров в схеме не предусмотрено.

LEGACY STUDIO + THUMPER

Рис. 7. Зависимость модуля полного сопротивления и фазы от частоты Legacy Studio (№A9837030344).

В АС имеются два переключателя, меняющих отдачу на НЧ и ВЧ, но поскольку последний на импеданс и фазу почти не влияет, приводятся два семейства характеристик. Когда шунт отключен (зеленая кривая), мы имеем обычную фазоинверторную систему с частотой настройки 50 Гц. Номинальное сопротивление при этом 6 Ом, оно же и минимальное. При работе с сабвуфером отдачу на НЧ можно немного уменьшить (фиолетовая кривая), но при этом импеданс на частоте 60 Гц упадет до 3 Ом, что может потребовать от усилителя довольно большого тока.

Соответственно меняется и фазовая характеристика (верхние кривые) — в режиме High Pass фаза меняется в пределах +60/-72 град.

Рис. 8. Амплитудно-частотная характеристика Legacy Studio (№ A023525TRWC2).

В левой части графика видно, как меняется отдача фазоинвертора в разных положениях переключателя High Pass — черная кривая OFF, фиолетовая ON. Реакция мидбасовой головки не столь заметна, всего 2,5 дБ (синяя и фиолетовая кривые соответственно). Влияние переключателя Cut Ttreble на АЧХ совсем незначительно, менее 2 дБ (синие кривые справа вверху). А вот отклонения от оси наверняка будут ощущаться на слух — при 30 град. (коричневая кривая) спад на 20 кГц достигает 8 дБ. Особенно неприятен узкий провал на частоте 4,5 кГц, который может сделать звучание АС менее выразительным.

Чувствительность колонок около 89 дБ, призвуки фазоинвертора незначительны.

Рис. 9. Амплитудно-частотная характеристика сабвуфера Legacy Thumper (№B0004213).

Сабвуфер имеет очень острую АЧХ, т.е. работает в более узком диапазоне, чем остальные испытуемые. При настройке фазоинвертора на 35 Гц основной спектр саба сосредоточен в полосе 30 — 100 Гц (по -3 дБ), и что самое интересное, при уменьшении частоты среза кроссовера отдача на самых нижних частотах уменьшается (коричневый горб внутри). По всей видимости, решающее влияние на звучание «Тампера» будет оказывать его расположение относительно стен. Отдача сравнительно невелика, 113,7 дБ (КНИ 5%) при отсутствии защиты и лимитера.

M&K LСR850 + V850

Рис. 10. Зависимость модуля полного сопротивления и фазы от частоты M&K LСR850 (№1000083445).

Единственные АС закрытого типа в нашем тесте, причем с очень ровным импедансом. Частота собственного резонанса около 95 Гц, поэтому, в отличие от других сателлитов в нашем тесте, без сабвуфера работать не смогут. Номинальное сопротивление 4 Ом, оно же и минимальное, так что подойдет любой усилитель, рассчитанный на такую нагрузку. Частоту настройки фильтра по графику определить сложно из-за фазовыравнивающих цепей, сглаживающих резонансный пик.

Фазовая характеристика укладывается в допуск +24/-60 град., что говорит о хороших пространственных характеристиках.

Рис. 11. Амплитудно-частотная характеристика M&K LSR850 (№1000083445).

Ровная характеристика со спадом на -3 дБ точно на 100-герцовой отметке. Поскольку твитер расположен под углом к передней панели, в ВЧ-диапазоне сделано три измерения: синяя кривая на оси АС, зеленая — на оси твитера и коричневая — при отклонении от оси АС на 30 град. в сторону разворота твитера. Как видно, легким разворотом колонок можно компенсировать подъем на 13 — 14 кГц, если звучание покажется слишком ярким.

Чувствительность LSR850 невысока, около 87 дБ, так что усилитель к ним лучше подобрать помощнее.

Рис. 12. Амплитудно-частотная характеристика сабвуфера M&K V850 (№1000108528).

У этого сабвуфера, пожалуй, самый широкий рабочий диапазон из всех, особенно если отключить фильтр тумблером Bypass (фиолетовая кривая). Как видно на графике, на самом деле без кроссовера не обходится, просто его порядок уменьшается до 2-го. В этом случае головка начинает работать от 130 Гц (-3 дБ), чем обеспечивается перекрытие с любыми сателлитами. Обратите внимание, что при изменении частоты среза кроссовера меняется и наклон характеристики от 4-го до 5-го порядка. И самое ценное — в узкой полосе отдача драйвера падает всего на 3 дБ, что значительно облегчает настройку. Максимальное звуковое давление — 121,7 дБ при 3,7%, выходной уровень ограничен искусственно.

PMC DB1 + MJ Acoustic Ref.150

Рис. 13. Зависимость модуля полного сопротивления и фазы от частоты PMC DB1 (№003545).

Фазоинверторная система с частотой настройки 50 Гц, и это оптимально для такого объема корпуса. Номинальное сопротивление 6,8 Ом, и ниже этого значения импеданс не падает. Выброс вблизи частоты раздела (3 кГц) говорит о том, что в этих АС применены простейшие кроссоверы низшего порядка. От усилителя большого тока не потребуется, он может быть рассчитан на 8-омную нагрузку.

Рис. 14. Амплитудно-частотная характеристика PMC DB1 (№003545).

При этом мощность усилителя не должна быть менее 60 Вт, поскольку чувствительность колонок невысока — менее 85 дБ (по графику получается 81,5, но нужно прибавить 3 дБ).

Зато АЧХ — одна из лучших среди всех испытанных нами АС. До частоты 10 кГц кривая укладывается в допуск ±2 дБ по звуковому давлению. Выше наблюдается подъем, характерный для твитеров с металлическим куполом. Его при желании легко подравнять, повернув колонки, поскольку при отклонении от оси на 30 град. (красная кривая) характеристика становится идеальной.

Фазоинвертор спроектирован правильно — призвуки настолько незначительны, что их едва улавливает микрофон (черная кривая).

Рис. 15. Амплитудно-частотная характеристика сабвуфера MJ Acoustic Reference 150 (№ отс.).

Сабвуферы в виде закрытого ящика встречаются все чаще, несмотря на то, что при той же резонансной частоте, что и фазоинвертор, требуют большего объема корпуса. Зато преимущества — повышенная отдача и хорошая артикуляция — налицо. Эта модель поставила рекорд по SPL, выдав 126 дБ при 4,2% искажений. На более высоких уровнях мягко срабатывает лимитер.

При широкой полосе пропускания частота настройки около 100 Гц, при узкой — 50 Гц.

POLK AUDIO LSI9 + PSW404

Рис. 16. Зависимость модуля полного сопротивления и фазы от частоты Polk Audio LSi9 (№RC01483).

Очень ровный импеданс, и как следствие — почти идеальная фазовая характеристика. Единственный минус — очень низкое номинальное сопротивление, всего 2,8 Ом на частоте настройки фазоинвертора (55 Гц). Поэтому способность усилителя отдавать в нагрузку большой становится главным критерием при его выборе. Частоту раздела между НЧ и ВЧ-звеньями определить сложно из-за наличия фазовыравнивающих цепей, что подтверждается верхней кривой.

Рис. 17. Амплитудно-частотная характеристика Polk Audio LSi9 (№RC01483).

Пожалуй, лучшая АЧХ среди всех испытанных колонок, отклонения не превышают 1,5 дБ в обе стороны. Но достигнуто это за счет чувствительности, которая не превышает 84,5 дБ. Это очень мало, и, чтобы раскачать эти АС, потребуется усилитель не менее 80 Вт. Плюс, как мы уже знаем, он должен уметь справляться с низкоомной нагрузкой.

Вторая проблема — резкое падение отдачи на ВЧ при уходе от оси (фиолетовая кривая), да еще с провалом в 13 дБ на частоте 15,5 кГц. Это обязательно скажется на звучании, поскольку тональный баланс будет меняться даже при незначительном отклонении слушателя от оптимального положения.

Рис. 18. Амплитудно-частотная характеристика сабвуфера Polk Audio PSW404 (№08552).

Фильтры 5-го порядка с перестройкой частоты среза от 120 до 48 Гц (по -3 дБ). Перекрытие с сателлитами составляет около 50 Гц, что гарантирует отсутствие провала на суммарной АЧХ почти при любых положениях регулятора. Фазоинвертор настроен на 38 Гц, и его излучение, взаимодействуя с основным, дает на этой частоте резкий провал АЧХ. При узкой полосе пропускания диапазон эффективно воспроизводимых частот начинается с 30 Гц. Максимальное звуковое давление — 122,8 дБ (КНИ 5%), выходной уровень встроенного усилителя не ограничивается.

RUARK ACOUSTIC ETUDE + LOG RHYTHM

Рис. 19. Зависимость модуля полного сопротивления и фазы от частоты Ruark Acoustic Etude (№43925).

Фазоинверторные колонки с частотой настройки 45 Гц и очень правильной кривой импеданса. Их номинальное сопротивление 7 Ом, а минимальное, на частоте 6,6 кГц — 6 Ом, поэтому выбор усилителя значительно упрощается. Это может быть недорогой транзисторный или даже ламповый аппарат, рассчитанный на 6-омную нагрузку. Частота разделения полос около 3 кГц, при этом фазовый сдвиг, неизбежно возникающий в кроссоверах, находится вне в области максимальной чувствительности уха. В целом же фаза меняется в пределах +24/-48 град., что говорит о хороших пространственных характеристиках.

Рис. 20. Амплитудно-частотная характеристика Ruark Acoustic Etude (№43925).

Почти идеальная кривая с плавным подъемом от средне- к высокочастотной области. Это, по-видимому, сделано специально, чтобы немного оживить звучание. Чувствительность АС довольно высока, около 89 дБ/Вт/м, так что приемлемая для жилых помещений громкость будет гарантирована с любым усилителем.

Дисперсия ВЧ-головки в горизонтальной плоскости очень хороша до 10 кГц, затем зона ее излучения значительно сужается. АЧХ при отклонении от оси на 30 град. (фиолетовая кривая) начинает проваливаться, а на 20 кГц спад достигает 16 дБ. Поэтому колонки нужно точно ориентировать относительно слушателя, и даже при этом зона с правильным тональным балансом будет узкой.

Рис. 21. Амплитудно-частотная характеристика сабвуфера Ruark Acoustic Log Rhythm (№42788).

Еще один саб с акустическим оформлением «закрытый ящик». При установке регулятора фильтра в положение максимальной частоты среза полоса эффективно воспроизводимых частот (по -3 дБ) составит 50 — 120 Гц, при минимальной частоте она будет 32 — 80 Гц. При этом звуковое давление падает почти на 16 дБ, из-за чего каждый раз при перестройке кроссовера придется регулировать и уровень. Уровень максимального звукового давления при КНИ 5% — 121,2 дБ, никаких лимитеров во встроенном усилителе нет.

SPENDOR SP3/1P + SUB-3

Рис. 22. Зависимость модуля полного сопротивления и фазы от частоты Spendor SP3/1P (№7477).

Как видим, сопротивление этих АС меняется в очень широких пределах, но это не страшно, поскольку оно не опускается ниже 7,5 Ом. Это «честные» 8-омные колонки, способные работать с абсолютно любым усилителем, в т.ч. и ламповым. Фазоинвертор настроен на 43 Гц, разделение полос происходит довольно высоко, на 4,5 кГц. Это классический прием, позволяющий отдать самый важный диапазон одной головке, но при этом последняя должна иметь ровную АЧХ, по крайней мере, на пол-октавы выше частоты раздела. Создание таких драйверов под силу немногим производителям.

Рис. 23. Амплитудно-частотная характеристика Spendor SP3/1P (№7477).

Чувствительность АС средняя, около 87 дБ/Вт/м, поэтому усилитель для них потребуется довольно мощный, не менее 50 Вт. В целом характеристика ровная, во всей полосе частот укладывается в коридор ±3 дБ по звуковому давлению. Призвуки фазоинвертора (черная кривая) незначительны.

А вот полоса излучения твитера при отклонении от оси (фиолетовая кривая) начинает сужаться уже на 700 Гц, и на 20 кГц спад звукового давления достигает 11 дБ. При этом наблюдается провал глубиной 3 дБ на частоте раздела кроссоверов, что может дать ощущение потери ясности звучания.

При установке колонок придется повозиться с поиском их оптимального расположения.

Рис. 24. Амплитудно-частотная характеристика сабвуфера Spendor SUB-3 (№001272).

Активный сабвуфер с фазоинвертором, настроенным на 37 Гц. Взаимодействие порта с основным излучением происходит на 30 Гц, поэтому интерференционный провал на общую отдачу уже влияет. При широкой полосе пропускания начинает работать с 80 Гц, а при узкой — с 60. Это довольно низкие значение, не дающее уверенного перекрытия (особенно во втором случае) с сателлитами. При регулировке кроссовера отдача меняется незначительно, что облегчает настройку системы. Но в целом звуковое давление, развиваемое этим сабом, невелико — всего 117,6 дБ (5% искажений) при отсутствии защиты и лимитеров.

 

   
ListenListen

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"