ВИДЕОКАМЕРЫ C ФЛЭШ-КАРТАМИ В КАЧЕСТВЕ НОСИТЕЛЯ ИНФОРМАЦИИ ПОКА ЕЩЕ
В НОВИНКУ. НО КТО СОМНЕВАЕТСЯ, ЧТО ЗА НИМИ БОЛЬШОЕ БУДУЩЕЕ — ТВЕРДОТЕЛЬНАЯ
ПАМЯТЬ ПОСТОЯННО НАРАЩИВАЕТ ЕМКОСТЬ И ДЕШЕВЕЕТ. ПРИ ЭТОМ ОНА ИМЕЕТ
МАССУ ПРЕИМУЩЕСТВ ПО СРАВНЕНИЮ С НАКОПИТЕЛЯМИ НА МАГНИТНОЙ ЛЕНТЕ
И ОПТИЧЕСКИХ ДИСКАХ. ОДНАКО НЕ СТАНЕМ ЗАГЛЯДЫВАТЬ В БУДУЩЕЕ — ПОСМОТРИМ,
ЧТО УМЕЮТ ТАКИЕ КАМЕРЫ УЖЕ СЕГОДНЯ.
НОВОМУ ПОКОЛЕНИЮ КАМЕР приходится работать в весьма стесненных условиях:
если на кассете miniDV свободно помещается до 14 Гб данных, то общедоступные
карты памяти только-только преодолели рубеж в 1 Гб. При этом кассетку
можно купить за $5 — 7, а SD или MMC на 1 Гб тянут на целых 200 «зеленых»
(Memory Stick еще дороже). Не слишком выгодно сравнение карт памяти
и с перезаписываемыми дисками DVD (DVD-RW, +RW, RAM), цена которых
уже упала до $1 — 20 (в зависимости от формата и производителя),
правда, емкость 8-сантиметрового оптического диска ненамного выше,
чем у карт — 1,4 Гб. Вторая проблема — время доступа к ячейкам памяти.
Самые дешевые карты, как правило, не поддерживают требуемой скорости
записи/воспроизведения.
Поэтому приходится серьезно сжимать полученное с сенсора изображение,
и среди пяти участниц нашего обзора не встретилось ни одной, которая
бы писала в MPEG2 — все до единой используют MPEG4. Правда, в начале
года мы тестировали видеокамеру Panasonic SV-AV100 с записью в MPEG2
(см. №2/2004, «Козырная карта»), но это пока приятное исключение.
Зато все «карточные» аппараты чрезвычайно экономно расходуют доступный
им объем памяти и способны даже в стесненных условиях записать до
1 часа видео (правда, заметно ухудшенного качества). Кроме того,
их размеры и вес существенно меньше, чем у полноценных «взрослых»
видеокамер. Но самое приятное то, что цены некоторых простейших моделей
снизились почти до сотни долларов, что ранее было немыслимо. Такую
цифровую игрушку уже можно подарить ребенку, чтобы он с детства развивал
свои творческие наклонности — глядишь, станет всемирно известным
режиссером или оператором.
Две самые доступные модели — Mustek DV4000 и Aiptek DV3500 — имеют
на одну специальность больше, чем остальные — они с успехом становятся
web-камерой на связи с компьютером. Это намекает на их происхождение
— несложно догадаться, что в предыдущей жизни они как раз ими и были,
но потом обзавелись аккумулятором, ЖК-дисплеем, картой памяти и вышли
на рынок как автономные устройства. У обеих крошечная оптика, два
фиксированных положения фокуса (нормальный и макро), а также светочувствительная
матрица на базе КМОП-технологии. Раньше такие сенсоры отличались
высоким уровнем шума и узким динамическим диапазоном (по яркости),
но сейчас большие матрицы нового поколения Canon использует в своих
дорогих фотокамерах. И Mustek, и Aiptek имеют одинаковое исходное
разрешение CMOS-матрицы (и похожи во многом так, как будто сошли
с одного конвейера), но за счет процессора, который интерполирует
полученные отсчеты, у первой камеры получаются более «подробные»
фотографии — на целых 4 Мп.
Ее один пришелец из совершенно другого сектора рынка — это Samsung
SGH-P730. На вид — типичный сотовый телефон топовой категории, но
сзади у него тоже крошечный объектив, а внутри — встроенная память
на 64 Мб. Его основное достоинство, с нашей точки зрения, возможность
мгновенно отослать полученный мегапиксельный снимок или небольшой
видеоклип друзьям и знакомым как MMS-сообщение. Если же вы захотите
фото распечатать, то надо вставлять в SGH-P730 карту памяти MMC и
нести ее в фотосервис, на компьютер или принтер со слотом.
Особняком стоит Panasonic SV-AV50, спроектированная как устройство
совершенно нового класса — предельно компактное, но сохранившее все
возможности фото- и видеосъемки, оснащенное небольшим объективом
и матрицей ПЗС на 2 Мп.
Sanyo VPC-C1 — единственная в этом обзоре, спроектированная как настоящая
видеокамера, но с носителем данных на карте памяти SD. У нее оптический
зум, широкий выбор режимов и настроек, а также самая удобная конструкция.
Все камеры овладели еще парой профессий — mp3-плеера и диктофона,
имеют гнездо для наушников, чтобы наслаждаться безжалостно сжатой
музыкой, и интерфейс USB для загрузки готовых мелодий с компьютера.
Общий типичный недостаток твердотельных новичков — слишком низкая
чувствительность. Если в ясную солнечную погоду им удается многое,
то в помещении и при недостатке освещения краски неминуемо сдвигаются
в красноту, и даже баланс белого редко где помогает. Две камеры с
КМОП-сенсорами вообще слегка перевирают цвета даже при идеальном
освещении. Тестовые штриховые таблицы хорошо выглядят лишь на фото,
а на видео нигде не дотягивают до заявленного разрешения.
Но уже сегодня такая техника способна доставить много радости ее
владельцам, несмотря на все недостатки.
КАЖДОМУ СВОЁ
Не все ли равно, на что записывать видео, если оно в цифровом формате?
Как оказалось, пока еще не все равно, т.к. полупроводниковые карты
памяти — это самый дорогой и наименее емкий носитель. Поэтому разработчикам
приходится идти на компромиссы, урезать разрешение исходного изображения
до уровня VGA (и даже много хуже), применять алгоритм сжатия MPEG4
вместо MPEG2, жертвовать четкостью и частотой мелькания кадров на
экране в пользу большей длительности записи на какие-нибудь жалкие
16 — 32 Мб. Стремление удешевить такую камеру и сделать ее доступной
самым широким массам неподготовленных покупателей вынудило конструкторов
дать своим детищам объективы с фиксированным фокусом, совсем как
у самых доступных «мыльниц». В сочетании с невысокой светосилой это
означает, что получить фото или видео приличного качества можно только
при прекрасном освещении и в ограниченном диапазоне расстояний. Единственное
отрадное исключение — это Sanyo VPC-C1, получившая нормальный объектив
с оптическим зумом от одного из фотоаппаратов фирмы.
Две модели Mustek DV4000 и Aiptek DV3500, доросшие до видеокамер
из придатков к компьютеру (web-камер), оснащены недорогими сенсорами
на основе КМОП-матриц, которые отличаются довольно значительным уровнем
видеошумов и не слишком верной цветопередачей. Поэтому пользоваться
их цифровым зумом крайне нежелательно — разноцветные «мухи» немедленно
появляются как на темном, так и на светлом однородном фоне.
Самая доступная камера (Aiptek DV3500, $127) продается без карты
памяти, а вместо аккумулятора у нее пара батареек АА, но карта приемлемой
емкости (хотя бы 64 Мб) сегодня стоит у фирмы всего долларов 15-18.
Телефон Samsung SGH-P730 с возможностью съемки видео — это такая
экзотика, на которую поначалу не жалко потратить и требуемые $580
— пусть все завидуют. Но и у него нет карты в комплекте (а нужна
только редкая пока RS-MMS) и встроенной фотовспышки, зато внутри
целых 64 Мб.
Panasonic SV-AV50 D-Snap — прекрасно сбалансированная конструкция
с остроумным размещением ЖК-дисплея и объектива. Несмотря на то,
что ее возможности сильно ограничены (в комплекте карта всего на
8 Мб), она стоит своих денег.
Наконец Sanyo VPC-C1 — стоит как miniDV-камера начального уровня
(без наворотов) и снимает с вполне приличным качеством (если, разумеется,
оценивать в рамках возможностей формата MPEG4).
При таком разбросе цен — от $127 до $580 — очень трудно выделить
безусловного лидера в новой технологической нише. Поэтому мы ограничимся
рекомендацией для каждой из моделей той категории покупателей, которую
устроит и цена, и качество. Mustek DV4000 и Aiptek DV3500 — пионерам
и школьникам, Samsung SGH-P730 — крутым бизнесменам, Panasonic SV-AV50
— любителям техно-новинок и слим-дизайна, а Sanyo VPC-C1 — ценителям
изящного дизайна, хорошего качества фото и вполне пристойного видео.
n
Фирма
Aiptek
Mustek
Sanyo
Panasonic
Samsung
Модель
PocketDV3500
DV4000
Xacti VPC-X1
SV-AV50
SGH-P730
Объектив
Фокусное расст., мм
8,5 (экв. 44)
8,5 (экв. 44)
5,8 — 33,8
4,5
3,9
Макс. апертура
F/3.5
F/2.8
F/3.5
F/4.0
F/2.87
Зум опт/цифр.
нет/4x
нет/4х
5.8х/10х (32х — воспр.)
нет/2,5х
нет/4х
ПЗС, тыс. пикс.
1600 x 1200 (CMOS)
1600 x 1200 (CMOS)
3340/0.37, (3,2-эфф., CCD)
2110/0,31 (1,95-эфф., CCD)
1000
Диапазон экспозиции
н.д.
1/15 — 1/4000 с, Night Shot
1/2 — 1/2000 с (фото), 1/30 — 1/10000 с (видео), Night
Shot (1/4 с), Auto
н.д.
Корректировка экспозиции
-1,5 до +1,5
-1,5 до +1,5
-1,8 до +1,8
нет
-1,5 до +1,5
Дисплей, размер, дюймов/тыс. пикс.
1,5 TFT
1,5 TFT
1,5/110
2,0 TFT
Внутр. 2,0 TFD, Внешн. 1,0 OLED
Встр. вспышка
да
нет
да
да
нет
Чувствительность
н.д.
н.д.
Экв. ISO200 — ISO1600 (видео)
Станд. 3000 лк, мин. 60 лк
н.д.
Видео
Формат видео на карте памяти
640 х 480, 352 х 288, 160 х 128
640 х 480, 352 х 288, 320 х 240
640 х 480, 320 х 240, 176 х 144
320 х 240, 176 х 144
352 x 288, 320 х 240, 176 x 144, 128 х 96
Карта памяти/(в комплекте)
SD, MMC/(нет)
SD, MMC/ (MMC, 32Мб)
SD, MMC/(SD, 128Мб)
SD, MMC/(SD, 8Мб)
RS-MMC, MMC/(нет)
Встроенная память, Мб
16
-
-
-
50
Продолжительность записи видео
16 Мб: 3 — 7 мин
32 Мб: 5 — 12 мин
128Мб: 5 — 37 мин
32 Мб: 2 — 37 мин
60 мин
Режимы AE
Auto
Auto, AE Lock, Night Shot
Auto, Sports, Portrait, Landscape
Auto, Night Shot
Auto
Фото
Разрешение фото на карте памяти
2048 х 1536 (интерп.) 1600 х 1200, 640 х 480
2304 х 1728 (интерп.) 1600 х 1200, 640 х 480
2048 x 1536, 1600 х 1200, 640 х 480
1600 х 1200, 1280 х 960, 640 х 480
1152 х 864, 640 х 480, 320 х 240, 176 х 176,
176 х 144