JAZZАЛЬБОМ • #8/2004
Дмитрий УХОВ
TOUFIC FARROUKH
«ALI ON BROADWAY»/«THE OTHER MIX»
Le chant du monde/Harmonia Mundi*
Туфик Фарух — первый арабский джамзен, получивший, по меньшей
мере, европейскую известность. Он окончил Парижскую консерваторию,
но вернулся в Бейрут. С середины 90-х выпустил уже три диска. Прошлогодний
«Drab» («Zeen») привлек внимание любителей современного джаза,
и на волне этого успеха Фарух переиздвал свой первый альбом «Али
на Бродвее» в форме ремикса, как явствует уже из подзаголовка.
Половина трэков записана в Бейруте с арабскими музыкантами, играющими
в основном на национальных инструментах, вторая — в Париже с космополитической
командой, включающей среди прочих и знаменитого электрогитариста
вьетнамского происхождения Нгуен Ле. Именно во время парижской
«сессии» был записан и ориентальный хит Фаруха «Like Desire», с
которого диск начинается. При переиздании был добавлен ремикс этого
же трека (парижский дуэт Moonfish), в котором, впрочем, от джазовой
импровизации самого Фаруха на сопрано-саксофоне практически ничего
не остается. Но все равно любопытно — хотя бы уже потому, что некий
Али (представим себе, что это просто джазмен с Ближнего Востока)
вполне органично чувствует себя в одним из центров джазовой вселенной
— на Бродвее.
БРЁТЦМАН
«ПЕТРОГЛИФЫ»
«Длинные Руки Records»
Еще один диск, запланированный Николаем Дмитриевым, но вышедший
уже после его смерти. Кларнетист и саксофонист Петер Брётцман (Broetzman)
— первооткрыватель авангардной свободной импровизации в Старом
Свете, все еще играющий так, как будто все еще продолжаются «буря
и натиск» 60-х — время, когда студенты и творческая интеллигенция
верили, что одними только демонстрациями и искусством — от «Битлз»
до «Флюксуса» — можно перевернуть мир. Хотя основной круг почитателей
Брётцмана сейчас как раз в Новом Свете — в чикагских новоджазовых
кругах, он охотно приезжает в Россию и выступает соло в центре
«Дом». На концерте 27 апреля 2002 года он парадоксальным образом
соединил карпатский кларнет «тарогато» с японской пентатоникой
и под спонтанный аккомпанемент половины «Сакс-мафии» — Николая
Рубанова и Эдуарда Сивкова сыграл фанатичный (как всегда) духовный
гимн, который может относиться к любой религии мира.
V/A
«AFRICA STRAIGHT AHEAD»
Heads Up
Все наши любители джаза постарше, конечно, обычно бывали разочарованы,
когда им приходилось сталкиваться с африканским «джазом». Почти
каждый раз выяснялось, что под словом «jazz» в Африке понимают
местную бытовую музыку — афро-поп, как это стало позже называться,
да и тот нередко очень низкого качества. А настоящие африканские
джазмены, в конце концов, оставались где-нибудь в Европе, как Dollar
Brand или Brotherhood of Breath. Сейчас в том числе и политическая
ситуация, в частности, в ЮАР, начинает меняться — если судить по
сборникам фирмы Heads Up. Первые два назывались «Smooth Africa»,
этот — обещает настоящий мэйнстрим в классической форме — straight
ahead. Хотя и здесь преобладает довольно однообразный smooth jazz’овый
саксофон (хорошо еще, что больше в духе Дэйвида Сэнборна, а не
Кенни Джи). Даже уже известный на родине джаза пианист и саксофонист
Беки Мсеелеку звучит нарочито облегченно. Хотя не исключено, что
весь этот coвременный саунд навязан продюсером: из двух вещей «Sheer
All Stars» одна — типичный smooth, а вторая («Lovers on Empty Corner»)
– яркий ранний фьюжн с характерной рок-гитарой на заднем плане.
Но если вдруг джаз в ЮАР только такой, то ездить туда за ним определенно
не стоит.
OTIS TAYLOR
«DOUBLE V»
Telarc*
55-летний Отис Тейлор вполне мог бы упоминаться на одном дыхании
с таким же собирателем, сочинителем и исполнителем афроамериканской
музыки — от старых блюзов до джаза, как Тадж Махал, если бы на
пороге славы, в 1977 году, не переехал в Англию торговать антиквариатом.
В 1997-м Тэйлор, однако, вернулся к музыке. Его четвертый альбом
— это суровые политические комментарии на темы негритянской истории
(в частности, участия афроамериканцев во Второй мировой войне,
стимулировавшему рост самосознания цветного населения США — отсюда
и название «Двойная победа»). Комментарии выдержаны в нарочито
архаичном стиле эпохи рабовладения в США под мандолину и банджо
плюс совсем немного трубы и скрипки. Но, похоже, именно эта архаика
сейчас в цене — как настоящий антиквариат.
BRAD MELHDAU TRIO
«ANYTHING GOES»
Warner Bros*
После позапрошлогоднего рывка на территорию современной электроники
(диск Largo) пианист Брэд Мелдау возвращается на исходные позиции.
На альбоме — одни стандарты, хоть и в намеренно (чтобы не сказать
— нарочито) нетривиальной форме: открывающий диск «Get Happy» из-за
хитроумного размера на 7/4 теряет весь свой оптимизм — так же,
как и остроумные куплеты Портера «Все сойдет» (давшие название
всей пластинки) — на 5/4. Единственное, что в какой-то степени
интригует: приведенные к общему стилистическому знаменателю самые
разношерстные источники все же сохраняют «вкус и цвет» оригинала
— и вторая по сентиментальности и известности (после Besa me mucho)
латинская баллада «Tres Palabras». И фолк-рок Пола Саймона, и пост-рок
Radiohead, и ария профессора Хиггинса из мюзикла «Моя прекрасная
леди» и даже «Улыбка», сочинение Чарли Чаплина.
Net—джазу
http://www.sheer.co.za
Хотя у компании звукозаписи/агентства Sheer Sound явно какие-то
проблемы с провайдером (далеко не все линки срабатывают), все же
вряд ли где еще, кроме как на сайте www.sheer.co.za можно получить
достоверные сведения о южноафриканских джазменах.
Диски любезно предоставлены: * магазином-салоном «Пурпурным Легион
на Новокузнецкой».
|