ВПЕЧАТЛЕНИЯ • #8/2004

Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ

СВОБОДА РАЗУМА

ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА ОГРОМНЫ, НО НЕ БЕЗГРАНИЧНЫ, И В ЭТОМ СМЫСЛЕ ОН ПОХОЖ НА КОМПЬЮТЕР. ЕСЛИ В ФОНОВОМ РЕЖИМЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ КАКАЯ-ТО РЕСУРСОЕМКАЯ ЗАДАЧА, ТО ОСНОВНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ БУДУТ ТОРМОЗИТЬСЯ. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРОЦЕССОР В ДАННОЙ СИТУАЦИИ НАЧНЕТ УСИЛЕННО ГРЕТЬСЯ, ЧТО, В ОБЩЕМ-ТО, НЕ СТРАШНО, ЕСЛИ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ПОСТРОЕНА С УМОМ. А ЧЕЛОВЕК, ЧЕЙ МОЗГ ПЕРЕГРУЖЕН РАБОТОЙ, ИСПЫТЫВАЕТ ДИСКОМФОРТ.

МЫ УСВАИВАЕМ ИНФОРМАЦИЮ, смотрим телевизор или слушаем музыку и даже испытываем иногда «эффект присутствия», и это при том, что качество звука и видео могут быть весьма посредственными. Эффективнейшие фильтры и процессоры в нашем мозгу убирают посторонние шумы, достраивают недостающие частоты, восстанавливают пространственную информацию, корректируют искаженную цветовую гамму... Эта работа идет, как говорят компьютерщики, в бэкграунде — мы ее не осознаем, но она достаточно сильно загружает наш центральный «процессор». От степени этой загрузки и зависят во многом наши субъективные ощущения при восприятии аудиовизуальной информации. Именно поэтому так приятно слушать музыку и смотреть кино на аппаратуре класса High End — она освобождает мозг от непомерной подспудной фоновой обработки поступающих данных, минимально напрягая наши внутренние фильтры и DSP. В молодости, пока мозги еще не отягощены заботами о семье и работе, легко слушаются «эмпишки» на примитивной технике — фоновая вычислительная задача является, в сущности, основной и не вызывает утомления. С возрастом приходит вкус к комфорту и стремление к качественному воспроизведению, к хорошей аналоговой технике — у мозгов есть более важная работа, нежели компенсировать искажения, возникшие при mp3-компрессии, заделывать «ступеньки» дискретизации или отсеивать шумы квантования, пропущенные примитивными фильтрами в ЦАПе...

Конференция Pioneer проходила в одном из самых лучших отелей Барселоны — Rey Juan Carlos.

Такие вот мысли приходили мне в голову в чрезвычайно редкий момент практически полной мозговой свободы. Делать было совершенно нечего — в иллюминаторе «Боинга-767» ползла сплошная пелена облаков, а впереди — еще несколько часов лета до Барселоны, куда меня пригласило европейское представительство Pioneer.

Формальным поводом для мероприятия явился запуск в производство сразу нескольких новых линеек аппаратуры, относимых в компании к стратегически важным и приоритетным направлениям. И что интересно, все они, в сущности, работают на одну идею: избавить наши мозги от рутинной фоновой работы по корректировке недостатков видео и звука. Впрочем, надо сказать, что идея эта даже не пионеровская, а всеобщая, охватившая, пусть и неосознанно, весь цивилизованный мир, жаждущий освобождения.

ПРИЗРАК БРОДИТ ПО ЕВРОПЕЕ

Нет, не коммунизма. А телевидения высокой четкости. Написанный в свое время в Европе «Манифест коммунистической партии» вдохновил на подвиги только жителей России, которые с энтузиазмом занялись материализацией призраков. С ТВЧ ситуация обратная: во многих европейских странах уже идет наземное HDTV-вещание, уже заработала европейская спутниковая система Euro1080 (число в названии соответствует количеству строк), а у нас эта благодать пока прибывает в состоянии призрачного счастья. Хорошо хоть решение о создании ТВЧ приняли на правительственном уровне. И слава Богу, что не стали по своему давнему обыкновению изобретать отечественный деревянный велосипед (содранный через щелочки в железном занавесе с «прогнивших» образцов), а решили приобщиться к давно уже придуманным и воплощенным в «железе» технологиям. Так что телевидение высокой четкости у нас обязательно будет. Надо только немного потерпеть. В конце концов, самые горячие российские парни могут уже сейчас обзавестись современными спутниковыми HDTV-ресиверами (тарелки у них наверняка есть), поставить соответствующий дисплей и смотреть, скажем, отборочные матчи следующего футбольного чемпионата в разрешении 1080i, при котором прекрасно видны шнурки на бутсах футболистов, каждая травинка на поле, а рекламные щиты настолько реалистичны, что кажутся прибитыми у тебя на даче... В нашей стране желающих немедленно приобщиться к новинке и обладающих для этого необходимыми финансовыми возможностями найдется немало. И организаторы международной пресс-конференции Pioneer в Барселоне об этом прекрасно знали, а потому не забыли позвать на нее и российских журналистов из ведущих специализированных изданий.

Демонстрация беспроводных сарраунд-наушников.

Надо сказать, что любовь состоятельных россиян к современной технике оценили едва ли не все ведущие брэнды. И рассматривают российский рынок как весьма перспективный — наряду с Китаем и Бразилией. Но это не Европа, а в Старом Свете наиболее успешными региональными офисами Pioneer являются российский и испанский, расположенный как раз в Барселоне. К тому же в Испании вещание в стандарте HDTV уже ведется, так что выбор места для представления новинок компании был совсем не случайным. Да, совсем забыл сказать, при чем тут HDTV.

Из всех новинок, показанных в каталонской столице, главной, конечно же, была линейка 5-го поколения (G5) плазменных панелей Pioneer, рассчитанных именно на работу с сигналами высокого разрешения.

ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Само по себе увеличенное число ячеек или пикселей не обеспечивает высокого качества изображения. В современных дисплейных технологиях роль матрицы постепенно снижается, а роль цепей обработки — постоянно растет*. Новые модели как раз подтверждают эту истину.

* Именно поэтому, как мне объяснили в Барселоне, Pioneer не торопится заняться производством собственных ЖК-панелей — солидные наработки в области электронной «обвязки» дисплеев позволят ему в кратчайшие сроки вывести на рынок оригинальные и конкурентоспособные LCD-продукты, пусть даже и на основе приобретаемых на стороне матриц. Если, конечно, компания сочтет это целесообразным.

Пожалуй, единственное исключение — технология, имеющая отношение скорее к оптической, нежели электронной части дисплеев — это разработанный пионеровскими инженерами Direct Colour Filter — первый в мире пленочный светофильтр для плазменных панелей. В отличие от применяемого всеми остальными производителями стеклянного, он значительно тоньше и легче, а главное — между ним и матрицей нет воздушного промежутка, он монтируется к ней вплотную — уменьшается число оптических переходов между разными средами и слоями фильтра, снижаются отражения света между ними и как следствие — возрастает качество картинки. Улучшаются четкость, контрастность (примерно на 20%), чистота и насыщенность цветов. На презентации в Барселоне рядом стояли две панели, одна из прежнего семейства, другая — из нового. Внешне совершенно одинаковые, они демонстрировали с одного источника заметно отличающиеся по качеству изображения. Если не видеть рядом дисплей нового поколения, то и на старом картинка покажется замечательной. Но на новом — однозначно лучше. Ощущение — как после ежегодного весеннего мытья окон, когда унылый пейзаж за стеклом приобретает вдруг свежесть и блеск. Так что обозначение PureVision («Чистое изображение»), присутствующее на всех новых моделях плазмы высокого разрешения, имеет не только маркетинговый, но и вполне конкретный, оптический смысл.

Домашний театр Pioneer из компонентов среднего класса.

Еще одна важная (если не важнейшая) фирменная технология — система Advanced Super CLEAR Drive, благодаря которой удалось довести до 1920 количество градаций в эквиваленте серой шкалы каждого из трех основных цветов (RGB) и соответственно увеличить число воспроизводимых цветовых оттенков до 7 миллиардов. Частью этой системы является технология Dynamic Bright-up Processing, которая динамически отслеживает светоизлучение в разных областях панели и увеличивает яркость средних по интенсивности и значительных по площади участков. На глаз это проявляется в более сочной и экспрессивной картинке и, что немаловажно, достигается без увеличения энергопотребления. Кстати, плазменные панели 5-го поколения отличаются существенно сниженным энергопотреблением. Причем, как особо отмечали пионеровские специалисты, оно не постоянно, как у ЖК панелей, а зависит от яркости изображения, то есть при демонстрации темных сцен падает, отчего суммарное потребление энергии становится не таким уж и большим.

Директор подразделения плазменных дисплеев Ясуо Сакума (Yasuo Sakuma).

Не обошлось в новых моделях и без усовершенствованных подавителей видеошумов, специально заточенных под удаление специфического «мусора», возникающего в результате MPEG-компрессии, и других усовершенствований процессора. Само собой разумеется, новые дисплеи оснащены интерфейсом HDMI, объединяющим в одном разъеме цифровые видео и звук.

ИСТОЧНИКИ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

Все разговоры о HDTV остаются пустым сотрясaнием воздуха, а поддержка этого стандарта аппаратурой — не более чем рекламным лозунгом, если нет реально действующих источников соответствующего сигнала.

Пока что даже в развитых странах Европы это только наземное и спутниковое ТВЧ. Две топовые модели — 50-дюймовая PDP-505XDE и 43-дюймовая PDP-435XDE — комплектуются тюнером с возможностью приема передач цифрового наземного ТВ (DVB-T). И оснащены интерфейсом для модулей с картами доступа, необходимыми для получения платных передач.

Новейшая панель с диагональю 61 дюйм.

Еще один источник HDTV-сигнала — это, как ни странно, Интернет. В качестве «бонуса» на пресс-конференции в Барселоне была проведена презентация испанского проекта Internet 2, который уже осуществляет сетевые трансляции образовательных и культурных программ в формате High Definition (HD). Естественно, для подобного вещания требуются не только высокоскоростные broadband-каналы, но и безлимитные тарифы без учета трафика — достижение цивилизации, широко доступное в развитых странах и пока очень дорогостоящее у нас**. Что же касается оборудования, то тюнеры-процессоры Pioneer, которыми комплектуются его плазменные дисплеи, имеют интерфейс для получения HD-сигнала от компьютера.

** Да, некоторые районные сети в Москве уже предоставляют безлимитный доступ в Интернет, однако дешевые его модификации имеют ограничения по скорости соединения, так что речи о передачи HD-контента там тоже и быть не может.

А что же Blu-ray, который и задумывался специально для записи и распространения HD-видео? Рекордеры этого формата давно уже разработаны ведущими брэндами, есть свой и у Pioneer, более того, он даже участвовал в презентации, вызвал всеобщий живой интерес и даже отлично показал свою работоспособность. Однако он не упоминался в официальных документах мероприятия, ничего не говорилось и о возможных сроках его выхода на рынок. Не будем строить на этот счет догадок — многозначительно промолчим, как это делали работники компании.

Репортаж с футбольного чемпионата, полученный со спутника, в высоком разрешении.

В любом случае, в Pioneer отдают себе ясный отчет, что еще достаточно долго на их HD-дисплеи будут подаваться обычные картинки отнюдь не самой высокой четкости. Поэтому все новые панели оснащены совершенными цифровыми скейлерами, которые масштабируют изображение с обычных DVD и телевизионного эфира до соответствия повышенному физическому разрешению матриц. Получается, конечно, не так эффектно, как с реальными HD-сигналами, но тоже очень и очень неплохо.

ПИОНЕРСКИЙ ПРОЖЕКТОР

Между тем, в Барселоне была показана и даже отражена в отдельном пресс-релизе еще одна перспективная разработка, подготовленная Pioneer совместно с британско-японской компанией-разработчиком 1Ltd — так называемый звуковой проектор (Sound Projector) PDSP-1. Об этом интереснейшем устройстве мы уже писали, когда появилась информация, однако увидели «живьем» только сейчас. Послушать толком, правда, не удалось — штуковина эта красовалась в одном ряду с серийно выпускаемыми аппаратами и даже играла, однако проявить себя в полной мере вряд ли могла. Дело в том, что для создания полноценного многоканального звука ей требуется помещение ограниченного объема — звуковые лучи, испускаемые 254 драйверами, должны отразиться от стен и лишь с их помощью могут создать полноценное объемное звуковое поле — в огромном конференц-зале они просто терялись, как лучи маяка в морских просторах. Кроме того, система нуждается в сложной предварительной настройке под конкретное помещение, которая осуществляется с помощью компьютера. И наконец, главная причина, по которой еще не начался ее массовый выпуск (и, наверное, самая существенная), заключается в том, что PDSP-1 пока очень сложна и дорога в производстве. Как видим, даже самые блестящие идеи и разработки должны быть экономически оправданными. Инженерный разум в современном мире пока еще очень далек от полной свободы.

Звуковой проектор PDSP-1.

Однако сама идея, которую пытались реализовать в PDSP-1, — «окружать себя звуком, а не звуковым оборудованием» — всерьез занимает пионеровских конструкторов и непременно будет развиваться. В сущности, она уже воплотилась в аппаратуре, пусть пока и не в столь изящной и завершенной форме, как Sound Projector.

Коробочные кинотеатральные системы DCS-424 и DCS-323 несут в себе оригинальное конструктивное решение 3-Spot Front Surround (3-точечное фронтальное окружение). Суть его в том, что тыловые спикеры в этих системах могут размещаться на «макушках» у фронтальных колонок — будучи развернуты к стенам, они создают за слушателями отраженное звуковое поле. Если есть возможность поставить их по классической схеме и не смущают тянущиеся к ним провода, тыловые колонки могут быть легко отделены от своих «подставок» и отправлены за спины слушателям. Главное же отличие двух этих театров — в том, что DCS-424 комплектуется напольными колонками, а DCS-323 — компактными сателлитами. Суммарная мощность у обоих одинаковая — 600 Вт RMS. Кстати, о проводах. Театральный набор DCS-525 осащен одним (!) цифровым беспроводным тыловыми громкоговорителем, реализующим технологию Direct Diffuse. Используя отражения от стен, он создает реально воспринимаемое объемное звуковое поле, причем ему совсем не обязательно находиться точно за спиной у слушателя — его можно сдвигать вправо или влево, цифровой сигнальный процессор компенсирует его асимметричное расположение. В конце концов, гибкость размещения техники в интерьере — еще одна дополнительная степень свободы, к которой мы все осознанно или неосознанно стремимся.

ПОДВИНЬСЯ, МГНОВЕНИЕ!

В старой песне «Wild Horses» группы The Rolling Stones есть замечательные строки: «I have my freedom, but I don’t have much time» — «Я свободен, но у меня не хватает времени». Парадоксально, но очень точно. Ощущение постоянного цейтнота знакомо любому современному городскому жителю. Аудио/видеотехника вряд ли способна решить эту проблему, но может помочь лучше организовать досуг. Давно уже разрабатывается такая удобная услуга, как Video On Demand («Видео-на-заказ»)*, и кое-где даже действует сервис под таким названием, однако возможности VOD все еще ограничены. Реально подогнать телевизионные передачи к своему индивидуальному расписанию можно на сегодняшний день только с помощью программируемого по таймеру видеорекордера.

* Платная услуга, предоставляемая некоторыми сетями цифрового ТВ. В нынешнем виде — всего лишь возможность выбора удобного времени для просмотра ограниченного числа фильмов, которые демонстрируются параллельно по нескольким каналам с небольшими интервалами. В сущности, на современном этапе «Видео-на-заказ» лишь эмулируется, то есть имитируется — о том, чтобы получить действительно в индивидуальном порядке в желаемое время интересующий фильм из обширного списка, пока можно лишь мечтать.

Pioneer — один из ведущих разработчиков и производителей такой техники, как компьютерной, так и бытовой, у него собственные пищущие DVD-транспорты и богатый опыт. Рекордеры прежнего поколения (DVR-5100H-S и DVR-3100H-S, мы их тестировали) уже производили впечатление зрелых и досконально проработанных аппаратов, поэтому новые — а их представили в Барселоне сразу четыре модели — вызвали неподдельный интерес. Как только появится возможность, мы их вплотную обследуем и изучим в групповых или сольных тестах. Пока же можно сказать следующее.

DVD-рекордеры с накопителями на жестких дисках.

Поскольку прошлые модели были весьма удачными, новые взяли от них многое, то есть преемственность налицо. Изменился внешний облик — толщина корпуса уменьшилась на сантиметр — с 69 до 59 мм. Если учесть, что пишущие транспорты и винчестеры солидно греются при работе, задача эта была отнюдь не тривиальной и отнюдь не дизайнерской. Доработан пользовательский интерфейс — теперь превьюшки в меню записываемого диска не только анимированные, но и со звуком — это делает навигацию более легкой и приятной. Используются более современные скоростные транспорты — это позволило, в частности, довести у винчестерных моделей скорость копирования данных с HDD на DVD до 48х**.

** Не следует понимать эту цифру в том плане, что с такой скоростью пишет транспорт. На сегодняшний день наивысшей скоростью записи на DVD является 16х, да и то лишь у компьютерных дисководов, появившихся совсем недавно. Очевидно, в рекордерах Pioneer стоят все же более медленные девайсы. Столь высокий коэффициент получается за счет того, что пишутся сжатые данные. И 48х — предел, достижимый лишь при максимальной компрессии. Допустим, у нас записано на винчестере 6 часов видео в режиме минимального качества EP, которые вмещаются на одну болванку, емкость которой в режиме максимального качества равна 1 часу (и примерно столько времени она пишется на скорости 1х). Делим 48 на 6 и получаем 8 — такова скорость записи дисковода, установленного в винчестерных рекордерах Pioneer. Неплохо. Естественно, для записи на такой скорости потребуется соответствующая болванка.

Позиция Pioneer по отношению к форматам не изменилась — в качестве записываемых носителей по-прежнему используются «минусовые» DVD-R/RW, причем при использовании многократных болванок с допустимой скоростью записи не ниже 2х достигается практически полная функциональность, как при записи на DVD-RAM — одновременные запись и воспроизведение, сдвиг во времени (Chase Play), расширенные возможности редактирования. Единственное, в чем формат DVD-RW пока отстает от DVD-RAM — в том, что у второго уже давно есть носители удвоенной емкости, а у первого они еще только готовятся к производству. Две винчестерные модели (DVR-720H и DVR-520H) комплектуются накопителями соответственно на 160 и 80 Гб. Модели DVR-320 и DVR-220 — это так называемые straight recorders — они пишут непосредственно (и только) на оптические диски. Абсолютно одинаковые по набору возможностей и даже внешности, они отличаются только тем, что у младшей (DVR-220) нет на фронтальной панели разъема DV (вход/выход) для подключения цифрового камкодера. Все четыре модели пишут по RGB, выполняют функцию пропуска рекламы (CM Skip), имеют подробные настройки параметров картинки, могут загружать информацию о ТВ-каналах из телевизора (TV-Link), писать звук в LPCM, — в общем, обладают едва ли не исчерпывающим набором возможностей, которые могут быть в принципе реализованы рекордерами на современных носителях. И что особенно приятно, их стартовая рекомендованная цена (точно она пока не известна) должна быть существенно ниже, чем у предшественников, и может коренным образом изменить ситацию на рынке бытовых рекордеров.

Рекордер на дисках Blu-ray.

Все идет к тому, что аппараты, способные только читать DVD, будут в самом скором времени вытеснены в самый низкий и самый высокий ценовые сектора. Симптоматично в этом смысле появление коробочных домашних кинотеатров на основе рекордеров. Сначала такая модель появилась у Philips, теперь — у Pioneer, однако пионеровский, на мой взгляд, поинтереснее*. Театр RCS-9H — это, по сути, гибрид уже упоминавшихся рекордера DVR-520H и «коробки» DCS-424 с системой 3-Spot Surround, дополненный беспроводным тыловым громкоговорителем с технологией Direct Diffuse из 525-го комплекта. Концептуальная вещь — наверное, многие производители могли бы составить в каком-либо из своих изделий некий «букет» фирменных разработок, но только у Pioneer он максимально полно работает на идею свободы во всех ее проявлениях и интерпретациях. Свободы от проводов, которые собирают на себе пыль и которые так трудно спрятать. Свободы не портить сложившийся интерьер комнаты ради многоканального звука. Свободы смотреть телевизор не тогда, когда там передают что-то интересное, а когда на это есть время...

* Хотя бы потому, что у Philips рекордер в театре пишет только на диски, а у Pioneer он — хардовый.

И чтобы царство полной свободы, включая ментальную, стало для нас реальностью, требуется лишь самая малость — добиться независимости от собственного кошелька. Либо сделав его бездонным, как у олигархов, либо... Впрочем, это уже не относится к тематике нашего журнала.

ПОСЛЕСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

Автор репортажа увлекся философскими размышлениями, а потому слишком расточительно обошелся с отпущенной ему журнальной площадью и в итоге не успел рассказать еще о некоторых интересных новинках, представленных Pioneer в Барселоне. Например, о беспроводных головных телефонах с объемным звуком SE-DIR800C и высококлассном AV-ресивере VSX-AX5Ai. Но мы еще, дай Бог, к ним вернемся. n

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"