прямая
речь
• #7/2004
Николай ЕФРЕМОВ
ГРУСТНАЯ НОТА ПРОГРЕССА
ЧТОБЫ В ВЕК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВЕЗДЕСУЩЕЙ ЦИФРЫ ПРОЕКТИРОВАТЬ ВИНИЛОВЫЕ
ПРОИГРЫВАТЕЛИ, ТОНАРМЫ И ГОЛОВКИ, НУЖНО БЫТЬ ОЧЕНЬ УВЛЕЧЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.
ДОГОВАРИВАЯСЬ О ВСТРЕЧЕ С МАУРИЦИО АТЕРИНИ (MAURIZIO ATERINI), ГЛАВНЫМ
КОНСТРУКТОРОМ ИТАЛЬЯНСКОЙ КОМПАНИИ BLUENOTE, Я ОЖИДАЛ УВИДЕТЬ ЭТАКОГО
РИП ВАН ВИНКЛЯ, ПОЛНОСТЬЮ ОТРЕШЕННОГО ОТ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. НО ИМ ОКАЗАЛСЯ
ВПОЛНЕ СОВРЕМЕННЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК, ПРЕКРАСНО ОСВЕДОМЛЕННЫЙ О ТОМ,
ЧТО ПРОИСХОДИТ В МИРЕ АУДИО. С ЭТОГО, СОБСТВЕННО, И НАЧАЛСЯ РАЗГОВОР.
М.А.: В Западной Европе Hi-Fi, а уж High End тем более — под угрозой,
поскольку там рынок полностью переориентировался на домашний театр.
Причем в самом примитивном понимании. И что самое главное, вы — я
имею в виду прессу — этому способствуете. Журналисты раскручивают
Home Theatre так же, как японский Hi-Fi в конце 70-х, и снова происходит
подмена понятий. Вместо того чтобы говорить о качестве воспроизведения
музыки, превозносятся технологии, а ведь человек получает удовольствие
именно от звучания.
Кроме того, в Европе уже два года кризис, и аудиофильская активность
там заметно снизилась. Поэтому основные продажи почти у всех хай-эндных
фирм сейчас в Америке и Азии.
Н.Е.: Как вы думаете, повышение спроса на виниловые проигрыватели
— это мода или осознанное желание выйти на иной качественный уровень?
М.А: Мода, конечно, но это полезная мода. Многие покупают проигрыватели,
даже не имея пластинок, ради престижа. Но кое-кто по-настоящему втягивается
и остается с винилом на всю жизнь. Бывает и по-другому — начитавшись
восторженных рецензий, люди ожидают чуда, и когда его не происходит,
бывают страшно разочарованы. Но это крайности, в основном проигрыватели
приобретают те, кто получает удовольствие от музыки, записанной именно
на пластинках. Поэтому мы также занимаемся дистрибьюцией винила,
чтобы приобщить к нему как можно больше людей.
Н.Е.: Существует ли связь между вашей фирмой и лейблом Blue Note?
М.А.: К сожалению, нет. Этот лейбл принадлежит CBS (Sony) и, наверное,
даже не подозревает о существовании двойника. Наша же компания возникла
в виде общественной ассоциации, в которую поначалу входило несколько
человек. Они обсуждали музыкальные события, сами играли на многих
инструментах, слушали пластинки на различных качественных системах.
Затем коллектив разделился на две части — одна по-прежнему остается
ассоциацией, а остальные занялись разработкой Hi-Fi-аппаратуры.
Н.Е.: Bluenote производит буквально все — головки, тонармы, проигрыватели,
корректоры, усилители и акустику. Сколько же человек работает на
фирме?
М.А.: На самом деле мы почти ничего не производим, а лишь проектируем.
Два человека занимаются механикой, трое — электроникой, в т.ч. цифровой,
а специалист по акустическим системам у нас всего один. Мы делаем
сами только тонармы, усилители Demidoff и Demidoff Signature, а также
выполняем срочные заказы на некоторые компоненты. 80% продукции делается
на других предприятиях, число которых приближается к 90, а мы лишь
координируем их взаимодействие. Из 250 человек, работающих на Bluenote,
240 выполняют заказы и других Hi-Fi-фирм. Не будем же мы, в самом
деле, строить столярный цех или участок печатных плат — при нашем
объеме производства затраты не окупятся.
Н.Е.: Есть ли у вас безэховая камера для акустических измерений?
М.А.: Обычно мы испытываем акустику в реальных условиях — в демонстрационной
комнате с помощью измерительного комплекса Clio*. Если нужны более
точные результаты, арендуем большую камеру. Но должен вам сказать,
что ни одно, даже самое совершенное оборудование не обладает разрешением
и аналитическими способностями человеческого уха. Поэтому мы все
тщательно отслушиваем по многу раз. Кроме того, я не считаю, что
АЧХ должна быть абсолютно ровной. В бюджетной акустике делаем небольшой
подъем на 5 и 12 кГц, тогда музыка звучит ярче и выразительнее.
Н.Е.: Какие головки вы используете в своей акустике? Vifa, как и
все?
М.А.: Нет, как правило — итальянские CIARE. В недорогой линейке,
где все АС — полочные, напольные и центральный канал — сделаны из
дерева, установлены головки этой фирмы. В дизайнерской серии Tubular
(алюминиевые корпуса) — тоже, за исключением твитеров, которые мы
изготавливаем сами. В самых дорогих моделях установлены немецкие
пищалки Accuton, очень ценимые в хай-эндных кругах. Они выпускаются
исключительно для Blunote по оригинальным спецификациям.
Н.Е.: Однако в вашей производственной программе есть пробел — кабели...
М.А.: Мы делаем кабели, но пока не продаем их. Интерконнекты представляют
собой серебряную моножилу диаметром 1 мм, а в акустических она вдвое
толще. Вообще мы предпочитаем два типа проводника — серебро 92,5%
или медь 97,5%. Кстати, многие компании заявляют, что их кабели —
из чистого серебра, но если бы это было так на самом деле, их невозможно
было бы согнуть из-за хрупкости проводников. Поэтому серебро обязательно
нужно сплавлять с другими металлами. Кроме того, любые изделия из
чистого серебра приравниваются к ювелирным, и их очень трудно импортировать.
Звучание наших кабелей очень теплое, без резкости, без акцента на
высоких частотах, т.е. совершенно не похоже на то, что обычно дает
серебро. Вообще, все компоненты Bluenote звучат тепло и мягко, но
без потери деталей — это наше фирменное кредо.
Н.Е.: Катушки в картриджах Blunote тоже намотаны серебряным проводом?
М.А.: Нет, и прежде всего потому, что в МС-головках (а мы выпускаем
только такие), обмотка контактирует с окружающей атмосферой и легко
окисляется. Уже через две недели звучание новой головки изменится
до неузнаваемости. Кроме того, нужен очень тонкий провод, а серебро
недостаточно пластично, чтобы получить малый диаметр при качественной
внутренней структуре. Медь лучше.
Н.Е.: Почему вы предпочитаете одноопорные* тонармы? Они кажутся такими
неустойчивыми..
М.А.: Они и впрямь неустойчивы — в статическом положении. Но поставьте
его на вращающуюся пластинку... Более стабильной конструкции просто
быть не может, это самое логичное инженерное решение, обеспечивающее
наиболее точное следование иглы по канавке. Любые подшипники, какие
бы совершенные они ни были, обладают моментом трения, а значит, в
результате износа со временем возникнет люфт. Особенно это опасно
для тяжелых тонармов — а тонарм должен быть тяжелым, чтобы его собственный
резонанс был ниже 10 Гц. В юнипивотных конструкциях такой проблемы
просто не существует, можно спокойно увеличивать массу, и бас станет
чище, мощнее.
Н.Е.: Каков, по-вашему, наилучший материал для трубки тонарма? Сталь,
магний, углеволокно?
М.А.: Магниевые сплавы я не люблю, из них заготовки сначала приходится
отливать, затем обрабатывать начисто. Это неудобно. Сталь слишком
резонирует, ее трудно задемпфировать. Углеволокно, с которым мы долго
возились, наоборот, чересчур мертвое, оно не способно воспроизводить
музыку. Остается титан и алюминий, но последний не обладает необходимой
прочностью. Мы используем титан, т.к. он позволяет довести толщину
стенок до 0,1 м и трубка не ломается.
Н.Е.: Давайте поговорим об усилителях. Я видел схему Demidoff, и
она показалась мне очень традиционной, так делали еще в начале 70-х
годов прошлого века. Вы принципиально не признаете современную схемотехнику?
М.А.: Мы признаем, прежде всего, простоту и прозрачность тракта.
По какой схеме выполнен выходной каскад, не так уж и важно, главное,
как сделан источник питания и какое у усилителя шасси. Мы экспериментировали
с разными источниками и трансформаторами, включая тороидальные, но
остановились на EI сердечнике** и выпрямителях с дроссельной нагрузкой.
Так делали в лучших ламповых усилителях не случайно — импульсы выпрямленного
тока, а следовательно, и переходные процессы в шинах питания при
этом минимальны. Сейчас работаем над стабилизированным импульсным
источником с низким выходным сопротивлением. Планируем поставить
его в новый многоканальный усилитель мощности, который появится в
сентябре. При высоком потребляемом токе импульсному питанию просто
нет альтернативы.
Силовые и мощные сигнальные шины в «Демидове» разведены толстой медной
лентой, при этом снижаются потери и, соответственно, вредные магнитные
поля. Почему-то считается, что усилитель — электронный прибор. Это
очень серьезная ошибка. Усилитель — электромеханический прибор, как
и проигрыватель или акустическая система. Соберите одну и ту же схему
на легком алюминиевом шасси и на литой раме, и вы тут же услышите
разницу.
Н.Е.: Говорят, у Bluenote появился DVD-проигрыватель?
М.А.: Да, но мы его еще никому не показывали. В нем установлен пишущий
компьютерный привод и многоканальный декодер. Почему-то считается,
что компьютерная механика хуже, чем обычная, но это не так. Она программно
идеально стыкуется с теми чипами, которые мы применяем в качестве
видео-ЦАПов. Это, по сути, такие же процессоры, как и Intel, Pentium
и т.д. Единственная проблема, с которой мы столкнулись — написание
софта для графического дисплея. Листинг программы занимает 300 страниц,
и это только для того, чтобы дисплей отображал минимально необходимую
информацию!
Н.Е.: Получается, что и вы вынуждены подчиняться рыночным тенденциям.
Похоже, аудио действительно под угрозой...
М.А.: Я думаю, что Hi-Fi не исчезнет, по крайней мере, в Италии точно.
Просто его становится все меньше, а стоит он все дороже. n
* Clio — недорогой компьютерный комплекс, дающий вполне достоверные
результаты. Мы используем его в редакции при измерении параметров
АС и усилителей.
* Одноопорные, или юнипивотные (unipivot), тонармы свободно качаются
на вертикальной игле.
** У нас это железо называется «Ш».
|