Польский барабанщик Яцек Кохан начинал У себя на родине в конце
70-х, но в 80-е эмигрировал сначала в США, а потом — в Канаду.
С середины 90-х годов снова живет в Европе и пропагандирует в Старом
Свете ту вроде бы сравнительно новую смесь джаза, рока, этно и
новой электроники, типичную для нью-йоркского Даунтауна. Но фактически
продолжающую электрическую стилистику позднего Майлза Дэйвиса.
Особенно если в группе есть трубач, как в данном случае Cuoтg Vu
(известный по проектам Пэта Метини). В заглавной композиции (что
переводится как «Новая дорогая голова» и значит ровно то, что вы
сами в это название вкладываете) вообще цитируется «Funky Tonk»
с пластинки Дэйвиса — «Live/Evil» 1971 года. Да и электрогитарист
Eivind Aarset (из модных джазовых проектов Нильса Петера Мольвэра)
больше всего напоминает Джона Маклохлина того периода. В квартете,
записавшем новый альбом Кохана, также играет тенор-саксофонист
Скерик (из группы экзотического нью-эйджа Tuatara). В целом современный
космополитический джаз, но для проекта такого класса определенно
не хватает воздуха, контраста и целенаправленности. Даже в композиции
с польским названием «Lai-sien-kee» (читай — «Лазенки») нет никакого
национального колорита.
ERIC BIBB, ROROY BLOCK, MARIA MULDAUR
“SISTERS AND BROTHERS”
Telarc
Ироничное название — «Сестры и братья». Так обращаются друг другу
черные американцы. И уж если оно употреблено по отношению к двум,
пардон, отнюдь не юным белым дамам — это определенно дорогого стоит.
Формально диск трех вокалистов Эрика Бибба, Рори Блок и Марии Малдор
— не джаз, а современный блюз, а значит — с таким же успехом, мог
бы появиться в нашей рубрике «Rock Альбом». Но любителям джаза
надо время от времени напоминать о том, что далеко не все jazz,
что этим термином обозначается (особенно в сочетаниях со словами
вроде acid, nu, smooth и т.д. и т.п.). И наоборот — о том, что
до начала 50-х у блюза и джаза были общие хит-парады, отделы в
магазинах пластинок, и главное... одни и те же музыканты. Как,
например, оркестр Джея Макшэнна, на последней пластинке которого,
между прочим, поет Мария Малдор, а на первых — в начале 40-х дебютировал
сам Чарли Паркер. Эрик Бибб — сын специалиста по общим с джазом
блюзовым корням Леона Бибба (между прочим, какими-то неисповедимыми
путями добравшегося до Москвы в середине 60-х!). Хотя Рори Блок
написала пособие по блюзовой гитаре, играет здесь больше джазовое
фортепьянное трио (конгениальный дуэт обеих певиц — Traveling Woman
Blues). Иногда подпевки звучат совсем как в джазовой doo-wop группе.
В конце концов, манера пения Малдор в композиции «Bessie's Advice»
свидетельствует о том, чему певица научилась у великой Бесси Смит,
которой аккомпанировал сам Луи Армстронг.
CHERYL BENTYNE
«TALK OF THE TOWN»
Telarc
В отличие от второй вокалистки знаменитого вокального квартета
Manhattan Transfer Дженис Сигел, Шерил Бентайн (но можно и Черил
Бентин) не записывала сольных проектов с начала 90-х. И вот в течение
полутора лет — сразу три, причем на независимом японском лейбле
King. Настоящий — первый (и, по-моему, лучший) из всех трех. Хорошо,
что сначала Сигел заключила контракт с Telarc, потом муж Бентайн
(пианист и продюсер) договорился о переиздании альбомов на этой
же фирме, и прошлой осенью уже весь квартет выпустил live-альбом,
оказавшись в сетях Telarc'a. «Talk of the Town» очень напоминает
прошлогодний диск Сигел «I Wish You Love» — схожий классический
репертуар из бродвейских «стандратов» и даже один музыкант (неожиданно
лиричный David «Fathead» Newman) участвует в обоих проектах. Но
если альбом Сигел откровенно перепродюсирован, тем более что, например,
в наше время многократным наложением голоса никого не удивишь,
то у пианиста, мужа и продюсера Эллена все значительное скромнее
и естественнее: вместо студийных трюков на подпевках — не кто-нибудь,
а Take 6. Жаль, только в одном номере — «Girl Talk». Звучит альбом
так, как будто бы Эллу Фитцджеральд застали дома, и она безыскусно
напевает для своих гостей-музыкантов, которые ей то подпевают,
то подыгрывают. Репертуар великой Эллы удается («You'd be so Nice
to Come Home to») Шерил Бентайн особенно хорошо. Приятный сюрприз:
Pannonica Телониуса Монка с теми словами, которые написал для Кармен
Макрей Джон Хендрикс.
BROETZMANN/VAN HOVE/ BENNINK
FMP 0130
Atavistic Records
Саксофонист Петер Бретцман, бельгийский пианист Фред ван Хове и
голландский барабанщик Хан Бенинк записали этот альбом в 1973 году,
и его выпустила новая независимая фирма FMP. Обратите внимание,
что логотип компании и фирменный номер долгоиграющей пластинки
тех лет вынесен в название переиздания, осуществленного чикагской
компанией, принадлежащей главному пропагандисту европейского фри-джаза
в США — Кену Вандермарку. Авангардный поток свободной коллективной
импровизации — ровно 30 лет назад, но не менее революционный, чем
сегодняшние записи самого Вандермарка, а также Эллери Эскелина
и Мэтью Шиппа.
SIMON NABATOV & HAN BENNINK
“CHAT ROOM”
Leo Records*
Для начала вот один ряд имен: Ольга Конькова, Евгений Маслов, Симон
(Семен) Набатов. Это имена джазовых пианистов/пианисток, получивших
образование еще в СССР, но сделавших себе имя уже в эмиграции.
А вот второй ряд: Сесил Тэйлор, Мэтью Шипп, Фред Херш. Это американские
пианисты, в дуэте с которыми выступал выдающийся нидерландский
барабанщик Хан Беннинк, сооснователь знаменитого объединения ICP.
А поставьте одно имя из первого списка во второй — и вам все станет
ясно. Да, живущий в Германии американский гражданин Набатов вполне
достоин стать в один ряд с конгениальными партнерами Беннинка.
Бенинк — ударник-шумовик, и Набатов отлично приспосабливается к
«новому нидерландскому свингу»; кажется, что наш пианист просто
ждал адекватного партнера, чтобы перейти от авангарда (даже в его
«Мастере и Маргарите» практически нет никакого ретро) к постмодернистскому
диалогу с прошлым («Chat Room», «the Lost One»). А Беннинку приятно
тряхнуть стариной и вспомнить классический free jazz. В общем,
идеальное партнерство!
Net—джазу
www.freejazz.org
www.freejazz.org — вроде бы очень скромный сервер. Скромный список
линков. Минимум новостей (присланных пользователями). Состоящий
в основном из одних discussions. Но тем для обсуждения по этому
адресу — десятки, и они очень серьезные, причем участвуют и сами
музыканты, продюсеры, критики. Так что если вам хочется поговорить
и о (свободном) джазе в целом, о чем-то абстрактном (например,
философии джаза) и конкретном (о том же Бретцмане, например) —
тоже, то наверняка какая-нибудь thread найдется.