варианты • #5/2004

Антон КОЛОМИЙЦЕВ *

КОГДА СТЕНЫ ПОМОГАЮТ

комната до 30 м2, $35397

ЕДВА ЛИ НЕ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ ВОЗНИКАЕТ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОМАШНЕГО КИНОТЕАТРА В ЖИЛОЙ КОМНАТЕ — КУДА СПРЯТАТЬ КОЛОНКИ? ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ, КОНЕЧНО, ЗАМУРОВАТЬ ИХ В СТЕНУ, НО ОБЫЧНО АКУСТИКЕ IN-WALL ПО ЗВУЧАНИЮ ПОКА ДАЛЕКО ДО ТРАДИЦИОННОЙ. СЕГОДНЯ МЫ ПОИЩЕМ ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ЭТОГО ПРАВИЛА.

Дело в том, что при создании встроенной акустики приходится идти на многие компромиссы. Самое неприятное, что из-за малой глубины корпуса сокращается его объем, поэтому не удается получить не то что баса, а даже приличной нижней середины. Вторая проблема связана с невозможностью пространственного ориентирования колонок, и зона оптимального прослушивания получается либо слишком узкой, либо оказывается не там, где надо. Поворотные пищалки частично улучшают локализацию, но только на высоких частотах. И наконец, вследствие отражений от поверхности стены возникает интерференция звуковых волн, от которой в ящичных колонках обычно избавляются, сужая лицевую панель.

Об американской фирме Legacy мы подробно рассказывали в мартовском номере журнала. Напомню, что при проектировании своей акустики ее инженеры пытаются свести к минимуму и интерференцию, и отражения от пола и потолка. Причем делают они это, подбирая динамики с особой диаграммой направленности и устанавливая их под определенным углом к передней панели. Вполне логично, что при таком опыте компания решила пополнить свой каталог колонками in-wall хай-эндного класса. В линейке, которую назвали Harmony, всего две модели — Front и Center. Хотя они явно предназначены для кино, многие покупают фронтальные АС, чтобы слушать музыку. Говорят, получается неплохо.

Начнем с того, что в этих колонках глубиной всего 152 мм стоят совершенно «взрослые» динамики. В трехполосных фронтальных, например, помимо 12-дюймового низкочастотника, установлен пассивный радиатор такого же диаметра, две СЧ-головки с мягкими гелевыми диффузорами и шелковая пищалка с неодимовым магнитом. Излучатели такого калибра не часто встретишь в обычной акустике, не то что во встраиваемой.

Но главный параметр, который должен знать инсталлятор — установочный размер. Под Harmony потребуется ниша глубиной всего 90 мм, ее можно вырезать практически в любой квартире. Чтобы вибрации корпуса не передавались на стену, в зазор укладывается резиновый поглотитель (в комплекте). Работа колонок не будет ощущаться и в смежной комнате, т.к. их задняя стенка хорошо заглушена. Стык по периметру закрывается декоративной рамкой под цвет передней панели, отделываемой натуральным шпоном (существует несколько вариантов) и закрывается изящными тканевыми сетками. Это, кстати, еще одно существенное отличие Harmony от аналогичных изделий других фирм — вместо круглых тарелок с белой металлической решеткой вам предлагают вещь, которая будет гармонировать с дорогой мебелью.

Но я отвлекся. Применение пассивного радиатора позволило снизить диапазон частот, воспроизводимых фронтальными АС, до 38 Гц. Кроме того, по сравнению с фазоинвертором такое оформление дает лучшие импульсные характеристики. Говоря проще, колонки лучше воспроизводят резкие пики сигнала и поэтому звучат четче, контрастнее.

Для расширения диаграммы направленности в горизонтальной плоскости среднечастотные динамики развернули в стороны. Дюймовый твитер, утопленный в массивную деревянную накладку, имеет большой угол излучения за счет получившегося при этом рупора. Вся СЧ/ВЧ-панель спроектирована таким образом, что акустическое взаимодействие между драйверами и стеной, в которую врезана колонка, минимально.

Такая же сборка (и так же горизонтально) установлена в центральном канале. Это полезный принцип — одинаковые драйверы в силу идентичности частотных и фазовых характеристик создают более однородное поле в том случае, если акустику не удается поставить в комнате правильно (а так почти всегда и бывает). Центр тоже трехполосный — частоты до 80 Гц воспроизводятся парой 8-дюймовых вуферов с поликарбонатными диффузорами. Верхняя рабочая частота обеих АС — 25 кГц.

Сабвуфер Point One прекрасно дополнит нашу систему, поскольку работает от 10 Гц. У него тоже два излучателя. На задней стенке установлен активный, с 15-дюймовым алюминиевым диффузором, а снизу — пассивный бумажный такого же диаметра. Встроенный усилитель мощностью 1 кВт имеет очень низкое выходное сопротивление, благодаря чему эффективно демпфирует тяжелую подвижную систему. Для снижения искажений на самых низких частотах в схему введен «сервопривод» — датчик, следящий за ускорением диффузора.

Помимо колоночных входов, предусмотрены два линейных — фильтрованный и прямой. Последний пригодится в том случае, если НЧ-коррекция производится в процессоре, тогда два фильтра не будут накладываться друг на друга. Встроенный кроссовер 6-го порядка перестраивается в пределах 45 — 150 Гц.

Тыловые колонки MiST дипольные, на противоположных боковых стенках установлены кевларовый мидбас и пищалка с титановым куполом. Акустика спроектирована таким образом, чтобы неразрывное звуковое поле создавалось при ее размещении и на задней, и на боковых стенах комнаты. Корпус плоский, поэтому внешне не диссонирует со встроенным фронтом и центром.

Системы раскачивались оконечником Legacy Powerbloc5 мощностью 5 х 300 Вт. Его большой выходной ток (до 25 А) и солидный демпфинг-фактор позволяют уверенно контролировать любую нагрузку.

Очень интересен и процессор NexsStep, несмотря на то, что эта модель старая и снимается с производства. Он поддерживает все форматы 5.1 и может настраиваться под конкретное помещение в автоматическом режиме. При этом определяется не только уровень громкости каждого канала, но и оптимальное время задержки. Кроме того, мощный DSP осуществляет бас-менеджмент и способен реализовать массу звуковых режимов с индивидуальной коррекцией, включая и такой сложный, как CineQ. Люминесцентный дисплей, необходимый при калибровке, на время просмотра лучше выключить. Помимо качественного тракта, в аппарате имеются коммутаторы аудио- и видеосигнала. NexsStep комплектуется обучаемым пультом SRC-2000 с сенсорным экраном. Он здорово облегчает жизнь владельцу, избавляя его от однообразных операций, которые приходится проделывать при каждом включении и выключении системы. Макрокоманды записываются в память, и чтобы выполнить любую из них, достаточно коснуться нужной зоны на экране. Пульт программируется под любой брэнд, так что вам не нужно будет держать под рукой еще несколько — для телевизора, проигрывателя или диммера.

При наличии встроенной акустики монитор должен быть плоским, иначе теряется весь шарм нашей инсталляции. Плазменная панель — вот что подойдет лучше всего. Одна из лучших моделей на рынке — 42-дюймовый телевизор Loewe Spheros с разрешением 1024 х 1024 и контрастностью 400:1. У него очень естественная картинка с правильной цветопередачей, и кроме того, немецким инженерам удалось избавиться от многих артефактов, присущих плазменным дисплеям. Наличие прогрессивной развертки и двух тюнеров для PIP — тоже весомые аргумента «за».

Есть прогрессивная развертка, причем в PAL, и в DVD-проигрывателе Harman/Kardon D30. Благодаря современному видео-ЦАПу британской корпорации Wolfson Microelectronics он при не очень уж высокой цене способен порадовать своей картинкой даже очень взыскательного любителя кино.

Ставим концертный DVD «Аквариум — 30 лет» с отлично записанным саундтреком. Картинка изобилует цветовыми контрастами, резкими перепадами освещенности и поэтому довольно сложна для воспроизведения. Звуковая сцена явно узковата — фронтальные колонки установлены слишком близко друг к другу. Но с этим ничего не поделаешь, мы слушали их на демонстрационном стенде, габариты которого были ограничены. Приходится садиться ближе и увеличивать уровень в тыловых каналах. NexsStep логично и быстро перестраивается на лету. Во избежание коммутационных помех линейные выходы в это время отключаются. Пульт с крупным светящимся в темноте экраном очень удобен, но чтобы его освоить, лучше прочитать прилагаемую к нему инструкцию.

Еще одна особенность системы, с которой мы столкнулись — акустическое взаимодействие основной акустики и сабвуфера. Поскольку Harmony Front и сами воспроизводят довольно низкий бас, на некоторых частотах возникает интерференция, от которой «заводится» комната. В театральном режиме фронтальный сигнал лучше подрезать снизу герц до 70 — 80, а сабвуферный — сверху примерно до этой же частоты. Конкретное значение зависит от акустических характеристик помещения. В стереоварианте саб лучше вообще отключить, подав на колонки полную полосу. Баса будет вполне достаточно.

После внесенных изменений звуковая картина стала на удивление достоверной. Сзади — огромный зрительный зал (аплодисменты, свист, крики и все такое) а спереди — настоящая сцена, которую можно нарисовать даже мысленно с закрытыми глазами. Центральный канал передает малейшие тембровые оттенки голосов, включая и самый нижний регистр. Хорошо слышна разница между AC-3 и DTS, в последнем случае звук словно оживает, звон тарелок перестает напоминать шуршание песка.

Картинка яркая, динамичная. Единственная проблема, присущая всем плазменным панелям, — недостаточная контрастность на темных участках. Хотя стоит признать, что у телевизора Loewe этот эффект сведен к минимуму. Очень естественно выглядят красный и синий цвета, контуры объектов четкие. В прогрессивном режиме изображение становится мягче, но мелкие контрастные детали начинают переливаться и искриться. Это неизбежное следствие цифровой обработки видеосигнала.

«Терминатор-3», дорожка DTS. Сабвуфер не столько слышен, сколько ощущается телом — вибрации передаются на пол, кресло и даже журнальный столик. Грохот в сцене автомобильной погони (кран, сносящий все на своем пути) состоит из отдельных звуков, которые прекрасно идентифицируются на слух. Многие системы упрощали эти фрагменты, выдавая лишь общий фон с отдельными узнаваемыми деталями.

Компакт-диски, как я уже говорил, лучше слушать без сабвуфера, если только вы не хотите разложить два канала на шесть в режиме Matrix. В стереоварианте акустика Harmony даст сто очков вперед большинству хай-файной, даже более дорогой. Разве что сцена несколько уплощена, что, в общем, не удивительно — внутрь стены она уйти не может. Но при этом динамичность, глубокий бас, прекрасная локализация источников создают полную иллюзию, что играют объемные, не замурованные АС. n

Система:

DVD-проигрыватель Harman/Kardon D30 $520

Процессор Legacy NexsStep $3900

Пятиканальный усилитель мощности Legacy Powerbloc5 $3750

Акустика (в исполнении rosewood)

фронтальная Harmony Front $4680 (пара)

центральный канал Harmony Center $2541

тыловая MiST $2541

сабвуфер Point One $3465

Плазменный монитор Loewe Spheros Wall 57436 U61 $14000

Итого: $35397

 

   
ListenListen
ListenListen

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"