ПОХОЖЕ, ЧТО РОССИЙСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ТЕЛЕВИЗОРОВ ВСТУПИЛИ НАКОНЕЦ
В ПОРУ ЗРЕЛОСТИ. ОНИ СОРЕВНУЮТСЯ С МИРОВЫМИ ГРАНДАМИ НЕ ТОЛЬКО В
НИШЕ 14 И 21 ДЮЙМ, НО И ПОСТЕПЕННО ОТВОЕВЫВАЮТ СЕБЕ МЕСТО В СЕКТОРЕ
МОДЕЛЕЙ С БОЛЬШИМИ ЭКРАНАМИ. ПОЭТОМУ БУДЕМ РАССМАТРИВАТЬ ИХ НА РАВНЫХ
С ЗАРУБЕЖНЫМИ.
ЕСЛИ ВСКРЫТЬ ЛЮБОЙ СОВРЕМЕННЫЙ ТЕЛЕВИЗОР и заглянуть внутрь, то окажется,
что комплектующие для него изготовлены чаще всего совсем не там,
где базируется штаб-квартира брэнда. Сегодня отечественным производителям
доступны любые кинескопы, микросхемы и пассивные компоненты — были
бы только деньги. Казалось бы, покупай то же самое, что лидеры, и
делай, ведь для того, чтобы собрать пару-тройку телевизоров из импортных
деталей, ничего нового изобретать не надо. Однако наладить крупное
промышленное производство с гарантией качества и по сносной цене
совсем не просто. Тем не менее, лед тронулся, и сборку в промышленных
масштабах сегодня осуществляют десятки российских предприятий, оснащенных
современным оборудованием. На многих заводах квалификация персонала
вполне позволяет разрабатывать и выпускать самые современные модели.
До сих пор мы тестировали импортные и отечественные телевизоры раздельно,
считая, что сравнивать их некорректно, но со временем убедились,
что и наши заводы могут делать достойную продукцию. К тому же появились
совместные предприятия, а также российские заводы со 100-процентным
иностранным капиталом, и четко провести грань между своими и чужими
часто оказывалось невозможным. С удовлетворением отмечаем, что наши
не плетутся в хвосте у ведущих фирм, а стремятся выпускать вполне
конкурентоспособные модели. И хотя из 10 тестируемых телевизоров
всего 3 российских, набрать их можно было бы гораздо больше, но ведь
журнал не резиновый. Для осмысления ситуации на рынке и этого достаточно.
Забегая немного вперед, заметим, что все аппараты собраны из качественных
комплектующих, но их чувствительность, особенно по звуку, оказалась
совершенно разной. В чем же дело? А в том, что российский стандарт
звука DK отличается от европейского BG и английского I частотой поднесущей,
которая у нас составляет 6,5 МГц, в Западной Европе — 5,5 МГц, а
в Великобритании — 6 МГц. Во всех современных телевизионных приемниках
применяется супергетеродинная схема с общим трактом, по которому
идет и изображение, и звук. Для того чтобы потом правильно их декодировать,
усилитель промежуточной частоты должен подавить поднесущую звука
относительно сигнала изображения на 20 дБ (в 10 раз). Если недоослабить
звук, то он помешает изображению и на экране появятся горизонтальные
полосы, изменяющиеся в такт с громкостью. Если же его переослабить,
то, во-первых, получим плохую чувствительность по звуку, во-вторых,
в динамиках будет слышен характерный гул при появлении титров или
контрастных надписей на экране — картинка «пролезет» в звук. Низкая
чувствительность по звуку — это еще и помехи в аудиотракте, хотя
изображение еще вполне приличное.
Частотная характеристика усилителя промежуточной частоты формируется
фильтром на поверхностных акустических волнах (ПАВ). В недорогих
моделях установлен фильтр ПАВ, подавляющий на 20 дБ европейский стандарт
звука — 5,5 МГц, а величина ослабления нашей поднесущей 6,5 МГц вообще
не нормируется. Естественно, что на ней сигнал звука ослабляется
гораздо больше. Исследования телевизоров с низкой чувствительностью
по звуку DK, проведенные в редакции, показали, что по BG их чувствительность
в несколько раз выше. В принципе, этого быть не должно, и в моделях,
ориентированных на российский рынок, следует ставить фильтры с характеристикой
под наш стандарт. Надо сказать, что такие уважаемые компании, как
Panasonic, Samsung, Sharp, Sony и некоторые другие при поставке своих
телевизоров в Россию выполняют эти требования, в то время как многие
их просто игнорируют. Отрадно также заметить, что специалисты завода
«Рубин» в своих аппаратах часто вместо импортных устанавливают фильтры
ПАВ российского производства, изготовленные в соответствии с нашими
стандартами.
POWER OFF
ВCЕ УЧАСТНИКИ НАШЕГО ТЕСТА ОСНАЩЕНЫ современными кинескопами с
плоским экраном, способны работать с родным стандартом SECAM D/K,
а также в PAL, который довольно часто используется в кабельном
телевидении. Любители американских видеофильмов посмотрят их в
цвете — каждый аппарат успешно принимает NTSC3.58 и NTSC4.43. У
пяти импортных телевизоров — тюнеры с цифровым синтезатором частоты,
обеспечивающим более быструю и качественную настройку. Две модели
(Daewoo и JVC) показывают «картинку в картинке», совсем как дорогие
с большими экранами. Восемь аппаратов — со стереозвуком, а четыре
(JVC, Rolsen, Samsung и Sharp) имеют звуковой процессор, преобразующий
обычное моно в псевдостерео. Лишь два — отечественный Rubin и импортный
Panasonic — отстали со своим монофоническим звуком. К сожалению,
лишь один из десяти (Sony) способен принимать цифровой звук NICAM,
который активно внедряется в наше телевизионное вещание. Четыре
аппарата (Daewoo, JVC, Samsung и Sony) легко справляются с форматом
16:9, пять из десяти имеют часы и все виды таймеров, которые вовремя
включат интересную передачу и не забудут выключить телевизор. Семь
оснащены телетекстом, причем пять — на кириллице. Наконец отметим,
что все, кроме Panasonic, способны воспринимать качественный видеосигнал
(S-Video, YPbPr или RGB).
Рассмотрим теперь модели по порядку.
Daewoo KR-2132FLP — один из самых «навороченных», т.к. имеет редкую
для этого класса «картинку в картинке» и компонентный вход. У него
целых три формата кадра, ЭКО-сенсор, игры, часы и все виды таймеров.
Меню на русском языке, но телетекст пока без кириллицы. В то же
время чувствительность по звуку оказалась ниже средней, а само
звуковое сопровождение — с искажениями. Снизило общую оценку и
темное пятно на краю экрана, но можно надеяться, что этот недостаток
относится только к конкретному образцу.
Funai S2100PF — оснащен стереоусилителем и входом S-Video, позволяющим
получить хорошее качество картинки с DVD. У него 4 предустановки
изображения, возврат к предыдущей программе, несколько таймеров,
встроенный календарь, игра «Тетрис» и самый широкий диапазон напряжений
питания. Однако чувствительность по звуку средняя, иногда наблюдаются
изгибы вертикальных линий. Кроме того, на большой громкости динамики
слегка перегружаются.
JVC AV-2137V1 — прекрасно оснащенный телевизор с «картинкой в картинке»,
компонентным и S-Video-входами, двумя форматами кадра, ЭКО-сенсором,
функцией шумопонижения, звуковым процессором, русским телетекстом
и многим другим, кроме часов. Качество изображения отличное, но
немного подвела четкость цветовых переходов и невысокая чувствительность
по звуку. Звуковой тракт воспроизводит низы начиная с 80 Гц, но
на 160 Гц корпус слегка резонирует.
LG LAFINION 55 — самый элегантный аппарат в тесте, с «Турбо Звуком»,
«Турбо Изображением» и ЭКО-системой, автоматически оптимизирующими
его параметры. Для качественных источников имеются RGB-входы на
SCART. Пара встроенных игр способна развлечь и детей и взрослых.
Изображение в целом отличное, но немного подводит недостаточная
четкость цветовых переходов. Звучание регулируется 5-полосным эквалайзером,
и на громкости вплоть до средней его качество на высоте.
Panasonic TC-21PM70R — декодирует 17 стандартов цвета и звука,
имеет индивидуальную настройку цветности программ, регулировку
цветовой температуры, автоматическое выравнивание громкости звука.
Однако отсутствие компонентных видеовходов сказывается на качестве
изображения с DVD, цветовые переходы слегка размыты, заметна рябь
на стыках. Монофонический звук четкий и разборчивый, но немного
не хватает низких частот.
Rolsen C21R95 — сам себе проводит диагностику, выдавая зрителю
резюме, имеет автоуровень громкости, стереозвук, эквалайзер, видеовход
S-Video, по 4 пресета звука и изображения, телетекст, часы и все
виды таймеров. Только у него внизу есть третий динамик, отвечающий
за передачу диалогов. Отличный кинескоп и качественно выполненная
общая настройка выводят его по изображению в число лидеров. Однако
чувствительность тюнера по звуку оказалась чуть ниже средней.
Rubin 55-FM09T-8 — хорошо оснащен во всех отношениях, кроме звука
— он у него монофонический. Единственный аппарат, меню которого
разработано российскими специалистами и поэтому немного замысловатое.
Имеются три игры на разные вкусы, RGB-вход на SCART, будильник
и защита от детей с помощью цифрового кода. Чувствительность тюнера
выше всяких похвал, изображение с эфира и DVD-плеера приличное,
эффективно работает функция «Контраст+». Звуковой диапазон решительно
урезан и по низам, и по верхам, зато заметных искажений нет даже
на максимальной громкости.
Samsung CS21-A11MHQ — надежно защищен от превратностей жизни в
России стабилизатором питания с диапазоном до 300 В и усилителем
слабого сигнала. Прекрасно оснащен: у него три формата экрана,
два SCART’a, телетекст, эквалайзер, псевдостерео и «Турбо Звук»
с подчеркиванием низов, а также полный набор таймеров. Изображение
отличное, с высокой четкостью цветовых переходов, все картинки
тестового диска CS21-A11MHQ выдал без замечаний. Однако на полной
громкости задирать низы не рекомендуется — возможны искажения.
Sharp 21E-FG3RU — специально спроектирован для российских условий,
имеет чувствительный тюнер и русский телетекст, стереоусилитель
и звуковой процессор, а также компонентные видеовходы. Качество
изображения хорошее — с высокой четкостью цветовых переходов, яркими
и насыщенными цветами, но справа на краю экрана заметно несведение.
Звук громкий и чистый, процессор эффектно превращает монозвук в
объемный. Однако по паспортным данным у него узкий диапазон напряжений
питания, да и потребляет он больше всех.
Sony KV-21CL10K — продемонстрировал исключительно высокое качество
картинки с отменной четкостью черно-белых и цветовых переходов,
хорошей различимостью градаций серого и черного. Чувствительность
тюнера одинаково приличная как в PAL и SECAM, так и по звуку. Звучание
безукоризненное даже при максимальной громкости. KV-21CL10K выгодно
отличается от других участников функциями центровки и поворота
растра, помогающими в сложных условиях.
По изображению, звуку и другим критериям в число лидеров вырвались
Samsung, LG, Sony и Rubin. Хорошо известно, что за высокое качество
надо платить, и Sony стоит существенно дороже остальных участников.
Тем не менее, оказалось, что и за $173 тоже можно сделать вполне
конкурентоспособный аппарат. Приняв во внимание финансовые возможности
большинства россиян, мы решили присудить Grand Prix телевизору
Samsung CS21-A11MHQ, а «Рекомендации» — Sony KV-21CL10K, Rubin
55-FM09T-8 и LG Lafinion55. n
Фирма
Daewoo
Funai
JVC
LG
Panasonic
Rolsen
Rubin
Samsung
Sharp
Sony
Модель
KR-2132FLP
S2100PF
AV-2137V1
LAFINION 55
TC-21PM70R
C21R95
55-FM09T-8
CS21-A11MHQ
21E-FG3RU
KV-21CL10K
Цифровой гетеродин
да
нет
нет
да
да
нет
нет
нет
да
да
Стандарты изображения и звука
PAL/ SECAM, BG/DK/I, Video NTSC
PAL/ SECAM, BG/DK/I, Video NTSC
PAL/ SECAM/ NTSC3.58/ NTSC4.43, BG/DK/I/M
PAL/ SECAM, BG/DK/I, Video NTSC
PAL/ SECAM/ NTSC3.58/ NTSC4.43, BG/DK/I/M
PAL/ SECAM, BG/DK, Video NTSC
PAL/ SECAM, BG/DK/I, Video NTSC
PAL/ SECAM/ NTSC3.58/ NTSC4.43, BG/DK/I/M
PAL/ SECAM, BG/DK/I, Video NTSC
PAL/ SECAM, BG/DK, Video NTSC
Чувствительность PAL/SECAM/Звук, мкВ
35/32/56
25/25/45
35/32/63
25/40/20
22/35/35
35/45/56
20/32/16
18/40/16
18/45/18
32/35/32
Яркость в центре
245
205
290
365
250
235
190
270
240
340
Горизонт. Четкость, твл
370
340
400
360
390
380
360
390
360
400
Мощность АС, Вт
2 х 7
2 х 5
2 х 5
н.д.
2 х 3,5
н.д.
н.д.
2 х 10
н.д.
2 х 5
Автоуровень/огр.громк.
нет/нет
нет/нет
да/нет
да/нет
да/нет
да/нет
нет/да
да/нет
нет/нет
да/нет
Стерео/Псевдостерео
да/нет
да/нет
да/да
да/нет
нет/нет
да/да
нет/нет
да/да
да/да
да/нет
Тембр/эквалайзер
да/нет
нет/нет
да/нет
нет/да
нет/нет
нет/нет
нет/нет
нет/да
да/нет
да/нет
Пресеты звука/изоб.
нет/3
нет/4
нет/3
4/4
нет/2
4/4
нет/5
4/4
Нет/нет
3/3
Картинка в картинке
да
нет
да
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
Цветовая температура
нет
нет
да
да
да
да
да
да
да
нет
Шумоподавление
нет
нет
да
нет
нет
нет
да
да
нет
нет
Форматы кадра
4:3,16:9, Zoom
4:3
4:3,16:9
4:3
4:3
4:3
4:3
4:3,16:9, Zoom
4:3
4:3,16:9
Часы
да
да
нет
нет
нет
да
да
да
нет
нет
Таймеры вкл./выкл.
да/да
да/да
нет/нет
да/да
нет/нет
да/да
да/да
да/да
да/да
да/да
Таймеры сна/авт.
да/да
да/да
да/да
да/да
да/да
да/да
да/да
да/да
да/да
да/да
Защита от ребенка
да
нет
да
да
да
да
да
нет
нет
нет
Разъемы на лицевой
AV2 —
AV2 —
AV3 —
AV2 —
AV1 —
AV2 — 3 x RCA
AV2 —
AV2 —
AV2 —
AV3 —
или боковой стороне
3 x RCA
3 x RCA
3 x RCA
3 x RCA
2 x RCA
+ S-Video
2 x RCA
3 x RCA
3 x RCA
3 x RCA
Разъемы на тыльной стороне
AV1 — 3 x RCA, DVD1 — 3 x RCA, DVD2 — Com-ponent
5 x RCA
AV1 — 3 x RCA + S-Video, OUT 3 x RCA
AV1 — 3 x RCA + S-Video, AV2 — Component 5
x RCA, OUT — 3 x RCA