прямая
речь
• #5/2004
Николай ЕФРЕМОВ *
ПЕСНЬ ЗИГФРИДА
СЕЙЧАС В БОЛЬШОМ БИЗНЕСЕ ОСТАЛОСЬ НЕ ТАК МНОГО ЛЮДЕЙ, ВСЕРЬЕЗ УВЛЕЧЕННЫХ
ЛАМПОВОЙ СХЕМОТЕХНИКОЙ. ЛЮК МЭНЛИ, ГЛАВА АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ VTL,
ОДИН ИЗ НИХ. НЕДАВНО ОН С ГОРДОСТЬЮ ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛ НАМ СВОЕ НОВОЕ
ДЕТИЩЕ, 800-ВАТТНЫЙ МОНОБЛОК ZIGFRIED С МИКРОПРОЦЕССОРНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ.
АППАРАТ ОЧЕНЬ НЕОБЫЧНЫЙ — НА РЫНКЕ ПОКА ТАКОГО НЕ БЫЛО, — И МЫ ПОПРОСИЛИ
РАССКАЗАТЬ О НЕМ ПОПОДРОБНЕЕ.
Л.М.: Во-первых, мы поставили микропроцессор, чтобы повысить надежность
усилителя и облегчить жизнь его владельцу. Кроме того, теперь возможно
дистанционное управление по протоколу AMX/Crestron. Состояние всей
схемы и каждой лампы в отдельности индицируется на табло. Если в
одном плече одна из запараллеленных ламп выходит из строя, то в другом
точно такая же выключается принудительно, чтобы сохранить баланс
выходного каскада. Светодиод показывает, с какой именно лампой проблема.
Кроме того, контролируется температура каждого пентода, и при перегреве
снимается анодное напряжение. Еще один важный момент — процессор
обеспечивает защиту от скачков или превышения напряжения в сети.
При переходе из пентодного режима в триодный и наоборот сначала отключается
питание, осуществляется необходимая коммутация, затем анодное напряжение
плавно доводится до необходимого уровня. Индикатор все это время
показывает, сколько секунд осталось до завершения процесса. Такое
переключение осуществляется либо нажатием кнопки на передней панели,
либо через порт RS232 от мультирумного контроллера.
Н.Е.: Не нарушается ли этим главный принцип лампового усиления —
предельная простота тракта?
Л.М.: Согласен, управление сложное, но ведь звуковой тракт «Зигфрида»
очень короткий. Конструкция моноблока двухэтажная, внизу находится
источник питания и система жизнеобеспечения, а наверху — все усиление.
Выпрямитель диодный, поскольку кенотроны хоть и дают более благозвучный
старомодный звук, но абсолютно беспомощны при токах, необходимых
для 800-ваттного усилителя. Мы, кстати, кенотроны никогда не использовали.
Кроме того, я сейчас вам продемонстрирую, какой бас дают полупроводники.
Н.Е.: Как вы считаете, для какой музыки лучше подходит триодный режим,
а для какой — пентодный?
Л.М.: Для больших музыкальных составов, с обилием инструментов и
широкой звуковой сценой, лучше тетродный режим. Триод — для вокала,
камерных ансамблей. Хотя усилитель при этом мягче и теплее, не могу
сказать, что я любитель такого звука.
Н.Е.: Какой пред подойдет для этого монстра?
Л.М.: Мы всегда демонстрируем «Зигфрид» с нашим предусилителем TL
7.5, который был очень высоко оценен «Стереофайлом» в прошлом году.
Он состоит из двух раздельных блоков — один отвечает за питание (в
нем 12 стабилизаторов) и управление, другой — собственно за аудио.
Аппарат гибридный, т.е. по напряжению сигнал усиливается двойными
триодами 12AX7, а выходные буферные каскады построены на MOSFET’ах.
Таким образом, сочетается малый уровень шумов и искажений, присущий
лампам, с невероятно низким выходным сопротивлением, которое могут
обеспечить только транзисторы. Тракт полностью балансный от входа
до выхода, и глубина обратной связи в нем очень небольшая. Главная
цель при разработке этого предусилителя — сделать его как можно прозрачнее.
У нас не было права на ошибку, т.к. VTL известна первоклассными оконечниками,
и чтобы публика приняла первый в нашей истории пред, он должен быть
совершенным.
Н.Е.: Люк, чем объясняется ваша любовь к вакууму? Все ваши усилители,
даже 1250-ваттные Wotan MB1250, были ламповыми. Не дешевле было бы
при таких мощностях использовать транзисторы?
Л.М.: В ламповом тракте все каскады, включая оконечный, усиливают
напряжение, а выходной трансформатор лишь преобразует его в ток.
Это намного полезнее для звука, чем транзисторная схемотехника, когда
сигнал разгоняется до нужной величины, а затем тормозится мощным
буфером с единичным усилением. Вдобавок транзистор — очень нелинейный
элемент, и чтобы выправить его кривизну, требуется коррекция и глубокая
ООС. Так что если делать два усилителя равной мощности и с одинаковым
звучанием, транзисторный получится дороже. Хотя для нас стоимость
аппарата никогда не была решающей, главное — качество.
Н.Е.: Тем не менее, «Зигфрид» трудно назвать исключительно аудиофильским
усилителем. Весь этот компьютерный сервис, порты для «Крестрона»,
дистанционные переключения... Похоже, компания VTL начала разворачиваться
в сторону домашнего кино?
Л.М.: Я бы так не сказал. Продвинутый сервис нужен потому, что количество
энтузиастов, готовых возиться с балансировкой ламповых усилителей
(а это нужно делать регулярно, т.к. параметры ламп со временем плывут),
становится все меньше и меньше. Мы хотели также исключить любые ситуации,
которые привели бы к порче такой дорогой вещи — например, переключению
в триод «на лету». Автоматика просто не позволит этого сделать. В
конце концов, любой из нас может забыть, что сначала нужно отключить
питание. Без дистанционного управления не обойтись, поскольку американцы
часто выносят громоздкую аппаратуру в подсобные помещения, в подвал,
например.
Наши усилители предназначены исключительно для музыки, и VTL не выпускает
ни многоканальные аппараты, ни процессоры. Мы, правда, экспериментировали
с окружающим звучанием, но только применительно к DVD Audio. Мало
кому до сих пор удалось решить главную проблему — как разместить
в комнате 6 полноценных колонок.
Кроме того, для Home Cinema вам потребуется еще проектор, экран и
мощный процессор, а поскольку большинство из нас вынуждено ограничивать
бюджет, на аудиотракт деньги выделяются по остаточному принципу.
Поэтому многие в Америке предпочитают два хороших канала шести посредственным.
Н.Е.: А вы сами что предпочитаете?
Л.М.: На мой взгляд, многоканальное аудио намного интереснее. И не
потому, что вы будете сидеть в середине оркестровой ямы, просто при
правильной коррекции можно заставить маленькую комнату звучать как
большую и наоборот. Правда, пройдет еще немало времени, пока выпускающие
компании научатся правильно записывать музыку и пересведут все свои
каталоги.
Н.Е.: Какой формат в Америке популярнее, SA-CD или DVD Audio?
Л.М.: Трудно сказать. SA-CD позиционируется как аудиофильский формат,
но проблема в том, что при однобитовом представлении сигнала в него
невозможно внести никакие изменения в цифровом виде, т.к. он не поддается
обработке с помощью DSP. Поэтому лично мне больше нравится PCM —
и по звучанию, и потому, что в этом формате записано много хорошей
музыки. Вообще, я приветствую многоканальный звук, поскольку мы сможем
продавать в 2,5 раза больше усилителей (смеется).
Н.Е.: Каковы ваши будущие проекты?
Л.М.: Прежде всего, стереофоническая версия «Зигфрида». Это будет
такая же стойка, но мощностью 400 Вт на канал. Возможно, мы ее покажем
на Мюнхенской выставке*. Затем — однокорпусной аналог предусилителя
VTL-7.5, его назвали 6.5, и на подходе еще один пред, TP 2.5 с фонокорректором.
Он будет уже полностью транзисторным, поскольку лампы сильно шумят,
а повышающие трансформаторы мы не признаем. Все модели будут с процессорами,
как и их старшие прототипы. Качество записи неуклонно растет, народ
возвращается к High End Audio, так что впереди у нас много работы.
n
* Крупнейшая немецкая выставка High End audio в этом году переезжает
из Франкфурта в Мюнхен.
|