прямая
речь
• #5/2004
Николай ЕФРЕМОВ *
БРАТЬЯ — КОНКУРЕНТЫ
ВСЕ ЗНАЮТ, ЧТО ТОРГОВЫЕ МАРКИ JBL И INFINITY
ПРИНАДЛЕЖАТ ХОЛДИНГУ HARMAN INTERNATIONAL. А ВЫ НИКОГДА НЕ
ЗАДУМЫВАЛИСЬ, КАКИМ ОБРАЗОМ КОМПАНИЯМ, ВЫПУСКАЮЩИМ СХОЖУЮ
ПРОДУКЦИЮ — В ДАННОМ СЛУЧАЕ АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ — ФАКТИЧЕСКИ
ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ, УДАЕТСЯ ИЗБЕЖАТЬ КОНКУРЕНЦИИ?
C ЭТОГО ВОПРОСА НАЧАЛСЯ НАШ РАЗГОВОР С МЕнеджерами компаний Гарри
Марделлом (Gary Mardell) из JBL и Лорентом Ролтом (Laurent Rault)
из Infinity.
Г.М.: Дело в том, что мы представляем две различные точки зрения
на хай-файный рынок. Разумеется, было бы глупо выпускать продукцию,
попадающую в одну и ту же нишу. Для большинства JBL — традиционный
брэнд, ассоциирующийся с многолетней историей и профессиональным
звуком.
Л.Р.: Infinity — это, скорее, стиль, свежее веяние моды. Ставка
делается на покупателя, желающего иметь все самое современное.
Поэтому основное внимание мы уделяем дизайну акустики. Гарри мне
не конкурент, мы же работаем в одном офисе и пользуемся единой
системой распространения, благодаря которой продукция попадает
в самые отдаленные уголки планеты. JBL и Infinity на вершине этого
бизнеса, и у нас не так уж много конкурентов извне. На фирме здоровая
атмосфера, предполагающая некоторое соревнование между отделами.
Это очень позитивный фактор, поскольку каждый из нас пытается придумать
что-то новое, чтобы продвинуть свой брэнд еще успешнее. Разумеется,
мы отслеживаем, какую долю рынка кто из нас занимает, но это дружеское
соревнование, которое идет на пользу Harman Group в целом.
Н.Е.: А исследовательские отделы, КБ, измерительные лаборатории
разные?
Г.М.: Все это у нас общее, но там работают разные команды инженеров
и дизайнеров. Разработчики Infinity, JBL и Revel сидят в соседних
комнатах, и техническая цель у них одна. Но вы же знаете, что существует
несколько способов сделать хорошо звучащие колонки. Опираясь на
одни и те же базовые принципы, каждый конструктор идет собственным
путем. У нас три безэховых камеры, лаборатория для слепого прослушивания,
специальные программы для разных групп экспертов.
Н.Е.: Из кого набираются эти группы?
Г.М.: Из потенциальных покупателей. Существует специальная программа
для обучения слушателей, ведь учитывая их мнение, мы должны быть
уверены, что они слышат правильно. Тест анонимный, никто не знает,
что он слушает, и мы не знаем имен экспертов, фигурирует лишь номер
компьютера, в который заносятся оценки. Затем сравниваем данные,
полученные по одному и тому же образцу от разных экспертов. Если
они в чем-то сходятся — им можно верить. Разумеется, это не единственный
метод, мы проводим и лабораторные измерения. Но прослушивания могут
выявить то, что не покажут приборы, — как воспринимает человеческое
ухо звучание конкретных колонок в реальном, а не заглушенном помещении.
Чаще всего так выявляются проблемы со спектральными характеристиками,
в этом случае мы идем к инженерам и говорим: «Похоже, у вас проблемы
между 300 и 400 Гц». Как правило, последующий анализ спектра это
подтверждает.
Идеальные колонки сделать очень просто — меряйте АЧХ в камере и
корректируйте ее до тех пор, пока она не станет абсолютно ровной.
Но только слушать их вам вряд ли захочется. Методика создания АС
требует умения увязать воедино субъективные и объективные данные,
в этом и заключается талант разработчика.
Н.Е.: Значит, вы не согласны с мистером Аткинсоном*, считающим,
что «каждая колонка играет так, как она меряется»?
Г.М.: Я не уверен в справедливости этого утверждения на 100% по
двум причинам:
- колонка в жилой комнате звучит не так, как в лаборатории, акустика
помещения меняет картину радикальным образом;
- человеческое ухо воспринимает звук не так, как микрофон, здесь
очень важен субъективный фактор.
Н.Е.: Что нового было создано вашими компаниями за последнее время?
Г.М.: Полгода назад состоялась мировая премьера линейки JBL Northridge.
Еще одно событие — выпуск комплектов акустики SCS для многоканальных
систем. В ближайшем будущем вы увидите массу интересных колонок,
которые выйдут под нашим фирменным лозунгом «Pro Sound Comes Home»
(«Профессиональный звук приходит в дом»). После некоторого перерыва
мы его снова подняли.
Л.Р.: Что касается Infinity, мы тоже начали запускать новинки на
международный рынок. На смену очень успешной линейкe «Альфа» пришла
новая — «Бета». Она не только лучше звучит, но и выглядит намного
современнее. Мы по-прежнему применяем технологии CMMDЄ и R.A.B.O.S.Є,
а также твитер с диапазоном, расширенным свыше 40 кГц, поэтому
колонки отлично подойдут для систем с источниками SA-CD и DVDA.
Наш отдел R&D разработал новую конструкцию рупора-волновода,
увеличивающую чувствительность твитера, и теперь он лучше согласуется
с остальными излучателями. Линейка очень гибкая — ее модели могут
работать как в стереотракте, так и в системах 7.1. Кроме того,
этот компактный набор спикеров решает сразу две задачи — экономит
деньги и место.
Г.М.: Самый большой шаг, который JBL сделала за последнее время
на рынке — в направлении многоканального звука. В наших АС начального
уровня, таких как Infinity Beta или Northridge, не так уж много
компромиссов. Вы покупаете реальные колонки, на которых можно слушать
музыку независимо от того, полочные они или напольные. Мы предусмотрели
два центра и два саба разных размеров, чтобы можно было построить
любую систему в любой комнате. Рынок требует домашний театр, и
никто не может остаться в стороне от этого процесса. Но мы также
понимаем, что сумасшедших, способных поставить в комнате 6 огромных
колонок и супермощный многоканальный усилитель, не так уж много.
Наша задача — предложить решение, приемлемое для основной массы
нормальных потребителей, которые живут в обычных квартирах.
Н.Е.: Каждый сезон все производители анонсируют новые линейки акустики,
которые, как они заявляют, звучат лучше предыдущих. И происходит
это чуть ли не с 30-х годов. Вы не видите здесь некоторого элемента
абсурда?
Г.М.: Здесь нет однозначного ответа. Разумеется, в рекламе нужно
написать что-то, чтобы заинтересовать покупателя. Но и ограничиваться
лишь косметическими изменениями нельзя, мы живем в условиях жестокой
конкуренции, поэтому надо постоянно двигаться. Если говорить о
JBL, то прогресс идет двумя путями — либо разрабатываются новые
модели с радикально улучшенными характеристиками, либо качественные
показатели, достигнутые в дорогих моделях, переходят в бюджетные
линейки. И того и другого добиваемся применением новых материалов,
разработкой более чувствительных и надежных драйверов, совершенствованием
и удешевлением технологического процесса.
Л.Р.: Infinity имеет колоссальные технологические наработки, например,
2-е поколение CMMD. Все наши усилия направлены на получение того
же качества звучания, но в корпусе меньшего объема — рынок требует
компактных АС. Кроме того, не так просто совместить музыкальность
и современный внешний вид, и только разработка принципиально новых
материалов позволяет сделать это.
Н.Е.: Но в Интернете и во многих журналах, в т.ч. и нашем, я видел
массу объявлений желающих купить колонки JBL 70-х годов. Похоже,
люди скучают по вашему «старому» звуку.
Г.М.: Пытаемся сохранить этот дух в некоторых моделях, но ведь
мир меняется. С тех пор мы успели перейти с винила на CD и с CD
на DVD и mp3. При этом меняются и требования к звуковому тракту.
Стараемся, конечно, сохранить традиции, поскольку это наша история,
имидж брэнда, но приходится учитывать и реалии. Бескомпромиссные
компании либо не выживают, либо могут претендовать лишь на крошечный
сегмент рынка. Однако в линейке К2 мы до сих пор используем рупорные
излучатели и бумажные диффузоры, которые применялись еще в ламповую
эру. Это как раз попытка адаптировать профессиональную акустику
для домашних условий. Она, конечно, не дешева, но для настоящих
аудиофилов цена не главное.
Н.Е.: Каков сейчас американский рынок, есть ли там место для хай-фая?
Г.М.: В США рынок поделен на две части — большая часть товаров
распространяется через сети супермаркетов, типа Best Buy, и там,
разумеется, никакой серьезной техники быть не может. Hi-Fi и High
End продается в небольших магазинах или напрямую через дилеров,
но ни те, ни другие не могут так же агрессивно продвигать свой
товар, как торговые сети. У меня такое впечатление, что нынешнее
поколение американцев даже не знает, что такое настоящий звук,
потому что для них существует только то, что рекламируется на каждом
углу. n
* Джон Аткинсон, один из наиболее авторитетных специалистов по
акустике, проводит измерения в журнале «Stereophile».
|