ТЕСТ
• #5/2004
Руслан ТАРАСОВ *
Acoustic Energy AELITE THREE $1450 • Jamo D450 $1590 • JPW 206
$1260 • PSB STRATUS SILVER $1386 • Ruark PRELUDE II C= 1310 •
Unisound WP2503 $1598 • Yamaha NS-6HX $1600
ПРАВИЛЬНОЕ СТЕРЕО
ТЕПЕРЬ УЖЕ ВРЯД ЛИ УДАСТСЯ УБЕДИТЬ КОГО-НИБУДЬ В ТОМ, ЧТО СТЕРЕОСИСТЕМА
МОЖЕТ БЫТЬ НИЧЕМ НЕ ХУЖЕ МНОГОКАНАЛЬНОЙ. ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ УДАЛОСЬ ЗАРАЗИТЬ
НАС ИДЕОЛОГИЕЙ «ТЕАТРА», ВЫГОДНОЙ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ИМ САМИМ. НО СТЕРЕО
ОТНЮДЬ НЕ ЗАБЫТО И ПРОДОЛЖАЕТ СОВЕРШЕНСТОВАТЬСЯ. ЧТО МЫ ВАМ СЕЙЧАС
И ДОКАЖЕМ.
В ЭТОТ РАЗ НЕ БУДЕМ РАССУЖДАТЬ О ТЕНДЕНЦИЯХ рынка и о том, что мы
взяли в тест и почему. Поговорим лучше о том, как мы слушаем музыку.
Вот у вас — да, да, конкретно у вас, — как стоят дома акустические
системы? Где нашлось свободное место, там и поставили?
Хорошо, если нет. Просто замечательно, если вы потратили время на
промеры расстояний и углов, нашли оптимальную стереобазу и отодвинули
колонки от стен — иначе говоря, поставили их так, чтобы в комнате
не возникло гулких «стояков», от которых звенят стекла, а доставляли
своим звучанием настоящее удовольствие. Вы, наверно, из тех, кто
знает, как может звучать правильное стерео. А таких сейчас мало.
Даже продавцы в Hi-Fi-магазинах, которые считают себя доками, порой
не знают этих простых истин. Даже страшно, какие советы они дают...
Почему-то, купив коробку с многоканальным кинотеатром, люди не жалеют
времени и сил на инсталляцию — сверлят стены, чтобы повесить сателлиты,
ищут подставки для фронта, расчищают место под центральный канал.
А став обладателем всего двух колонок, многие даже не считают нужным
заглянуть в инструкцию и найти в ней схему размещения и рекомендации
по установке.
Не хотите — не надо. Мы вам быстренько и доступно объясним это прямо
сейчас. Нельзя делать следующее: ставить АС широко, более чем на
2 — 3 метра друг от друга, и прятать их в углы или ниши. Старайтесь
оставить зазор как минимум в 0,5 — 1 метр между колонкой и стеной,
сориентируйте их излучатели АС на кресло или диван и проследите,
чтобы ваше место прослушивания было удалено от систем где-то на величину
стереобазы или чуть дальше. Вот и все. Сядьте и послушайте. Удивлены
полученной пространственной картинкой? А ведь можно добиться и более
выразительного звучания, если найти идеальные места — с точностью
до сантиметра!
Отыскав в нашей лаборатории вот такую единственно верную для правильного
стерео установку, мы прослушали семь достаточно дорогих колонок.
Для оценки качества звучания использовались демонстрационный компакт-диск
«NAIM Sampler» (приложение к «Салону AV») и тестовый «Technics/Panasonic
Silence Technology Test Disc» (Eastworld, 1990). А также небольшая
подборка из музыкальных CD: Ян Сибелиус, концерт для скрипки с оркестром
ре-минор (соч. 47) в исполнении Анни-Софи Муттер и Дрезденской государственной
капеллы (Deutsche Grammophon, 1995); Dead Can Dance, «Spiritchaser»
(Warner Bros., 1996); «Led Zeppelin II» (Atlantis, 1969); Supertramp,
«Breakfast in America» (A&M Records, 1979); Van Der Graaf Generator,
«Still Life» (Charisma Records, 1976); Paul Oakenfold, «Voyage Into
Trance» (Cleopatra, 2002); сингл Metallica, «St.Anger» (Metallica/Universal,
2003).
Тракт для прослушивания всех тестируемых акустических систем был
составлен из интегрального усилителя Bryston B60R ($2481), CD-проигрывателя
Wadia CD302 ($5900), межблочного кабеля Accuphase Super Refined Cable
($300), колоночных XLO Signature 2 ($2850) и мониторов Westlake Audio
LS 6.75 ($2631), которые были эталоном. Пусть не смущает вас тот
факт, что некоторые компоненты в этой системе слишком дороги. В любом
тестовом тракте цель (в нашем случае — достижение максимально высокого
уровня звукового разрешения и полноценной динамики, идеально точного
тонального и музыкального баланса) оправдывает средства.
Но вот о том, почему выбор пал именно на интегральник и при этом,
казалось бы, не самый мощный в линейке Bryston, стоит рассказать
подробнее. Как и все «профи», B60R относится к числу усилителей,
которые способны одинаково хорошо контролировать и «легкую» акустику
(с гладкой характеристикой импеданса), и «тяжелую» (с сильными провалами
по сопротивлению). Только не подумайте, что он не чувствителен к
нагрузке. Чувствителен, да еще как! Светодиод на передней панели,
меняющий зеленое свечение на красное при резком увеличении тока на
выходе, фактически является индикатором трудного импеданса. При одинаковой
выходной мощности некоторые системы, например, не перегружали усилитель,
а некоторые заставляли его буквально краснеть без каких-либо явных
признаков клиппирования. На следующих страницах вы узнаете, какая
именно акустика оказались «тяжелой» в реальной работе (а не только
по измерениям) и требует, соответственно, тщательного подбора усилителей.
Только тогда у нас получится не абы что, а уже со всех точек зрения
правильное стерео.
ДАЁМ УСТАНОВКУ
КОГДА ГОВОРЯТ О ДАТСКОЙ АКУСТИКЕ, ОБЫЧНО продукцию какой компании
чаще всего приводят в пример? Верно — Dynaudio. А такое положение
дел, похоже, перестало устраивать датскую Jamo. Уже второй тест
подряд ее новинки уверенно обходят конкурентов едва ли не по всем
параметрам, и это следует признать, даже несмотря на то, что читатель
может нас заподозрить в предвзятости. Итак, с Grand Prix все абсолютно
ясно: Jamo D450. Отличная акустика для любителя музыки и адепта
правильного стерео. В этой ценовой категории найти что-либо лучшее
сложно.
С «Рекомендациями» ясности меньше. Формально этой почетной награды
могут быть удостоены сразу четыре модели, но ведь все не могут
быть лучшими. Так что стоит сопоставить достоинства и недостатки
претендентов.
Британская суперновинка Acoustic Energy Aelite Three, которая будет
продаваться в России с июня за $1450, сполна убедила своими незаурядными
звуковыми качествами. Но в то же время есть у нее и отдельные недоработки.
От рекомендаций пока воздержимся.
Канадские системы PSB Stratus Silver, которые для своего уровня
предлагаются по весьма гуманной цене в $1386, выглядят, например,
абсолютно завершенным продуктом. Звучат живо, интересно и весьма
точно — все характеристики при субъективной оценке оказались на
высоте. Предполагаем, что и в измерительной части теста к ним не
возникнет замечаний. Такую рекомендовать можем, и делаем это с
удовольствием.
Еще один представитель британской акустической индустрии Ruark
Prelude II еще недавно предлагался по куда более высокой цене.
Теперь же, когда системы стоят C= 1310, их трудно не рекомендовать.
Превосходно выстроенная по планам звуковая сцена, отличный уровень
разрешения, — уже все это стоит тех денег, которые просят за колонки.
А ведь «Прелюдии» ценны и другим. В эпоху глобализации все меньше
остается вещей, сделанных не для общества потребления, а с душой,
вручную — как Ruark.
Японская акустика — кстати, самая дорогая в тесте — четвертый претендент
на «Рекомендацию». Но модель NS-6HX так и останется претендентом.
При всех своих музыкальных достоинствах, при всей эффектности внешней
отделки сфера ее применения ограничена большими помещениями. Причем
и размещать эти колонки надо не по канонам правильного стерео,
а по бытовому принципу: к стеночке, пошире базу, можно даже не
разворачивать к слушателю, чтобы не нарушать линий интерьера. Но
это ограничение фактически является и наилучшей рекомендацией NS-6HX
— для тех, естественно, кому надо озвучить, например, просторную
гостиную.
Американо-китайские Unisound WP2503 и британские системы с активным
басом JPW 206 можно вполне рассматривать как альтернативу, соответственно,
Yamaha NS-6HX и Ruark Prelude II. Первая имеет не менее шикарную
отделку и тоже способна справиться с большим помещением, причем
у нее достаточно высок как музыкальный потенциал, так и театральный.
Вторым, таким же компактным по размерам, как и вручную изготовленные
«Прелюдии», должны отдать предпочтение те меломаны, которые не
имеют возможности правильно разместить системы в небольшой комнате.
То, что можно гибко настроить бас и добиться хорошего музыкального
баланса, не принося в жертву прочие характеристики, может оказаться
на практике гораздо полезнее, чем поиск абсолютного звука. n
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ
ACOUSTIC ENERGY AELITE THREE
Рис. 1. Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Aelite
3.
Рис. 2. Амплитудно-частотная характеристика Aelite 3.
Фазоинверторные АС с частотой настройки 36 Гц. Обратите внимание,
как влияет на настройку поролоновая вставка (черная кривая) — резонанс
системы смещается в более высокую область. Заявленное сопротивление
8 Ом, а минимальное — 5 Ом, причем это значение отмечается дважды
— на 100 Гц и на отрезке 12 — 20 кГц. Последнее обстоятельство
нужно учитывать при выборе усилителя — лучше с этими колонками
споется тот, что рассчитан на 4-х, а не 8-омную нагрузку. Судя
по графику, система 3-полосная с центральными частотами разделительных
фильтров 230 и 1600 Гц.
Чувствительность АС порядка 90 дБ, поэтому мощность усилителя
может быть от 30 до 50 Вт. В целом характеристика очень ровная,
и несмотря на низкую настройку фазоинвертора, провала в области
стыковки нет. Кроме того, системы воспроизводят очень глубокий
бас — при открытом порте (черная кривая) виден заметный подъем
на частоте настройки (36 Гц), а на 20 Гц спад АЧХ всего 2 дБ! Чтобы
в комнатах небольшого размера не возникло гула и бубнения, лучше
воспользоваться заглушкой. С ней характеристика на НЧ становится
линейной при спаде на 20 Гц около 5 дБ (коричневая кривая).
От 6 кГц наблюдается плавный подъем, достигающий 2 дБ на 20 кГц.
Это не скажется на тональном балансе, но может несколько оживить
звучание «тусклого» тракта. Горизонтальная дисперсия практически
идеальна, по-видимому, конструкторы специально работали над этим.
Посмотрите, как ведет себя твитер при отклонении от оси на 30 град.
(фиолетовая кривая) — до 16 кГц АЧХ линейна, а затем наступает
резкий спад, вплоть до 20 дБ на 20 кГц. Это дает очень широкую
зону стереоэффекта без заметной потери ВЧ-составляющих на ее краях.
JAMO D450
Рис. 3. Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Jamo
D450.
Рис. 4. Амплитудно-частотная характеристика Jamo D450.
Номинальное сопротивление системы 4 Ом, минимальное значение —
3,5. Поэтому усилитель должен быть рассчитан на 4-омную нагрузку,
но резкой отдачи тока от него не потребуется, поскольку нижняя
граница импеданса очень ровная. И что еще очень важно, на частотах
выше 5 кГц сопротивление нагрузки, а следовательно, и фаза тока
не зависят от частоты. Фазоинвертор настроен на 38 Гц, частота
раздела фильтров — 1500 Гц.
Характеристика имеет незначительные отклонения (не более 2 дБ)
в диапазоне 35 Гц — 20 кГц, что крайне редко достигается в колонках
такой стоимости. Единственный недостаток — сильные призвуки фазоинвертора
с пиком на очень неприятной частоте 1200 Гц. Но поскольку порт
направлен назад, его вклад в звучание не будет заметен на слух.
Разбег кривых, снятых на акустической оси (синяя кривая) и при
отклонении от нее на 15 град. (зеленая кривая), довольно значителен,
около 6 дБ на частоте 20 кГц. При 30 градусах (фиолетовая кривая)
АЧХ резко падает с 8 кГц, что характерно для твитеров с кольцевой
диафрагмой. Здесь пришлось пожертвовать боковым излучением ради
идеальной осевой характеристики. Уделите несколько минут правильной
установке этих АС — и проблем с высокими частотами не возникнет.
В нижнем диапазоне спад на -3дБ происходит примерно на 35 Гц, так
что баса тоже будет достаточно. Чувствительность АС более 91 дБ,
да и импеданс у них несложный, так что усилитель можно выбирать,
руководствуясь собственными предпочтениями.
JPW 206
Рис. 5. Зависимость модуля полного сопротивления от частоты JPW
206.
Рис. 6. Амплитудно-частотная характеристика JPW 206.
Необычность кривой обусловлена наличием активной басовой секции.
Оформление мидбасового драйвера — закрытый ящик с частотой резонанса
90 Гц. СЧ и ВЧ-полосы делятся на 3100 Гц, и судя по значению импеданса
в этой точке, простыми фильтрами, скорее всего, 2-го порядка. Номинальное
сопротивление пассивного звена — 4,5 Ом, ниже этого значения оно
не падает. Поскольку здесь не требуется хорошее демпфирование,
есть соблазн подключить к этим АС ламповый усилитель.
При измерениях мы подавали сигнал на пассивную секцию с усилителя
мощности, а на басовую — по линейному входу. Видно, что НЧ-драйвер
работает в очень узкой полосе частот с максимумом отдачи на 55
Гц. В то же время спад АЧХ мидбаса начинается с 500 Гц, из-за чего
в промежутке между этими частотами получается седловина с минимумом
в 6 дБ на частоте 130 Гц. Это, конечно, заметно на слух. Кроме
того, имеется 4-децибельный провал на 7 кГц, после чего АЧХ резко
идет вверх и достигает на 20 кГц значения +4 дБ. Такие перепады
на стыке мидбаса и твитера могут негативно повлиять на тональный
баланс. При развороте колонок на 30 град. относительно слушателя
(фиолетовая кривая) неравномерность заметно уменьшается.
Акустика уверенно воспроизводит бас до 35 Гц, что очень неплохо
для закрытого ящика столь небольшого объема. Еще один плюс — возможность
регулировки уровня в НЧ-канале, что позволит найти оптимум в любом
конкретном помещении.
PSB STRATUS SILVER
Рис. 7. Зависимость модуля полного сопротивления от частоты PSB
Stratus Silver.
Рис. 8. Амплитудно-частотная характеристика PSB Stratus Silver.
Классический пример грамотной реализации 2,5-полосной системы.
Номинальное сопротивление 4 Ом, минимальное — 3,1. Фазоинвертор
настроен на 30 Гц, это самое низкое значение из всех испытанных
нами моделей. Импеданс хотя и невелик, но весьма ровный, поэтому
усилитель, рассчитанный на 4-омную нагрузку, будет работать без
искажений во всем диапазоне частот. Кроссоверы здесь, по-видимому,
высоких порядков и имеют фазовыравнивающие цепи. Из-за них даже
невозможно определить частоту раздела.
АЧХ ровная, с небольшим (около 3 дБ) подъемом на участке 60 —
400 Гц, из-за чего на некоторых фонограммах нижняя середина может
показаться гулковатой. Зато все остальное — вне всякой критики.
Неравномерность по звуковому давлению выше указанных значений не
превышает 1,5 — 2 дБ. Басовая головка эффективно воспроизводит
частоты до 40 Гц, затем сказывается влияние фазоинвертора, работающего
до 20 Гц с минимальным спадом. Это, пожалуй, самые басовитые АС
среди тестируемых. Призвуки порта присутствуют, но они столь незначительны,
что практически не влияют на звучание.
Частотная характеристика идеальна и на высоких частотах, причем
отклонение от оси до 15 град. (зеленая кривая) на ней не сказывается.
Можно предположить, что колонки не требуют идеально просчитанного
расположения в комнате и даже при нарушении симметрии дадут правильный
саундстейдж и четкую локализацию источников.
Чувствительность систем на уровне 90 дБ, так что 50-ваттного усилителя
для комнаты средних размеров будет вполне достаточно.
RUARK PRELUDE II
Рис. 9. Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Ruark
Prelude II.
Рис. 10. Амплитудно-частотная характеристика Ruark Prelude II.
Классическая фазоинверторная система с частотой настройки 42 Гц.
Номинальное сопротивление 8 Ом, минимальное — 7. Отсутствие провалов
импеданса на высоких частотах позволяет рекомендовать эту акустику
для работы с ламповыми усилителями. Система двухполосная, частота
раздела около 1600 Гц. Сам фильтр, судя по величине горба, несложный,
так что фазовая характеристика будет более-менее линейной.
Самая ровная АЧХ из всех, что нам довелось снимать в этот раз.
Еcли, конечно, не считать подъема 6 дБ на частоте 20 кГц, сделанного,
по всей видимости, специально. Рынок требует от разработчиков колонок
с расширенным диапазоном частот, и чтобы попасть в «ноль» на 30
кГц, приходится применять пищалки с таким пиком. Но это вряд ли
можно считать минусом — большинству слушателей такой яркий звук
нравится. Фазоинвертор и мидбас стыкуются с большим перекрытием,
так что ощущения нехватки баса не будет. Но, как у многих конкурентов,
заметны призвуки порта, возникающие из-за отражения от противоположной
стенки корпуса.
Разбег кривых при отклонении от акустической оси наблюдается на
частотах выше 15 кГц, что говорит о грамотной конструкции твитера.
UNISOUND WP250B
Рис. 11. Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Unisound
WP2503.
Рис. 12. Амплитудно-частотная характеристика Unisound WP2503.
По-видимому, эта китайская фирма просто избегает стандартных решений.
Наличие трех пиков в НЧ-области свидетельствует об акустическом
оформлении bandpass, часто применяемом в автомобильных сабвуферах,
но довольно редком для домашних АС. НЧ-драйвер спрятан внутри корпуса
и излучает наружу через два порта, настроенных на разные частоты.
Таким образом достигается высокая отдача в довольно компактном
корпусе, да и кроссовер можно заметно упростить, т.к. необходимый
спад АЧХ получается акустически.
Минимальный импеданса 4 Ом, он же и номинальный. Частоту раздела
кроссовера по графику можно определить лишь приблизительно — около
2 кГц.
По графику видно, что мидбасовая головка воспроизводит частоты
вплоть до 70 Гц, а спрятанный внутри драйвер — от 120, и перекрытие
получается почти полное. Почему так сделано, сказать трудно. Тем
не менее, спад АЧХ на нижних частотах очень плавный, что благоприятно
сказывается на звучании.
Твитер имеет не очень широкую диаграмму, т.к. разбег кривых при
отклонении от оси начинается уже с 4 кГц. Эти колонки нужно очень
тщательно ориентировать, но и в оптимальном положении зона стереоэффекта
вряд ли будет очень широкой.
Корпус изнутри хорошо заглушен — труба фазоинвертора не вносит
никаких посторонних призвуков.
YAMAHA NS-6HX
Рис. 13. Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Yamaha
NS-6HX.
Рис. 14. Амплитудно-частотная характеристика Yamaha NS-6HX.
Классические трехполосные АС с фазоинверторным оформлением. Частота
настройки — 41 Гц, что для столь солидного объема не так уж и низко.
Возможно, инженеры хотели избежать проблем с басом, возникающих
в небольших помещениях. Номинальное сопротивление систем 4 Ом,
и ниже этой отметки кривая не опускается.
Частоты настройки фильтров — 600, 1800 и 4500 Гц.
Сразу же отметим рекордно высокую чувствительность этих АС — около
93 дБ, поэтому мощность усилителя может быть совсем небольшой.
Неравномерность характеристики во всем диапазоне частот не превышает
±3 дБ, если не считать подъема на частоте настройки фазоинвертора,
достигающего 6 дБ. С басом здесь явно все в порядке. Общая изломанность
кривой объясняется применением рупороподобных волноводов, в которых
установлены СЧ и ВЧ-излучатели.
Еще одна особенность этих АС — уникально широкая дисперсия. Частотная
характеристика, снятая при отклонении от оси 30 градусов (фиолетовая
кривая), лучше, чем при 15 (зеленая). Добиться столь широкой диаграммы
на ВЧ удалось с помощью апертурного кольца, закрепленного над куполом
твитера. Еще один плюс этих колонок — отсутствие существенных призвуков
в трубе фазоинвертора.
|