NYL «No Matter Of Our Lives» 08:46
(c) О. Резников (p) Soyuz Music, 2002 | www.nyl-music.net
Арт-рок, он же прогрессив-рок (слова эти являются в русском языке
синонимами), возник в Англии в конце 60-х. Время величайшей неуспокоенности
и внутренней свободы породило на свет множество чудесных культурных
явлений. Артисты того времени не боялись быть разными, не скрывали
свое «я» в угоду формату. Сложность и разнообразие — композиционное,
стилистическое, идейное — отличительные черты тогдашних арт-роковых
групп. Прогрессив стал высшей формой творческого самовыражения
в рок-музыке, он пользовался бурным успехом у внезапно потянувшейся
к прекрасному аудитории, и концертные залы всегда были переполнены,
когда в них выступали Genesis, Yes, ELP, King Crimson... Достигнув
своего пика и стадионной популярности в начале — середине 70-х,
прогрессив-рок, тем не менее, стал легкой жертвой «панк-революции».
Наиболее утонченный жанр оказался и самым уязвимым. Однако стиль
продолжал развиваться и в наше время переживает свой ренессанс:
полны стадионы на концертах Rush и Dream Theater, проходят специализированные
прог-фестивали, а каталоги прогрессив-лейблов, таких как Musea
Records, насчитывают по несколько тысяч наименований. Пусть и потеряв
свою инновативность, причастность к «прогрессу», жанр сохранил
изысканность, артистизм, стремление к художественной ценности.
Резонный вопрос — а как обстоят дела с прогрессив-роком в России?
Лейбл Starless Records задался этим вопросом давным-давно. Результаты
наших поисков налицо — кандидатов на участие в CD-сборнике оказалось
чуть ли не в три раза больше, чем он позволяет вместить, география
групп поистине впечатляет, а проводимый нами ежегодный фестиваль
интеллектуальной музыки «InProg» постепенно становится заметным
явлением на российской рок-сцене. Концерт 11 апреля станет еще
и презентацией первого в истории (но явно не последнего) сборника
российского прогрессива «Музыка для Мозгов». Так что, если вы
всё еще не верите, что прогрессив в России есть — компакт-диск,
тому неопровержимое доказательство, у вас в руках! Понравилось?
Ждем вас на фестивале.
Владимир ИМПАЛЕР (Starless Records)
Выдающийся российский музыкант, лидер группы «Арсенал» Алексей
Козлов известен своим интересом к самым разным жанрам и стилям
популярной (и не очень) музыки. Каких только программ он не
делал: от джаза, фьюжна, этно и интерпретаций классики до арт-рока
и
брейк-данса! Проект «Прогрессив-рок», с которым «Арсенал» вот
уже два года успешно выступает в столичном клубе «Forte» и
на других площадках, построен на обращении к золотому фонду арт-
и вообще прогрессивного рока. Композиции King Crimson, Yes,
Atomic
Rooster, Rush, ELP и других «классиков» звучат в исполнении
«Арсенала» безупречно. Есть в репертуаре и собственные сочинения
в стиле
прог — например, «Воспоминание об Атлантиде» и «Голубоглазый
блюз». Нередко концерты превращаются в своеобразные лекции.
Алексей Семенович не устает напоминать слушателям о наиболее
значительных
событиях в истории рок-музыки, рассказывать об исполняемых
произведениях и их авторах. Для молодежи это — возможность открыть
ценнейший
пласт рок-культуры, о котором, к сожалению, в эпоху MTV стали
как-то подзабывать. Для более взрослой аудитории — повод вспомнить
и еще раз насладиться великими произведениями, обретающими
новую жизнь в «живом» звучании.
Беснующийся Вакх с рыжей бородой и «куском зеленого дерева в
руках» — таков образ Александра Костарева на сцене. Под «куском
дерева» (высказывание слушателя на одном из музыкальных форумов
в Интернете) подразумевается, конечно же, костаревская гитара
— из нее Александр извлекает фантасмагорические звуки и психоделические
шумы с помощью новомодных приемов типа тэппинга. Костарев — ветеран
отечественной рок-сцены: он начал свой путь в 1977 году в Свердловске,
позже сотрудничал с С. Курехиным, С. Летовым, оркестром театра
«Ромэн», группами «Братья Карамазовы», «Веселые Картинки», «Оркестр
Маргинальной Мистерии», а также с рэпперами, джазменами, поп-
и бардовскими проектами. Музыканты, играющие с Костаревым в «группе
имени его», — тоже люди многоопытные. Это барабанщик Андрей Панкратов
(«Рада и Терновник», О. Киреев и др.), скрипач и таблист Геннадий
Лаврентьев («Рада и Терновник» и др., обучался игре на табла
в Дели), флейтист и саксофонист Юрий Лопухин («Жмурки») и клавишница
Екатерина Морозова (в обычной жизни руководит детским музыкальным
театром). В творчестве коллектива удивительным образом сочетаются
разные эпохи и стили (многие ли из рок-команд нынче могут похвастаться
наличием в их репертуаре двух Concerto Grosso?), холодный математический
расчет, прожженный профессионализм — и шаманский драйв, прямо-таки
исполинская энергетика. Первым релизом Kostarev Group стал «живой»
альбом, записанный на фестивале «InProg-2003».
И за пределами Москвы есть высококлассные прог-роковые коллективы,
в чем мы еще не раз убедимся. Группа «Стихия» базируется при
Иркутском Государственном музыкальном театре, участвует во множестве
постановок: от канонической рок-оперы «Jesus Christ Superstar»
до рок-балета собственного сочинения «Серебряная нить» (театр
неоднократно гастролировал по России и странам СНГ). В настоящее
время «Стихия», исповедующая «тяжелый» подход к прогрессивному
року, записывает новый диск, в который и войдет несомненно хитовый
трек «Клетка».
Инструментальный проект Agarta имеет к «Стихии» самое непосредственное
отношение: он появился как результат сотрудничества музыкантов
этой группы (Денис Попов — ударные, Максим Попов — бас, Валерий
Шукевич — гитара) и гитариста Мифа (Святослава Опритова) из иркутского
же эйсид-джазового дуэта D-Force. Как и многие по-настоящему
интересные творческие альянсы, проект Agarta сложился в процессе
спонтанных джемов. Последствия этих экспериментов, впрочем, были
достаточно серьезными: выступление на джазовом фестивале в Ангарске
и запись альбома «Под одним небом». Легкая, светлая и остроумная,
насыщенная импровизациями музыка «Агарты» понравится поклонникам
как рока, так и джаза.
Еще одни иркутяне — группа Uncrossed — представляют экстремально-тяжелую
ветвь прогрессив-рока. Не каждому дано так виртуозно и блистательно
скрещивать мощное дэт-металлическое звучание, мясистый гроул-вокал
с изысканными джазовыми гармониями, маклафлинообразными гитарными
пассажами и изощренными композиционными структурами арта и авангарда!
Впрочем, начать знакомство с музыкой Uncrossed можно с относительно
мягкой инструментальной композиции из готовящегося к изданию
на лейбле CD-Maximum альбома «DELetio».
Еще дальше от «центра» живут музыканты группы Azazello. Город
Тында — это на Дальнем Востоке, там, где Байкало-Амурская магистраль
(на железной дороге и работают трое участников коллектива). Тем
не менее, Azazello удалось прорваться на Запад: их альбомы выходили
на таких уважаемых лейблах, как Musea Records и Mellow Records,
группа выступала на рок-фестивале в Норвегии. Музыка Azazello
виртуозна, мелодически насыщенна и композиционно сложна. В ней
— и почти трэшевые риффы, и фолковые мотивы, и элементы джаз-рока.
В составе Azazello: Александр Кулак — гитара, вокал; Витос Афанасьев
— клавишные, бэк-вокал; Дмитрий Бакай — бас, духовые; Идрис Фаридонов
— ударные. В их песнях затрагиваются темы самоопределения, поиска
истины, отношений с Богом, природой, временем. Мотив духовных
исканий пронизывает и композицию «Микрокосм Макрокосма», которая
войдет в четвертый альбом группы «Седьмое Небо», готовящийся
к изданию на Starless Records.
Питерский «Вермишель Orchestra» предлагает на суд почтенной
публики изысканное блюдо... нет, не из лапши, а из барокко, рока
и средиземноморской музыки. Основатель «Оркестра», автор музыки
и аранжировок — Сергей Щураков (кнопочный аккордеон), известный
по группам «Аквариум», «Трилистник», «Кошкин дом», «Поп-механика»
и др. У истоков «Вермишели» стояла также родная сестра Сергея,
исполнительница на мандолине Мария Щуракова, и другие профессиональные
музыканты, в том числе играющие на нетрадиционных для рока инструментах
(флейта, виолончель и др.). Группа имеет опыт совместных выступлений
со звездами мировой величины, в том числе с Питером Хэммиллом,
Майклом Найманом и его оркестром. Оправдывая свое название, коллектив
в 2001 году собрал собственный камерный оркестр; в числе прочих
экспериментов — нашумевшие концерты с электронным дуэтом «Елочные
игрушки», гастроли с австралийско-татарской певицей Зулей Камаловой
и др. В настоящее время группа записывает новый студийный альбом,
третий после дисков «Anabasis» (1998) и «Византия» (2000).
Группа «Маленькие Трагедии» создана в 1988 году выпускником
Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, композитором
Геннадием Ильиным и гитаристом Игорем Михелем в Курске. Уникальный
стиль «Трагедий» сложился на основе глубокого претворения традиций
русской и зарубежной классики, причем не только музыкальной,
но и поэтической (циклы на стихи поэтов Серебряного века). Своим
оригинальным саундом группа обязана использованию старых аналоговых
инструментов, в том числе знаменитого органа Hammond и сольного
Minimoog’a. В настоящее время Геннадий Ильин живет и работает
в Германии, но не прекращает сотрудничества с коллективом.
Куда бы ни забрасывала судьба инженера-гидролога Юрия Смольникова
— в Запорожье, Томск или Вятку, — своей главной задачей этот
энтузиаст рок-музыки, поэт и композитор считал организацию рок-лабораторий.
В одной из таких лабораторий и родилась группа Romislokus, которая
нынче базируется в Москве. Однако музыкантам чужда «заземленность»
на каком-то одном культурно-географическом пространстве: они
пишут и исполняют песни на русском, английском, французском,
итальянском и даже польском языках. Неудивительно, что группа
вызывает интерес у западных слушателей, получает отклики от зарубежных
критиков, ее песни крутят на иностранных радиостанциях. Впрочем,
от влияния так называемого «русского рока» Romislokus никуда
не уйти, хотя этот жанр весьма удачно сочетается у них с прогрессивом,
«новой волной» и психоделией.
Англоязычный московский проект Mechanical Poet основан Алексеем
Плотниковым (гитара, бас, клавишные, композиция; известен и как
рок-журналист) и барабанщиком Томом Токмаковым в 2003 году. Созданный
ими музыкальный материал был весьма необычен и представлял собой
насыщенный «компот» из прогрессивного металла и нео-арта с жесткой
гитарной основой и обилием квазибарочных клавишных «оркестровок».
На место вокалиста требовался обладатель по-настоящему сильного
и гибкого голоса — и с ролью этой прекрасно справился солист
популярной московской пауэр-метал-команды «Эпидемия» Макс Самосват.
Группа записала промо-CD «Handmade Essence», вызвавший интерес
солидного итальянского лейбла Code_666, с которым «Механический
поэт» заключил контракт. На осень назначен выпуск полноразмерного
альбома.
Группа Disen Gage появилась в 1999 году стараниями гитариста
Константина Мочалова, гитариста Юрия Алавердяна и басиста Николая
Сырцева, вместе учившихся в МИФИ и вместе же продолживших научную
деятельность в Московском институте биоорганической химии. Группа
начинала с выступлений в студенческом клубе, с фантастической
быстротой распространяя «самопальные» записи. Однако дальше дело
приняло куда более серьезный оборот, музыка из хобби стала второй
профессией. В 2004 году «Российская ассоциация независимых жанров»
издала дебютный CD Disen Gage «The Screw-Loose Entertainment».
Острые на язык критики уже приклеили к группе стилевую этикетку
«фрипп-рок», подчеркивая её стилистическую схожесть с King Crimson
80-х годов. Это, впрочем, не отрицает влияния фанка, этно и «независимой»
музыки.
Название Metropolis (Нижний Новгород) говорит само за себя:
стиль — прог-рок/прог-метал, кумиры — Dream Theater. Впрочем,
не «Театром» единым живы волжане: в их творчестве можно расслышать
отголоски и отечественной эстрадной школы, и старого доброго
арт-рока. Коллектив уже выступал в Москве (и вполне успешно),
а нынче приглашен на фестиваль «InProg». Надеемся, «Метрополис»
уверенно справится и с этой задачей. Благо мастерства музыкантам
не занимать — в свободное от основной группы время они оттачивают
технику в известных нижегородских кавер-коллективах, исполняя
классику рок-музыки.
А вот название NYL, по мысли участников группы, является абсолютной
абстракцией — оно не имеет отношения ни к великой африканской
реке, ни к числу «ноль». Точно так же музыканты отказываются
давать какие-то жесткие определения своему творчеству, хотя здесь
уместны параллели и с классическим арт-роком (Kansas, Marillion),
и с глэм-роком в духе Queen. Выпускники экономического факультета
МАИ клавишник/вокалист Олег Резников и басист Александр Бузлов
начали творить вместе еще в 1988-м, однако полностью состав сложился
лишь в 1997-м. Но и после этого группа долгое время работала
в основном в студии, доведя свое дебютное творение до такого
блеска, что оно было немедленно принято к изданию лейблом «Союз».
Первое крупное выступление группы состоялось на фестивале «InProg-2001».
С тех пор NYL — непременный участник фестиваля: знатоки по достоинству
оценили прекрасную, лиричную и необычайно чувственную музыку
этой группы, а неутомимые критики даже окрестили их стиль «love-prog’ом».
Осталось только напомнить, что презентация сборника состоится
11 апреля (воскресенье) в рамках фестиваля «InProg-2004» (клуб
«Б2», м. «Маяковская», ул. Б. Садовая, д. 8, тел. 209-99-09,
начало в 18:00). «Защищать цвета» российского прогрессива будут
легендарный «АРСЕНАЛ», NYL, KOSTAREV GROUP, DISEN GAGE и METROPOLIS.
Увидимся на концерте!