прямая речь • #4/2004

Николай ЕФРЕМОВ *

СЕКРЕТЫ МАЛЕНЬКОЙ КОМПАНИИ

ЕСТЬ В БИЗНЕСЕ ЛЮДИ, КОТОРЫМ СКУЧНО ПОЧИВАТЬ НА ЛАВРАХ. РЕАЛИЗОВАВ ОДИН УСПЕШНЫЙ ПРОЕКТ, ОНИ ТУТ ЖЕ ПРИНИМАЮТСЯ ЗА СЛЕДУЮЩИЙ. К ЭТОМУ ТИПУ ОТНОСИТСЯ ОДИН ИЗ ГОСТЕЙ НАШЕЙ РУБРИКИ — КРИСТОФЕР ШОРТ (CHRISTOPHER SHORT), В ПРОШЛОМ ВЛАДЕЛЕЦ И УПРАВЛЯЮЩИЙ КОМПАНИИ MORDAUNT-SHORT, ЗАТЕМ ПРЕЗИДЕНТ TANNOY И ДИРЕКТОР ХОЛДИНГА TGI. СЕЙЧАС ОН ЗАНИМАЕТ ДОЛЖНОСТЬ УПРАВЛЯЮЩЕГО В ФИРМЕ MYRYAD И, ПОМИМО ВСЕГО ПРОЧЕГО, ОТВЕЧАЕТ ЗА ПРОДВИЖЕНИЕ ЕЕ ПРОДУКЦИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ.

Крис Эванс (на фото справа), наш второй собеседник — технический директор, человек, создавший звуковую идеологию Myryad. Предыдущий опыт был наработан в компаниях Arcam и NAD, и сейчас, как считает британская пресса, Крис Эванс находится в самом расцвете творческих сил.

Наша встреча состоялась на семинаре, организованном дистрибьюторской фирмой Barnsly Sound Org для представления журналистам и дилерам двух модельных рядов Myryad — MX и Cameo. В первом — три источника: CD, DVD и тюнер, два преда, причем один из них, MXD6000, представляет собой полноценный цифровой AV-процессор с декодерами окружающего звучания. Усилителей четыре, два интегральных и два оконечника разной конфигурации. Линейка Cameo значительно короче — в ней пока DVD-ресивер Cameotheatre со встроенными усилителями и 5-канальный мощник poweramplifier.

Обо всем этом у нас еще пойдет речь, сначала же попробуем выяснить, что происходит в Европе и как меняется рынок.

К.Ш.: В целом — начинается переход от театров в коробке к более серьезным системам. Поняв, что такое домашнее кино, многие избавляются от дешевой техники и покупают что-то более серьезное. Если говорить об Англии, то это очень консервативная страна, где менталитет меняется намного медленнее. Если вы были на лондонском «Hi-Fi Show & AV Expo», то наверняка обратили внимание, что там по-прежнему царит двухканальный звук. Много виниловых проигрывателей, ортодоксальных ламповых усилителей. Британцы, к сожалению, не столь продвинуты в этом отношении, как большинство остальных европейцев.

Н.Е.: Это странно, ведь британская аудиопресса чуть ли не самая оперативная в мире, да и технический прогресс налицо — ваша страна первая в Европе перешла на цифровое теле- и радиовещание...

К.Ш.: Пресса у нас, к сожалению, уже не та, что раньше. 10 — 15 лет назад любая положительная рецензия заметно увеличивала продажи, теперь все намного сложнее. Нынче люди не покупают компоненты, как таковые, они приобретают кусочек брэнда, и все зависит от его репутации. Поэтому приходится постоянно поддерживать свой имидж, все время быть на слуху.

А вот в Штатах все наоборот — там никто самостоятельно технику не выбирает, целиком полагаясь на мнение инсталлятора или дилера. Когда в Лас-Вегасе нам вручали приз и объявили название фирмы — Myryad — в зале начали шушукаться: «Кто это такие? Мы никогда о них не слышали». А между тем в Америке у нас очень большой объем продаж. Люди покупают, не обращая внимания на логотип. Там главное — завоевать расположение дилеров, которые больше всего ценят надежность и простоту установки. Выйти на американский рынок с продукцией, которая отказывает или глючит — значит подписать себе смертный приговор.

Мы рассчитываем на крепкий средний класс, не забираясь ни в High End, ни в бюджетный сектор. С одной стороны, не хотим конкурировать с такими монстрами, как Mark Levinson или Krell, а с другой — не боимся китайского нашествия, от которого страдают почти все производители массовой продукции.

Н.Е.: Удается ли вам, будучи английской, а стало быть, традиционно консервативной компанией, реагировать на стремительно меняющиеся требования рынка? Я имею в виду не столько дизайн, сколько расширенные версии стандартов окружающего звучания, всевозможные мультирумные концепции.

К.Ш.: На самом деле дизайн не меняется уж так радикально, по крайней мере, цветовые решения. Новая серия MX выпускается в черном корпусе с серебристой лицевой панелью, а недорогая Cameo — полностью в серебре. Первая навевает ассоциации с добротной профессиональной аппаратурой, а вторая должна приглянуться тем, кто по жизни далек от техники. Это тонкий психологический расчет на разные слои покупателей. Обратите внимание на шторку, которая закрывает разъемы на передней панели Cameotheatre. Из-за нее несколько выросла себестоимость, зато аппарат стал привлекательнее для покупателя, ведь открытые гнезда кое у кого вызывают подсознательное неприятие.

Н.Е.: Пресловутый wife acceptance factor?

К.Ш.: Этот термин уже устарел. Теперь мы говорим не WAF, а PAF — partner acceptance factor. Так более политкорректно, ведь в наше время партнером может быть не только женщина. Если честно, я уже не понимаю, в каком мире мы живем...

Что касается расширенных стандартов, то могу сказать одно: чем больше режимов в DSP, тем хуже он звучит. Именно поэтому в Cameotheatre нет декодера DPL II. Зачем в угоду моде жертвовать качеством? Я такие технократические трюки называю «wag the dog» — хвост виляет собакой. А вот мультирум — вещь перспективная, поэтому в процессоре MXD6000 есть интерфейс RS232 для двухсторонней связи с контроллерами AMX/Crestron. Кроме того, все наши компоненты соединяются по шине Smart My-Link. Это очень полезная штука — если, к примеру, звонит телефон и вы нажимаете Mute на усилителе, то CD-проигрыватель при этом автоматически становится на паузу. Сейчас мы работаем над тем, чтобы при нажатии этой кнопки на тюнере BBC прерывала вещание (смеется).

Н.Е.: В Сameotheatre импульсный усилитель, а они, как правило, чувствительны к сопротивлению нагрузки. С аппаратом «все в одном» часто используют модную дизайнерскую акустику, а ее импеданс обычно имеет большие провалы. Не будет ли проблем?

К.Ш.: Мы рассчитывали усилитель на минимальную нагрузку 2 Ом, и только при меньших значениях возможен клиппинг или заметные искажения. Cameotheatre будет работать с любыми колонками, если только их не параллелить в одном канале. Цифровые усилители имеют свою специфику, безусловно. Сейчас работаем над новым прототипом, там схема будет значительно усовершенствована.

Н.Е.: Какую акустику все же посоветуете к своим усилителям? Tannoy, Mordaunt-Short?

К.Ш.: А почему нет? Хорошие колонки, на самом деле. В Англии мы действительно рекомендуем их, а также Ruark, которые мне очень нравятся. В Америке — Vandersteen, очень интересные спикеры, пожалуй, лучшие, из всех, что я слышал с Myryad. Кстати, мощность Cameotheatre — 6 х 60 Вт, так что вряд ли стоит говорить о каком-то особо тщательном выборе колонок. В конце концов, если этого недостаточно, к линейным выходам можно подключить Cameotheatre poweramplifier, это уже 5 х 200 Вт.

Н.Е.: Насколько важно подобрать правильный кабель?

К.Ш.: Как представитель аудиоиндустрии я не могу сказать, что кабели ничего не значат. Это было бы некорректно по отношению к моим коллегам, зарабатывающим на них неплохие деньги. Но их значение не стоит преувеличивать. Гораздо важнее схемотехника, конструкция, способ, которым идея разработчика воплощается в жизнь. Наглядный пример — новый многоканальный оконечник MXA. Это он с виду такой простой, но внутри у него много чего интересного.

Н.Е.: Что же именно?

К.Э.: Сейчас я сниму крышку... Как видите, конструкция модульная, и каждая секция представляет собой самостоятельный усилитель с собственным питанием, входными и выходными разъемами. Всего на шасси может поместиться 7 полноразмерных модулей мощностью 150 Вт или вдвое больше 80-ваттных. В каждом из них собственный трансформатор весом около 3 кг плюс конденсаторы фильтра 14000 и 20000 мкФ соответственно. Пришлось сделать стабилизаторы с плавным запуском, в противном случае из-за огромного тока заряда при включении усилителя в квартире будут перегорать пробки. Режимы выходных транзисторов отслеживаются микропроцессором, и если ток или температура превысят оптимальное значение, аппарат перейдет в режим standby. При появлении на выходе постоянной составляющей нагрузка моментально отключится, так что за свои колонки вы можете быть спокойны.

Н.Е.: Какие транзисторы вы предпочитаете, биполярные или полевые?

К.Э.: Мы ставим в параллель несколько 150-ваттных биполярных транзисторов Toshiba, в основном из соображений надежности. На MOSFET’ах тоже можно сделать хороший усилитель, но они очень капризны, чувствительны к статике и помехам в питающей сети, у них сложная термостабилизация.

Печатные платы нам делает оборонное предприятие, и из 15000 мы обнаружили лишь 3 с дефектами. Вы можете увидеть фольговые конденсаторы и точные резисторы Vishay — в дорогих компонентах везде, в бюджетных — в самых ответственных местах.

Н.Е.: Г-н Шорт, а у вас дома есть многоканальная система?

К.Ш.: Нет, поскольку я слишком занят, чтобы смотреть кино. Когда работаешь в маленькой компании, нужно быть готовым к 12-часовому рабочему дню, поскольку там успех достигается поистине колоссальными усилиями. Мы не только разрабатываем компоненты «с нуля», но и многократно прослушиваем каждый прототип, прежде чем запустить в серию. Процесс очень изнуряющий, ведь нужно не только понять, как звучит аппарат, но и почему он так звучит. При этом никто из нас не получает сверхприбылей, не сорит деньгами и не ездит на роскошных авто. Все свободные средства вкладываются в исследования и производство.

Если говорить о музыке, то я не считаю, что она сильно выигрывает в многоканальном варианте. Танцевальными жанрами я не увлекаюсь, а для всего остального вполне достаточно стереосистемы. n

НИКТО ИЗ НАС НЕ ПОЛУЧАЕТ СВЕРХПРИБЫЛЕЙ, НЕ СОРИТ ДЕНЬГАМИ И НЕ ЕЗДИТ НА РОСКОШНЫХ АВТО. ВСЕ СВОБОДНЫЕ СРЕДСТВА ВКЛАДЫВАЮТСЯ В ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВО.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"