Диск «Здесь и сейчас» трио BFG вышел два с лишним года назад,
но только что появился у нас. Он заслуживает особого внимания хотя
бы уже потому, что это — довольно необычный проект одного из лучших
французских джазменов, в России почему-то совершенно не известного
— 44-летнего органиста Эмманюэля Беса (Emmanuel Bex), ученика первого
французского органиста Эдди Луиса. Вместо легко дополняющих хэммонд-орган
гитары и ударных Бес позвал американского тромбониста Гленна Ферриса
и... контрабасиста Симона Губера (Simon Goubert), что на первый
взгляд очень странно, поскольку партию баса органисты обычно играют
сами — на ножной клавиатуре. К тому же он немного подпевает себе,
но скэтом, и пропускает голос через какую-то старомодную электронную
примочку типа vocoder. В результате трио звучит мягко, приглушенно,
в стиле cool, очень непохожем на «горячий» афроамериканский соул,
обычно ассоциирующийся с электроорганом. Хотя есть и одна вещица
в стиле фанк, и пьеса авангардиста 60-х Grachan Moncur, и даже
типичный для соул-джаза народный духовный гимн «Sometimes I Feel
Like a Motherless Child». Но последний сыгран, опять же, без всяких
сентиментальностей, с какими обычно поют и играют то, что стало
прообразом «Summertime» Гершвина.
ANATOLE GERASIMOV
«KARMADON BLUES»
Dan Revival Projects*
Саксофонист Анатолий Герасимов эмигрировал из СССР в 1973 году
и успел еще поиграть в оркестре самого Дюка Эллингтона. В середине
90-х вернулся на родину и с успехом продвигает джаз в самых неожиданных
местах — например, в стильном московском клубе «Китайский летчик
Джао Да». Увы, три-четыре диска, выпущенные Герасимовым в России,
по разным причинам не удались. Этот, записанный Майком Эллисом
в основном с известными бразильскими музыкантами (в том числе и
очень модным гитаристом Ромеро Любамбо), — совсем другой во всех
отношениях. Это не просто клубные «ритуальные танцы» (как гласит
название предыдущего альбома Герасимова), а нечто большее. Написанное
латинскими буквами слово Karmadon даже не сразу ассоциируется с
прошлогодней трагедией в Кармадонском ущелье, хотя на это явно
указывает оформление — кинопленка, камера, горы на обратной стороне.
Зато на развороте — имена всех участников съемочной группы, пропавших
без вести в Северной Осетии. В музыке тоже есть на это намеки,
но не прямые: первый трек — заглавный «Кармадонский блюз» — неожиданно
обрывается, седьмой — «Brother Bear» — напоминает о траурном блюзе
«St James Infirmary». Но в целом настроение «Кармадонского блюза»
— скорее, светлая печаль, world fusion с несколько неожиданными
в современном контексте женскими голосами в манере Swingle Singers.
ZOLLER/KOLLER/SOLAL
«JAZZ IN STEREO»
MPS*
Как и BFG, еще одно трио без ритм-секции, но почти сорокалетней
давности. В январе 1965 года, воспользовавшись тем, что эмигрант
из Венгрии, гитарист Атилла Золлер гастролирует по Европе, отец-основатель
австрийского джаза саксофонист Ханс Коллер пригласил знаменитого
французского пианиста Марсьяля Солаля и устроил запись в студии
очень престижной аудиофильской компании MPS (что значит Most Perfect
Sound), у которой был тогда эксклюзивный контракт с самим Оскаром
Питерсоном. Сразу же стало ясно, что лидер «сессии» — гитарист
Золлер: из пяти композиций, сыгранных трио в полном составе это
его вещи, посвященные поэту Генриху Гейне. По одному стандарту
он сыграл вдвоем с саксофонистом и пианистом, и еще две композиции
Солаль исполнил соло — в типично европейском виртуозном стиле —
в виде вариаций от рэгтайма до авангарда, не говоря уже о том,
что только европейскому пианисту могло придти в голову сыграть
соло биг-бэндовый номер «Stompin’ at the Savoy». Пластинка «Джаз
в стерео» сразу же была оценена на пятерку журналом «Down Beat».
До декабря прошлого года, когда появилось переиздание (ремастеринг
по 24-битовой технологии), цена винилового оригинала доходила до
120 евро. Компакт-диск фирма Universal оценивает, как и все свои
переиздания, ровно в 10 раз дешевле!
TOM HARRELL
«WISE CHILDREN»
Bluebird*
У трубача Тома Харрелла есть то, чего нет у его младшего коллеги
Уинтона Марсалиса (и наоборот, конечно, тоже), а именно: ощущение
внутренней свободы от всех и всяческих ограничений. Как же так?
— удивится знаток, — Марсалис добился всего, чего только может
желать музыкант, а Харрелл — как известно, шизофреник, одержимый
теми же комплексами, что и «человек дождя» из одноименного фильма.
Но в отличие от героя Дастина Хофмана, Харрелл, во-первых, ясно
осознает это: говорят, однажды он даже пошутил, спросив, а есть
ли в его номере отеля еще одна комната — для его «второго Я». Но
главное, что он сразу же нашел то, что связывает его с миром, и
это, очевидно, музыка. Трубач помнит абсолютно все, что когда-либо
cлышал, и может это в любой момент повторить. Но не повторяет,
а предпочитает импровизировать, и альбом «Умные дети» — уже двадцатый,
считая только те, что выпущены под его собственным именем. Предыдущие
девятнадцать дисков (в том числе и предпоследний, записанный три
года назад live с тем же квинтетом, что и настоящий)– это современный
мэйнстрим. Но в прошлом году весь джаз, вопреки пропаганде того
же Марсалиса, повернулся к электрическому джаз-року. И Харрелл
не исключение. Его пианист Xavier Davis и басист-африканец Ugonna
Okegwo играют и на электроинструментах, если не рок, то уж точно
фанк. И world jazz — открывающий диск трэк «Paz» звучит, как джазированный
трэк Пиаццолы, в «Kalimba» все играют еще и на африканских ударных.
Кстати, среди «Умных детей» есть и бразильский перкуссионист Cafe,
знакомый нам по гастролям с Аркадием Шилклопером и Андреем Кондаковым.
Кроме того, в аранжировках использован дуэт валторн и струнный
квартет, а четыре уже известные (под другими названиями) композиции
Харрелла вообще превращены в вокальные номера. И спеты лучшими
поп-джазовыми вокалистками — Cassandra Wilson, Dianne Reeves, Jane
Monheit и Claudia Acuna (c балладой «Radiant Moon» — потенциальным
хитом для smooth jazz радио).
Джаз в Сети определенно выглядит чересчур серьезным. Если на работе
нечего делать, откройте Jazzgamе (www.pizzaexpressclub.com/ jazzgame/game.html)
и не удивляйтесь адресу: сеть закусочных Pizza Express давно пропагандирует
джаз live. По этому адресу можно поиграть в посетителя и официанта,
а заодно, кроме виртуальной (увы!) пиццы, «материализовать» вполне
приличный джазовый мэйнстрим — если, конечно, у вас соответствующая
звуковая карта.