Режиссер Энтони Мингелла. В ролях: Николь Кидман, Джад Лоу, Рене
Зеллвегер, Филипп Сеймур Хоффман, Натали Портман.
Энтони Мингелла, прославившийся «Английским пациентом» и подтвердивший
свою режиссерскую даровитость «Талантливым мистером Рипли», взялся
за одноименный роман Чарлза Фрейзера, получившего в 1997 году Национальную
премию «Книга года». Действие романа и фильма происходит в конце
Гражданской войны. Раненый солдат (Джад Лоу) возвращается домой
в Северную Каролину после того, как войска конфедератов были разбиты
в Вирджинии. В это же самое время его возлюбленная, абсолютно городская
молодая женщина (Николь Кидман), пытается научиться вести хозяйство
на ферме, расположенной в горах. Ей помогает местная жительница
(Рене Зеллвегер). Как всякий исторический фильм, «Холодная гора»
потребовал от его создателей довольно внушительных бюджетных вливаний,
поэтому сумма в 80 млн долл., отпущенная компанией «Мирамакс»,
не должна казаться огромной. Костюмы, декорации: в Румынии, например,
был построен целый город начала ХIХ века — повозки, утварь и проч.,
— все это выглядит вполне достоверно. Но вот прозвучит ли любовная
история столь же пронзительно и искренне? Думаю, на этот вопрос
каждая зрительница будет давать ответ самостоятельно.
«НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ» (LOVE ACTUALLY)
США, лирическая комедия
Режиссер Ричард Кертис. В ролях: Хью Грант, Эмма Томпсон, Лора
Линни, Лайам Ниссон, Колин Фирт.
Этот фильм — режиссерский дебют сценариста «Четырех свадеб и одних
похорон», «Дневника Бриджет Джонс» и «Ноттинг Хилла». Феноменальный
состав звезд: Хью Грант, Лайам Ниссон, Колин Фирт, Лора Линни,
Эмма Томпсон, Роуэн Аткинсон, он же мистер Бин, рассказывают пять
любовных историй, в которых задействованы и другие люди, не знакомые
друг с другом и в конце концов случайно очутившиеся в одном месте
в одно время, а именно — в аэропорту Хитроу накануне Нового года.
Писатель (Колин Фирт), покинутый женой и пытающийся обольстить
иностранку; английский премьер-министр (Хью Грант), влюбленный
в свою служанку; супружеская чета со стажем (Эмма Томпсон и Алан
Рикман); вдовец (Лайам Ниссон) со своим приемным сыном; двадцатилетний
юнец, мечтающий найти сексуальный рай в Висконсине; рок-стар, выпускающий
альбом с симптоматичным названием «Любовь вокруг нас», — и это
еще не все персонажи, которых нашел сценарист и режиссер Ричард
Кертис. Настоящая английская комедия, которую долго и с особым
нетерпением ждали и которая не обманула ожиданий и надежд.
«ЗАСТРЯЛ В ТЕБЕ» (STUCK ON YOU)
США, комедия
Режиссеры Питер и Бобби Фаррелли. В ролях: Мэтт Дэймон, Грэг Киннер,
Ева Мендес.
Эту историю охальники братья Фаррелли придумали еще до своего
дебюта «Ох, уж эта Мэри». Студии им дружно отказали, несмотря на
то, что в разное время проявляли готовность войти в проект Джим
Керри, Вуди Аллен и Уилл Смит. Наверное, история о сиамских близнецах
была навеяна собственным богатым «братским» опытом Питера и Бобби,
но доведена до скабрезного абсурда. Итак, два близнеца (Мэтт Дэймон
и Грег Киннер) решают отправиться из своего родного Массачусетса
в Голливуд, потому что один из них очень хочет стать артистом.
По выходе комедию сразу же окрестили «антиполиткорректной», что
говорит о верности братьев себе и своим представлениям о «юморе
без границ», как в физиологическом, так и в политическом, и в социальном,
и в расовом отношениях. Но вместе с тем нельзя не признать, что,
взрослея, братья Фаррелли стали «дрейфовать от эпатажа к сентиментальности».
Впрочем, повторюсь, возможно, это связано с тем, что фильм для
них носит личный, в некотором смысле автобиографический характер.
Они, конечно, не сиамцы, но завязаны друг на друга в жизни и в
творчестве. Вчерашние критики их грубого, шокирующего, скотоложеского
юмора нынче сокрушаются по поводу того, что братья Фаррелли помягчали,
ослабили свой натиск и занялись банальными «слезовыжималками».
Не станем загадывать, так ли это, тем более что фильм, напомню,
был задуман еще до «Мэри», так что на деле все еще может вернуться
на круги своя. Вот только вопрос, что тогда скажут эти вечно неудовлетворенные
и такие непоследовательные критики?!
«ПЛОХОЙ САНТА» (BAD SANTA)
США, комедия
Режиссер Терри Цвигофф. В ролях: Билли Боб Торнтон, Берни Мак,
Тони Кокс, Лорен Грэхем, Бретт Келли.
Эта рождественская комедия признана разрушающей традиционные семейные
ценности в духе Мэтта Джарджа, автора «Бивиса и Бадхэда» и награждена
рейтинговым значком «R», предупреждающим родителей, что сказка
про Деда Мороза не для нежного детского возраста. Честно сказать,
одно лишь упоминание Билли Боба Торнтона в титрах должно было бы
вызвать дрожь в пуританских коленках ханжей, бдительно защищающих
семейные ценности. А уж если Билли Боб, известный своими эпатажными
выходками, восьмью браками и извращенным сознанием состарившегося
тинейджера, играет Санта Клауса, то единственное, что можно тут
сказать, так это «Bad Santa». Именно так — честно — и поступили
авторы, в числе которых исполнительные продюсеры Джоэл и Этан Коэны,
а также сам Торнтон. Естественно (для такой бригады авторов), что
рождественская комедия из украшенной бело-розовым кремом превратилась
в «черную», болезненную, с червоточинкой. Следовательно, для взрослых
со склонностью к черному юмору «Плохой Санта» — это лучший подарок
на праздник, безумный, причудливый, при этом необъяснимо смешной
фильм. И Билли Боб Торнтон самоубийственно-комичен в необычной
роли Санты, который на самом-то деле алкаш, заядлый курильщик и
вор, вышедший на «сезонную работу» в красном кафтане святого. Вместе
со своим придурочным Эльфом (Тони Кокс) он обворовывает супермаркеты
и моллы, пользуясь предпраздничной многолюдной суетой. В фильме
много смешных реплик, в массе своей нецензурных. Один американский
критик назвал в этой связи картину «раем для матерщинника» и добавил,
что в ней есть множество забавных фраз, ни одну из которых нельзя
напечатать в приличной газете.
«ЭЛЬФ» (ELF)
США, комедия
Режиссер Йон Фавро. В ролях: Уилл Феррелл, Джеймс Каан, Боб Ньюхарт,
Эд Эзнер.
На этот раз традиционный, просчитанный коммерчески, сверенный
с приличиями рождественский фильм. И результат, между прочим, вполне
милый, приятный для детей и взрослых. Я ничуть не шучу, потому
что твердо уверена, что семейный «рождественский заказ» выполнен
авторами со вкусом и умением. Забавно, конечно, то, что американские
цензоры даже в этой невинной ленте что-то этакое усмотрели и рекомендовали
взрослым непременно сопровождать своих деток во время просмотра.
Мальчик Бадди, которого когда-то Дед Мороз забрал с собой на Северный
полюс, вырос среди эльфов и решил вновь вернуться в мир людей,
чтобы найти своего отца, который достоин любых эпитетов, кроме
одного — «хороший человек». В роли папаши Джеймс Каан. Тридцатишестилетний
Уилл Феррелл, ростом 1 метр 95 сантиметров, настоящее открытие
этого фильма. Рождественские плакаты с его изображением в желтых
трико и островерхом колпаке украшали Манхэттен, робкая же и хитрая
улыбка обещала детям стать соучастниками веселых похождений человеко-эльфа,
эдакого взрослого ребенка в поисках любящего родителя. Уиллу Феррелу,
уже 8 лет работающему в программе «Субботняя ночная жизнь», в которой
в разное время стартовали нынешние звезды кинокомедии Джеймс Белуши,
Стив Мартин, Билл Мюррей и Бен Стиллер, и получающему самые высокие
гонорары за всю историю ее существования, прочат звездный взлет
и место пластилинового комика Джима Керри. Хотя лично мне показалось,
что Феррел, в отличие от Керри, не злоупотребляет своей способностью
корчить рожи и творить с лицом черте что. Он более традиционен
и совершенно не чужд ностальгической ноты, которая свойственна
Рождеству и Новому году. Время-то идет, годы-то летят...
«ПРОДАВЕЦ БУМАГИ» (IL CARTAIO)
Италия, триллер
Режиссер Дарио Ардженто. В главных ролях: Стефания Рокка, Лайам
Каннингем, Сильвио Муччино.
Поклонники триллера давно возвели итальянского режиссера Дарио
Ардженто, автора «Темно-красного», «Синдрома Стендаля», «Призрака
в опере», в ранг культового режиссера и классика жанра. Новый психотриллер
Дарио Ардженто ожидается на итальянских экранах в январе и расскажет
о серийном убийце, который находит свои жертвы среди игроков в
покер, сражаясь с ними на веб-сайтах. Таким образом, и в Италии
хоррор перебрался из реальной жизни в пространство Интернета. Впрочем,
убивают в фильме не виртуально, а абсолютно реально, с изощренной
фантазией, отличающей почерк всех убийц, которых наплодил Дарио
Ардженто. Преследует маньяка женщина-полицейский, великолепно сыгранная
молодой актрисой Стефанией Рокка. Дарио Ардженто признается, что,
задействовав Интернет, он все равно сохранил приверженность максимально
реальному ужасу. В картине практически полностью отсутствуют компьютерные
спецэффекты, жестокость реальна, страх смерти реален, убийство
реально. Ардженто не оставил зрителю ни малейшей возможности спрятаться
за спасительную мыслишку, мол, в жизни такого не бывает. Нет, бывает,
говорит фильм Ардженто. «Чтобы спастись, — уверен режиссер, — надо
уметь рисковать. Риск — область, пограничная со страхом. Когда
играешь, боишься проиграть, то есть потерять. Этот страх трансформируется
в эйфорию. Для тех, кто не знает вкуса риска, страх потерять сильнее,
чем удовольствие испытать этот страх. Покер — игра для тех, кто
любит рисковать».
«ЧТО-ТО НУЖНО ОТДАТЬ» (SOMETHING’S GOTTA GIVE)
США, комедия
Режиссер Нэнси Майерс. В ролях: Джек Николсон, Дайана Китон, Аманда
Пит, Киану Ривз, Фрэнсис МакДорманд.
Можете представить, чтобы Джек Николсон оказался вторым? И я не
могу. И тем не менее, именно так и произошло в лирической комедии,
поставленной Нэнси Майерс, предыдущий фильм которой «Чего хотят
женщины» с Мэлом Гибсоном собрал 183 млн долл. и стал самым крупным
хитом проката в жанре житейской истории, снятой женщиной. Не знаю,
считает ли Николсон, что все это «бабские козни», или просто не
вникает в восторженные дифирамбы, адресованные на этот раз не ему.
Критики же наперебой пишут о «непревзойденном комическом даре Китон»,
о ее мастерском, «цельном и головокружительно непредсказуемом»
исполнении, а также о том, что она «украла» фильм у Николсона.
С другой стороны, справедливости ради заметим, что в сюжете картины
роль Китон более выигрышная. Стареющий ловелас (догадайтесь, кто
бы это мог быть?!), ухлестывающий за юными красотками, неожиданно
для себя влюбился в мамашу (Дайана Китон) своей очередной подружки
(Аманда Пит). Чтобы справиться с проблемой любовного треугольника,
герои фильма отправляются (догадайтесь, к кому?!), правильно, к
психоаналитику, которого играет Киану Ривз. Победивший Матрицу
Киану, конечно, справился бы с такой мелочью, как простой треугольник,
если бы... если бы он сам не был влюблен в мамашу, которая к тому
же еще и писательница, автор женских романов. На самом деле Николсон
и Китон превосходно взаимодействующая пара, они прекрасно подходят
друг другу для романа «позднего среднего возраста». Очень просто
представить их в подобной ситуации и в реальной жизни.
«ПРОПАВШИЙ БЕЗ ВЕСТИ» (THE MISSING)
США, вестерн
Режиссер Рон Хоуард. В ролях: Кейт Бланшетт, Томми Ли Джонс, Эван
Рейчел Вуд, Аарон Экхарт.
Еще одна историческая картина, действие которой происходит в 1800
году в Нью-Мексико, но совсем иного рода. Оскаровский лауреат 2002-го
за картину «Великолепный ум» Рон Хоуард снял вестерн, впервые пробуя
свои силы в классическом жанре. И хотя режиссер уверяет, что следовал
заветам Джона Уэйна, создавая фильм в традиционных канонах, даже
непосвященный скажет, что это не так. Во-первых, в центре фильма
— образ женщины, что больше относится к разряду исключений, чем
правил. Во-вторых, сюжет строится вокруг киднеппинга, то есть похищения
ребенка с целью выкупа, что для вестерна тоже весьма нетипично.
И даже скорее экзотично. В главной роли — Кейт Бланшетт, играющая
женщину фронтира с двумя дочерьми на руках. У нее есть возлюбленный
(Аарон Экхарт) и отец-алкоголик (Томми Ли Джонс), который бросил
ее на территории, принадлежащей апачам, и вернулся через десять
лет с желанием помириться. Вместе они пытаются вернуть ребенка.