СИЛЬНОЕ
ЗВЕНО
• #3/2004
Александр
ТАРИМ
Николай ЕФРЕМОВ
АБСОЛЮТНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
ПОЖАЛУЙ, МЫ НЕ ПРИНАДЛЕЖИМ К ОРТОДОКСАМ, ОДНОЗНАЧНО ПРЕДПОЧИТАЮЩИМ
АНАЛОГ ЛИБО ЦИФРУ. ДАЖЕ В ПРЕДЕЛЬНО СОВЕРШЕННОМ ТРАКТЕ ОДНОЙ ПРОТИВОБОРСТВУЮЩЕЙ
СТОРОНЫ ВСЕГДА МУЧИТЕЛЬНО НЕ ХВАТАЕТ ГАММЫ НЮАНСОВ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ
ДРУГОЙ. ПОЭТОМУ СЕГОДНЯ НЕ МЕСТО НОСТАЛЬГИИ И САНТИМЕНТАМ. МЫ ПРОСТО
ИССЛЕДУЕМ ВИНИЛОВЫЙ ИСТОЧНИК ЦЕНОВОЙ КАТЕГОРИИ $2000 — 3000 (В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ТИПА КАРТРИДЖА), А В ЭТОМ СЕГМЕНТЕ И CD-ПРОИГРЫВАТЕЛИ ЖЕСТОКО
КОНКУРИРУЮТ МЕЖДУ СОБОЙ.
TRANSROTOR — НЕМЕЦКИЙ ОСТРОВОК РУЧНОГО производства точной механики
в море глобализованной индустрии. Основанная в 1971 году, фирма занимается
исключительно виниловыми проигрывателями, и иногда создаётся впечатление,
что наступления цифровой эры там просто не заметили. Эксклюзивы брэнда
напоминают, скорее, сверхточные станки с приводами от нескольких
внешних двигателей, а топовый напольный «Gravita» мало отличается
от студийного рекордера.
Правда, производители изысканного, как всегда, вынуждены уделять
существенное внимание и бюджетной сфере. Это хорошо, ибо в таких
случаях заумные находки высоких технологий в том или ином виде неизбежно
перетекают в модели попроще, подтягивая их к более высокому уровню.
Сегодня мы слушаем Transrotor New Classic 20/40 (С= 2132). Числа
в названии означают толщину рабочей панели (акрил, в нашем случае
— чёрный) и толщину диска (акрил-виниловый композит). Покупной тонарм
— классика Rega RB250. Простейший привод от синхронного двигателя,
гидродинамический подшипник диска. Массивный прижим надевается на
шпиндель. В комплект входит ММ-картридж Goldring Elan, но он был
сменён на нечто более приемлемое к ситуации: van den Hul The MC-10
Special ($995). Это МС-головка с выходом 0,65 мВ и оптимальным импедансом
нагрузки 200 Ом.
Корректор — Transrotor Phono Modell 2003 (С= 928). Блок в низкорезонансном
алюминиевом корпусе, работает с ММ и МС с возможностью установки
входного импеданса и ёмкости.
Слушали мы вдвоем, и чтобы хоть как-то систематизировать свои впечатления,
порой противоречивые, договорились акцентировать внимание на пяти
моментах:
Тембральный баланс — субъективно воспринимаемая линейность АЧХ.
Музыкальный баланс — правильное соотношение групп и отдельных инструментов
между собой.
Саундстейдж — пространственные характеристики звучания.
Характер поверхностного шума — позволяет судить о фазовых характеристиках
системы и точности следования иглы по звуковой канавке.
Линейность тракта — правильное соотношение между тихими и громкими
звуками.
А.Т.: Итак, головка обладает низким голосом, основательностью и массивностью,
а главное — верхним регистром, отдающим мутноватым серебром и, казалось,
полным отсутствием каких-либо шумов. В общем, столь характерное для
van den Hul наполненное и сочное спокойствие.
Колтрейн — Эллингтон. Плотный законсервированный воздух джаз-клуба
сомнений не вызывает. Лёгкая трёхмерность стерео сохраняется и при
повороте головы. Тембральная правда меди не вызывает нареканий, но
рояль хрипловатый, а тарелки явно мягкотелы. Впрочем, кристальная
уравновешенность в джазовых записях встречается не чаще идеального
звука в «живых» выступлениях.
Н.Е.: Ударник здесь явно доминирует, но именно это вы и услышите
при живом исполнении. Тарелки действительно аналоговые, не слишком
агрессивные. А вот контрабас хотя и прекрасно слышен, но его партию
проследить не удается. Рояль словно за легким занавесом, плюс ощущение
пустоватого центра, словно музыканты расселись по краям сцены. Шум
ушел куда-то назад, на него совсем не обращаешь внимания, а ведь
диск не новый. Правильное чувство ритма и настроения в целом.
А.Т.: Кассандра Уилсон — серьёзный тест на обращение с вокалом. Её
голос — сложный инструмент для игры. В ранних записях («Chelsea Bridge»)
эта игра светилась самодостаточным светом, а затем, естественно,
всё больше проявлялась общеэстрадная окраска. «Last Train To Clarksville»
— непростая тяжёлая подача. Вокал, пожалуй, пониже, чем запомнился
по цифровым записям, но действо достаточно сложное, чтобы охватить
его одним взглядом. Тяжело и напряжённо. Впечатляющая глубина и динамика,
но бедноватые обертоны. Шум почти отсутствует.
Н.Е.: Потрясающее богатство тонов и полутонов в голосовом регистре,
но заметен акцент на верхней середине — звуки «t» и «s» чересчур
шипят. Бас хорошо проработан, но есть подозрение, что кривая RIAA
имеет спад на инфранизких частотах. Dynaudio С4 явно способны на
большее. Правильно передан баланс между вокалом и музыкальным сопровождением,
все очень слитно и органично. Напряженно? Я бы сказал, немного зажато.
Глубина сцены условна, она выстроена по ширине при едва заметном
разделении по планам. Шума действительно нет, Blue Note все-таки.
А.Т.: Брамс. Мы забыли поставить прижим на диск и немедленно были
наказаны. Контуры рояля исказились как в кривом зеркале — много звуков
из гудящего ниоткуда. Массивная деталь восстанавливает мозаику по
отдельным фрагментам. Величественный и глуховатый тембр. Синхронизация:
начала и окончания звуков подобны миниатюрным фигуркам из слоновой
кости. Немедленно после этого наблюдения отмечаешь детонацию. Вернее,
полное её отсутствие. Глубокие и долгие звуки застывают во времени,
чего не всегда добьёшься и от более дорогих моделей.
Такого рода звучание рояля памятно по временам, когда солидные АМ-радиостанции
на длинных и средних волнах передавали фортепианные концерты (легенды
и предания!) — неожиданная вспышка, говорящая о принадлежности к
высокому классу. Шум винила на фоне величественных звуков? Неуловимые
мельчайшие частицы в неопределённых точках пространства. Космонавт
у Лема рассуждает о бытовых неурядицах покорения Космоса: «...а хуже
всего крошки. Охота с пылесосом в невесомости... А перхоть?!» Примерно
так.
Н.Е.: Тяжелый стереофайловский диск с записью на одной стороне и
должен звучать, как студийная фонограмма. В этом вся фишка. Мне показалось,
что отсутствие прижима, прежде всего, повлияло на передачу атаки
— она была немного затянутой по времени, из-за чего сбился темп исполнения.
Этакий аналоговый джиттер, но не детонация, ее точно не было. Возможно,
отсутствие груза как-то нарушило динамический баланс между приводом
и головкой.
Самое ценное в этой, отнюдь не выдающейся (на мой взгляд) по исполнению
записи — цельность звучания инструмента. Оно состоит из множества
отдельных деталей, которые отчетливо различимы, но настолько точно
подогнаны друг к другу, что саунд кажется монолитным. Как египетские
пирамиды с большого расстояния. И эмоционально так же — на расстоянии
и в легкой дымке.
Здесь, кстати, можно оценить тонарм и картридж — диск записан с минимальной
компрессией, но явных искажений не слышно. Если слушать музыку, то
шум не замечаешь, но стоит хоть раз обратить на него внимание — уже
не отвяжется.
А.Т.: Редкий случай или закономерность? Электронная музыка в аналоговом
варианте чертовски выигрышна. Leftfield, «Open Up» — много упругого
баса и безгранично чёткое стерео. Погружение в транс и высочайшая
линейность. Возможно, несколько холодновато и отстранённо.
Н.Е.: При этом от баса не вибрирует диван, а ведь должен. Придется
все-таки снять АЧХ корректора, что-то здесь не так. Синтетики, как
ни странно, нет и в помине, зато такой драйв, что возникает желание
немедленно поехать в какой-нибудь клуб. А вдруг у них звук еще лучше?
Сцена строилась искусственно, по приборам, поэтому при воспроизведении
восстанавливается почти идеально.
А.Т.: «Led Zeppelin II» — достойная находка для подобных исследований.
Нагромождение звуков здесь организовано классически, но это — классика
давно ушедших времён. Как в виниловых, так и в цифровых версиях звуки
этого альбома зачастую порождают диссонансные созвучия в системах
сегодняшнего дня. Одна из причин — виртуозная игра операторов с уровнем.
При попытках записи диска на ленту почти невозможно было найти оптимальный
уровень по индикатору. И особенно приятно, что здесь абсолютная величина
громкости почти не ощущается. Каждое мгновение соответствует замыслу.
Интересно отметить наполненность и пространственность каждого из
каналов по отдельности: случайное отключение из-за ненадёжного соединения
правого канала несколько секунд почти не вызывало чувства дискомфорта.
Голос, пожалуй, излишне сливается с соло инструментов да и с общим
грохочущим фоном. Суховато.
Страшно сказать, но, может быть, чрезмерная линейность виной тому,
что не возникает имитация концертного драйва с неизбежными перехлёстами,
столь характерными при дегустации данного блюда в 70-е... И всё же,
версия исключительной ясности. Трудно пока представить альтернативные
пути достижения подобного.
Н.Е.: Первый раз встречаюсь с таким прочтением этого альбома. Очевидно,
все дело в массе — 200 граммов QUIEX SV-P. Что бы это значило? Основной
спектр, сосредоточенный в среднечастотной области с небольшим заходом
в мидбас, и иллюзия колоссального динамического диапазона. Все как-то
неправильно, криво, но при этом ужасающе жизненно, словно в старой
кинохронике. У музыкантов состояние, близкое к истерике, это чувствуется
сразу же, на «Whole Lotta Love». Нечто подобное было на недавно вышедшем
тройном «How the West Was Won», но эмоционально компакт значительно
жиже. Для рока 70-х альтернативы винилу я тоже не вижу.
А.Т.: И наконец — Вагнер в видении Караяна. Прелюдия к I акту «Нюрнбергских
мейстерзингеров». Наиболее жизнерадостное творение композитора, написанное
(так вышло) в период жестокой творческой депрессии. Кажется, поток
музыки неостановим, отдельные инструменты скорее угадываются в мутноватой
и сверкающей волне. Но короткое вкрапление наивной мелодии не воспринимается
как нечто случайное или чуждое. Медные атакуют спонтанно, внезапно
обнаруживая яркие вспышки света на фоне весьма сдержанного тонального
баланса.
Следует отметить, что аппарат блестяще справился с трудностями чтения
формата SQ, о которых мы предупреждали выше. Да, матричная технология
привела к некоторой сдавленности и тесноте звуков, но и в самых нелёгких
местах (а последний фрагмент был записан в неблагоприятной конечной
зоне диска) я не услышал и малейших намёков на скрежет и нелинейность.
Что касается пространственной картины, то, пожалуй, в строго фиксированной
точке почти явственно формировались образы тыловых каналов, пространственно
отделённых от стереокартины.
Н.Е.: Несмотря на ужасающий треск, проблемы с басом и заметную компрессию,
музыка захватывает. Произведение цельно, неразрывно, его просто необходимо
дослушать до конца. Оркестр сосредоточен в центре, лишь отдельные
звуки долетают до крайних планов. У случайно вошедших в глазах вопрос:
как это можно слушать? Да, в принципе, только такое слушать и можно.
Был бы еще диск почище... Намека на задние каналы я не обнаружил,
возможно, потому, что SQ-декодерами никогда не увлекался.
Выводы? Оценивая формально предусмотренные показатели, отметим
тональный баланс, несколько смещённый вниз и порой излишне массивный.
Правда, обладающий свойством внезапно динамически преображаться.
Баланс музыкальный хорош в акустических записях, но в сложных студийных
миксах не всегда адекватна позиция голоса. Стерео формируется легко
и с достаточной глубиной, но локализация порой недостаточно чёткая.
С данным картриджем шум глуховат и рассеян в пространстве спонтанно,
удивительным образом тембрально не пересекаясь с музыкой. Признаков
нелинейности не обнаружено.
Главное: за время прослушивания так и не сложилось впечатление
об узнаваемом (монотонно повторяющемся) голосе системы. Каждый
диск — иные ощущения и новая форма восприятия. За это, в первую
очередь, стоит любить винил, а в данном случае — признать неординарные
свойства машины за предложенную цену. Хотя и следует отметить,
что Chord своими динамическими свойствами по-настоящему может блеснуть,
пожалуй, лишь с цифровыми источниками (или с собственным фонокорректором?).
n
Музыка, которую мы слушали:
1. Duke Ellington & John Coltrane. Limited edition. Impulse!
1997.
2. Cassandra Wilson, «New Moon Daughter». Blue Note, 1995.
3. Stereophile Special Limited Edition, Works for piano by Brahms.
1991.
4. Leftfield, «Leftism». Columbia, 1995. 180 г, 2 LP.
5. «Led Zeppelin II». Atlantic. UK.
6. Герберт фон Караян и Оркестр Берлинской Филармонии. EMI Electrola.
Тракт, который мы слушали
Предусилитель Chord CPA3200E C=6600
Оконечный усилитель Chord SPM1200E C=7050
Акустические системы Dynaudio Confidence
C4 C=12500
Последний диск — матричный квадро, записанный в системе SQ. Дополнительная
проверка способности картриджа огибать сложные рельефы записи:
в матрицированном сигнале значительна доля сигнала, сдвинутого
по фазе на 90 градусов, и в движении иглы присутствует вращательный
момент. Кроме того, амплитуда несколько уменьшена, а в стереолокализации
возможна неопределённость.
Рис. 1. АЧХ фонокорректора Transrotor Phono Modell 2003.
Кривая с большой точностью совпадает с рекомендованной RIAA.
Как видим, никаких фильтров инфранизких частот в схеме нет. Со
звучанием Dynaudio Confidence C4 мы хорошо знакомы, так что субъективная
нехватка баса, скорее всего, возникает по вине усилителя.
Рис. 2. Спектр искажений фонокорректора Transrotor Phono Modell
2003.
Измерения THD дали неожиданный результат: минимум искажений
(0,06%) наблюдался при выходном напряжении около 7 В, а при номинале
0,775 В их уровень возрастал до 0,028%. Так что чувствительность
корректора лучше задать повыше, чем это требуется, снизив уровень
громкости в усилителе. Перегрузочная способность этой модели
довольно велика — клиппинг начинается при 7,5 В. Спектр искажений
тоже не совсем обычен — 2-й и 3-й гармоник нет, зато видны составляющие
более высоких порядков вплоть до 6-й. Фон отсутствует.
Частота, Гц |
RIAA, дБ |
Измеренное значение, дБ |
20 |
19,36 |
20,19 |
25 |
19,04 |
19,94 |
31,5 |
18,57 |
19,43 |
40 |
17,88 |
18,64 |
100 |
13,18 |
13,17 |
200 |
8,31 |
8,2 |
500 |
2,74 |
2,73 |
1000 |
0 |
0 |
5000 |
-8,12 |
-8,31 |
10000 |
-13,65 |
-13,84 |
16000 |
-17,62 |
-17,76 |
20000 |
-19,95 |
-19,63 |
|