Оказывается, от неразделенной любви страдают не только певицы-попсовицы,
но и самые что ни на есть пункерши, альтернативщицы и авангардистки.
Например, довольно известная в узких кругах американка Сэнди Диллон,
которая являет собой смесь из трех вышеозначенных разновидностей
«инди-гёрл». Поет Сэнди натужно-инфантильно, словно эдакая выжившая
из ума Кейт Буш пополам с Патти Смит. Создается образ девочки-старушки,
в растрепанных чувствах и с потекшим макияжем, не один раз в этой
жизни обломавшейся, но все-таки не потерявшей надежды найти своего
принца на белом «Харлее». Музыка в духе пост-панк/авангарда вполне
индивидуальна и интересна, хотя и понравится скорее любителю всяких
необычностей. Самый лучший момент — скрипичный сэмпл из «Red Telephone»
легендарной группы Love, впаянный в песню «It Must Be Love». Милый
постмодернистский «подкол», сразу объясняющий, о чем идет речь в
музыке.
LIVING COLOUR
«COLLIDESCOPE»
Sanctuary
Возвращение еще одной легенды альтерно-метала — нью-йоркцев Living
Colour — сенсацией ушедшего года не назовешь, в отличие от мощного
камбэка их «собратьев по перу» Jane’s Addiction. «Темнокожие братья»
играют музыку хорошо отрефлексированную, отфильтрованную и обмозгованную,
и как раз это-то и не есть хорошо: маловато живой энергии, первородного
драйва, злого юмора. Сочетание тяжелого металла, хардкора плюс
таких специфических составляющих, как фанк, блюз, соул и регги,
иногда кажется вязковатым и рыхлым. Профессионализм и интеллектуальность,
пожалуй, играют с музыкантами недобрую шутку. Но самое обидное
— нету в музыке Living Colour призыва (хотя бы кому-нибудь морду
набить), нету посыла. А куда ж нынче без этого? Нытья в современном
роке и так хватает. Впрочем, «альтернативные» версии «Back In Black»
AC/DC и «Tomorrow Never Knows» Beatles хороши, так что спасибо
ребятам за то, что открывают глаза молодежи на классику.
BRITNEY SPEARS
«IN THE ZONE»
Zomba Records Corporation***
«...И чтоб рыбка золотая была бы у меня на посылках!» — грозно
топнув ножкой и скривив губы, заявила Бритни, и, с силой хлопнув
дверью, вышла вон. Армия менеджеров, продюсеров, композиторов,
имиджмейкеров и их ассистентов на экстренном совещании три дня
ломала голову над тем, как угодить капризной звездульке и заодно
повысить ее рейтинг, ибо популярность Бритни начала катастрофически
падать. Были созваны лучшие силы в лице Трики (правда, не того,
а другого), Моби, Р. Келли, П. Дидди и прочих громких и скандальных
деятелей, поставивших свое имя в графе «produced by», а потом на
крючок клюнула и более крупная рыба — Мадонна, тоже пребывающая
в застойном периоде. Скрепив союз дружеским поцелуем, дамы записали
совместный трек «Me Against The Music», названием которого сказано
всё — антимузыка как она есть. Команда Спирс тоже перестаралась
в своем стремлении сделать более «взрослый» и «модный» альбом.
Помесь техно, хауса, рэпа, соула и... жгучих турецких мотивов (которые
неожиданно заполонили собой почти все треки) звучит тяжеловесно,
излишне помпезно и невкусно, вызывая чувство изжоги и муторности.
Единственная на диске «нормальная» баллада в стиле колледж-поп
даже слушается с некоторым облегчением. Юная (все еще) Бритни,
стремящаяся занять место между Мадонной, Моби и Тарканом, увешанная
килограммами самоварного золота и облаченная в пышные меха, выглядит
крайне нелепо. До статуса владычицы морской ей еще очень далеко,
если вообще удастся добраться...
RAGE
«SOUNDCHASER»
Steamhammer****
Возможно, это не совсем правильная тактика — во что бы то ни стало
выдавать по альбому в год. Тут бы остановиться, подумать, но ветераны
немецкого трэш-пауэра, как в известном анекдоте, предпочитают что
есть силы трясти пальму, с которой на них падают благодатные кокосы.
В рок-сюжетах, как и в либретто итальянских опер, очень много условностей,
но история про Звукоулавливателей — неких биомеханических существ,
созданных в древние времена и доживших до наших дней в снегах Антарктиды,
обнаруженных там учеными и используемых ими для борьбы с террористами,
кажется нелепой даже с точки зрения ненаучной фантастики. Главное,
конечно, не сюжет, а музыка, которую, увы, отличают эмоциональная
поверхностность и внешняя эффектность, особенно в сравнении с предыдущим
«Unity», пронизанным подлинным объединяющим пафосом. Сильно раздражают
и вдруг снова прорезавшиеся хэтфилдовские нотки в голосе Пиви Вагнера
(особенно в свете недавнего «отступничества» Metallica). Конечно,
не все так плохо, и на «Soundchaser» есть композиции, отмеченные
настоящим вдохновением (например, «Human Metal»), но в целом все
сводится к демонстрации виртуозности и напористости (этого у музыкантов
не отнимешь). Остается надеяться, что группа, в состав которой
входит наш экс-соотечественник, гитарист Виктор Смольский, в следующий
раз выдаст что-нибудь более осмысленное, и мы ею будем по-прежнему
гордиться.
CESARIA EVORA
«VOZ D’AMOR»
Lusafrica/BMG***
Честно говоря, для меня остается загадкой, почему Чезария Эвора
стала мировой сенсацией. Может быть, всеобщий бум на world music
тому способствовал, может — правильная раскрутка. А может, не понимаю
чего, это тоже не исключено. Но бесстрастное, холодноватое и сугубо
интровертное пение бабушки с острова Кабо Верде почти не вызывает
у меня ответных эмоций. От певицы такого масштаба и опыта ожидаешь
если уж не прожженной чувственности и страсти, то, по крайней мере,
мудрости и каких-то ценных размышлений «за жизнь». Но и этого нет.
Здесь, наверное, и заключена главная «фишка» — поет Чезария исключительно
для себя (не для всех и не для тебя — единственного) и даже как
бы про себя, внутренним голосом. Не глядя никому в глаза, ни к
кому не обращаясь. Словно у себя дома, на террасе, заваривая кофе.
Собственно, до 45 лет она в основном для себя и пела, и только
в столь зрелом возрасте начала выступать и гастролировать. Все
музыканты играют так же — строго, сдержанно и без лишних фраз.
Если рассматривать смесь португальского фадо, бразильской босса-новы,
цыганского романса и салонного джаза, исполняемую Чезарией, как
камерную фоновую музыку, то все становится на свои места. Стадионные
же аудитории и мировая шумиха Эворе явно не подходят, что и подтверждает
новый альбом. Что и говорить, в разгар противной московской зимы
и эпидемии гриппа хочется послушать чего-нибудь погорячее — например,
кубинку Омару Портуондо, которая выступает с Чезарией в одной возрастной
категории, но поет куда более страстно и зажигательно.
ELVIS
«2ND TO NONE» (30 №1 HITS)
BMG Music***
Даже после своей смерти короли рок-н-ролла продолжают приносить
деньги — не себе так потомкам, лейблам и прочим правообладателям,
за что те вспоминают их, королей, добрым тихим словом. Уже второй
сборник хитов Элвиса за год — и вновь сумасшедшая раскупаемость.
Что ж, 30 нетленок Пресли в одном флаконе — это то, что должен
иметь в коллекции каждый. Нет сомнений, что новое поколение сделает
выбор в пользу этой компиляции, хотя бы ради того, чтобы не прослыть
неучами и невеждами. А если не сделают, то сей сборник обязательно
купят им их родители. Впрочем, для родителей, а также бабушек и
дедушек на диске тоже есть приманка — ранее не издававшаяся песня
Элвиса «I'm a Roustabout». Композиция предназначалась для фильма
«Roustabout», вышедшего на экраны в 1964 году, но не прозвучала
в нем, будучи отвергнутой продюсером. И зря — песенка пусть и не
шедевр, но очень симпатичная. Все это время записанный трек преспокойно
хранился в архиве у своего автора, композитора Винфилда Скотта.
Трудно предположить, почему владелец такого сокровища не стал афишировать
его раньше... Что ж, ореол таинственности будет лишь способствовать
лучшим продажам. А «продвинутую молодежь» привлечет еще и очень
неплохой ремикс на «Rubberneckin’» от Пола Оукенфолда.
ROD STEWART
«AS TIME GOES BY... THE GREAT AMERICAN SONGBOOK. VOLUME II»
J Records***
Вторая часть «Большого американского песенника» Рода Стюарта,
которую он выпускает через год после первой, в преддверии Рождества.
Вновь эстрадная классика 1930-40-х годов и вновь точно такое же,
как в прошлый раз, не вызывающее ответного энтузиазма исполнение:
чистенькое, аккуратненькое, старательное. Сипловато-пустотный голос
Рода, который он пытается максимально смягчить, под аккомпанемент
джазового бэнда звучит умиротворяюще-усыпляюще. С одной стороны,
вроде бы очень подходит в качестве фона для различного рода застолий
и отдыха у камина, с другой — навевает страшную скуку, особенно
если сравнить с оригиналами (возьмем «’Till There Was You» хотя
бы в версии «Битлз») или теми же песнями в исполнении нашего современника
Брайана Ферри (у которого есть альбом с таким же названием и пересекающимся
на 60% репертуаром). Стюарт — прирожденный рок-н-ролльщик, и для
шансонье у него, увы, не хватает ни шарма, ни умения донести до
слушателя тончайшие эмоциональные переживания, куртуазно-декадентский
дух той эпохи. Ему бы продолжать петь песни про сигареты и алкоголь,
но Род, видимо, решил сделать скидку на свой возраст и здоровье.
Зря, зря, батенька! Знаете ли, седина в бороду...
P!NK
«TRY THIS»
Arista Records***
Пинк — девица не промах, и это уже многие смогли оценить. Начав
в одном «лягушатнике» с Бритни Спирс и Кристиной Агилерой, поп-барышня
сумела обойти впавших в детство цыпочек на крутом повороте и дать
всем хорошего пинка. Теперь она исполняет рок — не больше и не
меньше. На гламурные цацки можно не смотреть, это всего лишь камуфляж,
чтобы старые поклонники сразу в обморок не падали. Пинк собрала
в один котелок все (на ее взгляд) лучшее, что было в женском роке
до сего дня: соблазнительность и вкус Деборы Харри, бескомпромиссность
Крисси Хайнд, загадочность Грейс Слик, боевитость Долорес О’Риордан.
Талантливая девушка, ничего не скажешь: то завопит так, что хоть
под диван ховайся, то подбавит в голос таинственной хрипотцы, что
аж мурашки по коже (неопсиходелическая баллада «Waiting For Love»
— выдающаяся композиция), то в какой-нибудь панковской вещице ввернет
словечко на букву «ф» — впрочем, весьма к месту. Музыка тоже неплохая
— даже у завзятых металлистов не вызывает тошноты. Не стоит только
забывать, что все-таки это имитация рок-музыки, хотя и очень убедительно,
с увлечением сделанная (при помощи хороших продюсеров и композиторов).
Вызывает уважение то, что мадмуазель не стоит на месте и не повторяет
саму себя, а движется по некой творческой траектории, так что,
возможно, нам и в будущем уготованы «розовые» сюрпризы.
BLACK BOX RECORDER
«PASSIONOIA»
One Little Indian/IndieВид****
Картинка интригует: на лицевой стороне обложки — загорающая красотка,
на задней — два джентльмена в смокингах, беседующие за бокалом
шампанского у бортика того же бассейна, а на развороте — никого
из «свидетелей», лишь следы оргии да плавающий лицом вниз мужик.
То ли просто расслабился, то ли уже труп. Но самое интересное —
это музыка: вовсе не яростно-«независимая» в исполнении мрачных
парней с гитарами (а именно этого ожидаешь от лейбла IndieВид,
нового подразделения «Союза»), а вполне себе попсово-форматная,
лишь по какому-то недоразумению (или собственному желанию) решившая
остаться некоммерческой. Многое объясняет состав участников: Люк
Хейнс играл в неоглэмовой группе Auteurs, Джон Мур — в пост-панковой
Jesus And Mary Chain. Оба, видимо, хотели забыть прошлое. И это
у них почти получилось: делают теперь изящное «альтернативное диско»,
нарочито киношное, очень английское. Но не верьте нежным пришептываниям
красотки Сары Никси: одурманит и обманет. И будете потом плавать
в бассейне до посинения...
CRIBABI
«VOLUME»
Fidela/IndieВид****
Проект юной японской певицы Юкари Фуджуи, переехавшей из Токио
в Лондон три года назад, и заслуженного гитариста Fine Young Cannibals
Энди Кокса. Жизнерадостный женский пост-панк вполне европейского
толка. Честно говоря, ничего особенного — многие певицы, выступающие
в нашем «Форпосте», поинтереснее песни пишут, только не всем так
везет с гитаристами. Японская экзотика оказалась в промо-пакете,
куда, помимо диска и пресс-релиза, были вложены палочки для риса
и пакетик с непонятным соусом. Теперь есть стимул, чтобы заняться
изучением блюд азиатской кухни.
KARL JENKINS
«ADIEMUS: VOCALISE»
EMI*
Карл Дженкинс, экс-клавишник Soft Machine, после распада сей замечательной
группы в середине 70-х занялся музыкой для кино, театра и ТВ, а
в 90-х создал собственный проект Adiemus, в котором представил
на суд слушателей свои обработки классики. Данный диск Adiemus
— пожалуй, самый амбициозный из всех: тут задействован не только
симфонический оркестр и солисты-вокалисты, но и большой смешанный
хор. Он-то, поющий в откровенно эстрадной «открытой» манере, и
портит все впечатление: аранжировки великих произведений XVIII
— XX веков звучат весьма слащаво и «попсово», в стиле «Jingle Bells».
Впрочем, не стоит сваливать все на хор: для альбома вообще характерен
эдакий легковесный, «подарочный» подход. Есть, конечно, интересные
находки — например, знаменитое «Allegretto» из бетховенской 7-й
симфонии, решенное в жанре хабанеры (поначалу можно подумать, что
это что-нибудь из «Кармен» Бизе). Но в целом сочинения самого Дженкинса
на общем фоне смотрятся куда лучше — по крайней мере, что-то оригинальное
и без особых претензий. Под ёлочку диск положить можно — но не
взрослому, а ребенку.
DREAM THEATER
«TRAIN OF THOUGHT»
Elektra
Интриги, предшествовавшие выходу нового альбома Dream Theater,
взбудоражили народонаселение едва ли не меньше, чем собственно
очередное творение крупнейшей прог-метал-группы. Сначала заявления
музыкантов о том, что это, де, будет последний диск коллектива,
затем бурное обсуждение выложенных в сети треков (из которых некоторые
оказались «фальшивыми»), и, наконец, появление на нашем пиратском
рынке сразу нескольких «ложных» альбомов Dream Theater, из коих
некоторые (например, принадлежащий на самом деле немецкой группе
Superior) оказались очень даже ничего. Вся эта неразбериха и сумятица
привела к тому, что у многих поклонников заранее сложилось достаточно
негативное мнение о грядущем релизе. И зря. В реальности монстры
прог-метала действительно изменили свой стиль, но не в сторону
еще большего усложнения, а, напротив, прояснения и композиционной
стройности. В отличие от крайне запутанного «Six Degrees Of Inner
Turbulence», местами представлявшего собой прямо-таки нагромождение
сложностей (ради самих сложностей) и надуманностей, «Train Of Thought»
являет гораздо более цельную, динамичную, очищенную от лишних наслоений,
стремительно разворачивающуюся структуру. Сама музыка стала проще:
нет тут ни меняющихся ежесекундно темпов, ни головоломных размеров
и бесконечно смещающихся акцентов, ни оторванных от контекста сверхвиртуозных
сольных кусков, многие фрагменты основаны на достаточно элементарных
риффах, хотя примитивным альбом, разумеется, не назовешь. Саунд
— гораздо более злой и агрессивный: клавишные проявляют себя лишь
в отдельные моменты, лидирует гитара, бочка и бас, выведенные на
первый план и частенько сливающиеся в тремоло-экстазе, создают
плотную и жесткую звуковую основу. Таким образом, новый диск гораздо
ближе к «нормальному» металлическому альбому, здесь выпуклее проявляются
трэшевые элементы, хотя проговая составляющая не потеряна (да и
продолжительность вполне достойная — почти 70 мин). Стоит отметить
прекрасную работу всех инструменталистов и ЛаБри (в вокале которого,
опять же, заметны порой неслучайные хэтфилдовские нотки). Так что
изменения, произошедшие с Dream Theater, можно было бы только приветствовать,
а сам альбом — посчитать не «концом» великой группы, а выходом
из кризиса, если бы не одно «но». Злость и агрессия, хотя и получаются
у Dream Theater весьма натурально и без особой натуги, совершенно
группе не идут. Под конец диска ощущаешь столь явный избыток этих
эмоций, что хочется даже вернуться к рафинированно-романтическому
интеллектуализму предыдущих работ. Найти бы баланс между живой
энергией металла и умностью — и можно было бы с уверенностью смотреть
в мрачное будущее...
MARY J. BLIGE
«LOVE & LIFE»
Geffen Records**
Воспринимать эту дамочку вполуха вам не удастся, как бы вы ни
старались. Придется выслушать все, что она скажет, — все 78 минут
и 20 треков. Как только Мэри Джей Блайдж почувствует, что вы пытаетесь
отвлечься от ее песнопений, уткнувшись в экран компьютера или в
интересный журнальчик, она намеренно удвоит усилия — только бы
перетянуть внимание на себя. От голоса ее никуда не спрятаться,
не скрыться. Как и от ее жизни и любви, о которых Мэри рассказывает
с жаром, пылом и даже назойливостью. Монументальное полотно «Love & Life»
— несомненно, выдающаяся работа в жанре r & b, и высокий ее
класс определяется прежде всего достойным уровнем самой артистки,
у которой и вокал хорош, и глубокие, не вымученные чувства имеются,
и все остальное тоже на месте. Опять же, продюсирование фирменное
— Пафф Дэдди (aka П. Дидди) тут как тут. И все же, если вы не большой
любитель упомянутого жанра, советуем послушать пару-тройку вещей
и, вырвавшись из цепких объятий Мэри, перейти к дуэту со Стингом
«Whenever I Say Your Name» (из его последнего сольного альбома,
см. «СAV» №1/2004), который представлен здесь в качестве бонус-трека.