Alexkid, французский продюсер и мультиинструменталист, подписал
контракт с лейблом Лорана Гарнье уже достаточно давно. До последнего
времени ограничивался выпуском небольших EP, вполне в стиле фирмы:
диско-хаус, претендующий на жесткость и сложность, но все равно
безнадежно буржуазный и салонный. Его новый альбом «Mint» выдержан
в том же духе: агрессивные вступления заставляют брови слегка подняться,
но появляющийся парой минут позже попсовый вокал все ставит на
свои места. Немного даунтемпо, немного этнического бита, немного
фанка — лишь бы не надоело, лишь бы не пропал легкомысленный драйв
европейского диско. Вокалисты свое дело знают, хотя без приглашенных
звезд на сей раз обошлись; особо отличилась тут некая Лизетт Али.
В качестве фоновой музыки для умеренно продвинутой вечеринки «Mint»
подходит идеально. Будет правильным обозначить этот альбом как
хороший, но совершенно не интересный.
RUYICHI SAKAMOTO
«MOTO. TRONIC»
Sony
Японский электронно-классический композитор, начинавший в нововолновой
группе Yellow Magic Orchestra, к настоящему моменту порядочно забронзовел
и выполняет роль Филиппа Гласса для тех, кто отродясь не слышал
Филиппа Гласса. Сакамото частенько пишет музыку к фильмам, в том
числе хорошим, с ним любят записаться электронные артисты с комплексом
неполноценности; пару лет назад Сакамото подключился к модному
веянию, начал «ди-джеить». «Mono. Tronic» — компиляция его работ
за последние 10 лет. Туда вошла музыка из фильмов (в том числе
к «Маленькому Будде»), ремиксы и одна поп-композиция («Risky»),
но по большей части альбом заполняют меланхоличные и минималистские
номера, сыгранные на клавишных. Музыка Ричи до того тонка, что
иногда кажется, что ее вовсе нет и слушать тут решительно нечего.
Европейскому уху нелегко будет воспринять полное отсутствие не
только бита, но и мелодий. Однако попробуйте — вдруг удастся понять,
за что же японца так нахваливают уже лет 20 напролет.
PLASTIKMAN
«CLOSER»
Mute
Невероятно хороший альбом записал Ричи Хэутин, также известный
как Plastikman. Ричи знаменит в качестве одного из пионеров кислотной
электроники — с самого начала 90-х он выпускает альбомы на Mute
под именем Plastikman и на WARP как F.U.S.E. Его пластинки — и
их дизайн — в свое время заслуженно считались революционными, Depeche
Mode всегда заказывали у него ремиксы, однако в последние, неласковые
к электронике, годы Ричи совсем куда-то запропал. Его последний,
и вполне достойный, диск «Consumed» появился 5 лет назад. И тут
— совершенно удивительная запись, с саундом глубоким, как чертово
болото, и многогранным, как кудыкины горы. Вам не покажется, что
вы это где-то уже слышали — сдается, Plastikman первым проявил
электронный звук 2003 года. Первую половину альбома музыка набирает
скорость, обходясь вовсе без бита — напряженный гул и стохастические
пощелкивания; начиная с 6-го трека бит прорывается, и к концу диска
(композиции «I No» и «I Don’t Know») уже гремит настоящая апокалиптическая
дискотека. На протяжении альбома из-за вокодера доносится голос
Ричи, хрипло выкрикивающий задушевные перлы вроде «Don’t ask me...
Ask yourself», что также производит неожиданно сильное впечатление.
За последние две недели рецензент был вынужден не менее двух десятков
раз нарушить авторские права г-на Plastikman — все, мельком услыхавшие
диск, немедленно желали его переписать. Итак? Перед нами, без сомнения,
лучший электронный альбом 2003 года. После нового Kraftwerk, конечно.
SHPONGLE
«REMIXED»
Twisted Rec
Две пластинки Shpongle, «Are You Shpongled?» (1998) и «The Tales
Of Inexpressible» (2001) с первого же прослушивания привлекали
внимание, а сейчас уже можно ручаться — они стали электронной классикой
своего времени. Англичанин Саймон Постфорд и индус Раджа Рам, стоящие
за этим проектом, предложили свой вариант кислотного звука: к привычному
для Twisted Records трансу добавили этнической экзотики и эзотерической
глубины, а также неразборчиво булькающего вокала и чуть ли не испанской
гитары — при этом оба диска оставались, безусловно, танцевальными.
Треки разительно отличались друг от друга, иногда перерастая в
двадцати-с-лишним-минутные развесистые транс-оперы. Не кажется
удивительным, что Саймон и Радж решили запустить свой проект сразу
после того, как в Индии им довелось увидеть полное солнечное затмение.
Однако решительно ничего не объясняет популярности, которой пользуется
в Москве и Питере этот необычный проект с известного лишь в самых
узких кругах лейбла. Болванки со скачанным «первым шпонглом» появились
в каждой второй квартире, а следующий диск пираты выпустили, кажется,
даже раньше англичан. Теперь вышел третий альбом — как видно из
названия, сборник ремиксов. Здесь придется взять иную тональность,
поскольку диск не выдерживает критики, не говоря уже о конкуренции
с предыдущими релизами. Несмотря на то, что шпонгловский материал
препарировали заслуженные люди с родного лейбла Twisted Records,
среди которых и Hallucinogen, и Ott, сколько-нибудь примечательных
результатов достичь не удалось. Вся фишка Shpongle состояла в том,
что они нашли свой собственный подход к psy-trance звучанию, а
здесь фрагменты их музыки утоплены в качественном, но совершенно
стандартном трансе. Да и не таком уж и качественном подчас. Куда
интересней был предыдущий ремиксовый проект того же лейбла — «Hallucingen
In Dub», где транс конвертировали в даб, получая на выходе нечто
в самом деле неожиданное. «Remixed» же — сомнительный диск, тем
более что он определенно выпущен наживы ради.
LAIBACH
«WAT»
Mute
После затяжного перерыва словенские эзотерические концептуалисты
вернулись с самой своей громоподобной записью. Никаких плясовых
кавер-версий, что мелькали на релизах группы в 90-е — только низкий
гул, зловещий голос и жесткий, очень-очень жесткий бит. Как и прочие
альбомы Laibach, «Wat» — произведение специфическое, на любителя.
Впрочем, когда немецкая группа Rammstein взяла на вооружение часть
приемов Laibach (да чего там, ободрали они словенцев подчистую),
любителей оказалось неожиданно много. Хотя следует отметить, что
имеется принципиальная разница: если Rammstein — просто шуты гороховые,
то Laibach и их NSK — это почти герметический орден, и случайные
люди не увидят их лиц. «Wat» не стремится никому понравиться —
он просто гарантирует острые ощущения.