крупный
план
• #2/2004
Фёдор ИЗМАЙЛОВ
DVD-рекордер Toshiba D-R1
СОЛИДНАЯ МАШИНА. И ВЕСЬМА ОРИгинальная: модная зеркальная передняя
панель скошена вниз, как передок у БТРа — за счет этого дизайнерского
ухищрения она кажется интригующе темной и бездонной. Да и отпечатки
пальцев, неизбежно возникающие на блестящих поверхностях, не видны.
А вот выставленные наружу входные разъемы для подключения видеокамер
(где есть и цифровой FireWire), не прикрываемые интеллигентно крышечкой,
как у других рекордеров, — это, на мой взгляд, первый признак наступающей
«демократизации». Аппарат на сегодняшний день является одним из самых
недорогих DVD-рекордеров, выпускаемых японскими и европейскими брэндами.
Впрочем, ни в чем иначе, кроме отсутствующей крышечки, тенденция
больше не проявилась, по крайней мере, внешне.
Во всяком случае, на коммутационных возможностях это не отразилось.
Два традиционных для DVD-рекордеров разъема SCART великодушно дополнены
тремя «тюльпанами» компонентного выхода. А это позволило оснастить
аппарат выходом с прогрессивной разверткой.
Оба SCART’а работают и на вход, и на выход, однако возможности выбора
типов сигналов ограничены: для AV1 переключатся только выход (Video,
S-Video, RGB), для AV2 — только вход (Video, S-Video). Очевидно,
писать с первого SCART’а можно только по композиту, а запись в RGB
вообще не предусмотрена.
D-R1 — единственный из известных мне рекордеров на DVD-RAM, способный
писать дополнительно не только на однократные DVD-R, но и на DVD-RW.
Ни о каких DVD+RW, естественно, здесь не может идти и речи — «плюсовые»
форматы Toshiba принципиально не поддерживает. Причем не только на
запись, но и на воспроизведение, что, видимо, потребовало от разработчиков
специальных мер.
В остальном функциональное оснащение стандартное — ShowView, запись
по таймеру и т.д. и т.п. Из «изюминок» отмечу возможность менять
оформление меню, создаваемого на диске, а также писать звук в несжатом
формате LPCM — это позволяет использовать рекордер в качестве высококачественного
оцифровщика аналогового звука. Впрочем, компакт-диски с виниловых
пластинок делать на нем не получится — на болванки CD-R/RW он писать
не умеет.
Качество картинки при воспроизведении можно корректировать — подстраиваются
яркость, контрастность, насыщенность, четкость (переключатель на
два положения), запоминаются три набора настроек. Имеется также отключаемый
подавитель трех видов видеошумов: 3D-DNR, Mosquito NR и Block NR.
Однако инструкция предупреждает, что на некоторых дисках или сюжетах
включение шумоподавления может привести к снижению четкости. Имеется
функция «картинка в картинке», которая может быть реализована на
любом, самом простом телевизоре.
Пульт удобный — кнопок много, но ощущения, что он перегружен, не
возникает, поскольку часть их спрятана под крышкой. Хорошо продумана
их группировка по функциям.
Пульт системный и может управлять телевизорами многих марок (в установочной
инструкции — огромная таблица кодов). Есть возможность изменения
кодов и самого пульта — на тот случай, если синхронно работают несколько
однотипных аппаратов (до 3 штук).
Люминесцентный дисплей не радует радугой цветов, но довольно информативный
— индикатор справа показывает уровень аудиосигнала на входе, а главное,
по нему видно, стерео идет на запись или моно. Впрочем, если тюнер
обнаруживает стереофонический сигнал NICAM, загорается соответствующий
индикатор. Яркость дисплея регулируется.
После самого первого включения в сеть аппарат сам запускает процедуру
автоматической настройки на телевизионные каналы, а также старается
выставить свои часы по сигналу от вещательных станций. Согласно инструкции,
в этот момент беспокоить рекордер бесполезно — он выдает на экран
надпись «Auto» и не реагирует на команды. Однако для нашего аппарата
включение в сеть уже не было первым, поэтому пришлось вручную запускать
процесс автоматического поиска каналов. Сигналы синхронизации времени
у нас не передаются, поэтому и время с датой потребовалось ставить
вручную. Но в этом Toshiba не оригинальна — процесс настройки на
телестанции у всех рекордеров, которые перебывали в моих руках, был
примерно одинаковым. Разница — только в детальности ручной настройки.
В одних аппаратах корректируются практически все параметры, включая
выбор телевизионного стандарта (это может понадобиться, если автоматика
ошиблась), у других — лишь место канала в списке и его название.
Как раз такие, ограниченные возможности предоставляет D-R1. А это
чревато при слабом сигнале в антенне ошибками в настройках, которые
вряд ли удастся исправить.
Вентилятор охлаждения заметно шумит — но все же тише, чем у компьютера.
Лоток диска выезжает с внушительным звуком, не в смысле громким,
а именно внушающим уважение к механизму. Аппарат утомительно долго
определяет тип носителя, особенно если это DVD-R или DVD-RW (как
бы показывая, что эти форматы для него — пасынки), а потом зажигает
соответствующий индикатор на лицевой панели. С диском DVD-RAM все
происходит значительно быстрее.
Как и во всех других известных мне рекордерах на DVD-RAM, максимальная
функциональность достигается здесь только на основном носителе. К
примеру, при использовании дисков DVD-RW не дает возможности редактировать
плей-лист, не говоря уже о функции Time Slip (просмотр записанного
во время записи со сдвигом во времени) и других современных возможностях
редактирования.
Конечно, формат DVD-RAM имеет неоспоримые преимущества, из которых
наиболее важными мне представляются лучшая защищенность носителя
и большее число циклов перезаписи. Однако есть у него и один существенный
недостаток — дороговизна болванок. Что касается качества записи,
имеется два фабричных пресета (SP и LP) и три ручных, для которых
можно выбрать комбинацию качества видео и аудио. Причем меняется
не только скорость потока, но и яркость картинки (четыре пресета
M1-4). Можно также подстраивать уровень звука.
В режиме SP на односторонний диск емкостью 4,7 Гб умещается чуть
более 2 часов видео. В LP — около 4. Точная емкость зависит от качества
записи звука — в режиме M1 используется алгоритм компрессии Dolby
Digital (AC3) с битрейтом 192 кб/с, в режиме M2 — тот же алгоритм,
но с вдвое большей скоростью потока. Запись звука в LPCM становится
доступной начиная с общего битрейта 8 Мб/с, а его максимальное значение
(в ручном режиме выбора качества) составляет 9,2 Мб/с.
Качество изображения при разных режимах полностью зависит от скорости
потока, а характер его изменения у аппаратов разных фирм практически
не отличается, поскольку алгоритмы компрессии везде используются
одни и те же. У D-R1 есть, правда, небольшие специфические особенности.
К примеру, при записи со скоростью 1,4 Мб/с (это минимум, при котором
вместимость одностороннего диска превышает 6 часов) формат изображения
принудительно устанавливается 4:3, даже если в меню — 16:9.
При стирании эпизодов с незакрытых дисков место освобождается на
DVD-RAM, а на DVD-RW — только если стираемый фрагмент последний.
Если во время записи нажать на пульте CHP DIVIDE, в этом месте будет
открыта новая глава. Разбиение на главы можно запрограммировать и
отдельно.
Еще одна интересная и оригинальная функция аппарата — Library («Библиотека»)
— база данных по записанным дискам (поддерживает опять же только
DVD-RAM) — это нужно, например, чтобы найти диск, на котором еще
осталось время для записи. Причем внести в эту базу можно и диски
DVD-RAM, записанные на других рекордерах — только сделать это придется
вручную.
Ну что ж, осталось лишь оценить качество изображения и звука. Не
вдаваясь в подробности, скажем так: оно очень высокое и вполне соответствует
уровню добротного среднего класса. Так что обладателям этого рекордера
не понадобится ни отдельный DVD-проигрыватель, ни CD-плеер. n
Форматы воспроизведения DVD/VCD/CD-R/CD-RW/CD/DVD-R/DVD-RAM
Форматы записи DVD-RAM, DVD-RW, DVD-R
Видео-ЦАП, бит/МГц 10/54
Аудио-ЦАП, бит/кГц 24/192
Выходы видео SCART (2x), Video, S-Video.
Входы видео FireWire, Video, S-Video.
Выходы аудио аналог стерео, оптика, коаксиал.
Входы аудио аналог стерео.
Габариты, мм 480 x 78 x 350
Масса, кг 4,2
Toshiba D-R1 $600
|
Поддержка трех форматов оптических дисков при записи, прекрасное
качество воспроизведения видео и звука. |
|
Некоторая медлительность транспорта, отсутствие возможности
записи по RGB. |
|
Аппарат с привлекательным соотношением качество/цена, который
в полной мере реализует богатые возможности DVD-RAM. |
|