Фирма музыканта Джона Зорна Tzadik в последнее время занялась
благородным делом — публикацией композиторских опытов джазистов,
рокеров и электронщиков. Не у всех и не все получается достаточно
интересно — но явно интересно для тех, кто знал их в «основном»
качестве, и для тех, кто следит, в первую очередь, за академическим
авангардом. Джулиус Хемфилл — основатель двух легендарных коллективов:
межжанровой Black Artists Group и WSQ — первого в мире джаз-ансабмля
из одних саксофонов, без ритм-секции. Сочинения записаны в хронологической
последовательности — начиная с самой поздней «Одной атмосферы»
для фортепианного квинтета в элегантном исполнении энтузиастки
новой музыки пианистки Урсулы Оппенс и струнного квартета Pacifica.
Сюита «Savannah» (1976) хотя в основном и выписана в нотах, исполняется
тремя джазменами (Марти Эрлих — флейта, Эрик Фридландер — виолончель,
Фироа Аклафф — ударные), всячески подчеркивающими джазово-блюзовое
происхождение этой музыки. И, надо признать, такого класса исполнение
создателям «третьего течения» 50-х Джону Льюису и Гюнтеру Шуллеру
и не снилось.
33-минутный септет для духовых «Water Music for Woodwinds» (1972)
— шедевр в духе французской «спектральной школы», но три десятилетия
остававшийся не известным слушателям. Если бы эта «Музыка воды»
исполнялась в одном концерте, скажем, с духовым квинтетом Радулеску
или Мюрая, я, пардон, не знал бы, кому отдать предпочтение.
СЕРГЕЙ ПРОНЬ
«МОНОТОНЫ»
Sve-Jazz**
Sve — это от Свердловской области, где (точнее, в самом Екатеринбурге)
живет и работает один из лучших трубачей (если не лучший) современной
России Сергей Пронь. Только пословицей «Что имеем не храним, потерявши
— плачем» можно объяснить, что музыкант мало известен: ровно десять
лет назад Пронь появился в качестве сайдмена на диске «Ночное представление
для музыкантов» томского басиста Асхата Сайфулина и еще через пять
лет поучаствовал в проекте Аркадия Шилклопера «Заговор медных».
А в 1996 году озвучил ту самую «Симфонию большого города» Руттмана,
которую мы сегодня вспоминаем на этой странице, в международном
проекте «Немое кино — живая музыка». Претенциозное, на первый взгляд,
название на самом деле имеет точный смысл: это монопроект Проня,
роль остальных троих музыкантов хоть и значительнее, чем простых
аккомпаниаторов, все же носит явно подчиненный характер. Чистый,
ясный, ничем не уступающий, скажем, дебютным дискам Уинтона Марсалиса,
звук трубы Проня в эпоху электронных «примочек» тоже может показаться
если не монотонным, то однообразным. Но эта «монотония» только
помогает расслышать все то ценное, что есть в самой музыке квартета
Проня. Ведь даже импровизационный джаз не сводится к одному только
саунду, звучанию. Есть и логика композиционного и импровизационного
мышления, архитектоники, фактуры, и сложная иерархия их взаимоотношений.
В этом смысле «Монотоны» Сергея Проня безупречны, как учебник логики.
Музыкальной, разумеется, и на самом высоком международном уровне.
D.D. JACKSON
«SUITE FOR NEW YORK»
Justin Time*
Я получил этот диск от пианиста Ди-Ди Джексона еще до официального
релиза в июне в Нью-Йорке, при этом маэстро Ди-Ди выразительно
посмотрел из окна клуба «B.B. King», где проходила церемония вручения
ежегодных наград JJA (Ассоциации джазовых журналистов). Окно выходило
на юг от Таймс-сквер, то есть туда, где раньше на горизонте четко
выделялись уже не существующие башни-близнецы Всемирного торгового
центра. Ди-Ди Джексон — канадец китайского происхождения, сделавший
успешную карьеру в США, так что тот пафос, с каким пианист-композитор
воспевает мегаполис, несмотря ни на что остающийся центром мирового
джаза, вполне объясним. Первая часть «Сюиты для Нью-Йорка» — «Пробуждение»
— как будто специально написана для немого документального фильма
Вальтера Руттмана «Симфония большого города».
Сам Ди-Ди Джексон как пианист в своей «симфоджазовой» музыке (если
понимать под «симфо» не только собственно симфонический жанр),
честно говоря, не блещет: достаточно предсказуемы и первая часть,
и программные эпизоды, например кульминационный «распад» в финале.
Но, как ни странно, очень хороши все солисты-импровизаторы — и
ветеран Джеймс Сполдинг (флейта и альт-саксофон), и баритон-саксофонист
Дэйвид Мотт, и трубач Брэд Тернер. В целом звуковая атмосфера напоминает
о сюитах Дюка Эллингтона (баритонист Мотт — так просто перевоплощается
в эллингтоновца Гарри Карни), но единство ансамблевого письма и
импровизируемых соло, которое, собственно, превращает написанную
музыку в джаз, все же достигнуто.
PAGO LIBRE
«PHOENIX»
Leo Records***
Pago Libre — эта якобы латынь составлена из имен-фамилий первых
участников квартета, возникшего еще в конце 80-х. Позднее постоянным
членом ансамбля, которым фактически руководит живущий в Швейцарии
ирландец Джон Вулф Бреннан, стал Аркадий Шилклопер. Благодаря его
валторне квартет (без ударных) приобрел неповторимое звучание —
импровизации в духе молдавско-клезмерского бибопа, вмонтированные
в камерный евроджаз Бреннана. Ансамбль гастролировал в России,
и мы знаем, что «живьем» он даже лучше, чем в студии. Альбом «Phoenix»
— это выступления в цюрихском и зальцбургском клубах, и записи
отлично передают атмосферу концертов, полную остроумной и в чем-то
даже абсурдистской игры с музыкальными звуками.
NICHOLAS PAYTON
«SONIC TRANCE»
Warner Bros*
«Sonic Trance» — первый электрический проект трубача Николаса Пейтона,
в недавнем прошлом такого же неоконсерватора, как Уинтон Марсалис,
но гораздо более радикального. Психоделическое название и «хипповое»
оформление диска выдают то же самое стремление перевоплотиться
в Майлза Дэйвиса рубежа 60 — 70-х. И Пейтону, как и его коллегам,
далеко не все удается; в частности, достаточно наивная псевдопсиходелия
под соответствующим названием «Seance». Гораздо остроумнее «Cannabis
Leaf Rag» — соединение, понятное дело, рэгтайма «Кленовый лист»
и гершвиновской «Fascinating Rhythm», которую часто использовал
любитель средств покрепче канабиса Чарли Паркер. Но нужно признать,
что у музыканта, до этого выказывавшего больше уважения своим землякам
Армстронгу и Марсалису, постмодернистские стилизации под даб и
мексиканский духовой оркестр звучат очень стильно. Значит, по крайней
мере, начало — хорошее.
На портале jazz.ru появилась коллекция линков главного джазового
интернетчика Польши Анджея Грабовского (www.jazz.ru/html/links1.htm#pl).
Все, что вы хотели узнать о польском (и не только польском — см.
Diapazon) джазе, все еще остающемся самым, скажем так, активным
в Восточной Европе, но раньше материалы по теме были практически
недоступны.