Своя РУБАХА • #12/2003

Елена САВИЦКАЯ

МОЛЧАНИЕ РЕВЯКИНА

«СЛАВЯНСКИЙ РОК», «НЕОФОЛК», «РОК-ШАМАНСТВО» — КАКИХ ТОЛЬКО ОПРЕДЕЛЕНИЙ ТВОРЧЕСТВУ «КАЛИНОВА МОСТА» И ДМИТРИЯ РЕВЯКИНА НE ДАВАЛИ КРИТИКИ, НО ОНО, ЭТО ТВОРЧЕСТВО, ОТ ВСЕВОЗМОЖНЫХ ЧЕТКИХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ УСКОЛЬЗАЛО, СЛОВНО БОЯСЬ В НИХ ЗАКОСНЕТЬ. ДА И ВРЯД ЛИ «КАЛИНОВ МОСТ» МОЖНО УПРЕКНУТЬ В ТОМ, ЧТО ГРУППА, ЕДИНОЖДЫ НАЙДЯ СЕБЯ, СТОИТ НА МЕСТЕ: ПОСЛЕ ОПЫТОВ ИНТЕРПРЕТАЦИИ НАРОДНО-МИФОЛОГИЧЕСКИХ СЮЖЕТОВ И ОБРАЗОВ, СЛОВОТВОРЧЕСТВА И «ЗАУМИ» 90-Х (СТИЛЬ СТИХОСЛОЖЕНИЯ, СФОРМИРОВАВШИЙСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА) РЕВЯКИН ВОЗВРАЩАЕТСЯ К СОБСТВЕННЫМ СОЧИНЕНИЯМ БОЛЕЕ РАННЕГО, «РОМАНТИЧЕСКОГО» ПЕРИОДА (АЛЬБОМ «РУДА» 2001 ГОДА С НЕ ЗАПИСЫВАВШИМИСЯ ДОТОЛЕ ПЕСНЯМИ 80-Х), А ПОТОМ И НОВЫЕ ПЕСНИ ПИШЕТ В БОЛЕЕ ПРОСТОМ, «ПРОЯСНЕННОМ» КЛЮЧЕ.

Новых песен, и правда, заждались, но они наконец зазвучали, вопреки все тем же скептикам-критикам (альбом «Сва» выйдет в 2004 году). Сам же «норовистый сибиряк» (ныне живущий в Москве) Дмитрий Ревякин от всевозможных ярлыков и определений своего творчества всячески открещивается. Лидер «Моста» вообще оказался «вещью в себе» — полностью сконцентрированным на своем внутреннем мире, малоразговорчивым, даже суровым. На некоторые (вполне невинные) вопросы Дима просто отказывался отвечать, некоторые переадресовывал обратно. Тем не менее, кое-что у лидера «Калинова моста» нам удалось разузнать.

Каков сегодняшний состав «Калинова моста»?

С нами сейчас работает гитарист Евгений «Коллини» Колмаков из Новосибирска (он пришел на место Евгения Барышева), остальные — все люди известные, отличились на тех или иных пластинках: барабанщик Виктор Чаплыгин, басист Олег Татаренко (в группе с 1992 года), клавишник Анаксагор Владыкин (тоже с 92 года). Да и с Евгением мы уже работали, он приходил и уходил, сейчас решил задержаться, записать пластинку. У нас вообще это регулярно случается: музыканты уходят, потом возвращаются.

Каким будет новый альбом, какие вещи в него войдут?

Пока скажу общую фразу: идет работа. Чем он будет отличаться от предыдущих альбомов, не знаю. Хотелось бы, чтобы он был похож на «Калинов мост» — это основная задача. Когда он точно выйдет, тоже сказать не могу — мы работаем спокойно, никуда не торопимся. Это в шоу-бизнесе все расписано по минутам, а у нас нет. Пока что могу назвать несколько песен, которые войдут в альбом: «Все путем», «Через край», «Конь-огонь», «Селена», «Как тебе я благодарен».

И все-таки, каким будет альбом по настроению и содержанию?

Это будет лирика, лирика страстей. Имеются в виду страсти человеческие — отношения полов в последние времена. То есть времена не сегодняшние, а именно последние — в эсхатологическом смысле.

Насколько «Калинов Мост» склонен к студийным экспериментам?

Первые альбомы записывались быстро, теперь работаем дольше. Опыт появляется, требования предъявляются к себе уже другие, поэтому процесс растягивается во времени.

А к концертным?

Это присутствует постоянно. Мы все время импровизируем — не только соло, но и аккомпанемент. Все зависит от физического и психологического состояния музыкантов.

А как вы оцениваете свой концертный альбом «Катунь»?

Просто как след в истории. Записали, выпустили. Вот у западных музыкантов меня поражает умение концертный драйв перенести на пленку, работа со звуком. А еще момент дисциплины. К сожалению, концерты зарубежных (да и отечественных) исполнителей посещать не удается — только свои.

Почему такой долгий перерыв между «Оружием» (1998) и новым студийным альбомом?

Нет, у нас в 2001 году еще выходил альбом «Руда».

Но там ведь старые вещи, 80-х годов.

Но эти вещи были записаны впервые.

Значит, полностью новый материал записывается только сейчас.

А что вы подразумеваете под новым материалом?

Новые песни.

Какие новые песни? Которые только вчера написаны? Песня может быть написана в 80-м году, а записываться только сейчас.

То есть для вас срок давности значения не имеет.

Особого — нет.

А почему некоторые песни сразу записываются, а некоторые ждут своего часа?

Ну так складывается. Некоторые песни удается сразу записать, а некоторые приходится еще дорабатывать. Или просто нет возможности записать их в студии.

Мне показалось, что по сравнению с творчеством 90-х новые вещи звучат куда более просто и ясно.

(Пауза). Если говорить изнутри, то для меня всегда все было просто и ясно.

Но для слушательского восприятия это не так.

Для слушателя — да. Но мне сложно быть слушателем.

Даже когда вы слушаете ваши песни в записи?

Я все равно внутри, даже по прошествии лет. Ничего с этим не сделаешь. Я могу только делать для себя замечания по тому, как спето, как сыграно, как сделаны аранжировки.

То есть не было желания как-то упростить композиции, сделать их более понятными широкой аудитории?

(Очень длинная пауза). Для меня это непрерывный процесс. Я как начал писать, если говорить о лирике, в 80-е годы, так и продолжаю. Разные периоды были в творчестве, но это все непрерывно. У «Калинова моста» то же самое — был один период, был другой, группа сходилась и расходилась, но все равно это непрерывный процесс, как мне кажется. А подача, естественно, меняется.

Мне кажется, что, по крайней мере, в общем звучании, слушателю довольно трудно бывает разобраться в ваших текстах. Может, их стоит воспринимать просто как музыку?

Ну конечно, стоит воспринимать все вкупе. Я согласен с тем, что мои стихи в чем-то сродни мелодии, в общем-то, я специально над этим работаю. Ну а уж как расшифровывать мои тексты — дело каждого. Помочь в этом, кстати, может, словарь диалектов и неологизмов, который есть в вышедшей года полтора назад книге «Калинов мост».

Больше книг со стихами выпускать пока не собираетесь?

Есть уже и вторая, но когда она выйдет, не знаю.

Хотелось бы вернуться немного назад. Ранние опыты «Калинова моста» складывались под воздействием мировоззрения хиппи?

Я бы, скорее, говорил о романтизме. Если брать самые первые вещи, то они записывались под гитару и никогда «Калиновым мостом» не исполнялись, может быть, только некоторые из них. А такие произведения, как «Пойдем со мной», «Вольница», «Честное слово» к хиппизму вообще трудно отнести.

С другой стороны, Новосибирск — столица панк-рока. Это на вас как-то повлияло?

Только в том смысле (я про себя говорю), что панком можно называть неумение играть. У нас на ранних концертных записях это, безусловно, присутствует. Но это если говорить о саунде, а не о внутреннем содержании, о поэтике.

Кто на вас повлиял как на вокалиста?

Тут спектр достаточно широк — от застольных песнопений до акустического арт-рока. Конечно, я много работал над вокалом, хотя специально чью-то манеру перенять не пытался. Да, на ранних записях я скорее кричал, чем пел, форсировал голос. Я тогда только начинал, все внутри кипело и бурлило, эмоции часто захлестывали. Потом стал гораздо больше следить именно за песенной интонацией, дикцией, произношением. Для меня самое важное — замечания со стороны коллег, музыкантов. На это я всегда обращаю внимание.

На заре перестройки была сильна волна социального рока. У вас тоже была песни-призывы...

Несомненно, мы с этого начинали. Первая программа «Калинова моста», которая нам и принесла славу, была на этом построена — песни «Ветер перемен» и другие, по которым слушатель составлял мнение о нас.

А когда вы поняли, что от этого надо отходить?

Мы никуда от этого и не отходили, просто пытались взглянуть с другой стороны. Была у нас, например, песня «Девка красная» — символ тех лет, она так и кочует из программы в программу. Или песня «Вольница» — тема казачества и, шире, свободы тоже никуда не исчезла.

Еще у вас в конце 80-х появилась песня «Назад в подвалы» — чуть позже, когда выпущенный на свободу рок не знал, что ему делать, этот лозунг стал очень актуален...

У меня это не лозунг, а образ. Конечно, все это воспринимали по-разному — как призыв, как руководство к действию... Честно говоря, я никогда не думал, как это уложится в массовом сознании. Мне до этого дела-то и нет. Я очень сконцентрирован над тем, чем занимается «Калинов мост», а до остальной рок-музыки мне как-то... Надеюсь, вы меня понимаете. Это вам надо все как-то осмысливать, анализировать, а мне это вообще неинтересно.

А вы следите за творчеством других рок-музыкантов?

Слежу, но только за теми, с кем меня свела судьба на протяжении, так сказать, творческой карьеры: Костя Кинчев, Юра Шевчук, ныне покойные Александр Башлачев и Виктор Цой... С кем-то просто был знаком, с кем-то дружил и продолжаю дружить. Это как после выпускного класса: интересно, у кого как сложилась судьба.

А то, что делают молодые, вам интересно?

Молодежь — она тоже разная. Есть молодежь, которая звучит в эфире — эта меня мало интересует, а есть другая, делающая самопальные записи, которые в эфире никогда не прозвучат. Мне приносят много таких записей. Кое-что меня очень трогает — в выражении мыслей, чувств... В их творчестве я больше всего ценю непримиримость к существующему положению вещей.

То есть все-таки протест?

Назовите это таким штампованным словом, если хотите.

А что лично вам в существующем положении вещей хотелось бы изменить?

На этот вопрос я отвечать не хочу.

Хорошо. Тогда о фильме — как продвигается работа?

Да, сейчас мы готовим фильм о «Калиновом мосте», идет работа с архивами (в том числе многое берем у поклонников), делаются интервью с музыкантами. Но когда выйдет фильм, точно сказать не могу.

А когда выйдет ваш новый сольный альбом? Он ведь, кажется, давно записан?

Он записан, но не сведен, и по не зависящим от меня причинам я пока не могу его выпустить. Когда он должен был выйти, этого не произошло, а сейчас эта работа уже перестала быть мне интересной. Как говорится, дорого яичко к Христову дню.

«Калинов Мост» был и остается новосибирской группой, несмотря на то, что музыканты живут в разных городах. Раньше, насколько я знаю, вы относились к Москве негативно, а сейчас?

Да, я воспринимаю столицу как некую воронку, куда все стягивается — и плохое, и хорошее. Раньше это было юношеское отношение провинциала, сейчас я смотрю изнутри и могу констатировать, что так и есть. Когда трудимся — концерты играем, записываемся — вся группа живет здесь, а подготовительный период проходит в Новосибирске. Привыкли уже к такому режиму.

Вы говорили, что очень любите природу, черпаете у нее силы, а как вам удается восстанавливаться здесь?

Преимущественно молитвой.

Можете в трех словах описать свой характер?

Характер тоже меняется с годами. И вообще, что такое характер?

Отличительные черты вашей личности.

Тогда опишу себя так: религиозный, взрывоопасный, отходчивый. n


В конце ноября на телеэкранах появится видеоклип на песню «Попса» — музыкальный манифест содружества рок-музыкантов, объединившихся под названием «Рок-группа» (Юрий Шевчук — «ДДТ», Андрей Князев и Михаил Горшенёв — «Король и Шут», Алексей Горшенёв — «Кукрыниксы», Илья Чёрт — «Пилот», Александр Чернецкий — «Разные Люди»). Режиссёром ролика, пародирующего знаменитые голливудские фильмы-комиксы («Человек-паук», «Супермен» и т.д.), станет Ян Кравцов. Дебютный альбом «Рок-группы», также получивший название «Попса», увидел свет в конце октября. Одноименная композиция (крутившаяся одно время на крупнейших радиостанциях) представлена на диске в нескольких версиях. Также в альбом вошли несколько треков «Рок-группы» и две сольные композиции команды «Пилот».


«Если дать рок-н-роллу другое имя, его следовало бы назвать «Чак Берри», — эта известная фраза, произнесенная некогда Джоном Ленноном, лучше всего отражает место легендарного американца в поп-музыке. Несмотря на свои 78 лет, один из столпов рок-н-ролла продолжает давать концерты, радуя поклонников не только зажигательным исполнением таких «коронок», как «Johnny B. Goode», «Rock'n'roll Music», «Roll Over Beethoven», «Carol» и др., но и изобретенным им оригинальным способом двигаться на сцене — «утиной походкой». Этой зимой Берри вновь посетит Россию: его выступления пройдут 8 и 9 декабря в Государственном Кремлевском Дворце (начало в 19:00).


«Днем прогрессива» объявлена столичной музыкальной общественностью праздничная дата 12 декабря: в этот день на сцене клуба «Релакс» соберутся лучшие силы московского прогрессивного рока. Акция посвящена выходу долгожданного концертного альбома зубра российского арт-рока/прогрессив-фьюжна Александра Костарева и его группы. В мероприятии примут также участие: NYL (неопрогрессив), «Невидимый фронт» (прог/фьюжн) и другие специальные гости. Щедрость организаторов не знает пределов: первым 50 пришедшим в подарок будет вручен компакт-диск! Адрес клуба «Релакс»: Б. Юшуньская, д. 1а (м. «Каховская»), начало в 18:00.

 

   
ListenListen

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"