Немецкие экспериментаторы Matmos, то есть М.С. Шмидт и Дэйв Дэниэл,
всегда отличались повышенным уровнем претензий: в каждом из их
альбомов, начиная с дебюта 1997 года, присутствует своя концепция,
подчас довольно неожиданная. Так, предыдущая пластинка «A Chance
to Cut is a Chance to Cure» (2001) начиналась с засэмплированного
звука машины, откачивающей человеческий жир, и на всем своем протяжении
демонстрировала в своих структурах самые неожиданные звуки из повседневности.
Нынешний альбом, как это следует из названия, посвящен музыкальным
инструментам времен гражданских войн — должно быть, американской
войны между Севером и Югом, а также британским восстаниям XVII
века. Причудливое какофоническое полотно Matmos на этот раз создается
при помощи живых инструментов: банджо, трубы, свистков, дудок и
волынок. Со столь странной музыкальной палитрой Matmos управляются
мастерски, сгибая и комбинируя звуки в самых неожиданных сочетаниях,
создавая атмосферу многозначительную и приятно будоражащую своей
непредсказуемостью. Пластинка как минимум заслуживает внимания,
ибо ничего подобного прежде не делалось. Про «The Civil War» можно
с уверенностью сказать: это звук ХХI века. Пусть Matmos не удается
изжить вымученность — верную спутницу экспериментаторов, прорывов
и неожиданностей диску не занимать. Любознательные любители острых
ощущений — не проходите мимо.
IKON
«IKON»
Jalapeno
Некоторым лондонским денди мало моделей и кокаина — они хотят
еще и музыку делать. Вот и Эллиот Айрленд и Алекс Риззо обратились
к музыке, явно не пытаясь раздобыть средства к существованию: дебютный
альбом этих господ, выпущенный на основанном ими же по такому случаю
лейбле, записывался в семи разных странах, с восемью приглашенными
вокалистами. Как честно признаются авторы, никаких сроков над ними
не висело (вот они, преимущества собственной фирмы), так что запись
альбома растянулась на несколько лет. Художественный результат
оказался более чем скромным: за пределы пошловато-гламурной атмосферы
состоятельных гостиных фантазия авторов отнюдь не простирается,
так что вышел у них, как и следовало ожидать, кособокий и вторичный
easy listening. Когда 10 лет назад это делали Pizzicato Five, было
довольно-таки интересно, теперь же коктейль босса-новы, перетекающей
в квазикинематографические темы, припорошенный сверху комнатным
драм-н-бейсом, сдобренный безудержно попсовым вокалом мулаток,
— слушать решительно невыносимо. Слух режет буквально каждый музыкальный
фрагмент. Единственный сюрприз — среди приглашенных вокалисток
внезапно обнаружилась Кирсти Хокшоу. Та самая, что спела на незабываемом
сингле Opus3 «Fine Day», этом несравненном гимне гедонизма начала
90-х.
CHRIS CLARK
«EMPTY THE BONES OF YOU»
Warp
Пресловутый «рэппер с Warp», выступавший этим летом на Болотной
площади в Москве. К слову, в ходе того живого выступления рэпа
было много больше, чем обнаружилось на последней пластинке Кларка,
которую вполне можно обозначить как «стандартный диск позднего
Warp». Открывается альбом минималистским техно-битом, будто все
еще идет 1990 год и это по-прежнему круто; далее следуют жесткие
электронные вещи — то быстрые и наркотически-эйфоричные, то монотонные,
долбяще-депрессивные. Средний сегмент отсутствует, так что в цельности
диску придется решительно отказать. Неплоха приджазованная «Holiday
as Brutality», хорош трек «Gravel», наконец, играющий с белым шумом
«Gob Coitus» — в самом деле, нечто новое и неожиданное. Однако
посредственный и не всегда уместный вокал Кларка, а также обилие
сто тысяч раз слышанных звуков не позволяют оценить этот альбом
высоко. Да, нынешние треки Кларка интересней последних потуг классиков
Warp — Aphex Twin и Squarepusher. Но это весьма сомнительный комплимент,
который к тому же не всем еще будет понятен. «Empty the Bones of
You», этот не плохой и не хороший диск громогласно свидетельствует
— время лейбла ушло. Больше пластинок Warp не покупаем.
CHEMICAL BROTHERS
«SINGLES 1993 — 2003»
Astralwerks
Для выхода компиляции Chemical Brothers выбран наименее удачный
момент из всех возможных: электроника 90-х только что полностью
вышла из моды, и интерес к ней упал до минимального значения. Впрочем,
наше дело — музыку обозревать... Итак, ретроспектива синглов начинается
с 1993 года, когда Chemical Brothers звались еще Dust Brothers
и находились под сильным влиянием манчестерского эйсид-хауса. Абразивные,
кислотно-едкие ранние треки, вошедшие затем в альбом «Exit Planet
Dust» (1995), сегодня кажутся наиболее живыми и непринужденными.
Дальнейшие приглаженные хиты вызывают смешанные ощущения: некоторые
и сегодня имеют право как минимум на радиоротацию («Hey Boy Hey
Girl», «Out Of Control»); иные же синглы теперь особенно явно обнаруживают
свою просчитанную, коммерческую сущность — речь идет о треках с
вокалом навеки угасших бритпоповских звезд Ноэля Галлахера и Ричарда
Эшкрофта. Странно, что некоторые достойные синглы (вроде «Loops
Of Fury») в сборник вовсе не попали. Ищите их на втором диске лимитированного
издания, посреди посредственных ремиксов и би-сайдов. Есть тут
и пара новых вещей. Одна заслуживает внимания — странноватая коллаборация
с ветеранами американского гитарного инди, группой Flaming Lips.
Удивительно, но сборник не слишком отличается от любого диска их
каталога. У Chemical Brothers — взятая наугад песня, как правило,
неплоха, однако три подряд выслушать почти невозможно. Едва ли
этот диск будет пользоваться успехом в 2003 году.
SMOO
«TRAFFIC IN MY SOUL»
Neuronium
Оливер Гербер, скрывшийся под псевдонимом Smoo, живет в Цюрихе,
«Traffic in my soul» — его дебютный альбом. Основной козырь диска
— звуки экзотических моделей допотопных аналоговых синтезаторов,
пропущенные через массу (до 11) звуковых примочек, изготовленных
лично музыкантом. В результате альбом в самом деле местами напоминает
репетиции Pink Floyd и Tangerine Dream, что в ХХI веке справедливо
вызывает недоумение — далось ему это старое оборудование. Интересующиеся
старыми синтезаторами могут отыскать в Сети интервью Гербера, где
он несколько экранов подряд перечисляет номера старых моделей,
которые он собирает с 1985 года — сразу видно, человек увлеченный.
Жаль только, Гербер не последовал примеру Pan Sonic или Джими Тенора,
использующих старые синтезаторы для производства совершенно новой
музыки. Он пошел по более легкому пути — записал обычный chill-out-альбомец,
который только искушенное ухо отличит от десятков и сотен схожих
по настроению дисков, выходящих каждый год. Может, в Цюрихе не
знают, что Air придумали играть расслабленную музыку на старых
синтезаторах еще в 1995-м?
Диски любезно представлены магазином «Пурпурный Легион на Новокузнецкой».