Ховард Тэйт — незаслуженно забытое имя в мире соул, превосходный
певец, празднующий спустя 30 лет молчания свое возвращение в музыку.
История Тэйта (р. 1939) настолько удивительна, что нужно остановиться
на ней поподробнее. С раннего детства обнаружив прекрасный голос
(пел в церковном хоре у своего священника-отца и в подростковом вокальном
ансамбле), Ховард делает попытку прорваться на большую сцену с альбомом
«Get It While You Can» (1967). Этот диск, записанный в содружестве
с композитором и пианистом Джерри Рэговоем (Jerry Ragovoy), нынче
называют соул-классикой (песни из него «каверили» позже Би Би Кинг,
Джэнис Джоплин, Grand Funk Railroad), но тогда он занял в чартах
«всего лишь» 12-е место. Еще пара неудач, и Ховард бесследно исчезает
со сцены — чтобы прокормить жену и шестерых детей, он вынужден устроиться
на «обычную» работу, затем начинаются проблемы с алкоголем и наркотиками...
В 1994-м Тэйт порывает с пагубным пристрастием и становится... пастором,
получает приход, помогает бездомным, душевнобольным, наркоманам.
Наконец, в 2001 году один из экс-коллег случайно узнает Тэйта в деревенском
супермаркете. Музыкальной общественности удается уговорить Ховарда
записать новый альбом. Результат — перед вами: отличный соул/фанки
и соул-блюз, честный, открытый, при этом отнюдь не морализаторско-религиозный,
не мрачно-страдальческий, а позитивный, уравновешенный, жизнерадостный,
вполне светский по содержанию. В звуке и манере исполнения — ни малейшей
слащавости, никаких свойственных соул «архитектурных излишеств»,
плотная духовая секция поддает жару, фортепиано вносит свинговый
колорит, а голос Тэйта, как говорят знатоки, являет собой все тот
же сильный и гибкий тенор, что и раньше. Обойму новых песен Джерри
Рэгового завершает «Get It While You Can», заглавная вещь с альбома
1967 года. Надеемся, что с этим диском Тэйт обретет и долгожданный
коммерческий успех, и признание публики.
BRAZEN ABBOT
«GUILTY AS SIN»
Steamhammer/«Союз»****
Brazen Abbot — проект композитора, гитариста и продюсера Николо
Котцева (славного своей метал-оперой про Нострадамуса). В четвертом
по счету альбоме Brazen Abbot, как всегда, задействован звездный
состав вокалистов: Джо Линн Тернер (Rainbow, Deep Purple), Йорн
Ланде (The Snakes, Ark, Beyond Twilight, Masterplan) и Горан Эдман
(Ингви Мальмстин), а за инструментальную часть, помимо Котцева,
несет ответственность не менее замечательная тройка музыкантов,
в свое время работавших в группе Europe, а позже перешедших на
службу к Гленну Хьюзу. Все это перечисление регалий и доблестей
не имело бы никакого смысла, если бы музыка и впрямь не была хороша:
это хард-н-хэви с призвуками помп-рока, вполне традиционный, но
отнюдь не шаблонный и тем более не старомодный. Приличного качества
мелодии и риффы, хорошая работа всех трех вокалистов, парочка довольно
смелых для данного жанра попсово-гламурных баллад (и даже один
настоящий шансон), отсутствие пресловутой «мальмстинутости» в гитарных
соло плюс живая энергетика, вдохновенность и честный подход к делу,
— все это на самом деле радует. Рекомендуется как любителям Deep
Purple, так и пауэр-металлистам.
THE DUST OF BASEMENT
«HOME COMING HEAVENS»
Trisol/Irond ltd***
Участники этого проекта — композитор и клавишник Свен Вольфф,
вокалисты Биргитта Бер и Пер Лебрехт — считаются одними из ветеранов
синти-попа в Германии. Синти-поп же, самыми главными разносчиками
которого являются Depeche Mode, считается сегодня одним из самых
модных стилей. Романтическая поп-музыка 80-х, сделанная на синтезаторах
и драм-машинах, ритмичная и мелодичная, мрачновато-позитивная (да-да,
именно так) по духу, как правило, с низким мужским вокалом суггестивного
свойства сегодня сливается с техно-трансом и EBM, становясь идеальным
сопровождением для «готических» вечеринок и кислотных дискотек.
Второй альбом The Dust Of Basement в этом смысле вполне может составить
конкуренцию таким монстрам, как De/Vision и Covenant — здесь достаточное
количество запоминающихся мелодий, упругих пульсаций и «темного»
романтического пафоса. Единственная проблема — мужской вокал в
данном случае не очень дотягивает до заложенных еще Sisters Of
Mercy идеалов (попросту говоря, мажет мимо кассы и вообще не очень
убеждает), тогда как взятый ему в пару «ангельский» женский весьма
хорош. Must have для «готических» ди-джеев и всех любителей жанра.
GIRLS ALOUD
«SOUND OF THE UNDERGROUND»
Polydor Ltd******
Надпись на обложке гласит: «Вы и ваши друзья могут стать вокалистами
Girls Aloud» (что делать в данном случае друзьям мужского пола,
не уточняется). Далее даются советы, как, используя компьютер и
микрофон, записать вокал к песне «No Good Advice». Что делать с
этой записью дальше, тоже непонятно — то ли радовать тетушек и
бабушек на очередном дне рождения, то ли послать ее продюсеру Шаповалову
или на «Фабрику звезд». Пятерка англичанок подбиралась явно на
замену почившим в бозе Spice Girls, и девицам Кимберли, Саре, Шерил,
Николе и Надин даже удалось изрядно пошуметь в забойной песенке
«Sound Of The Underground». К сожалению, за этим, безусловно, выдающимся
хитом следует банальнейшая невкусная попса, так что проект можно
заранее объявить провалившимся. А почувствовать себя girl aloud
можно и безо всяких технических ухищрений — достаточно просто разбить
на кухне пару тарелок и закатить благоверному скандальчик, благо
повод всегда найдется.
GEORGE THOROGOOD & THE DESTROYERS
«RIDE ‘TIL I DIE»
Eagle
А вот Джордж Тoрoгуд блюзу не изменяет, оставаясь его пуристом
— последователем классиков (среди учителей этого 53-летнего американского
гитариста в первую очередь называют Элмора Джеймса, у которого
Джордж перенял манеру игры слайдом). Тем не менее, пик популярности
Тарегуда, похоже, остался в 80-х — нынче его пластинки «золота»
не берут. Можно даже попытаться объяснить, почему: уж слишком прямолинейно-американский
подход у Джорджа (хотя, казалось бы!). Блюз срублен крепко, мощно,
на совесть — словно дом-крепость. Четко выдержан блюзовый квадрат,
аккомпанирующие риффы упруги и энергичны, соло гитары — бодры и
уверенны. Из 13 композиций, кстати, лишь одна принадлежит самому
Джорджу, половина остальных — блюзовым мэтрам (название диску,
например, дала вещь Джона Ли Хукера). Но вот парадокс — слушать
«Разрушителей», словно сдающих экзамен на знание блюзового репертуара,
можно лишь как фон к бытовым занятиям. То ли потому, что по новой
американской моде в их музыке чересчур много позитива (а это все-таки
противоречит блюзовой природе), то ли просто потому, что сделано
топорно. Старательному работнику от блюза, вечно улыбающемуся парню
Тарэгуду, пожалуй, не помешало бы немножко порефлексировать да
поэкспериментировать со звуком и вообще.
ENDRAUM
«ES IST EIN AUGEN BLICK...»
Irond ltd***
Кто не был в московском клубе «Точка» — многое потерял и уже не
найдет, ибо клуб закрылся. Кто не был в «Точке» на выступлении
прославленной немецкой группы Endraum, состоявшемся в рамках фестиваля
«Edge Of The Night IV» (ноябрь 2001, организатор — Русское готическое
общество), может восполнить сей пробел — запись концерта издана
немцами на собственном лейбле и доступна в России. Endraum — культовый
в андеграундной среде дуэт поэта, художника и вокалиста Хови-М
(Hovi-m) и клавишника/ди-джея Романа Рюттена (Roman Ruetten). Программа
выступления представляет собой своеобразный «the best» группы,
хотя акцент сделан на композициях из новейшего (на тот момент)
альбома «Herzklang Spiegelt am Strassenrand». Минималистичные атмосферные
клавиши, скупые мотивы фортепиано, перетекающие друг в друга монотонно-трансовые
ритмы, гипнотический нарративный вокал Хови-М, повествующего нам
(то напевая, то просто читая стихи) о своих видениях, странных
мечтах и страхах, — все это создает ауру печали и какого-то навязчиво-тревожного
ожидания, столь характерную для dark wave и вызывающую ассоциации
с The Doors. Прекрасно передан дух концерта — звук действительно
идет как бы со сцены, а из «зала» доносятся крики «браво» (на что
Хови отвечает «danke shoen»), свист и даже обрывки разговоров на
русском языке. Отчетливо ощущается атмосфера «посвященности», эмоционального
и духовного единства... Были вы или не были в тот вечер в «Точке»
— альбом все равно стоит послушать, чтобы почувствовать себя немножечко
по ту сторону бытия.
ROCKETS
«DON’T STOP»
JTCompany SRL/Sony Music Russia*****
Практически у каждого российского меломана «за тридцать» в школьные
годы в фонотеке имелась кассета с записями Rockets, успешно эксплуатировавшаяся
на дискотеках, домашних вечеринках, во время разучивания уроков
и др. Французы Rockets начали осваивать космическую тему в поп-музыке
(в том числе выступать в «скафандрах») еще до Space и внесли свой
вклад в развитие электронных направлений, наряду с англичанином
Ино, немцами Kraftwerk и др. Группа распалась в 1986-м, выпустила
новый альбом (включая несколько ремиксов старых вещей) в 1992-м
и... возродилась в 2003-м! Правда, из старых «Рокетс» остался лишь
один участник, а в репертуаре — вновь несколько «переделок» былых
хитов: «Galactica», «Astral World», «Electric Delight» и «On The
Road Again», которая, как известно, представляет собой кавер-версию
Canned Heat, которая, в свою очередь, является переработкой вещи
чикагского блюзмена Флойда Джонса, которая, по сути, является народной...
Такая вот петрушка. Удивительно, но некоторые вещи новых Rockets
и впрямь напоминают незамысловатый ритм-энд-блюз а-ля ZZ Top (но,
разумеется, в электронной аранжировке), иные же звучат вполне как
какой-нибудь Daft Punk — игрушечно, вокодерно-синтючно, ностальгично.
Очень украшает звучание оперный вокал Анны Вентурас — прямо скажем,
находка. В целом же альбом столь же патриархален, сколь и современен,
то есть необычайно актуален, учитывая моду на ретро. Этого Rockets,
надо думать, и добивались. А значит, всем любителям техно, электро
и даунтемпо ни в коем случае нельзя пропустить новый взлет легендарных
«Ракет».
STAIRWAY TO ROCK
(A LED ZEPPELIN TRIBUTE)
Edel/«Танцевальный рай»*******
Отрадно, что новое подразделение фирмы «Союз» — «Танцевальный
рай» — начинает заниматься не только музыкой для дискотек, но и
весьма серьезными релизами. Один из них — трибьют монстрам хард-рока
Led Zeppelin. Что такое трибьют, объяснять не надо — это когда
музыканты, как правило, младших поколений, исполняют песни своих
кумиров. Но исполнить можно по-разному: можно «снять» ноль-в-ноль
и тем «уважить», а можно проявить выдумку и фантазию. Для реализации
данного проекта сборная подобралась из самых разных «команд»: это
и тяжелая сцена (Майк Инез, Роберт Трухильо, Джефф Пилсон), и фанк
(Джордж Клинтон), и рэп (Ice T и др.), и альтернативщики (Эрик
Роджерс из Stereo Mud, Крис Коннели из Dust for Life, Эдсел Доуп
из Dope, Трэйа Дэниэлз из POD), и просто мастера на все руки типа
Грэгга Биссонетта, Стива Люкатера и Марко Мендозы. Виртуозности
художественных решений остается иной раз лишь поражаться: тут вам
и «зверский» вокал в духе М. Мэнсона плюс «заниженные» гитары в
«Black Dog», и изящные рэп-вставки в «Heartbreaker», и дурашливый
детский хор в «Good Times Bad Times», и трип-хоп в «All Of My Love»,
и сплошное «гиперэвэйнау» в «Кашмире»... Правда, тут подал пример
сам Пейдж, сделавший однажды МТВ-шный ремикс «Кашмира» с Паффом
Дэдди на вокале. Можно сказать, взрастил достойную смену. В общем,
слушать трибьют чрезвычайно любопытно и занимательно. А главное,
что ощущение «респекта» никуда не пропадает.
THE DANDY WARHOLS
«WELCOME TO THE MONKEY HOUSE»
Capitols Records/BMG*
Продолжая провозглашать себя последователями The Velvet Underground
и Лу Рида, «Денди Уорхолы» из американского города Портленд нынче
играют вполне форматную поп-музыку с ретро-уклоном. В отличие от
предыдущего «Thirteen Tales From Urban Bohemia», выдержанного в
самом что ни на есть гаражном духе, новый альбом — словно кость
в горло продюсерам, ранее упрекавшим Dandy Warhols в отсутствии
хитов. В «Welcome To The Monkey House» — хит на хите: округлые
мелодии на фоне равномерного бита, четкий гитарный аккомпанемент,
красивые клавишные соло. Иногда напоминает T.Rex в смеси с Animals.
Немного иронии над теми далекими временами, немного ностальгии
по ним же. Так что такое странное явление, как «американский брит-поп»,
все еще живо, хотя, по всем прогнозам, давно должно помереть.
MARTY FRIEDMAN
«MUSIC FOR SPEEDING»
Mascot Records/Meet The Records**
Как известно, сольные работы Марти Фридмана всегда отличались от
того, что он делал в Megadeth. Так получилось и на сей раз: сольник
экс-гитариста великой трэш-метал-группы по концепции и типу работы
со звуком можно поставить скорее в один ряд с работами Джо Сатриани
и Стива Вая. Все объясняет название альбома и комментарий самого
Марти: «Я хотел написать музыку для прослушивания в автомобиле».
Фридман, и сам любитель быстрой езды, отдал предпочтение темпам
в диапазоне от allegro до vivace, прямолинейным четырехдольным
ритмам и, разумеется, виртуозным гитарным пассажам с по-модному
препарированным звуком. Стилистический диапазон простирается от
хард-фьюжна и пост-трэша до чуть ли не диско и проникновенных инструментальных
баллад (так сказать, для незапланированных стоянок в лесу). Не
нужно искать в этой музыке особой глубины — она откровенно утилитарна,
но при этом по-своему захватывающа и красива.
BLIND GUARDIAN
«LIVE» (2CD)
EMI/Gala Records********
Лидеры немецкого пауэр-метал, создатели впечатляющей «толкинианы»
в тяжелом жанре, Blind Guardian в нашей стране с концертами были
дважды, причем в течение одного года, и оба раза — с аншлагами.
Поэтому российские фэны могут вполне адекватно судить о том, каковы
«Блайнды» в концертной обстановке — а играют живьем и смотрятся
на сцене они просто великолепно. Сложные, многосоставные композиции
Blind Guardian с их сменами ритмов, темпов и тем воспринимаются
в концертном звучании очень легко. Насколько точен и необходим
каждый удар, каждый брейк в партии Томена Стауха, выверено и благородно
гитарное взаимодействие Маркуса Зипена и Андре Ольбриха, насколько
естественен некоторый форсаж в вокале Ханси Кюрша! И как слаженно
и дружно подхватывают «болельщики» мощные припевы баллад и «скоростных»
композиций, которые словно специально созданы для того, чтобы распевать
их хором! Общение с фанатами — одна из необходимых составляющих
концертов Blind Guardian, и на «Live» «живого слова» предостаточно.
В целом двойник, весьма достоверно передает атмосферу шоу, здесь
есть немало интересных импровизаций, представлены практически все
хиты («Harvest Of Sorrow», «Valhalla», «The Bard’s Song», «Lord
Of The Rings», «Mirror Mirror» и др.). Единственное, чего не хватает
— визуального ряда (BG искусно используют видео и свет), но это
поклонники, бывшие на концертах в Москве, могут додумать и сами.
DAVID BOWIE
“REALITY”
Sony Music Entertainment*****
После многих лет блужданий, исканий, переживаний и экспериментов
Дэвид Боуи сделал то, чего так долго от него ждали — записал нормальный
рок-альбом. Если “Earthling” (1997) был данью (и весьма успешной)
модному стилю джангл, “Hours...” (1999) . неожиданным уходом в
психоделию, “Heathen” (2002) — опытом объединения самых разный
направлений, от пост-панка до эйсид-джаза с одновременной демонстрацией
своей усталости от рок-н-ролла как такового, то “Reality” — свежий,
смелый и сильный альбом рок-песен. Словно Боуи, которому еще недавно
претили старые, как мир, электрогитары, повторяющиеся рефрены,
.обычный. четырехдольный бит и свойственная року незавуалированность
эмоций, воспрял ото сна и решил вернуться лет на двадцать назад.
Даже на обложке он выглядит мальчиком — впрочем, это всего лишь
рисунок... Сама же музыка, действительно, отсылает нас ко временам
расцвета глэм-рока, она вполне традиционна по звучанию, в аранжировках
много деталей в ретро-ключе. И это не удивительно — ведь продюсировал
диск Тони Висконти, работавший над большинством дисков Боуи в 70-х
(в “Reality” он в некоторых треках играет также на басу), гитарист
Эрл Слик участвовал в записи “Young Americans” (1975) и “Station
To Station” (1976), а клавишник Майк Гарсон известен по своей работе
над “Alladin Sane” (1973). Разумеется, альбом далеко не так прямолинеен,
как можно себе вообразить. Взять, например, балладу “The Loneliest
Guy”, находящуюся на классическом четвертом месте — психоделические
облака клавишных и тонущий в них одинокий голос человека... “Try
Some, Buy Some” — стильный кавер известной песни Джорджа Харрисона.
Последняя же”Bring Me The Disco King” на поверку оказывается расслабленным
свингом с минималистичными барабанами, изящным джазовым фортепиано
и подпевками в духе Шадэ. Зато сама “Reality” — настоящий рок-боевик,
с прямо-таки “забойным” припевом, искрящимся электрогитарным соло
и призывным вокалом. Конечно, годы, увы, не скроешь, в голосе уже
нет прежней силы и напряжения, но Боуи на то и Боуи, чтобы аккумулировать
вокруг себя энергию с помощью сильной команды музыкантов. Одним
словом, Дэвид опять сумел сделать обманный ход и удивить всех.
Показательно, что подобные маневры совершают и другие старые рокеры
(например, Гленн Хьюз), а значит, таковы требования реальности...