ЭТОТ ТЕСТ НЕДОРОГИХ НАПОЛЬНЫХ СИСТЕМ УБЕДИЛ НАС В ТОМ, ЧТО УЖЕ СОВСЕМ
СКОРО НАКЛЕЙКА «MADE IN CHINA» НЕ БУДЕТ ВЫЗЫВАТЬ НЕДОВЕРИЯ. И ДАЖЕ
НАОБОРОТ — МОЖЕТ СТАТЬ ПРИЗНАКОМ НЕДОРОГОГО, НО ОЧЕНЬ КАЧЕСТВЕННОГО
ТОВАРА.
ЖАЛЬ, ЧТО КИТАЙЦЫ ПОКА СТЕСНЯЮТСЯ этих наклеек. А точнее сказать,
не они, а их многочисленныe партнеры — инвесторы, разработчики, дистрибьюторы.
Продавать товары, изготовленные пусть даже на самых современных предприятиях,
под строжайшим контролем качества, с применением самых высоких технологий,
но с клеймом «Сделано в КНР», пока еще тяжело. Очень трудно cломать
стереотипы у потребителя. Поэтому надежнее вообще не указывать место
производства, а стыдливо писать что-то вроде «Designed in USA».
В наш тест попали четыре такие системы. О некоторых мы знаем точно,
что они китайские, о других — как бы не знаем, но они, конечно, тоже
китайские. А какие ж еще?
Но есть еще две АС, точно не из Поднебесной. Это американские JBL
— правда, на самом деле мексиканские. И немецкие колонки ELAC, на
упаковке которых самая заметная надпись — «Сделано в Германии» (а
точнее, даже так: «СДЕЛАНО В ГЕРМАНИИ»).
Понятно, что изделиям с таким клеймом покупатель доверяет больше.
Но представьте, какова будет разница в стоимости корпусов, изготовленных
в Германии и Китае из одного и того же материала и с одинаковым качеством
отделки? И сколько после этого останется на то, от чего напрямую
зависит качество звучания: динамики, катушки, конденсаторы, провода?
Именно поэтому создать недорогую, но хорошо звучащую вещь в развитой
стране невероятно сложно.
Справедливость этого довода мы и проверим в нашем тесте. Для экспертной
системы мы подобрали проигрыватель и усилитель классом чуть выше,
чем испытываемые колонки, которые укладываются в диапазон цен 480
— 630 долларов. Вот они: интегральный усилитель Bryston B-60 ($2080),
компакт-дисковый проигрыватель Rega Planet ($879), межблочный интерконнект
Accuphase Super Refined Cable ($300) и акустические провода Aleks
($100).
Для оценки качества звучания нами использовались как специализированные
диски, например Technics/Panasonic Silence Technology Test Disc,
так и музыкальные: Ян Сибелиус, концерт для скрипки с оркестром ре-минор
(соч. 47) в исполнении Анне-Софи Муттер и дрезденского Staatskapelle
(Deutsche Grammophon, 1995), Uriah Heep «The Magician’s Birthday»
(Bronze Records, 1972), Blur «Blur» (EMI Records, 1997), King Crimson
«Lizard» (Virgin Records, 1970), «Тайм-Аут» «Погоня за длинным рублем»
(Элиас, 1999).
НЕОБЫКНОВЕННО
ПОДРОБНАЯ, МОЖНО ДАЖЕ СКАЗАТЬ ДОРОГАЯ, СЕРЕДИНА. ВЫШЕ ПО
ЧАСТОТЕ НЕТ И НАМЕКА НА РАССОГЛАСОВАНИЕ С ПИЩАЛКОЙ — ОТСЮДА
И
ТАКАЯ ДЕТАЛЬНОСТЬ.
ЗНАКОМСТВО. Как мы уже отмечали в начале, системы FS 108.2 — единственные
в тесте, выпущенные в Европе. Причем не кем-нибудь, а ветераном акустической
индустрии — компанией ELAC (третий по величине производитель акустики
в Германии), которая в позапрошлом году отпраздновала 75-летний юбилей.
Те, кто желает больше узнать об истории фирмы, в которой было полно
интересных событий и открытий, мы можем лишь посоветовать заглянуть
в подшивку журналов «Салон AV» и отыскать в ней №12 за 2001 год.
Здесь же подробнее расскажем о самих колонках.
FS 108.2 принадлежат бюджетной линии «Series 100» и в модельном ряду
уступают лишь 109-м системам. В нашем тесте это самые компактные
и легкие колонки (по 12 кг). Компания позиционирует их как с равным
успехом подходящие и для традиционного стерео, и для тыловых каналов
высококлассного домашнего театра.
Изготовлены АС с идеальным качеством (ELAC — один из очень немногих
производителей акустики, имеющих сертификат ISO 14001). Стенки отлично
задемпфированы, а в днище уже установлены металлические ножки, которые,
в отличие от традиционных шипов, не наносят повреждений напольному
покрытию. Подключить к системе их можно лишь традиционным способом
— bi-wiring предусмотрен только у следующей по старшинству модели.
Обратите внимание, как расположены относительно друг друга драйверы
колонок, которые имеют, к слову, 2,5-полосную акустическую схему
с двумя выведенными назад фазоинверторами. 25-миллиметровый высокочастотный
излучатель с алюминиевым куполом стоит точно между 140-миллиметровыми
длинноходовыми мид-басами с «сэндивичевыми» (алюминий-бумага) диффузорами.
Принцип Д’Апполито позволяет добиться более широкой диаграммы направленности,
а 2,5-полосная схема — работы каждого из мидбасов на свой акустический
объем с персональными настройками фазоинвертора. При этом получается
лучшее фазовое согласование, чем у традиционных 3-полосных схем.
СЛУШАЕМ. Хотя и невелики по размерам эти АС, а на дефицит низких
частот вряд ли кто будет жаловаться. В басе есть и энергия, и подробности,
и хорошая скорость. Немного не хватает низам лишь удара, а вообще
бас, что называется, «full size».
Динамические возможности впечатляют меньше. На высоких звуковых давлениях
FS 108.2 не «припечатывают» звуком, а просто играют немного резче,
но не теряя при этом сбалансированности и комфорта.
Возможности этих систем сразу открылись, как только мы начали слушать
классику. Необыкновенно подробная, можно даже сказать дорогая, середина.
Выше по частоте нет и намека на рассогласование с пищалкой — отсюда
великолепная детализация, хотя сам верх, надо признать, чуть-чуть
резковат. Любой звук в сцене — естественен. Скрипки как живые, виолончели
натуральны. Сама сцена достаточно широка и хорошо эшелонирована,
но ближние планы слегка уплотнены, а задние, напротив, удалены дальше
обычного. Тональный баланс нельзя назвать очень ровным, но в нем
нет какой-то неприятной, отвлекающей окраски. Ты просто сидишь, слушаешь
и удивляешься прозрачности и свежести воспроизведения.
При прослушивании музыки 60 — 70-х результат оказался неожиданным.
Как-то слишком спокойно, ровно получается. Драйв подменяется обычным
ритмом, гитарный фуз — чем-то кислотненьким. А где прокуренные голоса?
Где сухой, хлесткий бас? Куда ушла из Uriah Heep та стремительная
сила, заводившая с пол-оборота?
Ставим Blur. Вроде звуковой почерк тот же, но воспринимается музыка
совсем по-другому. Сразу чувствуется, что запись современная. Нет,
все же колонки хороши: музыкальны, звучат с настроением и тактом.
Просто хиппи — это не их стихия.
ELAC FS 108.2 ($630)
Высокое разрешение, широкий диапазон, незначительная окраска.
Способны чувствовать настроение и передавать музыкальный такт.
Динамика смягчена. Верхний диапазон звучит немного резковато.
FS 108.2 играют комфортно, естественно и очень подробно.
Обычно такая акустика лучше подходит для домашнего театра.
Но способность чувствовать настроение, улавливать нюансы делает
FS 108.2 годными и для традиционного стерео.
ГОЛОС УВЕРЕННЫЙ, ЯСНЫЙ, НЕ ПО-АМЕРИКАНСКИ
СОБРАННЫЙ. ЭТИМ СИСТЕМАМ СРАЗУ МОЖНО ДАВАТЬ ПРИЗ ЗА ЛИНЕЙНОСТЬ
— ЧТО ТОНАЛЬНЫЙ, ЧТО МУЗЫКАЛЬНЫЙ БАЛАНС У НИХ ОЧЕНЬ ХОРОШ.
ЗНАКОМСТВО. Колонки этой легендарной марки в особом представлении
не нуждаются. Американская компания JBL, основанная Джоном Би Лансингом
и входящая в группу Harman International, имеет толпы почитателей
своего звука по всему миру.
Пусть Northridge E90 сделаны в Мексике, но что-то в них обещало
тот самый настоящий «профессиональный саунд» JBL. Ведь к разработке
новой линейки бытовых АС компания привлекла специалистов из подразделения
профессиональной акустики. Система E90 — вторая сверху в модельном
ряду Northridge.
Немного гулковатые стенки и обилие пластика на передней панели
колонок нас не смутили — все-таки это не самое дорогое изделие
JBL. АС имеют традиционную трехполосную фазоинверсную конструкцию
(порты выведены на лицевую панель) и терминалы для подключения
bi-wiring. Вместо одного большого низкочастотника в Е90 используется
два 200-миллиметровых басовика, что позволило разработчиками уменьшить
ширину лицевой панели, а заодно — и площадь отражения.
JBL по-прежнему сохраняет верность 19-миллиметровым твитерам с
титановым куполом. А вот для изготовления 100-миллиметрового среднечастотника
и басовиков используется патентованный материал «PolyPlas». В E90
применены еще два ноу-хау — Straight-Line Signal Path (SSP) и Elliptical
Oblate Spheroidal (EOS). Но не подумайте, что это какие-то мегатехнологии.
Американцы очень любят любую идею, будь даже это спрямленные провода,
ведущие к фильтрам, или эллиптические закругления в трубе низкочастотного
порта, использовать в маркетинговых целях.
СЛУШАЕМ. Голос уверенный, ясный, не по-американски собранный. Этим
системам сразу можно давать приз за линейность — что тональный,
что музыкальный баланс у них очень хорош.
Признаться, у нас было два опасения. Первое: не слишком задемпфированные
стенки обещали дать «ящичный» призвук, но его не слышно. И второе:
титановые пищалки. На JBL прежнего поколения они звучали жестковато,
порой даже металлично, а здесь и намека на это нет. Вылез, правда,
другой недостаток: в области низких верхних частот (4 — 7 кГц)
звучание иногда теряет ясность, что на слух воспринимается как
наличие едковатой подкраски.
Бас очень динамичен и быстр. Он весь словно состоит из драйва,
хотя не обделен и самыми низкими составляющими. Гигантский японский
барабан с диска «Silence Technology» лишь на единственных АС в
тесте смог прозвучать внушительнее и натуральнее, чем у E90. В
отличие от других, с четкостью баса у JBL все предельно ясно.
Низ прекрасно согласован с серединой, которая, в свою очередь,
передается весьма живо и детально. Это позволяет колонкам одинаково
успешно воспроизводить джаз и прогрессив, акустическую и рок-музыку,
кантри и техно. В общем, буквально все, кроме классики и камерной
музыки. Здесь уже требуется исключительная гармоническая разборчивость
и точность построения звуковой сцены, чего Е90 уже не гарантируют.
Мы упоминали, что в диапазоне низких верхних частот порой нет ясности
(вероятно, нет точного фазового согласования пищалки и среднечастотника)
— это и есть причина недостаточной гармонической разборчивости,
когда надо передать сложный спектр оркестра. Претензии к звуковой
сцене можно сформулировать так: чем дальше находится мнимый источник
звука от центра сцены, тем неопределенней становится его локализация
по глубине.
JBL NORTHRIDGE E90 ($565)
Ошеломляющая динамика. Очень широкий и линейный диапазон.
Незначительные проблемы с локализацией, легкая окраска
в середине.
Nortbridge E90 — это тот случай, когда вообще неуместно
говорить о какой бы там ни было школе звука. Вам дают полный
диапазон частот, полный динамический диапазон, а в придачу
— почти студийную линейность.
Idea ID-570
Номинальное сопротивление 4 — 8 Ом.
Частота раздела полос
не указана.
Чувствительность 92 дБ.
Излучаемая мощность
150 — 200 Вт.
Диапазон воспроизводимых частот 25 —
22000 Гц.
Размеры 950 х 340 х 230 мм.
ОНИ УМЕЮТ КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗАХ, СПОСОБНЫ
ДЕРЖАТЬ В НАПРЯЖЕНИИ, МЕНЯТЬ НАСТРОЕНИЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
ЗАПИСИ.
ЗНАКОМСТВО. Итак, что такое Idea? Эти колонки — результат кооперации
двух американских компаний —ALEKS Digital Technology Inc и GrandHigh
International Technology, которые конструируют и производят компоненты
для домашнего кинотеатра. За этой официальной формулировкой просматривается
простая производственно-торговая цепочка. Разработку осуществляет
международная группа инженеров, среди которых, кстати, есть и российские
специалисты. Инвесторами выступают американцы. Они также владеют
сетью розничных точек по всему миру. Ну а само производство расположено
в Китае. Вот такая вертикальная корпоративная схема — находка наших
дней. Компания может очень быстро создавать и выводить на рынок
для прямой продажи продукцию, в стоимость которой не заложены «имиджевая»
составляющая, расходы по содержанию больших торговых и складских
площадей.
Ну а теперь о том, что, собственно, нам досталось на тестирование.
ID-570 — это качественно изготовленные и отделанные 3-полосные
системы с фазоинвертором для низкочастотной секции и лабиринтом
для мидбасовой. Пищалки с шелковым куполом. Низко- и среднечастотные
драйверы заказные, произведены на заводе GGEC, но диффузоры всех
динамиков сделаны из бумаги. Вот мы и подошли к маленькому ноу-хау,
которым пользуются акустики из Idea Group.
Многие AC, даже с очень хорошими динамиками и фильтрами, не дают
идеального звучания только потому, что в них нет точного согласования
динамических головок. В ID-570 нужная согласованность достигнута
за счет особого лака (состав его держится в тайне), с помощью которого
можно идеально «подгонять» друг к другу АЧХ динамических головок.
Впрочем, не только Idea Group прибегает к таким хитростям. Многие,
в том числе и авторитетные компании, нередко используют пропитку
диффузоров специальными составами для получения нужных свойств.
Хотя и мысли не возникает, что диффузоры динамиков ID-570 чем-то
обработали или покрыли. Во всяком случае, снаружи.
СЛУШАЕМ. ID-570 с первых секунд прослушивания приковывают к себе
внимание, но чем именно — понять удается не сразу. Вот что можно
сразу сказать наверняка: звук открытый, нейтральный, масштабный.
В звуковой сцене есть небольшие, но совсем не критичные отклонения.
В голосовом и высокочастотном спектре — легкая игра окрасок. Никаких
существенных отклонений нет. Бас у них вообще воспроизводится с
таких глубин, что начинаешь верить в то, что заявленная нижняя
частота в 25 Гц — не рекламная уловка. Японский барабан прозвучал
так, будто его самого внесли в комнату и ударили в натянутую кожу
что было сил. Не смутили ID-570 и все другие строгие тесты для
акустики — если результат и не был отличным, то тянул на железные
четыре с плюсом, не меньше. Переслушав почти весь репертуар тестовых
музыкальных дисков, мы пришли к заключению, что придраться не к
чему. Равно как и нет чего-то такого, что бы изумило или заставило
хотя бы удивиться.
Но потом мы просто начали один за другим слушать компакты вне нашей
обязательной программы. И тут отношение к колонкам стало меняться.
А ведь они очень музыкальны! Они умеют концентрироваться на образах,
способны держать в напряжении, менять настроение в зависимости
от записи. Нет, они не всеядны — что-то воспроизводят пресно, как
бы нехотя, но большинство программ слушать было интересно. И еще
одно замечание: в басовой области акцент все же смещен на количество,
а не на качество звучания. Будь здесь хотя бы немного больше четкости,
звук ID-570 сразу «подорожал» еще долларов на триста.
Idea ID-570 ($625)
Самый низкий и фундаментальный бас в тесте. Подробное,
хорошо сфокусированное звучание в средне- и высокочастотной
полосе.
В звучании нет какой-то выраженной окраски, но легкая игра
оттенков все же присутствует во всем диапазоне.
ID-570 — отличная база для традиционной стереосистемы.
Если грамотно подобрать усилитель, источник, провода, а также
местоположение колонок в комнате, то от них можно добиться
звучания не хуже, чем от АС вдвое дороже.
Matrix HITEK II
Номинальное сопротивление 8 Ом.
Чувствительность 90 дБ.
Подводимая мощность 60 — 160 Вт.
Диапазон
воспроизводимых частот 100 — 20000 Гц.
Размеры 1300 х 130
х 130 мм.
КОЛОНКИ ПОРОЙ ВЫТАСКИВАЮТ ИЗ ЗАПИСИ МЕЛЬЧАЙШИЕ ПОДРОБНОСТИ,
НО ЕСТЕСТВЕННО ВОСПРОИЗВЕСТИ ИХ НЕ МОГУТ. А ТОЧНЕЕ, ВЫ НЕ
В СОСТОЯНИИ ЭТОГО УСЛЫШАТЬ.
ЗНАКОМСТВО. Свои акустические системы американская компания позиционирует
как театральные. Что, впрочем, видно, как говорится, и невооруженным
глазом. HITEK II — это высокие колонны, которые снизу доверху утыканы
небольшими среднечастотными динамиками калибра 76 мм. О пользе
такого решения — позже, а пока обратим внимание на тот факт, что
у АС вообще нет низкочастотного излучателя.
Заглядываем в паспорт. Нижняя воспроизводимая частота указана честно:
100 Гц. То есть в системе с HITEK II в обязательном порядке нужно
использовать и сабвуфер. Однако есть надежда, что в звучании благодаря
большой суммарной площади среднечастотников будет выражена и басовая
составляющая. Полочные мониторы, например, тоже басом не блещут,
но многие любят и ценят их точный звук.
Стенки закрытых корпусов HITEK II не имеют призвуков, так как сделаны
из особого (и недешевого) материала — плит из плотно спрессованной
целлюлозной массы (HDP). В комплекте прилагаются платформы-подставки,
которые имеют резьбовые втулки под шипы. В собранном состоянии
серебристые небоскребы HITEK II выглядят стильно и воздушно. На
полу они много места не занимают и потому могут легко вписаться
в любой интерьер.
На задней стенке мы обнаружили панельку, про которую в инструкции
к системам не было сказано ни слова. А вдруг это заглушка фазоинвертора?
Или туда выведены регулировки кроссоверов? Любопытство одержало
верх. Но, аккуратно отвинтив шурупы, увы, мы не нашли там ни того,
ни другого. Просто технологическое отверстие (которое, впрочем,
в теории все-таки может выполнять функцию низкочастотного порта).
Так что не спешите доставать из ящика отвертку, если обзаведетесь
HITEK II.
Теперь, собственно, о том, в чем преимущество восьми крохотных
среднечастотников перед одним обычным. Маленькие диффузоры обладают
меньшей массой — можно получить более детальный и лучше согласованный
с пищалкой звук. Но посмотрим, где находится пищалка с 25-миллиметровым
титановым куполом — аж на самой «крыше», в виде отдельного блока.
Ради той же согласованности логично было бы поместить ее точно
в акустический центр восьмерки динамиков. А если на то пошло, то
и лицевую панель неплохо было бы сделать слегка вогнутой — чтобы
излучение восьми диффузоров было более когерентным.
СЛУШАЕМ. Начнем с того, что верхний диапазон не отличается особой
линейностью. Звучание чистое, но очень диффузное — такое годится
только для воспроизведения кинотеатральных эффектов. Слушая скрипку
Анне-Софи Муттер, вы не почувствуете атмосферу зала, вам будет
не хватать пространственной информации. На King Crimson или джазе
вы обнаружите дефицит динамики по верху.
Середина звучит намного выразительнее, но и здесь есть огрехи.
Колонки порой вытаскивают из записи мельчайшие подробности, но
естественно воспроизвести их не могут. А точнее, вы не в состоянии
этого услышать. Какую точку ни найдете для прослушивания, самый
верхний среднечастотный излучатель всегда будет расположен на другом
расстоянии, чем тот, который в центре или внизу.
Бас у HITEK II очень легкий и необычайно четкий. Все музыкальные
инструменты, которые попадают под эти определения, вы будете слышать
прекрасно. Но остальные, с более низким спектром излучения, или
не узнаете, или вообще не услышите.
С таким басом, как у HITEK II, в принципе, можно построить стереосистему.
Но все равно потребуется помощь сабвуфера. Например, у очень дорогих
электростатических излучателей отдача по низким частотам еще меньше,
но там спад плавный и потому благозвучный. У HITEK II по-другому:
до каких-то частот ничего вообще не воспроизводится, а чуть выше
— все появляется. Оговоримся особо: это чисто субъективная оценка.
Измерения могут показать другую картину.
Matrix HITEK II ($516)
Интересный и стильный дизайн. Очень четкое воспроизведение
речи и комфортный диффузный верхний диапазон.
Нижний диапазон не воспроизводится. Есть только верхний
бас.
HITEK II — посмотрите на плюсы и минусы, и вы сами увидите,
что это идеальная акустика для систем домашнего театра с
мощным сабвуфером, где прежде всего важна разборчивость и
акустический комфорт.
Swans DIVA F2
Номинальное сопротивление 4 Ом.
Частота раздела полос 3000
Гц.
Чувствительность 87 дБ.
Подводимая мощность
10 — 100 Вт.
Диапазон воспроизводимых частот 37 —
20000 Гц (неравномерность
не указана).
Размеры 990 х 232 х 331 мм.
ЕСЛИ ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ АНСАМБЛЯ «ТАЙМ АУТ», ТО ЗВУК ПОЛУЧАЕТСЯ
РОСКОШНЫМ — КАК БУДТО ЗАПИСЬ ПРОХОДИЛА НЕ В СТУДИИ «ЭЛИАС»,
А НА ABBEY ROAD
ЗНАКОМСТВО. Swans Speakers System — стремительно набирающая обороты
фирма с американским капиталом, современными производственными
мощностями в Китае и очень серьезной опорой в виде исследовательского
подразделения Hi-Vi Research.
Модель Diva F2 одна из самых доступных систем в модельном ряду
фирмы. Но в нашем тесте выглядит она как самая дорогая. Кстати,
чтобы избежать путаницы с другой моделью Swans F2 (которая намного
выше по классу), нашу мы будем везде указывать с приставкой «Diva»:
Diva F2.
У Diva F2 самая рациональная конструкция корпуса: скругленные боковины
должны размыть внутренний резонанс, сделать его стенки «тихими»;
узкая передняя панель уменьшает площадь нежелательного отражения
звука; вынесенная за пределы лицевой панели пищалка (к тому же
слегка утопленная) обещает хорошие характеристики направленности
и фазового согласования; выведенный на переднюю панель большой
скругленный «рот» фазоинвертора — отсутствие аэродинамических шумов
и предсказуемое поведение при установке вблизи стен.
В системе используются разделительные фильтры четвертого порядка
и три драйвера: высокочастотный излучатель TN28 и два 125-миллиметровых
мидбасовика M5N. Первый примечателен тем, что способен воспроизводить
частоты начиная примерно с 2 кГц, имеет увеличенную до 28 миллиметров
в диаметре звуковую катушку и неодимовую магнитную систему. Вторые
вобрали в себя сразу несколько высокотехнологичных решений: вогнутый
диффузор из алюминия, легкий каптоновый каркас для звуковой катушки,
воздушное охлаждение. Остается добавить, что все головки для своих
колонок компания производит самостоятельно.
И последнее наблюдение. Похожие излучатели стояли в немецких АС,
но там они работали по 2,5-полосной системе. Здесь же электрическая
схема обычная, 2-полосная, хотя допускает подключение bi-wiring.
СЛУШАЕМ. Любые колонки требуют так называемого разогрева. Одним
достаточно поработать час, чтобы звучание преобразилось, другим
на это не хватает и недели. Diva F2, похоже, принадлежит к числу
последних. Достав новенькими и включив эти системы, мы тут же обнаружили
признаки «неразогретости»: закрытый, сидящий как бы в колонках
звук, слегка зажатый бас, колкий, рассыпающийся на детали верх.
Лишь спустя несколько часов в звучании появились какие-то перемены
в лучшую сторону и можно было делать первые выводы.
У колонок достаточно неплохо поставлен бас, но он какой-то компромиссный.
Он станет четким, но потеряет энергетику в самой нижней части диапазона,
если закрыть порты фазоинверторов. А если порты открыть, то тогда
ухудшается атака, в комнате возникает гул. Что ж, чудa не произошло.
Маленькая площадь излучателей всегда влечет за собой подобные проблемы.
Со среднечастотной полосой трудностей намного меньше. Она линейна,
во всяком случае, на слух нет какой-либо явной окраски. Берет за
душу не столько подробностями, сколько своим благозвучием (иногда,
правда, как в случае с King Crimson или Blur, не совсем уместным).
Зато если включить музыку ансамбля «Тайм Аут», то звук получается
роскошным — как будто запись проходила не в студии «Элиас», а на
Abbey Road. Все это — не оценки, а оттенки ощущений. О каких-либо
серьезных погрешностях говорить нельзя. Звучание верное, точное
— все музыкальные формальности колонки строго соблюдают.
Меньше понравилось звучание верхних частот. Все чисто, прилизанно,
но много отвлекающих деталей. Есть динамика, но нет искорки. Вроде
бы есть воздух, но нет ощущения живой атмосферы зала. Скорее всего,
это — от «непрогретости». На то указывает и своеобразная звуковая
сцена у Diva F2, которая в нашем тесте выстраивалась этаким полумесяцем
с лучами, замкнутыми на колонки.
На краях звукового диапазона системам не хватает естественности
и живости звучания.
Diva F2 — это лучшее из того, что можно найти на рынке,
если ориентироваться на соотношение качество/цена. Причем
к качеству мы относим не только звук, но также дизайн, отделку,
уровень изготовления, — ведь все это тоже немаловажно.
О СЕРЕДИНЕ МОЖНО СКАЗАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ. ЗДЕСЬ ДИНАМИКИ ХОТЬ
ОТБАВЛЯЙ. ЗВУЧАНИЕ ЖИВОЕ И ПОДРОБНОЕ НА ЛЮБОЙ ГРОМКОСТИ.
НО НЕ ХВАТАЕТ ЛИНЕЙНОСТИ.
ЗНАКОМСТВО. Производственный цикл калифорнийской компании Unisound,
которая ведет свою историю с 1988 года, устроен по несколько иному
принципу, чем у Swans или Idea Group, но результат тот же: высокое
качество продукции при низкой себестоимости. Разница лишь в деталях.
У Unisound сосредоточены разработка и маркетинг, а производство
распределено по нескольким предприятиям — наиболее ответственные
узлы делаются в Германии. Общее у всех только одно: сборка в Китае.
Крупные и весьма тяжелые акустические системы DAC 2.6 имеют традиционную
3-полосную конструкцию с фазоинвертором. Однако реализация этой
схемы не совсем обычная. 200-миллиметровый басовик установлен не
на передней панели (для этого пришлось бы существенно увеличивать
ее ширину, что нежелательно), а сбоку, как у колонок марки NHT.
Сходство подкрепляют также мощные «лапы»-подставки, которые прилагаются
в комплекте, привинчиваются с помощью шурупов и имеют регулируемые
шипы. Для полного совпадения колонкам DAC 2.6 не хватает разве
что скошенных к слушателю лицевой панели. На каждой АС мы видим
один купольный 25-миллиметровый высокочастотник и два 16-сантиметровых
мидбаса с полипропиленовыми диффузорами, установленные, как на
немецких системах ELAC, над и под пищалкой.
И все же в конструкции есть слабые места: стенки гулкие, а обе
пластиковые трубы фазоинвертора выведены на заднюю панель и ничем
не закреплены в корпусе. Смущает также и то, что в описании к этим
системам нет никакой информации о разделительных фильтрах и частотах
раздела. Разработчики, похоже, думают, что потребителю надо всего
лишь знать, где правая колонка, а где левая, поскольку в паре DAC
2.6 путать местами их нельзя. Не зря на каждой коробке есть крупные
красные наклейки с символами R и L, хотя логичнее их было нанести
прямо на системы.
СЛУШАЕМ. Мы не привыкли принимать все на веру и решили испробовать
колонки в разных положениях. Для начала в неправильном — низкочастотниками
внутрь стeреобазы. Попробовали и тут же отказались, потому что
звук получился закрытым, скованным. Поставили как надо, и тут же
раскрылась звуковая сцена, все заняло верные планы, появился баланс.
Но начал смущать бас. Вроде и нет в нем каких-то особых низких
частот, но есть гулкие призвуки: всего много, а разборчивости мало.
Попытки угомонить бас с помощью поролоновых затычек в фазоинверторы
изменили картину. Улучшилась динамика по басу, «спетость» со среднечастотным
диапазоном, однако гудящие нотки остались — просто они сместились
несколько вверх по частоте.
О самой середине можно сказать следующее. Здесь динамики хоть отбавляй.
Звучание живое и подробное на любой громкости. Но не хватает линейности.
Во-первых, все же есть корпусные «ящичные» призвуки. Во-вторых,
присутствует некая горластость, которая свойственна практически
всем недорогим головкам с полипропиленовыми диффузорами. Еще выше
по частоте наблюдается небольшой спад, и только затем АЧХ выравнивается
за счет высокочастотного излучателя.
К пищалке претензий нет никаких. Верхний диапазон ясен, динамичен,
хорошо очерчен и богат на нюансы. Но когда мы уже завершали тест
и поставили послушать Lizard, то в начале первой композиции вдруг
обнаружили искажения, которых там никогда не было. Скорее всего,
разработчики были вынуждены заметно опустить частоту среза фильтра
для пищалки, а там высокочастотный излучатель и не «вытягивает».
Вернее вытягивает, но при каких-то строго определенных обстоятельствах
(например, наложенные на звучание духовых шумовые эффекты) возникают
эти самые искажения. Интересно, а что покажут измерения?
Unisound DAC 2.6 ($500)
Верная и масштабная звуковая сцена, хорошая динамика в
низко- и среднечастотном диапазоне.
Звучание не отличается линейностью. В верхнем диапазоне
изредка могут возникать специфические искажения.
Еще недавно колонки такого размера и веса, да к тому же
с хорошо поставленным «взрослым» звучанием, было просто невозможно
приобрести за $500. Теперь такие АС есть — Unisound DAC 2.6.