ROCKАЛЬБОМ l #10/2003

Елена САВИЦКАЯ

YARDBIRDS

«BIRDLAND»

Favored Nations

Последние пару десятков лет Yardbirds являлсь в буквальном смысле легендой — группой, чье величие и значение в истории рока признавал каждый, но реальное звучание представляли немногие — в виду труднодоступности записей. К тому же старые пластинки Yardbirds звучат сегодня настолько наивно, сухо и «легко», что молодому поколению, читающему рок-энциклопедии, оставалось только удивляться: и эту группу считают предтечей хард-рока? Теперь эта несправедливость исправлена: спустя тридцать лет Yardbirds возродились из пепла и к 2003 году перезаписали не только старые хиты, но и дополнили их новыми композициями, создав, таким образом, полноценный (во всех смыслах) альбом. Правда, из ветеранов здесь присутствуют лишь ударник Джим МакКарти и ритм-гитарист Крис Дрейя, а из трех данных Yardbirds миру великих гитаристов — Бека, Клэптона и Пейджа — лишь старина Бек оставил свой росчерк на «My Blind Life». Зато на помощь пришли другие герои — Стив Вай (на чьем лейбле, собственно, и вышел альбом), Брайан Мэй, Стив Люкатер, Джонни Ржежник (Goo Goo Dolls), Слэш, Джо Сатриани и Джефф Бакстер, сделавшие свою работу максимально аутентично. Партию основного вокала и бас-гитары исполнил молодой Джон Айдэн. В результате музыкантам удалось сделать не просто «улучшенную» копию старых записей, им посчастливилось соединить дух 60-х и нынешнего века, не утерять ту самую (совершенно необходимую) наивность, сочетав ее со зрелым чувством и мастерством. Хороши не только восемь классических хитов («Heart Full Of Soul», «Over Under Sideways Down», «For Your Love», «Shapes Of Things», известнейшая «Train Kept A Rollin’», которую со времен создания оригинала исполняли и Пейдж с «Цеппелинами», и Бек, и Клэптон, и Motorhead, и...), но и некоторые новинки (например, «Mystery Of Being» МакКарти). Так что теперь молодежи не обязательно читать энциклопедии, достаточно взять диск и послушать. А вообще, этот альбом удивительным образом замыкает круг, пройденный блюзом и роком, и, возможно, начинает новый виток спирали...


STEELY DAN

«EVERYTHING MUST GO»

Reprise

Второй релиз воссоединившихся после 20-летнего перерыва Steely Dan выдержан во все том же изящно-благородном арт-джаз-роковом ключе. Но, если предыдущий диск «Two Against Nature» веял теплом и добротой, то нынешний альбом завораживает своим холодноватой минималистичностью и какой-то застылой, доведенной до полного, почти музейного совершенства, отточенностью. Такой cool cool jazz в рамочке и на полочке. Прозрачное звучание, сухие барабаны, осторожные акценты ритм-гитары, выверенные вокальные аккорды и острые гармонии духовых — боишься вздохнуть, чтобы нарушить это хрупкое равновесие, эту стерильную атмосферу. Сами отцы-основатели Steely Dan Дональд Фэйген и Уолтер Бекер смотрят с искусственно состаренной фотографии строго и пытливо: ни дать, ни взять, доктора-психотерапевты — сейчас поставят диагноз. Впрочем, многое объясняет прохаррисоновское название альбома: «Все должно пройти», и кому как не продавцу часов (см. обложку) и бывалым рокерам знать, что это действительно так. Наш вывод: музыка не для всех, только для опытных ценителей и архивариусов.


MOGWAI

«HAPPY SONGS FOR HAPPY PEOPLE»

BMG*

Концепцию «счастливой музыки для счастливых людей» у нас еще три года назад принялся развивать один небезызвестный лейбл. К тому же шотландцы, судя по всему, вложили в свое творение какой-то издевательский подтекст, как то: если у вас хорошее настроение, поставьте эту пластинку, чтобы жизнь не казалась вам мёдом. Размытая гитарно-электронная психоделия, скроенная по формуле «два шума — три скрипа» (к которым иногда добавляется сладострастное любование каким-нибудь мажорным аккордом или мелодическим оборотом) введет вас либо в состояние радостного офонарения, либо вызовет сильное раздражение, заставляющее на 20-й минуте выключить пластинку. Впрочем, поклонники Сида Барретта могут выдержать дольше. Интересно, что предыдущее творение Mogwai (названное почему-то «Rock Action») представляло собой абсолютно такую же зеленую тоску, но только в минорных тонах. Не подумайте только, что мы имеем что-то против психоделии, но синонимом занудства она становится явно не должна. В общем, если такая музыка вам понравится, и вы в процессе ее прослушивания почувствуете себя счастливым, вам остается только сказать «нет» наркотикам!


ZZ TOP

«MESCALERO»

Warner

Казалось бы, бороды до земли — а все туда же: пытаются угнаться за модой, как, впрочем, и многие ветераны рок-музыки. Сегодня техасские блюз-рокеры уже не экспериментируют с синтезаторами и нововолновыми ритмами, как в 80-х (что, кстати, получалось у них весьма удачно) — на повестке дня стоит «альтернатива», коей Билли, Дасти и Фрэнк изрядно загадили свой саунд. «Грязные» гитары, препарированные электронным образом барабаны, вязкий унылый звук... Мичуринские опыты по скрещиванию альтерно и буги-блюза, которыми парни озаботились в 90-е, следует признать провальными — ни уму, ни сердцу, абсолютно бесполезный и неаппетитный продукт. Альтернативно-техногенной обработке подвергся даже классический R&B-дуэт Отиса Реддинга и Карлы Томас «Tramp»! Есть, конечно, в «Mescalero» парочка «чистых» треков, но, похоже, злоупотребление кактусами отрицательно сказалось на мужских... простите, исполнительских достоинствах ZZ Top. Не возбуждает, знаете, ли. Может, пора им уже на покой? Или на круги своя...


DIE HAPPY

«THE WEIGHT OF THE CIRCUMSTANCES»

BMG*

Еще одни торговцы счастьем, пытающиеся захватить умы подростков. Шведская группа-хамелеон, выпускающая свой третий альбом на волне возросшей моды на «тяжелую поп-музыку» (тут надо сказать спасибо HIM), «косит» сразу под всех. Имидж — квазиготический. Судя по первому, вполне себе металлическому риффу открывающей альбом песни «Take You On A Ride» — это чуть ли не новая Metallica. Потом на ум приходят сравнения с Guano Apes. Засим появляется Мэрилин Мэнсон в юбке. Еще через пару песен запал Die Happy иссякает, а песенки начинают напоминать Cranberries в смеси с Cardigans. Какое разочарование — надежда на то, что мир в лице Марты Яндова обрел новую сильную фронтвумен, растекаются киселем. Марта начинает придыхать, вслипывать и всячески изображать обиженную девочку на чуждом ей празднике жизни. Если бы барышня сразу открыла личико, было бы куда честнее и правильнее. А так и слеза не наворачивается, и кулак (железный) не сжимается. В общем, умрем весело, поиграем в декаданс.

Диски предоставлены: * BMG Russia; ** Meet The Records; *** CD-Maximum; **** «Союз»; ***** Sony Music Russia.

RICK WAKEMAN

«OUT THERE»

Music Fusion**

Несмотря на то, что всеобщий интерес к сольному творчеству суперклавишника Рика Уэйкмана давно уж подугас, маэстро ежегодно выпускает просто безумное количество альбомов (как чисто фортепианных, так и «групповых»). Даже с официальным и долго ожидаемым возвращением в Yes Уэйкман своей персональной активности не умерил. Масштабный опус «Out There» выдержан в модном нынче жанре «космической оперы», записан с постоянной группой сопровождения Рика — English Rock Ensemble (которую со времен приезда в Россию покинул его сын Адам) и камерным хором. По внешним признакам альбом не может не вызывать ассоциаций с творениями первопроходца упомянутого жанра Арьена Лукассена, тем более что и вокалист уэйкмановского English Rock Ensemble Дэмиэн Уилсон — постоянный участник Ayreon. Но не стоит забывать, что еще в 70-е именно Уэйкман (на пару с Эмерсоном) разрабатывал жанр сюиты для клавишных с рок-группой, так что вопрос о преемственности надо понимать правильно. К тому же, в отличие от Лукассена с его постоянным сюжетным напряжением, динамики и действия как такового в «Out There» довольно мало — гораздо больше созерцания, рассуждений и возвышенных религиозных чувств. В этом смысле особенно выделяется последний трек «Cathedral of the Sky» — настоящий гимн «храму небесному». Но, несмотря на обилие рельефного клавишного тематизма, очень не хватает как виртуозных элементов (которых здесь почему-то крайне мало), так и моментов юмора, коими блистали ранние работы. Уэйкману не удалось избежать излишней помпезности и назидательности. Увы, для современного уха музыка Рика кажется слишком тяжеловесной и скучной, а сам маэстро — эдаким птеродактилем, который, быть может, и летает, но так... низенько-низенько.


JEFF BECK

«JEFF»

Sony Music Entertainment*****

То, что сейчас играет Джефф Бек, иначе, чем «гитарным хаусом» (каким бы парадоксальным ни казалось это словосочетание) не назовешь. Причем хауса и электроники в музыке становится все больше. «Jeff» — самый радикальный проект в ряду экспериментаторских работ Бека, начатом альбомами «Who Else» (номинант Grammy, 1999) и «You Had It Coming» (2001). И если раньше в коллажах из индустриальных драм-лупов, голосовых сэмплов и модерновых гитарных риффов еще присутствовали воспоминания о блюзовом прошлом, то теперь обо всем этом экс-участник Yardbirds предпочитает забыть. Новый альбом записан при активном участии ливерпульской брейк-битовой группы Apollo 440 и (как и предыдущий) известного продюсера Энди Райта (Atomic Kitten, Eurythmics, Джон Бон Джови, Дэвид Боуи и мн. др.). Со-участники то и дело перетягивают одеяло на себя. Впрочем, электрогитара по-прежнему продолжает властвовать: ведь «what voice don’t say, the guitar will play», как повторяет в «Pork-U-Pine» своим сладковатым голоском Шафран из ныне почившей группы Republica. Главное для Бека — это гитарный звук, и он его нашел еще четыре года назад: узнаваемый, яркий, плотный, как принято нынче говорить, «жирный». У Бека гитара говорит — иногда спокойно и увещевательно, а иногда весьма резко и даже «сварливо». Тогда же, четыре года назад, было доказано, что Джефф Бек как исполнитель и композитор даст фору любому представителю современной гитарной школы, хоть самому Стиву Ваю. Но с нарастанием радикальности, как ни странно, произошло и снижение оригинальности. Хочется надеяться, что, наигравшись вдоволь с новейшими технологиями, Джефф вернется к старому доброму хард-блюзу и фьюжн...


SPOCK’S BEARD

«FEEL EUPHORIA»

InsideOut****

С тех пор как Господь Бог доходчиво объяснил основному вокалисту, композитору и клавишнику Самой Главной Американской Истинно Прогрессивной Группы Spock’s Beard Нилу Морсу, что ему надо покинуть сей достопочтенный коллектив, беспокойство о судьбе «Бороды» охватило весь мир. Насчет известного своей религиозностью Нила, который в своих интервью действительно ссылался на Глас Божий, никто особо не волновался: это только внешне он такой закомплексованный и аутичный, а так — вполне сам себе менеджер и уже начал клепать сольный альбом. Но и Spock’s Beard не остались обезглавленными: дело взял в свои руки барабанщик Ник Д’Вирджилио. Парень оказался не промах: петь он пробовал и раньше, а уж коммерческий потенциал вверенного ему предприятия просчитал до самого цента. Ник здраво решил, что холодный, тягучий и бессмысленно-стерильный континентальный прог-рок, в котором давно уже закопались Spock’s Beard, пора отправить на свалку, и предложил в качестве «нового слова» чудовищную смесь калифорнийского поп-панка, ню-метала, брит-попа и поп-лирики в духе Фила Коллинза, легонечко припорошив все это, так сказать, «элементами прогрессива» (лишь вокально-акапельная «A Guy Named Sid, Part 5» выдержана во вполне традиционном арт-роковом ключе). Мировая прог-общественность рвала на себе остатки волос, а Д’Вирджилио, довольный, купался в эйфории. Однако с «продажной способностью» своего творения Ник явно просчитался — на альбоме не обнаруживается ни одного хита, и «продвинутая молодежь» слушать его явно не будет. И вообще, как бы нынешние Spock’s Beard не пытались сотворить нечто из ряда вон выходящее, как бы не старались оживить свою музыку, все равно у них получается нечто холодное, тягучее и бессмысленное. Потому что вдохновенье не продается и не покупается. Даже если хот-догов... извините, песен хватает на двойной альбом.


LED ZEPPELIN

«HOW THE WEST WAS WON» (3 CD)

Atlantic Recording Corporation**

Если до сих пор вы имели представление о концертной деятельности Led Zeppelin лишь по единственному официальному live-альбому «The Song Remains The Same» (а также одноименному видеофильму), значит, вы ничего о великих хард-рокерах и не знаете. Не слышали вы, как боевик «Whole Lotta Love» превращается в 23-минутное блюзово-психоделическое попурри на темы Джона Ли Хукера, Джина Питни и др., как Пейдж легкою рукой вставляет в «Heartbreaker» мотив «Буррэ» И.-С. Баха (а вы думали, только Ян Андерсoн до такого додумался?), как Плант голосом воркующего голубка переспрашивает сам себя: «Do you remember — laughter?» («Stairway To Heaven»), как мощно звучит гонг в 15-минутном барабанном соло в «Moby Dick», как Джонс и Бонэм, с миллисекундным непопаданием «друг в друга», впечатывают в пространство зала мрачный рифф «Dazed And Confused», и по полу, по ногам, по извилинам словно растекается тяжелый свинец... Как порхает эхо, вылетающее из-под смычка, которым Пейдж проводит по струнам электрогитары — знакомый эффект, но здесь его воздействие настолько сильно, что «срыв башни» неизбежен. 1972 год, группа на пике формы, Лос-Анджелес взят. Ураганная энергетика и не менее эмоциональная реакция зала. Тысячи сюрпризов в исполнении знакомых вещей, звуковые лабиринты, по которым безумно интересно и чуточку страшно идти — совсем как в волшебной сказке... Бокс-сет должен быть в коллекции не только каждого любителя LZ, но и вообще всякого поклонника рок-музыки — ибо на этих лазерных дорожках запечатлено то время, когда артисты не боялись импровизировать, изменять свою музыку, не боялись быть искренними, удивлять и вести за собой, а не просто лишь ладно и бодро воспроизводить то, что записано у них на пластинках. Слава богу, люди, кажется, понимают это — не случайно тройной альбом бесценных «живых» записей из архива Джимми Пейджа уже стал четырежды платиновым в одних только Штатах. Доступны также 2 DVD, материал которых не пересекается с представленным на аудиодисках.


SATELLITE

«A STREET BETWEEN SUNRISE AND SUNSET»

Metal Mind Productions/CD-Maximum***

Кто бы мог подумать, что в дружественной Польше, которую в свое время потряс гораздо более сильный политико-экономический кризис, чем матушку-Россию, имеются прог-роковые коллективы поистине мирового уровня! Группа Satellite — детище барабанщика, композитора и поэта Войтека Шадковского, появившееся в 2000 году на обломках достаточно известного в Польше проекта Collage. Новую группу, судя по всему, ожидает еще более высокий взлет — ведь исполняемая «Спутником» музыка отличается удивительной красотой, вдохновенностью и гармоничностью. Очевидные влияния со стороны Genesis и Marillion (кстати, обложка диска принадлежит перу Марка Уилкинсона, оформлявшего и многие работы Marillion) не носят эпигонского характера, к тому же настроение в песнях Satellite царит куда более светлое и позитивное. Превосходную мелодику Шадковского оттеняет чистый и объемный саунд. Тема альбома — способность человека перейти на «ту сторону улицы», то есть увидеть чудо, мечту в повседневной жизни. Способность, данная каждому, но, увы, не всегда используемая... Так давайте же не проглядим это маленькое чудо — группу Satellite!


ROBERT CRAY

«TIME WILL TELL»

Sanctuary Records****

Блюз в мягких тапочках, послеобеденный, вкрадчивый, сердечно-душевный. Критики сетуют на то, что в музыке Роберта Крэя в 90-е не наблюдается особой эволюции, а темнокожий маэстро соул-блюза продолжает создавать достойные альбомы в своем фирменном стиле. Среднетемповые соул-фанк-блюз-композиции и медленные баллады, красиво аранжированные при помощи духовой и струнной секций (Turtle Island String Quartet), а также фортепиано и хаммонда. Акварельные тоны гитары выплывают из-под пальцев самого Роберта. Поет Крэй по-прежнему в основном о любви — но, конечно, не о глупых юношеских переживаниях, а о зрелых привязанностях, о последнем (и, может быть, самом главном в жизни) чувстве, о желании пожилых возлюбленных умереть в один день... Поэтому песни Крэя всегда немного грустны, а последняя вещь «Time Makes Two», в которой вокал Крэя становится (намеренно или нет) совсем уж стариковским, и вовсе пронзительна до слез. Впрочем, не надо думать, что музыка Крэя — это такое геронтофильское искусство, оно близко и понятно каждому. Да и вполне актуальные темы в альбоме тоже затрагиваются — например, «ударная» вещь «Survivor» направлена против войны на Ближнем Востоке. Впрочем, это еще одна вариация на тему «думай о вечном», и если музыку Крэя в целом и можно назвать коммерческой, то свою художественную задачу — достучаться до наших умов и сердец она, безусловно, выполняет.


KINGS OF LEON

“KINGS OF LEON”

RCA*

Молодые львы из Америки, пытающиеся стереть нас с лица земли. Согласно достоверным источникам, братья Натан, Джаред и Калеб Фолоуиллы в детстве разъезжали вдоль и поперек по югу Штатов, покуда их папаша-евангелист, чтобы дитяти по дороге не заскучали, распевал им песни своих любимых Rolling Stones и Нила Янга. Подрастя, братья обосновались в Нэшвилле, взяли в компанию кузена Мэттью и создали группу, решив завоевать внимание всех окрестных девушек и заодно отдать дань вышеупомянутым кумирам. Отдание дани, впрочем, происходило в истинно гаражном духе, а потому в лице Kings Of Leon мы имеем нормальную пост-панковскую (в максимальном приближении к панку) группу — с гнусавым срывающимся вокалом, грязными гитарами и минималистскими мелодиями. Ретро? Но как жизненно! Задора много, так что, если фургончик не увезет «Королей» куда-нибудь на край света, эти братцы-кролики еще зададут нам всем жару.

 

   
ListenListen

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"