В сопроводительной статье к сборнику «Рок
против шерсти» (август 2003) не был указан автор фото Светланы
Чапуриной из группы «Дочь Монро и Кеннеди». Концертная съемка
была предоставлена Натальей Будановой, за что ей большое человеческое
спасибо.
ОТ ПРОДЮСЕРА
СБОРНИК, КОТОРЫЙ МЫ НАЗВАли «Звездопад» — это богатая
коллекция хитов отечественной популярной музыки, как уже проверенных
временем, радиочартами и телеротациями, так и совершенно свежих,
горячих, с пылу с жару. Среди участников как звезды старшего поколения,
настоящие народные герои — «Чайф», «Ария», «Черный обелиск», E.S.T.,
так и по-настоящему талантливая молодежь — «Смысловые галлюцинации»,
Захар Май, «Рондо», Юта, Sahara, «Конец фильма». Мы рады представить
новые результаты нашей работы по переизданию альбомов знаковых
российских рок-коллективов — в данном случае это антология группы
«Черный обелиск». Сборник содержит и несколько сюрпризов — например,
трек «Под Луганском родился» группы «Ботаника» из популярного молодежного
кинофильма «Бумер», ставший поистине сенсацией летнего сезона.
Интересно, что диск позволяет проследить преемственность поколений
(в частности, это касается свердловской школы), а его широкий жанровый
диапазон удовлетворит любые вкусы: здесь будет что послушать и
любителям русского рока, и хард-н-хэви, и поп-рока, и регги, и
даже «нового шансона».
Итак, перед вами — своеобразный «отчет о проделанной
работе» от «Мистерии Звука» за прошедший год. Надеемся, сборник
подарит вам отличное настроение и станет вашим музыкальным «выбором
№1» в любых жизненных ситуациях.
Александр НОВИКОВ
Захар Май родился в Харькове, где успел переиграть
в куче команд, долгое время жил и занимался музыкой в Америке.
Ныне — лидер петербургской группы «Шива» (в состав которой входят
музыканты «ДДТ», «Разных людей», «Чижа и Co»). Год с небольшим
назад Захара Мая заслуженно назвали открытием «Нашествия-2002»,
но песни его российские поклонники узнали задолго до этого (их
можно было скачать из Интернета в непопулярном среди профессиональных
музыкантов формате mp3). Сам же Захар прослыл личностью легендарной.
(Подробнее см. интервью, опубликованное в предыдущем номере «Салона
Audio Video»). Заглавный трек из этого альбома открывает наш сборник.
Судьба «Черного обелиска» была сложной — группа
распадалась и реформировалась, а трагическая смерть ее основателя,
вокалиста и бас-гитариста Анатолия Крупнова в 1997 году, казалось
бы, должна была поставить точку в истории коллектива. Но «Обелиск»
не раз доказывал, что сможет выстоять, несмотря ни на что — в конце
90-х команда возродилась буквально из пепла, записала новый альбом,
успешно выступает с концертами. В 2003 году компания «Мистерия
Звука» издает полное собрание песен А. Крупнова и «Черного обелиска».
Для нашего диска мы выбрали жизнеутверждающий хит «Я остаюсь» из
одноименного альбома 1994 года.
За судьбами главной российской хэви-металлической
группы «Ария» почти год напряженно следила вся страна. Теперь фаны
могут вздохнуть с облегчением: альбом «Крещение огнем», записанный
в новом составе, не посрамил честь «арийцев». Артур Беркут (экс-«Автограф»)
органично выступил в роли фронтмена, не замедлили появиться и радиохиты:
баллада «Там, высоко» заняла достойное место в «Чартовой дюжине»
и стала новым лирическим гимном «Арии». В настоящее время группа
продолжает активную концертную деятельность (в частности, 17 октября
со специальной англоязычной программой выступит на фестивале «RoverFest»
в «Лужниках»).
«Сахара» родилась в Екатеринбурге, одной из столиц
русского рока. Впрочем, музыку «Сахары» вряд ли можно отнести к
узнаваемой «свердловской школе»: во-первых, из-за отсутствия клавишных
инструментов, во-вторых, из-за достаточно экстремального для нашей
страны звучания, в котором ощущается сильное влияние гранджа. Группа
очень ярко и артистично держится на сцене и, несмотря на молодость,
впечатляет зрелым профессионализмом и техничностью исполнения.
Тексты песен (авторство принадлежит солисту Эдуарду Самойлову)
созвучны известной формуле «движение — это жизнь».
Музыканты свердловского «Чайфа» — ветераны отечественной
рок-сцены. В мае 2003 года, когда отмечалось 15-летие коллектива,
вся страна распевала чайфовско-уральское «Ой-йо», а В. Шахрин с
В. Бегуновым, выступавшие перед российскими войсками в Чечне и
Таджикистане, были признаны поистине народными героями. Многие
песни «Чайфа» прочно обосновались на волнах FM-станций; группа
ежегодно проводит музыкальную акцию «Грачи Прилетели», поддерживая
талантливую молодежь. Да и сами «старейшины» не собираются уходить
на пенсию, регулярно выпуская новые диски. Песня «За полшага»,
вошедшая в альбом 2003 года «48» — это задушевный, чуть печальный
разговор, после которого на сердце становится легче.
Еще одна свердловчанка Юта — певица с внешностью
фотомодели — не раз признавалась, что ощущает себя безусловной
продолжательницей музыкальных традиций своего города. В 1999 году
Юта, тогда уже выпускница Гнесинки, записала свои первые композиции,
стилистический диапазон которых простирался от поп-гранджа до городского
романса. Юта и сейчас не замыкается на каком-то одном направлении,
однако в ее музыке все более прослеживается лирическая линия. Композиция
«Ты не я» вошла в третий альбом Юты «Рожь и клевер», который певица
считает самым удачным своим творением.
Замыкают «свердловский блок» «Смысловые галлюцинации»,
прорвавшиеся в самом конце 90-х годов. Правда, к этому времени
у музыкантов уже был большой жизненный и творческий опыт. «СГ»
— один из немногих коллективов, который имеет признаки принадлежности
как к старому, так и к новому поколению рок-групп. Тонкий баланс
гитарного и электронного звучания, активное использование клавишных
долгое время были главными отличительными чертами свердловской
рок-школы, а развернутые саксофонные соло внесли в саунд «Глюков»
неповторимый романтический флёр. За последний год команда получила
«Золотого Циклопа» на церемонии «Обложка года» как лучшая рок-группа
года номинировалась на национальную музыкальную премию «Овация»,
награждена «Золотым граммофоном». В марте 2003-го «СГ» выпустили
новый альбом «Обратная Сторона Земли», песня из которого и дала
название нашему сборнику.
У поклонников группы «Рондо», безусловно, есть повод
для печали — альбомом «Coda» (2003) коллектив подытожил свое существование.
Начало же творческого взлета положил в 1986 году приход в коллектив
яркого вокалиста и фронтмена Александра Иванова. Сочетание глэм-рокового
имиджа, заводного хард-н-хэви и электронных звучаний принесло коллективу
огромную популярность как в России, так и за рубежом. Хиты «Рондо»
у всех на слуху: это «Моя неласковая Русь», «Московская осень»,
«Я буду помнить» и др. Композиция «До дома», звучащая на нашем
сборнике — из прощального альбома «Кода», в который вошли песни,
записанные за последние несколько лет.
На своем новом альбоме «Камни падают вверх» эстонско-российская
группа «Конец фильма» продолжила традицию кавер-версий известных
хитов, начатую в 2001-м песней «Элис» (оригинал — «Living Next
Door To Alice» группы Smokie). На сей раз творческому переосмыслению
подверглись сразу два шлягера — шедевр русской блатной лирики «Постой,
паровоз» и вневременной хит «Дом восходящего солнца» английских
Animals. Как оказалось, слова одной прекрасно ложатся на музыку
другой. Впрочем, и музыка, и слова принадлежат народу, так что
Евгений Феклистов, как истинный художник, их только аранжировал
и исполнил.
Проект «Алексей Кортнев и Музыкальные руководители»
дал жизнь песням, которые по разным причинам не вошли в репертуар
«Несчастного Случая». Зато они прекрасно вписались в серию «Нелегенды
русского шансона», под «грифом» которой недавно увидел свет диск
«Музыкальных руководителей». Тут вам и классика — от «Мурки» до
«Герасима и Му-Му» (музыка из кинофильма «Генералы песчаных карьеров»),
и собственные сочинения. Веселую песенку «Плющит» в стиле регги
написал и исполнил один из «музруков» — Павел Гонин (он же Гоня,
он же перкуссионист «НС»). В альбом ребята вложили бездну бодрости,
динамики и юмора.
Песню «Под Луганском родился» группы «Ботаника»,
которая прозвучала в фильме «Бумер», этим летом услышали все. Не
успев выйти на экраны, «Бумер» уже начал претендовать на роль «нового
культового кино», а саундтрек к нему побил рекорды продаж среди
звуковых дорожек. «Ботаника» же оказалась вовсе не новым проектом
Сергея Шнурова, как поначалу думали многие, а вполне самостоятельным
коллективом. Лидер команды Тихон родился как раз под Луганском,
создавал группы в Харькове и Липецке, а «Ботанику» организовал
в Москве (случилось это 1 января 2000 года). В коллектив также
вошли музыканты со всех концов нашей необъятной родины: Петр Миков
— лидер-гитара (Липецк, также участник групп DSM, «Конец фильма»
и др.), Михаил Мерзликин — клавишные (Липецк), Алексей Щербаков
— бас-гитара (Пермь), Ирина Сорокина — скрипка (Липецк), Илья Ягода
— барабаны (г. Нерюнгри). В настоящее время группа работает над
первым альбомом.
В одном из своих стихотворных опусов лидер E.S.T.
Жан Сагадеев сказал примерно следующее: «Чем музыка жестче, слова
примитивней, тем публика в зале бывает активней». В этих словах
— квинтэссенция настоящего рок-угара. Впрочем, лирика «Терапии»
отнюдь не примитивна, просто она очень прямая, бескомпромиссная
и, практически в прямом смысле этого слова, бьет по самым больным
местам человека в отдельности и общества в целом. Но и для душевного
раздолья здесь есть место. Послушайте песню «Гуляй-поле» с нового
долгожданного альбома «Злой рок» и убедитесь сами!