варианты l #10/2003

Антон КОЛОМИЙЦЕВ

«ОДЕОН» В КАРНЕГИ-ХОЛЛЕ

комната от 40 м2, $50800

По исполнению вариант не совсем обычный, хотя задание, данное инсталляторам, не отличалось особой оригинальностью: в небольшом зале поставить кинотеатр, в котором было бы приятно смотреть музыкальные DVD. Ну вот, еще одна песня про «аудиофильский» театр, скажете вы и будете правы. Но ведь его можно построить по-разному. К сожалению, наличие в кошельке приличной суммы не избавляет, как думают многие, от мучений выбора. Заманчиво, конечно, поручить все специалистам, но уверены ли вы, что их вкусы совпадают с вашими? Мы же приведем пример еще одной удачной инсталляции вовсе не для копирования один в один, но для знакомства с общими принципами формирования системы.

Итак, нужно организовать киноконцертный зал для семьи из 4 — 5 человек в отдельной комнате. Никакой мебели, кроме кресел и небольшого столика (ну разве что еще бар) в ней не будет. Конфигурацию выбираем 7.1, и не только потому, что это сейчас модно, просто пяти колонок для создания однородного звукового поля в таком помещении может не хватить. И еще один важный момент — качество соединительных кабелей, как аудио, так и видео, в больших комнатах имеет решающее значение. Например, длина RGB-линии, протянутой к проектору на потолке, у нас получилась около 11 м. При закладке дешевого кабеля вы погубите картинку, и никакое супернавороченное оборудование не поможет. На звуковых кабелях тоже экономить нельзя, ведь мы собираемся слушать музыкальные саундтреки с разрешением 24/96. Так что не удивляйтесь, что в нашем прайс-листе на «провода» приходится изрядная доля стоимости комплекта, это действительно необходимо.

Но прежде всего нам понадобится соответствующий источник. DVD-проигрыватель Thule Audio Space DVD250B как раз рекомендуется производителем для просмотра концертных DVD, и в описании говорится, что он проигрывает компакт-диски, как «референсный CD-плеер». Поверим на слово, тем более что буква «B» в названии модели означает не цвет корпуса, а наличие 24-битовых ЦАПов Burr-Brown с балансным выходом, что позволило вывести аудиосигнал (после фильтра и согласующего буфера, естественно) на аудиофильские разъемы XLR. Видеовыходы — композитный, компонентный и RGB на SCART’е.

Декодер должен понимать проигрыватель с полуслова, так что эту пару лучше брать от одного производителя. К тому же такая возможность есть — одновременно с DVD250B датчане выпустили предусилитель/процессор Space PR350B. Немаловажными факторами мы посчитали усовершенствованный алгоритм обработки аудиосигнала в новом DSP Motorola 56367 и использование топовых гибридных ЦАПов Burr-Brown PCM1738 с динамическим диапазоном 177 дБ. Аппарат способен контролировать вторую звуковую зону (например, подать сигнал на усилитель, расположенный в другой комнате) и легко интегрируется в мультирум посредством порта RS-232. И, наконец, в PR350B предусмотрен режим «байпасс» — в обход DSP, сигнал со входа через прецизионный регулятор уровня идет сразу на усилитель мощности. Это сделано специально для любителей SACD или DVD-Audio, т.е. для нас. Конфигурация выходов балансная, через разъемы XLR.

Именно через них мы и подключились к усилителю мощности Odeon. Этот уникальный тяжеловес был создан новозеландской фирмой Plinius по тем же принципам, что и ее техника класса High End Audio. Конструкторскому бюро, возглавляемому Гари Моррисоном, понадобилось два года, чтобы поставить на одно шасси 6 каналов усиления по 200 Вт (стандартная конфигурация) с минимумом компромиссов, неизбежных в аппаратах театрального назначения. В 3 и 4 каналах ток покоя транзисторов ближе к классу «А», поэтому к ним лучше подключать фронтальные АС. Любой из модулей может быть заменен на 2 х 100 Вт (в нашем случае — один). Четыре тороидальных силовых трансформатора, включенных в параллель, и дюжина внушительных электролитических конденсаторов обеспечивают питанием модули, способные выдать в нагрузку ток до 40 А. Суммарная же продолжительная мощность при одновременной работе всех каналов — 7 х 200 Вт. Впрочем, считать Odeon сугубо театральным усилителем было бы неправильно — благодаря хай-эндной схемотехнике и аудиофильским комплектующим он отлично впишется и в аудиосистему высокого класса, особенно если акустика требует три-ампинга.

У нас же будут колонки Chario, с которыми мы познакомились в Италии, на их родине (см. «CAV» №7/2003). Они одинаково хорошо относятся и к кино, и к музыке, а кроме того, широкий ассортимент моделей в элитной линейке Constellation облегчает выбор оптимального сочетания практически для любого помещения и любого количества каналов. На фронт, конечно, нужно ставить Ursa Major, 4-полосные напольные АС, рассчитанные на подводимую мощность 180 Вт. Они состоят из двух конструктивно независимых секций, которые ставятся друг на друга. В верхнем модуле установлен твитер T38 Waveguide, 5-дюймовый среднечастотник и вуфер с диффузором 170 мм из пропитанной бумаги. Т.е., по сути, это вполне самостоятельный трехполосный монитор с тщательно согласованными характеристиками драйверов. В нижнем объеме, который позиционируется как сабвуфер и воспроизводит полосу от 35 до 180 Гц, работают два длинноходовых НЧ-драйвера с диффузорами из прочного полимера.

При разработке этих АС, помимо всего прочего, учитывались ранние отражения не только от пола и стен, но и потолка. При почти полутораметровой высоте колонок в реальной жилой комнате это влияние может быть очень сильным (часто ли вы встречали акустически заглушенный потолок в квартире?), так что принимать его во внимание не лишне, особенно в системе, составляемой для музыки.

Тыловые АС имеет смысл взять немного мощнее, чем боковые. У нас это, соответственно, Chario Delphinius и Lynx, двухполосные, фазоинверторные, с одинаковыми пищалками Т38 и одной частотой раздела фильтров. Разница в объеме корпуса и размере мидбаса на идентичность временных и фазовых характеристик почти не влияет, так что есть шанс добиться когерентного излучения всего тыла акустики.

Центральный канал Phoenix, кстати, оснащен теми же излучателями, что и Delphinius, поэтому с ним звуковое поле мы выстроим правильно по всей площади кинозала.

И, наконец, сабвуфер. Несмотря на то, что Ursa Major имеют собственную басовую секцию, сверхнизкие частоты лучше доверить отдельному драйверу. Правда, он должен быть достаточно мощным, чтобы поддержать такую солидную акустику в довольно большом помещении. Массивный Hercules (30 кг живого веса) с 200-ваттным усилителем будет в самый раз. Он хорош еще и тем, что 12-дюймовый диффузор из пропитанной бумаги направлен в пол (некритичность к месту установки), а оконечник собран на дискретных компонентах (малые искажения). Чтобы мягкий ковер не влиял на звучание, «Геркулес» закреплен на тяжелой платформе, так же, впрочем, как и Ursa Major. В общем, акустика подобралась с близкими параметрами, и что не менее важно, вся она выглядит одинаково респектабельно — боковины из натурального дерева (орех или вишня) и черные матовые лицевые панели.

Со звуком, похоже, разобрались, пора позаботиться и о картинке. Видеопроектор с экраном в нашем случае представляется единственным разумным решением. И дело не только в размере комнаты, просто эффект настоящего кино можно получить «на белой простыне в полной темноте...». Дальше вы сами знаете. Остановимся на DLP-модели InFocus ScreenPlay 7200, являющей собой разумный компромисс между ценой и качеством. Высокое разрешение (вплоть до HDTV 1080p) обеспечивается новой DMD-матрицей Mustang HD2 от Texas Instruments, а улучшение четкости и снижение видеошумов — встроенным скейлером Farouja DCDi. Поддерживает несколько систем цветности, включая NTSC, NTSC 4.43, PAL B, G, H, I, M, N и SECAM. Проекционное расстояние у него 3,3 — 4,5 м, т.е. почти идеальное для нашего случая.

Яркость, правда, относительно невелика, всего 1000 ANSI, но ведь это не офисный проектор для деловых презентаций, а домашний. Как однажды остроумно заметил Сэм Ранко, смотреть кино при свете — все равно что слушать симфоническую музыку на вокзале. Проектор закрепили на потолке, чтобы не мешал, правда, при этом заметно увеличилась длина видеокабеля.

Современный экран — вовсе не простыня, а довольно сложная конструкция. Высокое качество картинки можно получить лишь при равномерном натяжении полотна по всей площади. Да и сам материал не простой — ему не подобает бликовать и поглощать слишком много света, при этом он должен быть моющимся, огнестойким и противостоять плесени во влажных помещениях. А есть даже такие, что усиливают световой поток и увеличивают угол обзора. Это именно то, что нам нужно.

Draper Cineperm 133’’ — экран довольно изящной конструкции, годный и для фронтальной, и для обратной проекции. По периметру обрамлен полосками черной искусственной кожи, закрывающими раму, на которую натянут экран. Материал — M2500, винил с высокой отражающей способностью и улучшенной контрастностью. Что особенно ценно — разработан специально для видеопроекторов яркостью до 1000 ANSI, имеет коэффициент усиления по оси проекции 2,5 и угол обзора до 180°. Так что простой тряпкой тут не обойтись.

Вся техника устанавливалась на стойку Aavik, причем этажи наращивались через вибрационную развязку — Nordost Pulsar Point. В приличном кинозале, где сабвуфер может вызывать дребезг оконных стекол или «уронить» хрустальную вазу (такие случаи в нашей практике были), эту меру можно считать просто жизненно необходимой.

Однако, пора включать. Сначала что-то не заладилось с источником, он почему-то не захотел считывать наши тестовые DTS 6.1. Возможно, они уже слишком запилились, но после установки DVD250B на те же «пульсар-пойнты» он перестал капризничать. Процессор строится довольно быстро и без особых проблем, несмотря на большое количество каналов. Единственный минус — отсутствие единого пульта для проигрывателя и проца. С двумя всегда неудобно, а тут еще они и эргономически совершенно разные.

Ставим «U571», бессмертный демонстрационный хит. Подстраиваем уровень и фазу сабвуфера. Внушает. Иллюзия присутствия внутри субмарины, особенно если закрыть глаза, почти полная. Где-то вдалеке прямо по носу рвутся бомбы, сбоку скрипит обшивка, сзади что-то капает. Кажется, что чувствуешь вибрацию пола от работающего двигателя. Постепенное приближение взрывов тонально передается правильно, меняется не только звуковое давление, но и тембр. Правда, некоторые мелкие подробности как бы замыливаются — в шуме падающего столба воды на самом деле намного больше звуков, чем можно услышать. Такое впечатление, что система, разогнавшись на огромной мощности, не может сразу переключиться на шепот. Но диалоги безукоризненны, прекрасно передается акустический контраст между замкнутым и открытым пространством. Еще несколько треков — «Планета Обезьян», «Мулен Руж», «Блэйд-2» — позволяют сформулировать общие впечатления. Непринужденность на предельных уровнях (никакой компрессии), цельная 360-градусная панорама, пространственно точная, без рывков передача движения звуковых источников и богатый голосовой тембр. В минусе — некоторые проблемы с динамическими контрастами. Есть одно предположение, но мы его проверим чуть позже.

Теперь музыка в DTS 24/96. Чувствуется породистость акустики — характер звучания инструментов на редкость достоверен. Тыл немного оторван, но это поправимо простейшими регулировками. На треке «Studio Wodoo» (DTS ES 6.1) среди множества африканских инструментов есть один с таким низким звучанием, что его почти не слышно. Что это — понять было невозможно, просто время от времени начинаешь диафрагмой чувствовать давление, а домашние животные обычно забиваются в угол. Похоже, с «Геркулесом» удалось этот шаманский трюк разгадать — инфразвук создается ударами по огромной бочке или пустому стволу дерева с очень низким резонансом. По крайней мере, в этом звуке появились оттенки, которых раньше не было.

Затем ставим несколько треков с тестового диска Naim. Разрешение системы очень высокое, но без резкости, хотя проблема та же — при обилии инструментов особенности каждого из них передавались недостаточно точно. Переводим процессор в режим Pure Audio, т.е. в обход DSP и прочих регулировок. Похоже, музыку нужно слушать именно так — звучание становится естественнее, живее, динамичнее. А главное — появляется микродинамика, на отсутствие которой я постоянно сетовал.

Изображение на 133-дюймовом экране было достаточно ярким и контрастным, хотя настоящего черного цвета я так и не увидел. Вместо него были все оттенки серого, что несколько нивелировало гамму всех фильмов, которые мы смотрели. Но все остальные цвета оставались натуральными, сохранялась фокусировка на краях экрана, и что особенно ценно, почти отсутствовала (по крайней мере, ее не было заметно с расстояния 2 метров) строчная структура проекции. Из-за этого возникало ощущение настоящего, «пленочного» кино, а ведь это бывает не так часто. n

СИСТЕМА:
DVD-проигрыватель Thule Audio DVD250B $1995
Процессор/предусилитель Thule Audio PR3250B $3850
Семиканальный усилитель мощности Plinius Odeon $10250
Акустика:
- фронтальная Chario Constellation Ursa Major $5750
- центральный канал Chario Phoenix $450
- тыловая Chario Delphinius $995
- боковая Chario Lynx $850
- сабвуфер Chario Hercules $1700
Стойки под полочные колонки Atacama Nexus 5 $500 (4 шт.)
Акустические кабели:
- фронт Nordost Valkyrja $3200/1 м пара
- центр Nordost Valhalla $2500/1 м (1 шт.)
- surround, back surround Supra Ply 2.0 $9/м
Аналоговые межкомпонентные кабели:
- фронт Nordost Valhalla Balanced $3750/1 м (пара)
- центр Nordost Valkyrja $1150/1 м (1 шт.)
- surround Nordost Quattro Fil $1350/1 м пара
- back surround Nordost Blue Heaven $250/1 м (пара)
- сабвуфер Nordost BassLine $280/3 м (1 шт.)
Цифровой кабель Nordost Silver Shadow $570/1 м (пара)
Видеокабели:
RGB к проектору Nordost Optix OX-5 $585/1 м + $130 каждый доп. метр
Сетевые кабели Nordost El Dorado $595/2 м
Видеопроектор InFocus ScreenPlay 7200 $7000*
Экран Draper Cineperm 133” $1200
Стойка для аппаратуры Aavik AVX-3 $1850
Итого: $50800**
* Цена средняя по Москве.
** Цена ориентировочная, т.к. точная длина некоторых кабелей не была известна.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"