ТЕСТ l #10/2003

Артур СОКОЛОВ

ТЕХНИКА АППЕРКОТА

AE AEGIS EVO COMPACT SUB $500 :: Monitor Audio ASW100 $430 :: Unisound SW120 $380

ДАЖЕ САМЫМ ХОРОШИМ ПО ЗВУЧАНИЮ СТЕРЕОСИСТЕМАМ И ДОМАШНИМ ТЕАТРАМ ЧАСТЕНЬКО НЕ ХВАТАЕТ ТОГО, ЧТО В БОКСЕ НАЗЫВАЮТ АППЕРКОТОМ — УДАРОМ СНИЗУ. ВЗЯВ НА ТЕСТИРОВАНИЕ ТРИ САБВУФЕРА-ЛЕГКОВЕСА, МЫ НА СЕБЕ ИСПРОБОВАЛИ ИХ НИЗКОЧАСТОТНЫЙ УДАР.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ БАСА — ЭТО ТО КАЧЕСТВО любой аудиосистемы, которое в наибольшей степени зависит от вложенных средств. Если говорить о передаче звука как о физическом процессе, то все выглядит однозначно: уровень низкочастотного звукового давления определяется площадью излучателя и амплитудой его хода. Если на это посмотреть как на инженерную задачу, то станет очевидно, что без должного «количества железа» хорошего баса не достичь. А если все перевести на язык потребителя, то тут зависимость крайне простая: хочешь баса побольше и поточнее — плати деньги.

Исключений, когда мощный, ровный и подробный бас давался бы задешево, за всю историю аудиотехники еще не существовало. И три взятых нами сабвуфера ценой каждый под 500 долларов только подтверждают это правило. На что способны их 25-сантиметровые басовики, заключенные в небольшой, но прочный деревянный ящик и подсоединенные внутри к 100-ваттному усилителю? Отвечаем: на многое, если им придется озвучивать небольшую, площадью в 15 — 18 м2, комнату. И в тоже время — ни на что, если перенести их в помещение размером со школьный актовый зал. Это мы говорим к тому, что оценивать количество баса любого сабвуфера, в принципе, бессмысленно. Нас должно интересовать качество, а его проще всего оценить в музыкальной системе, составленной по схеме «трифоник» — стерео плюс сабвуфер.

Многоканальный домашний театр предъявляет куда менее жесткие условия к сабвуферу: там бас выделен в отдельный канал, в него уже внесены необходимые ограничения по диапазону, доступны всевозможные регулировки для лучшего согласования и т.д.

Наше экспертное «стерео» состояло из следующих компонентов: компакт-дисковый проигрыватель Roksan Kandy ($1100), усилитель Plinius 8100 ($1985), колонки — Dynaudio Contour 1.3 Mk II ($1750). Систему отличает информативное, ясное звучание и «зримая» сцена. Но есть одно «но»: в помещении, которое нам любезно и бескорыстно предоставил на время прослушиваний московский салон «Контрапункт», комплект звучал с небольшим дефицитом нижнего баса. А именно это нам и требовалось для экспериментов с «трифоником».

Для подключения сабвуферов по низкоуровневому входу мы использовали специализированный межблочный кабель Cardas Golden Referens (каемся: о том, что он стоит свыше $2 тыс., мы узнали уже после теста). Для подключения по высокоуровнему входу — высококлассный акустический NordOst Red Dawn ($1570). В реальной жизни вряд ли кто додумается брать для такого соединения провод, цена которого втрое превышает стоимость саба. Но в нашем тесте мы намеренно применяли именно его, потому что точно такой же парой были подключены к системе и наши тестовые колонки. Все это — ради чистоты эксперимента. Кабель с другой индуктивностью и внутренней емкостью, подсоединенный к одному и тому же выходу усилителя мощности, мог дать непредсказуемые изменения в звучании системы.

На музыкальной программе, которую мы использовали для прослушивания, подробно останавливаться не будем. В основном это фрагменты, содержащие сложные для верного воспроизведения басы — в том числе вокал, классика и фортепиано. Конечно, у каждого сабвуфера, как и у колонок, могут быть свои жанровые предпочтения, но гораздо большее влияние оказывают выбранные регулировки и само месторасположение низкочастотника относительно акустических систем и стен помещения. Так что единственный критерий, на который можно положиться, — точность согласования. Все остальное, по мере возможностей, подбирается.

AE AEGIS EVO COMPACT SUB

Мощность встроенного усилителя 150 Вт. Диапазон частот регулировки разделительного фильтра 30 — 100 Гц. Нижняя воспроизводимая частота не указана. Сопротивление по высокоуровневым и по низкоуровневым входам также не указано, зато приведено отношение сигнал/шум 75 дБ. Размеры 380 х 360 х 310 мм. Масса 15 кг.

НАШИ ТЕСТОВЫЕ DYNAUDIO КАК БУДТО ОБРЕЛИ ФУНДАМЕНТ — ПРИ ЭТОМ НЕБОЛЬШОЙ СВЕТЛЫЙ ЯЩИК В СТОРОНЕ АБСОЛЮТНО НИЧЕМ СЕБЯ НЕ ВЫДАВАЛ.

ЗНАКОМСТВО. Британская компания Acoustic Energy не без успеха сумела перенести собственные наработки в сфере дорогих аудиофильских акустических систем, с которых и начиналась история AE, в доступную для меломанов аппаратуру.

Evo Compact Sub принадлежит к новой серии систем AE Aegis Evo, в которой есть и колонки для Hi-Fi, и акустические системы для домашнего театра. Этот саб отличается от того, что фирма предлагала раньше. Он стал компактнее, прочнее (стенки выполнены из 22-ти и 36-миллиметровых плит MDF) и, в отличие от большинства сабвуферов на рынке, выполнен в виде закрытого ящика. Отсутствие фазоинверторов позволило полностью устранить характерные для такой схемы аэродинамические призвуки.

В комплекте — мощнейшие резиновые ножки и болты для их крепления. 150-ваттный встроенный усилитель Evo Compact Sub с мощным радиатором и системой защиты от перегрева нагружен на 22-сантиметровую басовую головку. Она имеет жесткий подвес и комбинированный диффузор: конус бумажный, центральный купол из пропилена. Саб можно включить постоянно или перевести в автоматический режим (оживет при появлении сигнала на входе).

У Evo Compact Sub полный набор низкоуровневых и высокоуровневых входов и выходов, что позволяет вводить его даже в те аудиосистемы, где выхода на сабвуфер не предусмотрено вообще. Есть переключатель фазы, а также стандартный набор регулировок: чувствительность и частота среза фильтра.

СЛУШАЕМ. Наверно, правильно поступили инженеры Acoustic Energy, выбрав для Evo Compact Sub конструкцию закрытого ящика — действительно, кроме баса он больше ничего не воспроизводит. А ведь есть еще один плюс в таком решении — сабвуфер не так болезненно реагирует на установку у стены и гораздо лучше — на настройку по положению. Поставив саб чуть сбоку от колонок и выдвинув его вперед относительно фронтальной линии сантиметров на 30 — 35, мы получили от Evo Compact Sub необычайно хорошее согласование. Наши тестовые Dynaudio как будто обрели фундамент — при этом небольшой светлый ящик в стороне абсолютно ничем себя не выдавал. Появился низкий и в тоже время быстрый бас без каких-либо призвуков, «горбов» и резонансов. Нередко включение сабвуфера в систему ухудшает четкость баса, но здесь так не случилось. Этот результат был нами достигнут при использовании высокоуровневого входа, который обычно обеспечивает наилучшее согласование, но и при подключении по линейному входу никакого криминала в звучании не обнаружилось.

Однако, пытаясь найти оптимальные регулировки, мы столкнулись с другой проблемой: диапазона перестройки фильтра 30 — 100 Гц было недостаточно. При хорошем согласовании частоту среза можно выбрать и выше 100 Гц. Другой вопрос — нужно ли это? В нашем случае не помешало бы, поскольку тестовая система звучала в довольно большом помещении, и из-за узкой полосы саба несколько ослабленным получался не только бас, но и нижняя середина. Чтобы восполнить этот дефицит, пришлось увеличивать чувствительность усилителя. А при этом система начинает искажать самые низкие частоты. Причем возникающие в таких ситуациях призвуки намного сильнее и неприятнее аэродинамических шумов традиционных фазоинверсных сабов. Значит, не получилось? Ну, нет, почему же. Просто для AE Aegis Evo Compact Sub противопоказаны залы больше 18 — 20 м2. Мощности этого сабвуфера за глаза хватит для тех, кто располагает небольшой комнатой прослушивания.

AE AEGIS EVO COMPACT SUB ($500)

Чистый, лишенный призвуков, быстрый и четкий бас.
Мощности для воспроизведения самых низких басов недостаточно.
Evo Compact Sub — достойный выбор для расширения музыкальной стереосистемы до «трифоника». Будет уместен и в домашнем театре, но при условии, что всю систему инсталлируют в не очень большое помещение.

 

Monitor Audio ASW100

Мощность встроенного усилителя 120 Вт. Полоса частот регулировки фильтра 40 — 180 Гц. Нижняя воспроизводимая частота 27 Гц. Сопротивление по высокоуровневым входам более 100 кОм. Сопротивление по низкоуровневым входам 10 кОм. Размеры 330 х 320 х 320 мм. Масса 12 кг.

НЕ ИМЕЕТ ОСОБОГО ЗНАЧЕНИЯ, ГДЕ ИМЕННО БУДЕТ НАХОДИТЬСЯ САБ, — СБОКУ, СЗАДИ ИЛИ СПЕРЕДИ. ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ОН БЫЛ РАСПОЛОЖЕН ПО ОТНОШЕНИЮ К СЛУШАТЕЛЮ БЛИЖЕ ПРИМЕРНО НА МЕТР, ЧЕМ ЛЮБАЯ ИЗ КОЛОНОК СТЕРЕОПАРЫ.

ЗНАКОМСТВО. Британская фирма Monitor Audio производит несколько активных сабвуферов, из которых мы выбрали самый недорогой. Это довольно компактное изделие кубической формы, оснащенное 25-сантиметровой длинноходовой басовой головкой с бумажным диффузором и 120-ваттным усилителем на полевых транзисторах. В комплекте ASW100 четыре маленьких шурупа, которыми прикручиваются крошечные резиновые ножки. Жаль, что на этой мелочи Monitor Audio экономит.

На задней панели ASW100, помимо двух фазоинверторов и небольшого радиатора, вы найдете полный набор высокоуровневых входов и выходов. Разумеется, есть и низкоуровневый вход, но без дублирующих выходов. Здесь же регуляторы частоты раздела фильтра и чувствительности, а также плавная подстройка фазы излучателя в диапазоне 0 — 180 градусов. Приятно видеть тут штуковину, которая, как правило, встречается в сабвуферах классом выше.

Фильтры, применяемые в ASW100, не простые — они выполнены по схеме Линквица — Райли с крутизной 24 дБ/окт. при хорошей линейности фазы.

Есть еще одна любопытная деталь — переключатель режима работы Audio/Video.

СЛУШАЕМ. Все наши попытки добиться согласования ASW100 с тестовой системой так и не привели к хорошему результату. Да, звучание системы становилось полновесным, более энергичным, наполненным как в области низких частот, так и в области высокого баса, но четкость звуковой картинки почти во всех случаях становилась хуже. На ряде музыкальных композиций наилучший результат вообще достигался при отключении сабвуфера, но тут надо еще раз подчеркнуть, что испытания проходили в системе уже и без того высокого класса.

Оказывается, широкие возможности регулировки характеристик низкочастотной секции — еще не панацея. Наилучший для ASW100 результат у нас получился, когда мы подключили его к системе по высокоуровневому входу (он начал звучать четче, более задемпфированно), установили регулятор фазы на 0 и регулятор частоты среза примерно на 130 — 140 Гц, а после этого, двигая саб по комнате, нашли оптимальную для него точку. Она, как оказалось, вынесена вперед от фронтальной линии колонок сантиметров на 70 — 80, а это говорит о том, что басовик у ASW100 не слишком быстрый.

Вообще-то, совсем не обязательно располагать этот сабвуфер так, как сделали мы. Главное, чтобы он стоял по отношению к слушателю ближе примерно на метр, чем любая из колонок стереопары или фронтальные каналы домашнего театра (не имеет особого значения, где именно будет находиться саб, — сбоку, сзади, спереди). Если такое условие выполнить невозможно, тогда придется идти на компромиссы — регулятором фазы подыскивать более-менее приемлемую коррекцию.

В заключение — о том, какие изменения вносит в звук селектор Audio/Video. Если перевести сабвуфер из первого режима работы во второй, то вы получите ощутимую прибавку по уровню низкочастотного звукового давления, причем не равномерную по всему низкочастотному диапазону, а смещенную в область более высокого баса — ведь сабу нужно уметь «стрелять» и «ухать» при воспроизведении киношных эффектов.

Monitor Audio ASW100 ($430)

Мощный, энергичный бас. Способность воспроизводить громоподобные эффекты.
Драйвер не отличается быстротой реакции, а потому получить хорошее согласование довольно сложно.
ASW100 — оптимален для средних по цене систем домашнего театра. Приличный запас мощности и широкий набор регулировок делают его в этой среде универсалом. Для «трифоника» вариант не всегда подходящий.

 

Unisound SW120

Мощность встроенного усилителя 120 Вт. Полоса частот регулировки фильтра 40 — 250 Гц. Нижняя воспроизводимая частота не указана. Здесь высокоуровневые входы будет правильно назвать «горячими»: сопротивление составляет 8 Ом, а результирующая чувствительность сабвуфера по этому входу 90 дБ. Сопротивление по низкоуровневому входу не указано. Размеры 360 х 360 х 419 мм. Масса 16,5 кг.

ШИПЫ, КОТОРЫЕ ПРИЛАГАЮТСЯ В КОМПЛЕКТЕ, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ИГНОРИРОВАТЬ — ОНИ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ЗВУЧАНИЮ SW120 НЕ ТОЛЬКО «СЕЙСМИЧНОСТЬ», НО И ЧИСТОТУ.

ЗНАКОМСТВО. На фоне других участников теста Unisound SW120, выпускаемый в трех вариантах отделки, выглядит изделием классом выше. Он и крупнее, и тяжелее, и два порта фазонвертора у него — что называется, будь здоров. Еще одна особенность: 25-сантиметровый динамик с очень плотным бумажным диффузором установлен не на лицевой панели, а направлен вниз. Чтобы драйвер мог беспрепятственно излучать, предусмотрены ножки, в которые вкручиваются мощные шипы.

Задняя панель выглядит несколько проще, чем у других сабов в нашем тесте. Есть выключатель питания (хотя, вообще-то, во включенном состоянии SW120 работает в автоматическом режиме), инвертор фазы, низкоуровневые входы/выходы. Набор регулировок стандартен — чувствительность и частота (от 40 до 250 Гц). Что касается высокоуровневых входов, то здесь они есть, но не продублированы выходами.

С одной стороны, это ограничивает применяемость. С другой — именно такое «горячее» подключение на практике обеспечивает наилучшую согласованность — саб становится как бы частью низкочастотной секции колонок, причем с эффективными регулировками.

СЛУШАЕМ. Unisound SW120 сразу удивил выраженным «граунд»-эффектом. Направленный в пол динамик сотрясал не только воздух в комнате прослушивания, но и вызывал ощущение низкой и приятной вибрации всего, что тебя окружает. Для систем домашнего театра это весьма ценное качество — очень многие звуковые эффекты в современном кино записываются с расчетом на «граунд»-эффект. И шипы ни в коем случае нельзя игнорировать — они обеспечивают звучанию SW120 не только «сейсмичность», но и чистоту. Немного жаль, что инженеры Unisound не предусмотрели их регулировки по высоте. Если приподнять низкочастотник над полом еще на пару сантиметров, бас становится пусть и не таким эффектным с точки зрения театрала, зато выигрывает в музыкальности — с лучшей реакцией, с менее гулкими призвуками.

Кстати, как и все участники нашего теста, SW120 продемонстрировал наилучшую согласованность с системой при подключении через высокоуровневые входы. Признаться, мы ожидали, что этот сабвуфер покажет еще большую разницу между линейным подключением и низкоуровневым, но такого не произошло. В первом случае SW120 тоже продемонстрировал весьма неплохую гармоническую согласованность. Но, конечно, после того, как мы повозились с поиском оптимального места установки сабвуфера относительно слушателя и акустических систем. Если в вашей комнате такой свободы не будет, SW120 может и разочаровать звучанием невпопад.

Объективно, SW120 не хватает линейности — чувствуется фазоинверсный «горб». Зато есть и неоспоримый плюс — воспроизведение сверхнизких частот. Слушая женский вокал, для которого, казалось бы, сабвуфер и не сильно-то нужен, вдруг начинаешь ясно ощущать дыхание певицы. Оказывается, в треке есть и такая информация, просто она заложена в область инфранизких частот, которые обычные стереоколонки не воспроизводят. Вот вам и ответ на вопрос, зачем вообще нужен «трифоник».

Unisound SW120 ($380)

Уверенное воспроизведение самых низких частот, в том числе выходящих за порог слышимости.
В звучании есть признаки нелинейности, вызванные фазоинверсными «горбами»..
Unisound SW120 полюбится и театралам, и любителям классического стерео в качестве сабвуфера-«поддержки». Требовать линейного воспроизведения всего басового диапазона от него не стоит.

 

ОТВЕТНЫЙ ХУК

СРАЗУ ПРЕДУПРЕЖДАЕМ: НА ЭТОТ РАЗ МЫ ПОЖАДничаем — обойдемся без Grand Prix. Не потому, что сабвуферы попались какие-то нехорошие, а по причине куда более банальной: всего три изделия, согласитесь, не образуют обширного поля для выявления безоговорочного победителя. Поэтому нам ничего не остается, кроме как взять и проанализировать качества каждого саба — конечно же, с оглядкой на его цену.

AE Aegis Evo Compact Sub — безусловный лидер по точности согласования и допускает самые разные варианты включения в систему. Есть недостатки — с трудом переваривает очень низкие и мощные звуки. Зато линеен, быстр, пунктуален. Такой рекомендуем смело. Если Evo Compact Sub брать для «трифоника», то можно рассчитывать на очень достойный результат — главное, чтобы помещение, в котором будет работать этот сабвуфер, было не больше 18 — 20 м2. Для домашнего театра тоже подойдет, но при соблюдении все того же условия.

Monitor Audio ASW100 — сабвуфер со сложным характером. В системе он звучит словно сам по себе — путь в «трифоник» ему противопоказан, несмотря на наличие линейных по фазе фильтров, плавной регулировки фазировки и прочих инноваций. Для музыки этот сабвуфер слишком медленный. Зато он может с блеском проявить себя в театральной системе, где важна не точность, а динамика — тот самый «удар снизу». Широкие возможности регулировки тут только приветствуются.

Unisound SW120, несмотря на недостаток линейности, все же заслуживает рекомендации. Самое ценное в этом сабвуфере — уверенное воспроизведение сверхнизких частот. Этим качеством мы и предлагаем вам воспользоваться. Ограничений для театральных систем в SW120 вообще никаких нет — напротив, с ним вы привнесете в свой театр эффектную «сейсмичность». А если брать для «трифоника», то нужно помнить, что этот саб лучше подружится не с компактными мониторчиками, а с напольной акустикой, которая сама в состоянии воспроизвести приличный кусок басового диапазона, за исключением самого низкого.

CЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ

Поскольку все сабвуферы в нашем тесте активные, выявлять зависимость импеданса от частоты не имело смысла. А вот кривой АЧХ можно руководствоваться при интеграции баса в имеющуюся систему.

Измерения проводились при входной чувствительности, соответствующей звуковому давлению 96 дБ в точке расположения микрофона, что отвечает общепринятому значению. Кривые снимались в крайних положениях регулятора частоты среза кроссовера. Узкая полоса обозначена коричневым цветом, а широкая — синим.

AE AEGIS EVO COMPACT SUB

Рис. 1. АЧХ сабвуфера AE Aegis Evo serial № А30600022.

При узкой полосе пропускания пик звукового давления приходится на 23 Гц, что можно считать очень хорошим результатом. Добиться его возможно только применением схем активной коррекции в сочетании с акустическим оформлением «закрытый ящик». Отметим также ровную АЧХ в области 29 — 40 Гц, которая обычно достигается в корпусах значительно большего объема. Обратите внимание на плавный спад АЧХ — по-видимому, здесь установлены фильтры второго порядка.

При максимальной частоте раздела звуковое давление увеличивается почти на 10 дБ, а максимальный уровень его наблюдается на 40 Гц.

В обоих случаях настройка довольно острая, из-за чего могут возникнуть сложности с точной стыковкой саба и сателлитов. Способом точной настройки Aegis Evo будет оптимальное расположение относительно стен комнаты. Во избежание повышения нелинейных искажений лучше следовать правилу: чем шире полоса пропускания, тем ниже должен быть уровень входного сигнала.

MONITOR AUDIO ASW100

Рис. 2. АЧХ сабвуфера Monitor Audio serial № D0069299.

На графике три кривые — коричневая и синяя соответствует узкой и широкой полосе в режиме Audio, а пурпурная — широкой полосе в режиме Video.

При минимальной полосе максимум звукового давления наблюдается на 48 Гц. Обратите внимание на чрезвычайно острый резонанс системы — крутизна спада АЧХ приближается к 24 дБ/окт. Это значит, что сателлиты должны начинать уверенно работать с 80 Гц, иначе их трудно будет состыковать.

В максимальном положении регулятора среза отдача системы увеличивается на 12 дБ в режиме Audio и на 10 — в режиме Video. Резонанс при этом повышается до 60 Гц, но спектр все равно сосредоточен в довольно узкой полосе. Так делается для того, чтобы бас был как можно более эффектным, но при этом усложняется настройка системы. Любопытный момент — в театральном режиме АЧХ заметно расширяется в область сверхнизких частот, так что для демонстрации блокбастеров лучшего саба просто не найти.

UNISOUND SW120

Рис. 3. АЧХ сабвуфера Unisound SW120 serial № отсутствует.

Наиболее приятная для глаза, а следовательно, и для уха характеристика. Площадь фигуры, образованной кривыми, довольно большая, что свидетельствует о приличной излучаемой энергии. Спад на участке 70 — 30 Гц очень плавный, резкое падение АЧХ начинается с 25 Гц.

При переходе на широкую полосу заметного увеличения отдачи нет. Это избавляет от необходимости менять уровень сигнала и двигать саб по комнате при подборе частоты стыковки с сателлитами. Из-за плавного спада АЧХ (12 дБ/окт.) последние могут быть очень компактными и воспроизводить частоты начиная со 100 Гц.

Еще один эффективный инструмент настройки дает нижнее расположение драйвера. При установке бас-машины на мягкое основание или при его подъеме над полом проще добиться нужных звуковых характеристик.

 

   
ListenListen

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"