МЕЧТЫ INC.
ЧЕЛОВЕК ВОЛЕН МЕЧТАТЬ О ЧЕМ УГОДНО И ВОВСЕ
НЕ ОБЯЗАН ОГРАНИЧИВАТЬ СЕБЯ РАМКАМИ ВОЗМОЖНОГО. НО У БИЗНЕСА
СВОИ ЗАКОНЫ. КРУПНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОРПОРАЦИЯ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА
ГРЕЗИТЬ О ЧЕМ ПОПАЛО — ЕЕ МЕЧТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ АБСОЛЮТНО РЕАЛЬНЫМИ
И ОСУЩЕСТВИМЫМИ — ДАЖЕ ЕСЛИ ПОНАЧАЛУ ОНИ КАЖУТСЯ НАУЧНОЙ
ФАНТАСТИКОЙ.
ВСЮ ЖИЗНЬ МЕЧТАЛ, ЧТОБЫ мне сделали «предложение, от которого
нельзя отказаться». И вот это случилось: в редакцию пришло
приглашение на выставку «Sony Dream World 2003» в Париже.
Неотразимость его подкреплялась тем, что от России позвали
всего двух журналистов — от «Салона AV» и еще от одного популярного
издания категории life style. Однако в итоге мой «жизненно
стильный» коллега не успел получить визу — вот репортаж из
Парижа и стал эксклюзивным.
7000 КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ
Такова суммарная площадь экспозиции, развернутой в парижском
Дворце конгрессов. На берлинской «IFA», которая завершилась
буквально за пару дней до начала «Sony Dream World 2003»,
компания арендовала «всего лишь» 3000 кв. м выставочных площадей.
Впрочем, то, что происходило в Париже, назвать экспозицией
можно лишь очень и очень условно. Шоу? Отчасти да — едва
ли не на всех стендах проходили миниатюрные спектакли с участием
«демонстраторов» — молодых людей всех цветов кожи, артистичных
и вдобавок хорошо осведомленных о технике, которую они представляют
(дай Бог консультантам в московских магазинах так владеть
предметом).
Заодно, кстати, с выставкой в Париже Sony провела здесь
всемирную конференцию своих дилеров, которые битком забили
огромный зал Дворца конгрессов. Наши там тоже были.
По большому счету главным предметом экспозиции были и не
«железки» вовсе, не новые модели техники или решения (хотя
как же без этого). Показывали, в сущности, куда движется
современный мир. Как технологии откликаются уже не на насущные
потребности, а на едва лишь осознанные желания. Не успел
еще подумать «а вот хорошо бы...», а тебе в руки уже суют
готовый аппарат, способный это, еще до конца не осознанное,
делать. Нобуюки Идеи (Nobuyuki Idei), председатель совета
директоров Sony Corporation, в своем выступлении перед дилерами
отметил: «Sony — это брэнд, который создает приятные воспоминания
и реализует человеческие мечты». После поездки на «Sony Dream
World 2003» у меня возникло ощущение, что сейчас компания
ушла значительно дальше — речь идет уже не просто о разработке
и производстве неких технических средств, с помощью которых
можно фиксировать прошлое и осуществлять мечты. Ненавязчиво
формируются и сами мечты.
ПРИЯТНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ
Прямо в фойе Дворца конгрессов разместился музей Sony.
А там — основные вехи развития компании, представленные «аппаратно».
Начиналось все, как известно, с электрического приспособления
для варки риса. Тут и знаменитый первый Walkman. А вот —
проигрыватель компакт-дисков. Кстати, одна из наиболее индивидуальных
черт Sony — готовность к сотрудничеству, умение находить
союзников и партнеров. В начале 80-х объединили усилия с
Philips, и в итоге не просто появился формат CD-Audio, но
фактически началась цифровая революция, которая продолжается
и до сих пор. Сейчас — одними из первых стали выпускать универсальные
рекордеры DVD+/-RW, положив, таким образом, конец затянувшейся
«войне форматов». Запустили в серийное производство рекордер
на дисках Blu-ray (продается пока, к сожалению, только в
Японии*) и тем самым сдвинули с мертвой точки «телегу» домашнего
кино высокой четкости. Союз с Ericsson — это не просто новые
модели телефонов, это уже по сути принципиально иные устройства,
получившие многие функции AV-аппаратуры и при этом сохранившие
мобильность.
* В Париже на встречах журналистов с руководителями компании
одним из наиболее часто задаваемых вопросов был: «А почему
новейшая техника Sony продается пока только в Японии?». Или
так: «А когда в нашу страну будет поставляться аппарат такой-то?».
Ответ был на удивление простым и прозаическим: процесс локализации
(то есть перевода программного обеспечения и документации
на иные языки) требует достаточно много времени, к тому же
в каждой из стран необходимо подготовить сервисные центры
к обслуживанию новых моделей. А мы-то думали, что жадные
японцы гребут все под себя. Нет, просто Sony продает не голые
железки, а некий комплексный продукт, подготовка которого
для национальных рынков требует немалых усилий.
Sony — корпорация самодостаточная и в этом уникальная —
что-то я не могу припомнить другой брэнд, объединяющий производство
и развлекательной аппаратуры, и «пищи» для нее — музыки,
фильмов, игр. Более того, создающая новые связи. Речь идет
не просто о протоколах передачи информации и беспроводных
интерфейсах (эта тема, кстати, была главной и на «IFA»),
но о принципиально ином образе жизни. Лично мне, например,
кажется совершенно безумной идея игрового пульта, в который
вставляется мобильный телефон с довольно большим цветным
LCD-дисплеем — можно рубиться в какую-нибудь «гаму» со своим
приятелем, который находится за тысячи километров. Но молодежь
будет с энтузиазмом покупать такие устройства и даже стоять
за ними в очередях. Пусть, лишь бы зарабатывали сами, а не
клянчили деньги у родителей.
Компания занимается сложнейшим производством, в котором
путь от идеи до воплощения в железе может занимать долгие
годы, поэтому она просто обязана ориентироваться на самых
молодых. Да что там молодых — на детей.
Почти все дети мечтают о собаках. Но родители им часто
отказывают, потому что собаки писают и какают, а также грызут
тапочки и царапают мебель. Вот инженеры Sony и создали электронную
собаку. Дальше — больше: робот QRIO знает 40 тысяч слов,
умеет танцевать и подстраиваться под своего хозяина, приобретая
со временем индивидуальный характер. Игрушка? Или слуга,
который прекрасно справляется со своими обязанностями и не
ворует? А может, верный друг, способный скрасить одиночество,
от которого страдают обитатели современных мегаполисов? В
мире, созданном Sony, возможно все.
СОЕДИНИТЬ, ОБРЕЗАВ ПРОВОДА
Два года назад компания взяла на вооружение концепцию UVN*,
основанную на трех «китах». Президент корпорации Кунитаке
Андо (Kunitake Ando) обозначил их так: сеть должна быть цифровой,
беспроводной и персональной. Последний пункт особенно важен.
* Ubiquitous Value Network — я бы перевел это как Всеобъемлющая
Сеть.
«Мы бы хотели, — сказал господин Андо, — чтобы пользователи
продукции Sony чувствовали, что мир создан для них, что с
наступлением сетевой эры именно они играют ведущую роль».
На определенном этапе развития человеческой цивилизации
она стала «телецентричной» — мир как бы вращался вокруг телевизора:
ящик с экраном занимал «красный угол» в квартирах, он стал
предметом первой необходимости, а для многих — еще и неподъемной
гирей на ногах, намертво привязавшей к мягкому креслу. Теперь
руководители Sony говорят о возрождении телевидения. Произойти
оно должно за счет включения телевизора — без проводов —
в домашнюю сеть и его интеграции с персональным компьютером.
Он перестает быть центром домашней «вселенной», вокруг которого
вращаются все остальные ее обитатели, и становится всего
лишь одним из элементов современного «умного дома». Эта идея
реализуется на данный момент уже в трех перспективных устройствах.
Первое — Network Media Receiver — маленькая серебристая коробочка,
с помощью которой телевизор и вся домашняя AV-аппаратура
образуют единое целое с компьютером, приобретая, таким образом,
новое качество и новые возможности.
Второе — так называемый Sony PC-TV — VAIO PCV-W1 — аппарат,
который по желанию своего хозяина может быть либо компьютером,
либо полноценным телевизором с ЖК-дисплеем. Сложил клавиатуру
— телевизор, развернул — компьютер. И, наконец, третье —
беспроводной дисплей AirTact, который с сентября уже продается
в Японии. В сочетании с большим плазменным телевизором WEGA
он может работать и как пульт дистанционного управления с
сенсорным экраном, и как портативный дисплей, получающий
сигнал от одного из двух тюнеров стационарного телевизора
или отображающий информацию из Интернета. Представьте себе:
вся семья смотрит на большом экране какой-нибудь сериал,
а вы сидите рядом со всеми с этим дисплеем в руках и работаете
с электронной почтой или смотрите интересную вам программу.
В кругу семьи и — полная независимость.
Компания продолжает производство кинескопных телевизоров
(из новинок отмечу роскошный 36-дюймовый KV-36HQ100), но
на выставке в Париже они были представлены лишь для порядка
— там царили тонкие плоские панели, причем часто было трудно
на глаз определить, какие из них плазменные, а какие — жидкокристаллические.
Обе технологии постепенно преодолевают свои недостатки и
уже сейчас едва ли проигрывают CRT-дисплеям и по цветопередаче,
и по коэффициенту направленности. И при этом занимают минимум
места, а в сочетании с прозрачными подставками и другими
элементами оформления становятся зрительно еще более компактными
— не потому, что в современных жилищах мало места, а потому,
что в иерархии домашних ценностей телевизор теперь не столь
важная персона, как раньше.
Вот и место домашнего компьютера, довольно громоздкого
и внешне ничуть не отличимого от офисного, теперь может занять
скромный серебристый ящичек — новейшая игровая консоль PSX,
которая к концу этого года должна прийти на смену чрезвычайно
популярной Sony Playstation 2. От предшественницы новинка
отличается не только улучшенными характеристиками, но и встроенным
жестким диском (у PS 2 он был опционным) и функцией DVD-рекордера.
Что это — игровая приставка для просмотра кино и записи телепрограмм
или, напротив, современный аудиовидеоцентр, на котором можно
играть в игры? Все! Грань между компьютерами и AV-компонентами
практически стерта.
МЕЧТЫ НАОБОРОТ
Нынешняя глобальная OEM-практика уже привела к тому, что
мы порой не знаем, кто реально придумал и разработал тот
или иной продукт — рынок все больше превращается в «могилу
неизвестного конструктора». Когда речь идет об «одноразовой»
аппаратуре, призванной удовлетворять сиюминутные потребности
и не рассчитанной на длительное использование, это представляется
нормальным. Но нас все чаще посещает ностальгия по старым,
добротно сделанным вещам, в которых угадывается рука мастера.
И которые верно служили нам по 10 — 15 лет. Мы начинаем мечтать
как бы наоборот — не о том, что нас ждет в будущем, а о том,
что утрачено.
Видимо, в Sony почувствовали эту неосознанную общественную
потребность, и в итоге появилась концепция серии Qualia.
Эта техника, которая должна не только удовлетворять какие-либо
практические потребности, обладать в своем классе высочайшими
техническими характеристиками, но и представлять некую «эмоциональную
ценность».
На сегодняшний день это четыре продукта, из которых в производство
запущен пока только один — компактная цифровая фотокамера
Sony Qualia 016, которая и была показана в Париже. Но мне
больше интересны три перспективных аппарата, хоть формально
и не представленные на выставке, но незримо присутствовавшие:
Sony Qualia 007 — SACD-система, Qualia 015 — 36-дюймовый
дисплей новой технологии и, наконец, Qualia 004 — LCD-проектор,
разработанный исключительно для домашнего кино. Излучающий
элемент — три новейшие отражающие SXRD-панели размером 0,78
дюйма и разрешением 1920 x 1080 пикселей каждая. Судя по
всему, именно этот проектор работал на выставке в павильоне
HD Movie Theatre (Кинотеатр высокого разрешения). Для меня
это было одним из самых сильных впечатлений — сидел на расстоянии
метров трех от огромного экрана и не мог обнаружить абсолютно
никаких дефектов на потрясающе ярком, четком и динамичном
изображении (крутили специально подготовленный в формате
High Definition рекламный трейлер фильма «Ангелы Чарли-2»,
снятого, как известно, на одной из принадлежащих Sony киностудий).
А в качестве источника служил уже упоминавшийся Blu-ray рекордер.
Опекавшие этот павильон японские специалисты не поддавались
ни на какие провокации и вежливо уходили от всех вопросов
о проекторе — мол, это прототип, поэтому его характеристики
не подлежат разглашению. Но, скорее всего, это как раз и
был Qualia 004.
А неподалеку от этого домашнего кинотеатра будущего неприметно
и не вызывая никакого ажиотажа стояли «свежие» топовые компоненты
из серии ES — 7-канальный цифровой ресивер STR-DA9000ES (с
технологией S-Master Pro, ориентировочная цена $4500), SACD-проигрыватель
XA9000ES с защищенным цифровым выходом i.Link и новейшим
ЦАПом Tri Power (ориентировочно $3000), а также флагманский
DVD-проигрыватель DVP-NS999ES (MSRP — $1199). Так что в заботе
о подрастающем поколении Sony не забывает и о солидных любителях
качественного изображения и звука. Надеюсь, что в скором
времени мы сможем познакомиться с этими любопытными аппаратами
поближе, и не где-нибудь в зарубежье, а в Москве.
В этих сладких мечтах я и вернулся из-под ласкового парижского
солнца под проливной московский дождь. И почему-то вспомнилась
рисоварка из музея. Подумалось: выстроив мысленно ряд из
этого незатейливого прибора, вокмэна, CD-проигрывателя и
других старых и самых новых творений Sony, мы получаем уже
не просто историю конкретной корпорации и даже бытовой электроники
в целом, но — вектор развития человеческой цивилизации, переходящей
от удовлетворения простейших нужд к потребностям совершенно
иного порядка. Конечно, техника становится более сложной,
ну и Бог с ней. Мы сами становимся другими — вот это гораздо
важнее. n |
|
Робот
QRIO — один из самых популярных экспонатов выставки.
Network Media Receiver.
Люси Александер, ведущая церемонии открытия дилерской конференции,
и президент корпорации Кунитаке Андо.
Студия видеомонтажа на основе DVD-рекордеров Sony RDR-GX7.
Здесь любой посетитель выставки мог загрузить музыку в портативный
проигрыватель.
Цифровая фотостудия, где моделью работал «Человек-паук».
Sony PC-TV: сложил клавиатуру — телевизор, разложил — компьютер.
Домашний кинотеатр в интерьере детской комнаты.
Вот так в видеокамеру загружается Memory Stick.
В руках у девушки-демонстратора — новейшая видеокамера с
матрицей на 3 мегапикселя Sony DCR-PC330E.
Игры с роботом-собакой AIBO.
Новейший электронный пёс ERS-7.
Маленький спектакль с участием беспроводной мультирумной
системы.
Дисплей AirTact — и телевизор, и пульт ДУ в одном лице.
50-дюймовая плазма и бюджетный коробочный кинотеатр.
Новинки элитной серии ES.
C этой рисоварки начиналась Sony.
Проектор высокого разрешения Qualia 004.
|