ROCKАЛЬБОМ l #9/2003

Елена САВИЦКАЯ

DEEP PURPLE

«BANANAS»

EMI****

От монстров хард-рока последние годы никто ничего хорошего уже не ждал. Даже на их концерты в России, где свеженькими композициями баловал разве что относительно новый участник — гитарист Стив Морс, ходили либо особо упертые граждане, либо совсем юные меломаны, спешившие прикоснуться к легенде, пока она не ушла в небытие. Многие окончательно потеряли интерес к Deep Purple, когда их ряды покинул ветеран Джон Лорд — замена в качестве опытного, но в данном случае светящего отраженным светом Дона Эйри их не устроила. И никто уже и не надеялся, что спустя пять лет после маловыразительного «Abandon» скучные, потрепанные жизнью, пахнущие нафталином и, казалось, уже не способные ни на какие рывки рокеры выдадут нечто, от чего хочется воскликнуть: «А ведь есть еще порох в пороховницах!» При этом Deep Purple сумели и удовлетворить вкусы бывалых фэнов, и удивить неожиданными и яркими стилевыми находками. С одной стороны, «темно-лиловые» выдали целую обойму великолепных «боевиков» в духе старого доброго хард-рока 70-х («House Of Pain», «Sun Goes Down» и др.). В ряде вещей темы кажутся отдаленно знакомыми, но это отнюдь не самоповторы, а, скорее, постмодернистское переосмысление «пройденного»: рифф из «Lazy» перекручен в «I've Got Your Number» так, что Фрипп бы позавидовал! С другой стороны, потрясает разнообразие — здесь и мажорный соул-номер «Haunted», и торжественно-изящная полуакустическая «средневековая» баллада «Never A Word», и приблюзованная «Bananas» с губной гармошкой, и даже некоторое подобие ламбады в «Doing It Tonight»! Собственно, «Bananas» на сленге означает «чокнутый, сумасшедший», и в данном случае это отнюдь не старческий маразм, а энергия и прямо-таки молодецкий задор. Очень много личного чувства вложил в запись Гиллан, который (по крайней мере, в своей студийной инкарнации) находится в отличных голосовых кондициях. Инструменталисты тоже не подкачали: «дуэль» Морса и Эйри в «Bananas» полна драйва и живого соревновательного духа, в альбоме много красивых и интересных соло. Традиции и эксперименты, «англицизмы» и «американизмы» тщательно сбалансированы, а в целом в звучании доминирует здоровый консерватизм. В общем, выньте из ушей бананы и слушайте этот альбом. И будет вам хлеб, будет и песня. Новая.


BLACKMORE’S NIGHT

«GHOST OF A ROSE»

SPV**

Ренессансно-фолковый карнавал Ричи Блэкмора и его миленькой женушки продолжается: ровно по альбому в год (если считать концертник), и пятый диск уже красуется на полочке у фаната звездной четы! В своих интервью Ричи продолжает твердить, что он по жизни менестрель, что никакой хард-рок его теперь не интересует, а Кэндис соловьем заливается о том, как это здорово — устраивать костюмированные вечеринки с друзьями и давать концерты в церквях и старинных замках. Вот только никакого прогресса в творчестве Blackmore’s Night не наблюдается, и каждый следующий альбом представляет собой лишь эксплуатацию и выхолащивание идей предыдущего. Данный диск получился даже более акустически-балладным (и, прямо скажем, скучным), чем предыдущие: маэстро Ричи позволили сыграть на «электрухе» лишь в самом финале («All For One»), и то вышло похоже на Гэри Мура. Зато Кэндис за эти годы научилась неплохо дудеть в разного рода дудочки, кое мастерство широко использует в аранжировках. Как всегда, в репертуаре — интерпретации рок-хитов (на сей раз перепевке подверглись «Diamonds And Rust» Джоан Баэз и «Rainbow Blues» Jethro Tull). В общем, затея была интересная, но теперь она уже порядком приелась. Как говорится, как хороши, как свежи были розы...


MARILYN MANSON

«THE GOLDEN AGE OF GROTESQUE»

Nothing/Interscope Records*

В одной старой советской книжке о хороших манерах и искусстве одеваться говорилось примерно следующее: красное пальто, конечно, выглядит красиво, но представьте, каково вам будет ходить в нем 10 — 15 лет! После чего рекомендовалось купить что-нибудь немаркое, серенькое. Времена, нравы и финансово-экономические возможности с тех пор, конечно, изменились, но суть явления подмечена верно. Мэрилин Мэнсон — такое вот красное пальто. Его новый альбом — не хуже и не лучше предыдущего, различий вообще минимум, разве что электроники стало побольше да в паре мест использованы эффектные симфо-шумо-коллажи. Но выносить господина шок-рокера больше нет сил. Потому как намозолил глаза, надоел, нашокировал уже выше крыши, измочалил свои идеи и опорожнил свою художественную копилку до самого донышка. Новые ужасы не придумываются, крамола не рождается. После заигрываний с антихристианством Мэнсон делает шаг назад, представая всего лишь клоуном в театре гротеска. Следующий шаг — смыть грим (который, в противоположность, становится все более изощренным) и запеть покаянные песни. Бедный старый Мэрилин. Пора тебе на свалку. Хотя на рок-сцене, пожалуй, лучше все-таки быть «красным пальто», чем серой мышкой...


SAVOY BROWN

«STRANGE DREAMS»

Blind Pig Records

Ничто не остается столь же неизменным и столь же живым, как блюз в исполнении Savoy Brown. Сейчас, по прошествии почти сорока лет со дня основания, «савойский» блюз звучит даже более традиционно, чем, скажем, в хардовые 70-е. Покоряет то, что Ким Симмондс (лидер и единственный неизменный участник группы) и его коллеги не стремятся сделать саунд «по-модному» комфортабельным и объемным — нет, он абсолютно неприкрашен, шероховат, порою сыр и резок. Вместе с тем, Savoy Brown и в этих довольно строгих рамках добиваются разнообразия: упругий шаффл сменяется одноаккордовым джемом в духе Хукера, неторопливый кантри-блюз со слайд-гитарой — европеизированным блюз-роком, в котором слышатся клэптоновские нотки. Переживания о безвозвратно потерянном сменяются мечтаниями (скорее всего, неосуществимыми) о будущем и сдержанной радостью от того, что миру (и всем нам в нем) все еще удается «крутиться» и «держаться». И пусть в нынешнем составе не участвует темнокожий мастер Натаниэль Петерсон, чей вокал и бас придавали дополнительную основательность предыдущему «The Blues Keep Me Holding On» (1999), Savoy Brown продолжают свой путь и делают это очень достойно.


Диски представлены:

* Universal Music Russia; ** «Союз»;

*** Irond Ltd.; **** S.B.A./Gala Records.


SIMPLY RED

«HOME»

Simplered.com Ltd.*

Новый альбом Simply Red — это, как и раньше, самая лучшая музыка для коктейлей, вечеринок и прочих видов дружеского общения. Необходимо лишь, чтобы ваша вечеринка или коктейль соответствовали высокому уровню музыки Simply Red — то есть были такими же светскими, высококультурными, и, разумеется, дорогими. Наглядное пособие — на фото в обложке: отлично одетые, расслабленные и беззаботные друзья и подруги (среди которых и сам Мик Хакнэл) собрались в саду и радуются жизни. Отменная смесь blue-eyed соул, диско, фанка, мягкого джаза и европейской поп-музыки, которую можно слушать и как фон, и как самодостаточный звуковой ряд — идеальное сопровождение к такого рода времяпрожиганию. В «Home» нет откровенно танцевальных вещей — мягкий ритм фанкующего баса лишь настраивает на движение, зато под баллады типа «You Make Me Feel Brand New» вы, возможно, исполните лучший медленный танец в своей жизни. Несмотря на всеобщую инфляцию, у Simply Red по-прежнему все настоящее — и оркестр, и духовая секция, и ударные, и негритянки на подпевках. И, конечно, сам Хакнэл, высокий голос которого ласкает и умиротворяет. В общем, дело рыжих живет и процветает, и это тоже радует.


PETER GREEN

SPLINTER GROUP

«REACHING THE COLD 100»

Eagle Records

А вот другой ветеран блюзового движения, Питер Грин, звучит на удивление современно. Но яркий, мощный и открытый саунд, столь любимый нынешними звукорежиссерами, насыщенные аранжировки и стремление сделать каждую песню непохожей на другую, — все это ничуть не снижает «правильности» и аутентичности музыки, исполняемой одной из самых «трудных» звезд блюза. Дорога Питера Грина была нелегкой, и не место здесь пересказывать все ее перипетии. Но всем понятно — ему есть чем поделиться с нами. И он делится: в композиции «Don’t Walk Away» беспристрастный микрофон документально засвидетельствовал каждый тяжелый вздох, каждое подрагивание голоса и, кажется, даже невысказанные жалобы и непроизнесенные мольбы. Впрочем, на диске есть немало вполне оптимистичных, «уверенных в себе» вещей («Spiritual Thief» и др.). Нынешнее состояние Splinter Group, существующей с 1996 года, стоит оценивать как самое что ни на есть боеспособное. Питера Грина поддерживают опытные музыканты: Найджел Уотсон (старый друг и соратник Грина, которому, мы, собственно и обязаны возвращением музыканта на сцену, он исполняет часть гитарных и вокальных партий), Роджер Коттон (клавишные), Питер Страуд (бас), Ларри Толфри (ударные). Признание заслуг налицо: «Reaching The Cold 100» вошел не только в «холодную сотню», но и в «горячую десятку» Billboard.


HELLOWEEN

«RABBIT DON’T COME EASY»

Nuclear Blast***

Вытаскивать кролика из шляпы — дело нелегкое. Никогда не знаешь, что в итоге вытащится... Впрочем, с новым альбомом Helloween все получилось абсолютно понятно: 100-процентный хэви/пауэр, которого и ожидали от культовой немецкой группы ее поклонники. После периода разногласий и ухода из состава гитариста Роланда Грапова и барабанщика Ули Куша, которые, по мнению оставшихся членов коллектива, тянули звучание и настроение в более «тёмную сторону», Helloween записали очень динамичную, жесткую и вместе с тем оптимистичную пластинку. Она изобилует эффектными «хоровыми» мелодиями, зажигательными гитарными соло (роль клавишных сведена к минимуму) и скорострельными ритмами. На барабанах группе помог не кто иной, как Микки Ди из Motorhead, а это, согласитесь, неплохая замена (в качестве нового штатного барабанщика выступит Штефан Шварцманн, экс-UDO, Running Wild и др.). Диск слушается на едином дыхании, его позитивное настроение заряжает бодростью, хотя где-то в глубине и сожалеешь о том, что здесь нет баллад типа квазиготической «If I Could Fly». Зато финальная 8,5-минутная «Nothing To Say» — это целый «альбом в альбоме»: здесь обнаруживаются и классические хард-риффы, и лирические эпизоды, и даже эксперименты в стиле регги. В общем, Helloween выдали весьма крепкий продукт, в отличие от Грапова и Куша с их сомнительного качества «Мастерпланом». Что ж поделаешь, не всем так везет с кроликами...


LES HURLEMENTS D’LEO

«OUEST TERNE»

(Шансон французских улиц, часть 2)

«Союз»**

Второй российский релиз популярной французской ска-панк-шансон группы Les Hurlements D’Leo оставляет чувство некоторого недоумения. Куда-то улетучился драйв, задор, уличная расхлябанность и отчаянная душевность, присущая их первому диску. Воде все то же самое — контрабас, скрипка, труба, аккордеон, гитара, голос — но, как пел БГ, что-то в этом всем не то. То ли уходились-утомились музыканты-путешественники из Бордо, блуждая по своим путям-дорожкам, то ли уже заработали денежек на спокойную жизнь и гонят по инерции свой экзотический (для нас) и модный (у нас) модерн-шансон. Очень грустный, даже унылый шансон получился, надо сказать. Да, не бывает любви без грусти, как верно подмечено не нами, но если под Жака Бреля, коего упоминают в качестве вдохновителя банды, хочется грустить, то под «Ouest Terne» не хочется ни влюбляться, ни напиваться (как на том настаивает автор аннотации к диску), а хочется только зевать. Может быть, «взрывную энергетику заводных горлопанов» угробила запись, так как отзывы с московских концертов Les Hurlements были вполне удовлетворительными. Как бы то ни было, в «живом» виде такая музыка действительно воспринимается более адекватно, так что будем ждать новых гастролей этих простых и молодых французских ребят.


ROYAL HUNT

«EYEWITNESS»

Art Music Group

«Все мы живем под неусыпным взором СМИ, которые следят за нами, вторгаются в наше сознание, формируют наше мировоззрение», — такова тема очередного концептуального альбома датской группы Royal Hunt (см. композицию «Hunted»). На фото в буклете гитарист Якоб Кьер уткнулся в газету «Аргументы и факты» (!), главный композитор и клавишник Андрэ Андерсен, смакуя стаканчик красного вина, вперился в телевизор... Впрочем, появление в сюжете русскоязычного печатного органа (выдержки из которого, в том числе отрывки статьи о похождениях «Тату», также приведены в буклете) не должно нас смущать: как известно, г-н Андерсен — по происхождению русский, а потому его внимание к отечественной прессе не удивительно. Удивительно другое — откуда в арсенале группы, которую некоторые относят к прогрессиву, взялись шикарно аранжированные, практически эстрадные баллады («Wicked Lounge» с саксофоном, начало «Eye Witness»), составившие бы честь, скажем, Стингу? Рбращает на себя внимание и некий крен в хард-рок, появление вещей, откровенно наследующих Deep Purple (благо вокалист Джон Уэст умеет изобразить и Гиллана, и Дио). Впрочем, от стандартных «хантовских» номеров с бравурными «барочными» клавишными и мальмстинообразной гитарой тоже никто не отказывается, но, к счастью, ребята умеют посмеяться над собой: финальная композиция, представляющая собой как раз такой вот стандарт, обрывается на самой драматической ноте — с виниловой дорожки съезжает игла (старый, как мир, саундэффект!), оставляя нам только шипение «пластинки». Неужто самих достало? В общем, на фоне многих закосневших коллег по сцене Royal Hunt выглядят смелыми экспериментаторами (пусть ничего нового и не изобретают), а потому заслуживают похвалы СМИ.


GLENN HUGHES

«SONGS IN THE KEY OF ROCK»

Frontiers Records

«Голос рока», ветаран «тяжелой» (и не только) сцены, самый изысканный джентельмен всех времен и народов, записал цикл «Песен в рок-ключе». Незамысловатое название диска абсолютно точно отражает его содержание — это рок чистой воды, гитарно-басово-барабанный, глоткодрательный, крепко сколоченный и сверхэнергичный. Это-то и немного разочаровывает: отказавшись от «излишеств» в виде элементов фанка и соул, коими увлекался в последние годы, Хьюз словно бы сознательно ограничил свою творческую фантазию, не дал разгуляться высококлассному исполнительскому мастарству. «Рок-песни» вышли хоть и весьма «забойными», но при этом прямолинейными и малооригинальными. В обойме довольно стандартных «хитов» выделяется сдержанно-драматичная «Higher Places», рифф которой отсылает нас к цеппелиновскому «Кашмиру» (что неудивительно, ведь песня посвящена Джону «Бонзо» Бонэму). Конечно, радует, что далеко уже не первой молодсти рокер (проведший, к тому же, лучшие годы в борьбе с различными зависимостями) может выдавать музыку поистине первобытной напористости и мощи, а от воплей его, аки от свиста Соловья-Разбойника, закладывает уши, но вот глубины и блеска, присущих, скажем, предыдущему «Building The Machine», здесь не найти. Но уж больно хороши на фото хьюзовы расшитые рубашечки, надо бы фасончик срисовать...


ASHANTI «CHAPTER II»

Murder Inc Records*

В середине июля эта пластинка занимала первое место в хит-параде Billboard. Оно и понятно — лето, отпуск, море и пляж, девушка красивая лежит в кустах нагой... Ой, извините, это митьки некстати вспомнились. Хотя девушка имеет место быть — вкладка к диску разворачивается в постер, а на нем — большое фото певицы Ашанти в купальнике. Повесил над кроватью — и сиди, слушай. Ашанти на фото такая свеженькая, лоснящаяся, аппетитная, что за ее разглядыванием как-то пропускаешь мимо ушей музыку — обычный коммерческий R’n’B с электронными ударными, бесконечными вокальными фиоритурами, всхлипами, подвываниями и глупыми текстами про любовь. Альтернативы Кристине Агилере и Дженнифер Лопез не составит, хотя идея с междупесенными моно- и диалогами довольно оригинальна. Вообще, пользы от Ашанти много: посмотрев на нее, хочется и самой привести в порядок мысли, душу, тело, финансовый счет, купить себе новый купальник и отправиться на море. Пусть и в сентябре.


THE WHO

«LIVE AT THE ROYAL ALBERT HALL» (2 CD)

Steamhammer/SPV**

Ты борешься со смертью, но смерть может настигнуть тебя в любой момент. Последние несколько лет The Who активно собирали средства в помощь подросткам, страдающим раковыми заболеваниями. Именно с этой целью 27 ноября 2000 года был дан большой концерт в Альберт-Холле. Но получилось так, что это шоу стало одной из последних записей басиста Джона Энтуисла, скончавшегося двумя годами позже во время очередных гастролей. Так что издание — фактически в память о нем, хотя на обложке об этом ни слова. Да и в память о самой группе тоже. Так что концертный альбом можно рассматривать как важный исторический документ. Новых песен тут по понятным причинам нет, но своей рок-н-ролльной энергии и посконного драйва «старички» не утеряли. Да, голос у Роджера Долтри заметно сел, но тут на помощь пришла молодежь: Пол Уэллер, Эдди Веддер, Брайан Адамс и Келли Джонс, исполняющие классические хиты The Who. На гитаре также отметился Ноэль Галлахер, а в качестве сессионного барабанщика выступил Зак Старки (сын Ринго). Вместе они взяли последний (и очень мощный) аккорд в истории группы — в память о великих, в помощь всем нам.


ENCHANT

«TUG OF WAR»

InsideOut**

В период, когда такие монстры прог-рока, как Rush, после долгих лет вынужденного молчания выдают весьма неоднозначный в стилевом и художественном отношении продукт, а Dream Theater все больше погрязают в гигантомании и самоповторах, взор сам собой направляется в сторону их последователей — Enchant. Эти скромные, неамбициозные и работоспособные парни из Сан-Франциско на сцене вот уже почти 15 лет. «Tug Of War» можно назвать окончанием трилогии, начатой «Juggling 9 Or Dropping 10» (2000) и «Blink of An Eye» (2002). Несмотря на то, что в новом альбоме Enchant практически не выходят за рамки найденного за последние годы «фирменного» стиля и не занимаются радикальными экспериментами, ими не утеряно самое главное — глубина, содержательность, эмоциональность, вдохновенность. Сочетая интеллектуализм и лиричность, они подтверждают, что прог-рок — это музыка не только для мозгов, но и для души. Сложные гитарные риффы и атмосферные клавишные, полетные гитарные соло и высокий, напряженный голос Теда Леонарда воплощают в звуках так характерные для Enchant оттенки светлой меланхолии. Завершает альбом весьма забавный, яркий и виртуозный инструментал с интригующим названием «Progtology», за которым следует кода под заголовком «Comatose»... Надеемся, ребята просто пошутили, и не впадут после этого диска в долгую творческую спячку.

наверх

 

   
ListenListen
ListenListen

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"