JAZZАЛЬБОМ l #9/2003
Дмитрий УХОВ *
MCCOY TYNER
«THE LAND OF GIANTS»
Telarc Jazz**
Маккоя Тайнера — пианиста квартета Джона Колтрейна на пике его
карьеры — представлять нет необходимости. В 1965-м пути саксофониста
и пианиста разошлись, но именно Тайнер все эти годы (особенно после
смерти Колтрейна в 1967 году) сохранял лучшие их совместные достижения
— удивительное сочетание свободной (но не анархичной) модальной
импровизации с плотным гармоническим аккомпанементом. Но в июле
прошлого года в Лондоне Маккой Тайнер и его старые друзья, в том
числе вибрафонист Бобби Хатчерсон, дали концерт в духе классического
бибопа — то есть теперь уже мэйнстрима. Молодые неоконсерваторы
из компании Уинтона Марсалиса, которые попрекали поколение «отцов»
излишним радикализмом, пусть лучше поучатся у этого квартета (с
Чарнетом Моффетом — бас и Эриком Харлендом — барабаны) играть стандарты
«дешево и сердито», или, как говорят в джазе, straight-ahead, и
сочинять такие темы, как «Steppin'» Тайнера. О том, что это настоящие,
не приукрашенные никакими студийными трюками спонтанные импровизации,
говорит даже некоторая путаница в записи финала упомянутой композиции.
В общем, еще одно доказательство того, что «старое золото не ржавеет».
NICK LEVINOVSKY & FRIENDS
«QUIZ»
NLO***
Руководитель лучшего советского джаз-ансамбля 80-х — «Аллегро»
— Николай Левиновский в Нью-Йорке стал одним из самых авторитетных
музыкантов, чья профессия определяется старомодным словом «концертмейстер»,
то есть «аккомпаниатор», в данном случае — танцевальных классов.
Но джаз не бросает — наоборот. Завел собственное дело — небольшую
компанию NLO и выпускает вот уже четвертый свой диск. Музыкантов,
которые с ним играют, представлять не надо — кроме Игоря Бутмана
(тенор-саксофон) и Бориса Козлова (контрабас) — это и постоянный
гость московского «Ле Клуба» вибрафонист Джо Локк плюс два барабанщика
— Тим Хорнер и Виктор Льюис. Такой состав не может играть неинтересно.
Особенно джазовые стандарты — «Now's the Time» Паркера и «Virgo»
Шортера. Самого Левиновского в аранжировках и импровизациях на
эти темы можно сравнить с великим Телониусом Монком, а весь ансамбль
— с акустическими проектами Майкла Бреккера. Жаль, на родине Николай
появляется редко — мы бы лишний раз убедились, насколько спонтанно
возникают «головоломки» («Quiz» — это название диска). И, похоже,
записано это так, что все отгадки «проявятся» только на высококлассной,
желательно ламповой, аппаратуре.
NILES PETTER MOLVAER
«NP3»
Sula/Universal Norway*
Читатели «Салона AV», возможно, еще помнят, с каким восторгом
мы (в числе многих других) приветствовали первый диск «Khmer» Нильса
Петера Мольвэра — трубача из команды Яна Гарбарека и, соответственно,
выпущенный фирмой ЕСМ. К тому же это был один из первых джазовых
альбомов, переизданных также в форме ремиксов. Второй диск Мольвэра
«Solid Ether» продолжил ту же линию новомодного «электронного джаза»,
поскольку в этом жанре Норвегия впереди планеты всей. Мольвэр явно
решил не отставать от земляков и выпустил (похоже, за свой счет,
потому что название фирмы — Sula — одновременно и название городка,
в котором трубач родился и вырос) альбом, в котором трип-хоповые
вокальные краски и отдаленное эхо майлз-дэйвисовской «Фиесты» становятся
аморфными, как нью-эйдж. Ну ладно, не нью-эйдж, а эмбиент. Но —
джаз, даже самый экзотический, у Мольвэра явно получался лучше.
BLOSSOM DEARIE
«THE PIANIST LES BLUE STARS»
Gitanes/Universal*
Два в одном — фортепианное трио с одного диска и вокальный октет
— с другого. Блоссом Диери в 40-е годы пела в вокальном ансамбле
при оркестре Вуди Германа, но в начале 50-х переехала в Париж.
Организовала там вместе с сестрой Мишеля Леграна, Кристьян, вокальный
октет «Les Blue Stars» («Голубые звезды» на том самом франглэ —
остроумной смеси французского с английским, вроде «Ле Клуб» и «Ле
Биг Мак»), с которым сотрудничал и сам Мишель Легран (он аккомпанирует
здесь в одном номере). В начале 60-х в группу пришел земляк Диери
— певец Уорд Свингл, и из «Голубых звезд» сразу получились две
лучшие вокальные группы джаза — «Двойная шестерка» и «Свингл Сингерз»
— те самые, что первыми стали адекватно петь Баха в джазовом стиле.
Блоссом Диери, впрочем, решила сделать сольную карьеру певицы-пианистки
на родине в США (ее пример, несомненно, вдохновлял новомодную Дайану
Кролл). И одно время ей везло — это для нее Дэйв Фришберг написал
как бы лирическую балладу «Peel Me a Grape», она получала разные
премии, но до моды на певцов-пианистов типа Гарри Коника или же
Кролл было еще далеко. А между тем Диери — отличная исполнительница
салонных стандартов (то, что в джазе называют «bar pianist»). Если
бы на диске нашлось место для ее сольного пения, получилась бы
отличная антология ее творчества. Впрочем, за ту цену, по которой
продаются диски серии Jazz In Paris, и то, что есть — уже много!
Диски любезно предоставлены:
* магазином-салоном «Пурпурный легион
на Новокузнецкой»;
** Howard Mandel;
*** Николаем Левиновским.
Net—джазу
25 июня в седьмой раз прошла ежегодная церемония вручения призов
международной Асссоциации джазовых журналистов (JJA). По форме
она проходит как «Грэмми» или «Оскар»: результаты голосования
более чем трехсот членов ассоциации оглашает журналист (или по-нашему
— критик), имеющий к той или иной номинации прямое отношение.
Приятно отметить, что и о диске-победителе Wayne «Shorter Footprints
Live», и обо всех номинантах (кроме одного, выпущенного небольшой
независимой компанией Palmetto) наш журнал успел своевременно
проинформировать своих читателей. Мне, как председателю российской
секции JJA и ведущему нашей рубрики NET — джазу, собственно,
и было поручено огласить, какой веб-сайт и за что удостоился
приза в этом году. Им стал www.allaboutjazz.com (о котором в
нашей рубрике также писалось). Думаю, что ресурс этот удостоился
приза JJA потому, что искренне стремится к объединению джазменов,
критиков и простых любителей музыки и для этой цели даже начал
выпускать офф-лайновое издание — ежемесячник «All About Jazz»
(пока скромного газетного формата), который уже стал очень популярным
в Нью-Йорке и его окрестностях, но постоянно расширяет свою сферу
распространения.
|